Сущность невроза, его генезис и психологические подходы к пониманию неврозов




Интернет-зависимость как новый технологический способ бытия-в-мире в связи с онтологической уверенностью-неуверенностью и невротизацией личности на примере старшего школьного возраста

Работу выполнила:

студентка 4 курса 1142 группы очного отделения

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология образования»

Анфёрова Юлия Николаевна _____________________________ (подпись)

 

 


«Допущена к защите в ГЭК»:

Зав. Кафедрой _______________ _____________________________

«____» ________________ 2017 г.

 

 

Научный руководитель:

Профессор, доктор психологических наук

Коптева Наталья Васильевна

________________________________ (подпись)


Пермь 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ........................................................................................................................... 2

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК ПОНИМАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, НЕВРОЗА И ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ УВЕРЕННОСТИ................................................................................ 8

1.1 Подходы к интернет-зависимости, определения и критерии.................................... 8

1.2 Невроз............................................................................................................................. 19

1.2.1 Сущность невроза, его генезис и психологические подходы к пониманию неврозов 19

1.2.2 Интернет зависимость как невроз и отклоняющееся поведение........................... 28

1.3 Онтологическая уверенность –неуверенность как экзистенциальные положения воплощенности – невоплощенности и связанные с ними переживания.......................................................... 31

1.4 Постановка проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования....................... 36

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................ 39

2.1 Организация исследования и характеристика выборки................................................ 39

2.2 Диагностический инструментарий исследования......................................................... 40

2.2.1 Методика изучения онтологической уверенности Н.В. Коптевой........................ 40

2.2.2 Тест Интернет-зависимости Чена........................................................................... 44

2.2.3 Опросник невротических расстройств H.D. Hansgen............................................. 47

2.3 Методы статической обработки данных....................................................................... 50

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...................................................... 52

3.1. Структура симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности, как переживания бытийных опор в общей выборке старшеклассников................................................................................................................. 52

3.2. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и невротизации личности в общей выборке старшеклассников................................................................................................................. 58

3.3. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и характеристик онтологической уверенности (переживания бытийных опор) в общей выборке старшеклассников................................ 63

3.4. Различия выраженности невротических личностных черт и характеристик онтологической уверенности в группах старшеклассников, отличающихся уровнем выраженности интернет-зависимости.......................................................................................................................... 66

3.5. Группы школьников, различающиеся уровнем выраженности симптомов интернет зависимости и проблем, связанных с интернетом, различия выраженности невротических личностных черт и характеристик онтологической уверенности в группах..................................................... 70

3.6 Различия выраженности невротических личностных черт и характеристик онтологической уверенности в группах учащихся с разной степенью выраженности показателей проблем, связанных с интернет-зависимостью и симптомов интернет-зависимого поведения........................... 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................... 76

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 83


 

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам - всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

Существует множество определений интернет-зависимости, ещё больше подходов к её формированию, оценок данного феномена. Однако несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме интрент-зависимости, нет четкого её определения, определения её психологической природы. До сих пор многие авторы представляют свои концепции, раскрывая всё новые аспекты формирования патологического использования компьютерных технологий (Емелин, Тхостов, Рассказова, 2013; Калин, Малкова, 2012). Некоторые авторы в своих концепция подчеркиваю позитивный стороны феномена интернет-зависимости (Войскунский, 2000).

Исходя их терминологии, «зависимость», или «аддикция», предполагает отклоняющееся поведение, ненормативное. В то же время недостаточно дифференцированы понятия отклоняющееся поведение и невроз. Подобное смешение существует даже в психоаналитической литературе. Так Райкрофт пишет: «Принципиальное различие между расстройством поведения и неврозом, похоже, состоит в том, что если нормальный человек, сталкиваясь с неприемлемыми импульсами, реагирует выборочными запретами (сознательное подавление), а невротик в аналогичной ситуации – тотальным запретом, то индивиды с расстройствами поведения в состоянии напряженности склонны к неадекватным действиям. Они «играют», как говорят психоаналитики». Он считает нужным разграничить данные понятия (Власова, 2012).

В то же время у невроза и отклоняющегося поведения есть сходство, по Фрейду они имеют общие истоки, в реальности проявления нормы, невроза и отклоняющегося поведения встречаются вместе (примером этого выступает описание З. Фрейдом личности Леонардо да Винчи). (Фрейд, 1999) Есть мнение, что к интернет зависимости располагают определенные черты личности, сближающиеся с невротическими.

Подобно тому как невроз – едва ли не самое «мутное» понятие в психиатрии, статус зависимого поведения в такой важной и актуальной форме как интернет-зависимое поведение также является неопределенным, то же можно сказать о понятии нормы в психологии (наличии разных подходов к ее пониманию, равно как и к психологическому здоровью).

В экзистенциальной психологии невроз и психологическое здоровье различаются как существование подлинное и неподлинное. Р.Лэйнг в своей концепции соотносит их с экзистенциальными положениями воплощенности, участия в жизни и невоплощенности, самоотчуждения и отчуждения (Лейнг, 2005). На наш взгляд, это имеет непосредственное отношение к интернет зависимости, так как уход в виртуальную реальность на сегодняшний день можно сравнить в крайних своих проявлениях как отрешение от собственного тела. В данном контексте интернет-зависимость необходимо рассматривать как новый, «бестелесный» технологический способ бытия-в-мире (Автономов, 2013). Однако, несмотря на явные параллели, приведённые выше, экзистенциальный подход к пониманию интернет-зависимости в психологии только намечается.

Обозначенные противоречия составляют проблему исследования, актуальность ее связана с необходимостью уточнения понимания самого феномена интернет-зависимости, а соответственно процессов социализации молодого поколения в условиях массового распространения новых коммуникационных технологий.

Объект исследования: психологическое содержание интернет-зависимости старшеклассников в связи с онтологической неуверенностью и невротическими чертами личности.

Предмет исследования: интернет-зависимость как новый технологический способ бытия-в-мире и сопутствующие ей невротические черты личности.

Цель исследования: определить степень взаимосвязи интернет-зависимости с невротическими чертами личности и онтологической уверенностью-неуверенностью.

Задачи исследования:

1. Выявить факторную структуру характеристик онтологической уверенности, невротических характеристик личности и компонентов интернет-зависимого поведения в общей выборке старшеклассников;

2. Вывить в общей выборке старшеклассников степень взаимосвязи компонентов интернет-зависимости и:

· характеристик онтологической уверенности,

· невротических черт личности;

3. Выявить различия по характеристикам онтологической уверенности и невротическим чертам личности между группами старшеклассников, различающихся уровнем выраженности симптомов интернет-зависимого поведения и проблем, связанных с интернетом.

Гипотезы исследования:

1. Интернет-зависимое поведение является новым «бестелесным» способом бытия-в-мире, а потому имеет взаимосвязь с онтологической неуверенностью в целом и её отдельными характеристиками в частности;

2. Интернет-зависимое поведение усиливает (либо является следствием) невротизации личности, поэтому данные категории имеют прямые взаимосвязи;

3. Группы школьников, различающиеся уровнем выраженности интернет-зависимости различаются также по характеристикам онтологической уверенности и невротизации личности.


 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК ПОНИМАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, НЕВРОЗА И ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ УВЕРЕННОСТИ.

1.1 Подходы к интернет-зависимости, определения и критерии.

Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. А. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения интернет - зависимости. Далее эта проблема разрабатывалась американским исследователем К. Янг (Янг, 2009). Среди отечественных специалистов выделил психологические формы зависимостей Ц. П. Короленко. «Элементы зависимого поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» (Короленко,2011).

Понятие «Интернет-зависимость» сейчас объединяет следующие феномены:

- зависимость непосредственно от компьютера, то есть обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);

- информационная перегрузка, «электронное бродяжничество», то есть компульсивная длительная (многочасовая) навигации по веб-сайтам без конкретной цели; источником удовольствия служит факт пребывания в Сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в результате подобных блужданий;

- компульсивное применение Интернета, то есть патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;

- зависимость от «кибер-отношений», то есть от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или «флирта».

Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnosticand Statistical Manualo fmentaldisorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств). Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, «интернетомания» приводит почти к разрушению личности, и особенно это может касаться подростков и молодых людей, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в виртуальном мире (Идрисова, 2016).

Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических зависимостей. Отличие от остальных видов зависимостей в данном случае состоит не только в различии объектов привязанности, но и в том, что возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения (Янг, 2009).

Наряду с этим терминология проблемы еще не вполне устоялась. Существует множество синонимов (Интернет-аддикция, сетеголизм, нетаголизм, виртуальная аддикция, кибераддикция), обозначающих данное явление, определения которого так же различны. В самом общем виде, как мы уже сказали ранее, интернет-зависимость определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. В ряде источников можно найти более развернутое определение: Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Такая неопределенность в терминологии с одной стороны говорит о сложности феномена Интернет-зависимости, а с другой стороны, свидетельствует о недостаточной изученности проблемы (Антоненко, 2011).

Что же делает интернет настолько привлекательным для его пользователей? К. Янг приводит четыре причины, по которой люди «сбегают» в виртуальную реальность, а именно:

1. возможность анонимного общения;

2. возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3. чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;

4. неограниченный доступ к информации (Янг К., 2009).

Кимберли Янг охарактеризовала пять основных типов Интернет – зависимости (Янг, 2009):

1. компьютерная зависимость: пристрастие к различной работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2. компульсивная навигация в Сети: компульсивный поиск информации в удалённых базах данных;

3. перегруженность информацией: патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4. киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;

5. киберсексуальная зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

Этот же автор отмечает четыре признака, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Это (Янг, 2009):

1. Навязчивое желание проверить e-mail;

2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет (Янг, 2009).

Ц.П. Короленко выделяет следующие физические симптомы, по которым можно диагностировать появление интернет-зависимости:

1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типу мигрени;

4. боли в спине;

5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6. пренебрежение личной гигиеной;

7. расстройства сна, изменение режима сна (Короленко, 2011).

Также необходимо отметить особенности эмоционально-волевой сферы у интернет-зависимых пользователей. В частности отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Эти эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся сократить время пребывания в сети или совсем отказаться от неё, указывают на его психологическую зависимость от Интернета и на языке психиатрии называются «синдром отказа», «синдром отмены». В данном случае он отличается от «абстинентного синдрома» курильщиков, наркоманов, алкоголиков и людей, страдающих булимией тем, что у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности (Бабаева, 2010).

Важным отличием интернет-зависимости в социальных контактах является то, что при интернет-зависимости школьникам свойственно искать, находить и удерживать интернет-общение с новыми собеседниками, тогда как пользователи без зависимости от сети используют интернет-общение для поддержания уже имеющихся в реальной жизни контактов. То, что Интернет предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым потребностям, является одним из ее аддиктогенных качеств. При малейшем разочаровании или неудовольствии в Интернет-собеседнике можно прервать общение с ним/с ней и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в Интернете (Короленко, 2011). Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь Интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей. С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи Интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта. Здоровые пользователи Интернета в состоянии отграничить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом. Ц.П. Короленко пишет, что в Интернете человек не смущается и не сковывается. За монитором нет возможности его видеть, что позволяет ему чувствовать себя раскованно. Невозможность быть полноценно узнанным собеседниками по переписке предоставляет соблазн создать тот желаемый образ, который хотел бы воплощать старшеклассник в реальности. Наделяя себя желаемыми качествами, надевая идеальную «маску» для собеседников, обычно отличающуюся в лучшую сторону от представлений человека о себе самом, студент становится неуверенным в себе, потому что при выходе из чата исчезает и «идеальный» образ студента, созданный им (Короленко, 2011). Возникает чувство своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим, появляется нежелание вступать во взаимоотношения с людьми без гарантии понравиться. Проблемы в общении создают риск одиночества у школьника. Прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных, снижается уровень притязаний (Бабаева, 2010). Невозможность видеть и слышать партнёров по общению позволяет свободно обсуждать любые темы в сети. Этому способствует и то, что общение ведётся при помощи переписки, а не голосового общения. Студент привыкает высказывать своё мнение только письменно, начинает бояться высказываться при «реальных» людях, видя и слыша своих собеседников. Это создаёт проблемы при необходимости публичных выступлений и при ответе на экзаменах, при обсуждении коллективных дел группы и в ситуациях, требующих принятия решения (Бабаева, 2010). Лишь в 2000 г. появились первые работы клинического характера, в которых делаются попытки диагностировать у некоторых признающих себя зависимыми от Интернета субъектов те или иные формы обсессивнокомпульсивных или аффективных расстройств, иногда склонность к депрессивности, повышенной тревожности, несколько чаще - импульсивность или фобии. Однако подобные работы столь немногочисленны и опираются на столь малое количество испытуемых, что придти к определенным выводам пока не представляется возможным. Исследование в рамках «Фонда Развития Интернет», проведенное Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой определило круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательная потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях (Егоров А.Ю., 2007).

По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной (Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е., 2010)

Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости (Янг К, 2009).

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры (Егоров А.Ю, 2007).

А.Е. Войскунский считает, что в виртуальном пространстве иллюзорно удовлетворяются практически все потребности А. Маслоу, которые только способствует возникновению зависимости от сети Интернет. В частности:

1. физиологические (например, бурные виртуальные романы и т.п.);

2. безопасность (и анонимность);

3. принадлежность (к какой-либо виртуальной группе по интересам);

4. любовь и уважение (между участниками определённого виртуального сообщества);

5. самоактуализация (может быть достижима, в том числе возможностью иных самопрезентаций с актуальной обратной связью от респондентов) (Войскунский, 2010).

Мы видим, что несмотря на неустойчивость термина «интернет-зависимость» и большое количество его синонимичных вариаций, споров по поводу поведенческих проявлений данного феномена среди учёных нет. Среди наиболее распространенных из них можно назвать следующие: навязчивое желание проводить в сети все больше времени, неспособность вовремя отвлечься от работы в Интернете, появление негативных эмоций (раздражение, гнев) при вынужденном отвлечении от деятельности в сети, пренебрежение своими обязанностями (работа, учеба, семья), проблемы со здоровьем, связанные с постоянным использованием компьютера, улучшение эмоционального состояния при выходе в Интернет.


 

1.2 Невроз

Сущность невроза, его генезис и психологические подходы к пониманию неврозов

Для того, чтоб данная работа состоялась, необходимо определить не только аспекты, связанные с интернет-зависимым поведением. Следует также рассмотреть понятие невроза и взгляды на него со стороны разных психологических школ.

Термин «невроз» принадлежит шотландскому врачу Уильямому Кулленому (1776), введен в медицинскую практику в XVIII в. В литературе отмечается, что автор подчеркивал функциональную природу невроза и объединял этим понятием широкий круг страданий, зависящих от нарушения деятельности нервной системы и не сопровождающихся органической патологией каких-либо органов. На протяжении столетия врачи широко пользовались этим термином, включая в группу неврозов не только большинство нервных и психических болезней, но и некоторые соматические нарушения без стойких морфологических изменений. (Гурьева, 1996)

Медицинский подход в описании невроза акцентирует своё внимание на том, что невроз — это констелляция симптомов, развивающихся и имеющих закономерности развития и, следовательно, в зависимости от диагноза, синдрома и стадии подлежит определённому лечению.

Сам термин «невроз» стали связывать с представлением о функциональной природе страдания, а благодаря работам Л. Струмпел (1878), Г. Вестфал (1880), Ж. Чарко (1888), П. Жан (1903), Р. Дюбуа (1909) и других исследователей утвердилось мнение о психогенной обусловленности этого заболевания.

В разных психологических школах невроз и его генезис рассматривается неоднозначно.

В. Шутц полагал, что неврозы — это форма патологии, связанная именно с характером удовлетворений личностной потребности в любви.

Многие представители отечественной и зарубежной психиатрии (Юдин Т. Н., 1935; Попов Е. А., 1954; Бумке О., 1928; Вейтбрехт Х., 1963, и др.) еще задолго до подходов, положенных в основу современных систематик, не считали неврозы самостоятельным заболеванием. Т. И. Юдин, например, определял невроз как понятие, отражающее лишь фазу и выраженность нарушений психической деятельности (Юдин, 1951).

Смулевич А. Б. в своей работе «Невротические расстройства (неврозы)» даёт следующее определение понятию невроз: невротические расстройства - группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующихся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни.

К.М. Быков пользовался термином «невроз» как широким общепатологическим понятием. Согласно словам К.М. Быкова «Неврозы — это начало всякого заболевания, какова бы ни была его причина». Под неврозом он понимал любое функциональное нарушение независимо от его причины.

Ряд авторов, исходя из взглядов И. П. Павлова, под термином «невроз» понимает те состояния патологически измененной высшей нервной деятельности, которые произошли вследствие перенапряжения или самих нервных процессов, или их подвижности.

Предложены многочисленные классификации неврозов. В МКБ-10 термин «невроз» заменен на «невротическое расстройство». Подобные расстройства в МКБ-10 обозначаются с F40 по F48. В этом разделе расположены следующие рубрики:

· F40. Фобические тревожные расстройства: к ним относятся агорафобия, социальные фобии, другие аналогичные расстройства.

· F41. Панические расстройства.

· F42. Навязчивые мысли: к этой группе относятся навязчивые ритуалы и действия, обсессивно-компульсивные расстройства.

· F43. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации.

· F44. Диссоциативные расстройства.

· F45. Соматофорные расстройства.

· F48. Другие невротические расстройства.

Наиболее удачной считают немедицинскую классификацию, которая разделяет неврозы по следующим формам:

1. Неврастения.

2. Невроз навязчивых состояний.

3. Истерия.

4. Невроз страха.

5. Ипохондрический невроз.

6. Депрессивный невроз.

Дадим краткую характеристику каждой формы невроза.

Неврастения. Общая характеристика неврастении — это раздражительная слабос­ть нервной системы, основные признаки которой — лег­кая возбудимость и быстрая истощаемость нервных функций. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство). Характеризуется навязчивыми мыслями, маниями и фобиями, а также многократно повторяющимися действиями, направленными на подавление тревожности и страха. Появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.

Истерия — Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук. При всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.

Невроз страх а (тревожный невроз)- психическое расстройство, обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. Характеризуется, в первую очередь, повышенной общей тревогой, а также различными физиологическими симптомами, связанными с работой вегетативной нервной системы.

Ипохондрический невроз - расстройство, которое сопровождается постоянной тревогой о собственном здоровье. Человек становится мнительным, приписывает какую-то болезнь своему отдельному органу или организму в целом. При этом легко возникают различ­ные тягостные ощущения в тех или иных частях тела. При обследовании обычно оказывается, что причин для беспокойства нет, и мнимые диагнозы, поставленные человеком самому себе, не подтверждаются. Ипохондрики считают, что у них должно быть абсолютное здоровье, уравновешенность и бесстрашие. Малейший знак противоположного делает их беспощадными к себе. (Хорни, 2008)

Депрессивный невроз. Характеризуется снижением настроения, гиподинамией, заторможенностью реакций. Классическими проявлениями депрессивного невроза считают заторможенность, снижение активности, замедление речи и мышления, подавленное настроение. В самом начале заболевания пациент обычно жалуется на такие симптомы, как общая слабость и пониженное настроение. Возможны также вегетативно-соматические признаки болезни: учащенное сердцебиение, головокружение, перепады артериального давления, снижение аппетита.

Многие авторы идентифицируют понятие «невроз» с невротическими развитиями на том основании, что неврозам свойственны затяжное течение и частые рецидивы. Закономерности динамики затяжных невротических состояний и их исходы изучены еще недостаточно изучены и нуждаются в уточнении. В этом отношении представляют интерес данные К. Эрнст, который различает следующие типы развития неврозов: фазный (невротические фазы, чередующиеся с бессимптомными интервалами); волнообразный (с неполными ремиссиями); однородный (динамика без четких фаз и интервалов и без смены симптоматики).

На данный момент существует огромное количество психологических теорий неврозов и школ, занимающихся коррекцией невроза, которые используют различные техники при работе с пациентом.

Теория невротических стилей. По классификации неврозов к клиническому подходу близок подход Д. Шапиро, который для объяснения понятия невроз вводит понятие «невротический стиль».

Невротические стили - это способы деятельности, характерные для разных невротических состояний. Шапиро обозначает четыре основных невротических стиля: обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний), параноидальный, истерический и импульсивный.

Способы мышления, которые обычно используют для диагностики защитных механизмов, синдромов, получения общей психологической картины, сами но себе являются очень важными психологическими структурами, куда более обширными, чем определяемые с их помощью характерные черты и механ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: