Дифференцирование ассортимента по АВС-методу




Введение

 

В целях укрепления позиции на рынке руководство оптовой фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент.

Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Свободных складских помещений также нет.

Перед службой логистики фирмы была поставлена задача сокращения общего объема товарных запасов с целью сокращения затрат на их содержание и высвобождения ресурсов для расширения ассортимента.

Снижение запасов при этом не должно отразиться на уровне клиентского сервиса, т.е. на готовности компании к поставке товаров потребителям.

Торговый ассортимент фирмы, годовые и квартальные объемы продаж по отдельным позициям представлены в задании в таблице.

Норма запаса, установленная в компании, составляет

 

20 дней,

 

т.е. средний запас рассчитан на 20 дней работы фирмы.

Число рабочих дней в году составляет

N = 330 дней.

Норма запаса одинакова по всем позициям ассортимента.

Годовые затраты на хранение на фирме в среднем составляют 30% от стоимости среднего запаса:

М = 0,3 ед/год,

где М - доля затрат на хранение в стоимости среднего запаса.

Выполняя задание руководства, служба логистики разделила весь торговый ассортимент на три группы А, В и С по признаку доли в реализации, а затем предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса:

· для товаров группы А (лидеры в реализации) - сократить норму запаса и довести ее до 10 дней;

· для товаров группы В (средняя доля в реализации) норму запаса оставить без изменения - 20 дней;

· для товаров группы С (очень низкая реализация) Увеличить норму запаса, доведя ее до 30 дней.

Анализ динамики продаж, который можно провести по таблице 1 поквартально, свидетельствует, что разные позиции ассортимента фирмы существенно отличаются друг от друга по показателю стабильности продаж.

Позиции с высокой амплитудой колебаний спроса при прочих равных условиях требуют более тщательного контроля и более высоких страховых запасов, чем позиции, потребляемые стабильно.

В связи с этим служба логистики выполнила также и анализ XYZ, разделив весь ассортимент на группы X, Y и Z по признаку стабильности спроса.

Показателем при этом выбран коэффициент вариации квартального спроса.

Результаты XYZ - анализа, соединенные с результатами АВС - анализа, позволили рекомендовать для отдельных продуктов компании разные системы контроля управления запасами.


Дифференцирование ассортимента по АВС-методу

 

. Сформировали цель АВС - анализа.

. Объектом управления в данной работе является отдельная позиция ассортимента.

. Признаком дифференциации ассортимента на группы А, В и С в данной работе является доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж.

. Сформируем таблицу 2, заполнив на основе исходных данных графы 1 и 2. Рассчитали долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации. Результат внесли в графу 3.

 

Таблица 1 - Доля продукта в общей реализации.

Наименование продукта Годовой объем реализации, тыс.руб. Доля продукта в общей реализации, %
Ручка шариковая CORVINA-51 синяя   11,34
Бумага А3, бел, SVETOCOPY 80г/кв.м, 500л   9,63
Карандаш ч/г KON-I-NOOR “Blacksun”, HB   8,53
Бумага А3, бел, СНЕГУРОЧКА 80г/м,500л   5,89
Карандаш ч/г CENTRUM “Neon”, HB   5,30
Бумага А4, бел, СНЕГУРОЧКА 80г/кв.м, 500л   5,30
Дырокол LAMARK Cosmic на 40л с линейкой   5,17
Бумага А4, бел, SVETOCOPY 80г/кв.м, 500л   4,92
Клей канцелярский 110г   3,76
Маркер текстовый CENTROPEN, желтый   3,01
Тетрадь А5, 24л, клетка цв.обложка, скрепка   2,98
Корр. Жидкость + разбавитель CENTRUM   2,96
Тетрадь А5,48л, клетка, HATBER «Времена года»   2,88
Клей ПВА 65г, «Капля»   2,87
Степлер №10 CENTRUM “MINI” на 5л   2,68
Скобы для степлера 24/6 LACO, 1000шт.   2,64
Клей-карандаш 09г, BRAUBERG   2,51
Файл А4, ESSELTE, гладкий   2,44
Дырокол Erich Krause на 70 листов   2,32
Клей-карандаш 10г, LACO   2,23
Степлер №10 LACO на 12л, синий   1,81
Обложка для тетради   1,56
Корректирующая ручка LAMARK, 9мл   1,16
Карандаш механич. 0,5мм, PILOT “Better”   1,05
Карандаш механич. 0,5мм, PILOT “Super Grip”   0,98
Бумага с клеевым краем 38х50мм, HOPAX   0,92
Ватман А1,200г/кв.м., «ГОЗНАК»   0,38
Маркер перманентный SCHNEIDER, черный   0,31
Алфавитная книжка А5, STAFF   0,25
Ручка гелевая CROWN, 0,7мм   0,25
Скоросшиватель картонный РИНГО, 30мм   0,25
Ножницы CENTRUM, 25см, с резин. вставкой   0,23
Ручка ZEBRA, автоматическая   0,23
Блокнот А7+,40л, клетка, Хатбер   0,21
Кнопки 12мм, 100шт., PROFF   0,20
Скрепки 33мм,500шт, CENTRUM   0,19
Нож канцелярский   0,17
Бизнесс-органайзер А5 CENTRUM   0,16
Ножницы MAPED Universal, 17см   0,15
     
Цветная бумага А4, 8цв., 16л ПИФАГОР   0,09
Линейка Stamm черная (30см)   0,07
Папка-регистратор РИНГО, А4, 7,5см, синяя   0,06
Бумага копировальная А4, 100л, синяя   0,05
Ластик Koh-I-Noor 300   0,05
Ластик Pilot 61x22x12мм   0,04
Ручка капиллярная PILOT, 0,5мм, синяя   0,03
Папка на 20 вкладышей PROFF   0,03
Доска магнитно-маркерная 90х180см, PROFF   0,02
Визитница Protégé “Etude”   0,01
Флипчарт 72*103см LAMARK на роликах   0,01
ИТОГО    

 

. Выстраиваем ассортиментные позиции в порядке убывания доли продукта в общей реализации.

Результаты внесли в таблицу 2

логистика ассортимент дифференцирование анализ

Таблица 2 - АВС - анализ.

Наименование продукта Годовой объем реализации, тыс. руб. Доля продукта в общей реализации, % № строки упорядоченного списка № позиций ассортимента упоряд. списка нарастающим итогом в % к общему количеству позиций ассортимента (ОХ) Доля продукта нарастающим итогом, % (OY) Принадлежность к группам А, В и С
Ручка шариковая CORVINA-51 синяя   11,34     11,34 А
Бумага А3, бел, SVETOCOPY 80г/В.м, 500л   9,63     20,97  
Карандаш ч/г KON-I-NOOR “Blacksun”, HB   8,53     29,5 А
Бумага А3, бел, СНЕГУРОЧКА 80г/м,500л   5,89     35,39  
Карандаш ч/г CENTRUM “Neon”, HB   5,30     40,69  
Бумага А4, бел, СНЕГУРОЧКА 80г/В.м, 500л   5,30     45,99  
Дырокол LAMARK Cosmic на 40л с линейкой   5,17     51,16  
Бумага А4, бел, SVETOCOPY 80г/В.м, 500л   4,92     56,08  
Клей канцелярский 110г   3,76     59,84  
Маркер текстовый CENTROPEN, желтый   3,01     62,85  
Тетрадь А5, 24л, клетка цв.обложка, скрепка   2,98     65,83  
Корр. Жидкость + разбавитель CENTRUM   2,96     68,79  
Тетрадь А5,48л, клетка, HATBER «Времена года»   2,88     71,67  
Клей ПВА 65г, «Капля»   2,87     74,54  
Степлер №10 CENTRUM “MINI” на 5л   2,68     77,22  
Скобы для степлера 24/6 LACO, 1000шт.   2,64     79,86  
Клей-карандаш 09г, BRAUBERG   2,51     82,37  
Файл А4, ESSELTE, гладкий   2,44     84,81  
Дырокол Erich Krause на 70 листов   2,32     87,13 А
Клей-карандаш 10г, LACO   2,23     89,36  
Степлер №10 LACO на 12л, синий   1,81     91,17  
Обложка для тетради   1,56     92,73  
Корректирующая ручка LAMARK, 9мл   1,16     93,89 В
Карандаш механич. 0,5мм, PILOT “Better”   1,05     94,94  
Карандаш механич. 0,5мм, PILOT “Super Grip”   0,98     95,92  
Бумага с клеевым краем 38х50мм, HOPAX   0,92     96,84  
Ватман А1,200г/кв.м., «ГОЗНАК»   0,38     97,22  
Маркер перманентный SCHNEIDER, черный   0,31     97,53  
Алфавитная книжка А5, STAFF   0,25     97,78  
Ручка гелевая CROWN, 0,7мм   0,25     98,03 С
Скоросшиватель картонный РИНГО, 30мм   0,25     98,28  
Ножницы CENTRUM, 25см, с резин. вставкой   0,23     98,51  
Ручка ZEBRA, автоматическая   0,23     98,74  
Блокнот А7+,40л, клетка, Хатбер   0,21     98,95  
Кнопки 12мм, 100шт., PROFF   0,20     99,15  
Скрепки 33мм,500шт, CENTRUM   0,19     99,34  
             
Нож канцелярский   0,17     99,51 С
Бизнесс-органайзер А5 CENTRUM   0,16     99,67  
Ножницы MAPED Universal, 17см   0,15     99,82  
Цветная бумага А4, 8цв., 16л ПИФАГОР   0,09     99,91  
Линейка Stamm черная (30см)   0,07     99,98  
Папка-регистратор РИНГО, А4, 7,5см, синяя   0,06     100,04  
Бумага копировальная А4, 100л, синяя   0,05     100,09  
Ластик Koh-I-Noor 300   0,05     100,14  
Ластик Pilot 61x22x12мм   0,04     100,18  
Ручка капиллярная PILOT, 0,5мм, синяя   0,03     100,21  
Папка на 20 вкладышей PROFF   0,03     100,24  
Доска магнитно-маркерная 90х180см, PROFF   0,02     100,26  
Визитница Protégé “Etude”   0,01     100,27  
Флипчарт 72*103см LAMARK на роликах   0,01     100,28  
ИТОГО            

 


6. Далее по результатам построили кривую АВС - анализа.

 

Рисунок 1 - Кривая АВС - анализа.

 

. Кривая АВС - анализа позволило графическим способом определить процентное содержание долей в ассортименте и в реализации.

 

Рисунок 2 - Алгоритм определения групп ассортимента.


Алгоритм определения групп А, В и С ассортимента фирмы состоял в следующем.

На рисунке 2, где построена АВС - кривая, провелась диагональ квадрата OD. Параллельно этой диагонали к АВС - кривой провели касательную Р1Р2. В точке касания М установили перпендикуляр к оси абсцисс. Этим самым на оси абсцисс выделяется отрезок 0-1, соответствующий первой выделенной группе А ассортимента.

Далее из точки М провели прямую MD и параллельно этой прямой к АВС - кривой вновь построили касательную q1q2. Из точки N касания опустили перпендикуляр на ось абсцисс - полученный отрезок оси 1-2 определяет группу В ассортимента. Отрезок 2-3 оси абсцисс соответствует группе С ассортимента.

Таким образом, все три группы ассортимента являются выделенными. Результат этой работы занесли в графу 7 таблицы 2, показав тем самым какие именно продукты (или товары) входят в группы А, В и С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: