Функционально – семантический аспект субстантивации




В настоящее время мы уделяем своему вниманию большой литературой о субстантивации прилагательных и причастий в русском языке. Данное явление рассматривалось преимущественно в историко – лексическом, собственно – морфологическом и словообразовательных аспектах.

Следует отметить, что некоторые исследователи стремились уточнить содержание термина «субстантивация». Указывая на неоднородность языковых явлений, которые относят к субстантивации, они предлагали ограничить область применения этого термина.

Однако в работах последних лет нередко субстантивация по – прежнему понимается широко, как «переход прилагательных в существительные, а также употребление прилагательных в значении существительных».

При широком понимании субстантивации наибольший интерес представляет функционально – семантический аспект этого явления.

Для выяснения семантических функций субстантиватов в системе языка необходимо определить, в каком отношении находится класс субстантиватов, а быть точнее относится ли к лексико – грамматическим и лексико – семантическим разрядам существительных, имеет ли он особую семантическую функцию, отличную от семантических функций лексико – семантических разрядов существительных или же субстантивы распределяются среди уже существующих лексико – семантических групп существительных и их специфика не выходит за пределы словообразовательного уровня.

Из исследований В.В. Лопатин мы знаем, что есть 12 словообразовательных типов субстантиватов, которые по всем семантическим признакам сводятся под определенные границы лексико-семантических групп существительных. Например, название лица по характерному для него признаку (тихие – тихоня, горбатый – горбун и т.д.), название помещения по его назначению (спальная – спальня, курильная – курилка и др.),названия видов денег и платежей (суточные, наличные, отпускные, авторские и т.д.) и многие другие типы.

Но имеются и исключения, которые в основном состоят из субстнтиватов среднего рода со значением «обобщенной субстанции, характеризующейся наличием признака, обозначенного основой мотивирующего прилагательного, или характеризующейся отношением к действию» (новое, далекое, психическое, речевое, уходящее, услышанное и др.).

Как сам В.В.Лопатин утверждает, что такой тип субстантиватов не может иметь каких-либо синонимичных продуктивных типов среди многочисленных способов словообразования существительных, нами известных.

Но в целом субстантивация рассматривается В.В.Лопатиным как единственный верный, правильный способ именного словообразования, функционально аналогичной суффиксации.

Для выяснения семантических функций субстантиватов в системе речи необходимо для этого выяснить, во-первых, какую роль они выполняют в процессе передачи семантического содержания в пределах высказывания, фразы или большего отрезка речи. Если рассматривать речевую субстантивацию как явление функциональное, то она имеет различий больше, чем тождеств. При языковой субстантивации прилагательное неизменно приобретает совершенно новую номинативную функцию (молодые – молодожены, спиртное – вино, столовая и др.), а речевую субстантивацию не стоит всегда рассматривать субстантив как новую номинативную единицу, т.е. как окказионализм или потенциальные слово.

Очень часто речевой субстантив является сугубо контекстуальным образованием, выполняющим не новую номинативную, новую коммуникативную функцию в пределах данной речевой ситуации.

В таких случаях субстантивы в номинативном и коммуникативном отношениях не тождественны существительным.

Речевые субстантиваты по функционально – семантическим признакам делятся на две группы:

1. Словообразовательные субстантивы (окказионализмы) как явление нерегулярное, случайное;

2. Функциональные, синтаксические субстантивы как явление регулярное, автоматизированное.

Речевые субстантивы – окказионализмы выполняют номинативно – характеризующую функцию.

В данном случае субстантивы образуют новое наименование, служащее не столько для обозначения, сколько для характеристики явления по тому или иному признаку, который выражается соответствующим прилагательным или причастием.

Речевые субстантивы создаются по образцу языковых словообразовательных субстантивов типа горничная, больной, столовая и др.

Контекстуально обусловленному лексическому значению и синтаксической функции противоречит только его морфологическая форма.

Вторую группу речевых субстантивов составляют несловообразовательные субстантивы, явление функционально – синтаксическое. Имеется в виду такое употребление прилагательных, когда они в предложении занимают синтаксические позиции существительных, однако в семантическом отношении не тождественные им.

Несловообразовательные субстантивы не могут быть названы потенциальными словами, поскольку они не содержат в себе лексического переосмысления, характерного для слов, получивщих в употреблении новое лексическое значение.

Если субстантивы – окказионализмы можно считать транспозицией на словообразовательном уровне, то субстантивы второй группы – это явление синтаксической транспозиции прилагательных и причастий в область функционирования существительных.

Синтаксическая транспозиция прилагательных характеризуется регулярностью. Это значит, что в принципе любое прилагательное в определенных контекстуальных условиях может быть подвергнуто субстантивной транспозиции.

Указательная функция несловообразовательных субстантивов подразделяется на конкретно – указательную, неопределенно – указательную и обобщенно – указательную.

1. Субстантивы, выполняющие конкретно – указательную функцию, не называют предмет, а указывают на него через наименование его признака.

2. Субстантивы, выполняющие неопределенно – указательную функцию, указывают на предметы и лица, о которых у говорящего не сложились понятия и существует только представление о них.

3. Обобщенно – характеризующую функцию выполняют субстантивы, имеющие форму единственного числа среднего рода: далекое, знакомое, любопытное и т.п.

Морфологические особенности всех субстантиватов, выполняющих указательно – характеризующую функцию, имеют синтаксическую мотивированность, поэтому они не являются лексическими или грамматическими, как это обычно происходит при переходе слов в другую часть речи.

Синтаксические позиции прилагательных в предложениях являются качественно неоднородными.

Сильной позицией является положение, в котором прилагательное выступает в характеризующей функции.

Позиции, в которых прилагательные выполняют характеризующую, указательно – характеризующую функции, являются слабыми. В сильной позиции прилагательные имеют полную словоизменительную парадигму. В слабой позиции прилагательные полностью не реализуют свою парадигму, в частности, не изменяются по родам, а иногда и по числам – при субстантивном употреблении, не склоняются – при характеризующим.

Указательно – характеризующую функцию этих форм следует рассматривать как одну из синтаксических функций имен прилагательных, наравне с атрибутивно – характеризующей и предикативно – характеризующей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: