Интернет зависимость как невроз и отклоняющееся поведение




Как мы уже сказали, в самом общем виде интернет-зависимость определяется, как «нехимическая зависимость от пользования интернетом». Поведенчески интернет-зависимость заключается в том, что люди настолько предпочитают жизнь в сети интернет, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя немыслимое количество часов в день в виртуальной реальности.

Несмотря на актуальность и популярность проблемы интернет-зависимости в современном мире статус её как поведенческого расстройства однозначно не определен, так же, как и связь Интернет-зависимости с понятием «невроз» не прояснена. З. Фрейд бегство от объективной реальности, которое, кстати, является одним из причин интернет-зависимости, рассматривал в контексте невроза, симптомы которого удаляют человека от неудовлетворяющей действительности и выражают содержание мира его фантазий. Влечение, тщательно скрываемое невротиком, прежде всего от самого себя, при отклоняющемся поведении удовлетворяется открыто. Развивая представление о неврозе, Ч. Райкрофт в этом вопросе сохраняет преемственность с З. Фрейдом: «Принципиальное различие между расстройством поведения и неврозом, похоже, состоит в том, что если нормальный человек, сталкиваясь с неприемлемыми импульсами, реагирует выборочными запретами (сознательное подавление), а невротик в аналогичной ситуации – тотальным запретом, то индивиды с расстройствами поведения в состоянии напряженности склонны к неадекватным действиям. Они «играют» как говорят психоаналитики». Эта позиция позволяет рассматривать интернет-зависимость как противоположность неврозу. Ч. Райкрофт называет признаком расстройств поведения, принципиально отличных от невроза, детскую безответственность, т.е. подобно играющему ребенку, взрослый человек: получает удовольствие от своих «симптомов»; настаивает на своем праве на отклоняющееся поведение; от его действий и их последствий, страдает не столько сам он, сколько окружение; наконец, он не горит желанием избавиться от своей «болезни».

В более поздних психоаналитических версиях невроза, выдвинутых эго-психологией, неофрейдизмом, помимо вытеснения, обсуждается целый ряд защит, которые используются для совладения с тревогой, вызванной как внутренними, так и внешними причинами. Н.Мак-Вильямс указывает на связь зависимостей с одной из них – регрессией – возвратом к детским моделям поведения. Личность, у которой регрессия определяет стратегию преодоления жизненных трудностей, она называет инфантильной.

Противопоставление зависимости неврозу означает, однако, лишь различный характер расстройств, так как в качестве преобладающего защитного механизма регрессия «не рассматривается как жизнеспособный и эффективный защитный процесс – напротив, часто это «из огня да в полымя», поскольку регрессия вынуждает индивида заново переживать тревогу, свойственную той стадии, к которой он регрессировал», в результате в действие приводятся дальнейшие защитные меры. Неспособность аддиктов заботиться о себе, управлять своей жизнью – плата за регрессию, приводящая к росту тревоги.

Даже самые тяжелые формы зависимости долгое время отождествляли с распущенностью и вредными привычками, так и сегодня часто оценивают Интернет- зависимость. В психологии ее статус скорее пограничный между нормой и болезнью. То же самое можно сказать и о неврозе. В эмпирической части этой работы мы планируем выявить взаимосвязь между непосредственно невротическими чертами личности и интернет-зависимым поведением в доказательство наших гипотез и том, что интернет-зависимое поведение в какой-то степени связано с невротизацией личности.

Невротические черты личности, как и интернет-зависимость, по последним исследованиям «сопровождает» социальная фрустрированность (Тромбчиньски, 2016), которая, в свою очередь, является вариацией на тему невоплощенности. В данной работе мы рассмотрим связь собственно переживания экзистенционального положения воплощенности-невоплощенности с невротизацией личности и интернет- зависимостью.


 

1.3 Онтологическая уверенность –неуверенность как экзистенциальные положения воплощенности – невоплощенности и связанные с ними переживания.

В своей знаменитой книге "Расколотое Я", английский экзистенциальный психолог Р. Лэйнг через описание клинических случаев шизоидов и шизофреников раскрыл феноменологию онтологической неуверенности. Последняя, в соответствии с эпитетом, вместе с которым используется слово, не сводится к простой неуверенности в себе: онтологически неуверенная личность воспринимает обычные жизненные условия, контакты, не вызывающие затруднений у большинства людей, как угрожающие самому её существованию. Одновременно Р. Лэйнг наметил контуры противоположного по своему психологическому смыслу феномена онтологической уверенности, который также представляет собой нечто большее, чем уверенность в себе. В частности, с онтологической уверенностью Р. Лэйнг связывал экзистенциальное рождение ребёнка: "Иными словами, за физическим рождением и биологическим приобретением жизни следует экзистенциальное рождение ребёнка как реального и живого. Обычно такое развитие - само собой разумеется, оно фундамент той уверенности, от которой зависит любая уверенность. В связи с этим одним из первых вопросов, которые "напрашиваются" на эмпирическую проверку при прояснении того, что представляет собой онтологическая уверенность, является вопрос о её соотношении с уверенностью в себе.

Как ни странно, категорию онтологической уверенности, проблематика которой связана с экзистенциальной философской и соответствующей психологической традицией, и уверенность в себе, едва ли не самое ходовое понятие житейской психологии, объединяет недостаточная разработанность. Р. Лэйнг, являясь феноменологом, свёл к минимуму обсуждение теоретических вопросов даже в отношении предмета собственного исследования - онтологической неуверенности. Немногочисленные отечественные исследователи творчества Р. Лэйнга, преимущественно философы, которые в основном обсуждают его деятельность как одного из представителей антипсихиатрии, не обходят вниманием также "Расколотое Я"; однако, следуя избранному автором клиническому ракурсу исследования, как правило, не затрагивают понятие онтологической уверенности. Нам не известны также. Предпочтение было отдано используемому в статье переводу названий феноменов, обнаруженных Р. Лэйнгом, хотя в перечисленных русскоязычных исследованиях они именуются онтологическая небезопасность, незащищенность, безопасность, защищённость в соответствии с преимущественно используемыми в оригинале обозначениями ontological insecurity, security. Однако у автора можно в качестве синонимов (как и в приведённой выше цитате1 из книги) встретить слова certainty, uncertainty, которым соответствует перевод уверенность, неуверенность в русской версии книги. Одна из англоязычных рецензий на книги о Р. Лэйнге называется "The charisma ofuncertainty".

"Онтологическая неуверенность - уверенность", согласно Р. Лэйнгу, составляет континуум экзистенциальных положений, позиций (existential position), соответствующих мере надежности структурирования элементов бытия-в-мире. К ней имеет отношение другая оппозиция экзистенциальных положений В составе бытия Р. Лэйнг различает центральный анклав - Я, к которому в норме вместе с ментальным Я относится тело как ядро истинного Я. Стороны бытия личности за пределами анклава Я обозначаются Р. Лэйнгом как Не-Я. В норме аспекты бытия за пределами Я входят в его состав, не являясь, однако его необходимой частью. В узком смысле воплощённость подразумевает воплощённость ментального Я в теле. "Обычный" человек, идентифицирует себя с телом, связывает с ним своё существование в пространстве и времени. В клинике невоплощённость проявляется в экзотических формах переживания отделенности ментального Я от физического тела: например, больная воспринимает своё лицо как лицо ненавистной матери и безжалостно уродует косметикой; другой больной, избитый хулиганами на улице, недоумевает, зачем они это сделали, ведь его истинное Я при этом не понесло никакого урона. Отказ от собственного тела связан с его уязвимостью, доступностью влиянию других. Однако больной "отдает" не только тело. В экзистенциально-феноменологической традиции, которой следует Р. Лэйнг, тело как физический объект не совпадает с телом как экзистенциалом человеческого существования. Согласно М. Боссу, на исследования которого ссылается Р. Лэйнг, "у человеческой телесности нет внешних границ, её существование в пространстве и времени радикально иное, чем у всех остальных сущих. Телесность распространяется на всё воспринимаемое человеком, все феномены его бытия-в-мире связаны с его телесностью, границы его тела совпадают с границами его мира". Невоплощённость шизоида проявляется ещё и в том, что он представляет собой исключительно "несчастное сознание" (выражение Г. Гегеля), его тело является ядром "системы ложного Я", личины, маски. Раздвоенное бытие невоплощённой личности неподлинно не только "снаружи", но и "изнутри", потому что "истинное" Я никогда не подвергается проверке реальностью.

Проблема невоплощённости в этом смысле, как проблема отчуждения, не ограничивается клиническим аспектом, она является одной из наиболее актуальных для современного человека, который "ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстранённым от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий. Отчуждённый человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром". Д.И. Дубровский констатирует "типичную для нашей жизни всепоглощающую игровую имитацию. Везде - сплошные маски и роли. Самая интересная, притягательная, самая популярная персона - артист. И чем искуснее имитируют нечто, тем выше волны восторга. Безукоризненное лицедейство, безошибочное исполнение роли - как актерами, так и зрителями - есть то, что принимается за настоящую реальность". Таким образом, и обычных людей можно считать "частично воплощёнными". Онтологическая уверенность в описании Р. Лэйнга не является чем-то однородным и позволяет также выделить её в качестве "идеального предела", "воплощённости", укоренённости в бытии здорового человека, для определения которой в противоположность "несчастному сознанию" подходит выражение "бытийствующее сознание", существующее в современной отечественной философии и психологии.

Экзистенциальные положения онтологической уверенности, воплощённости представляют собой общий корень целой системы переживаний: "Человек может обладать чувством своего присутствия в мире в качестве реальной, живой, цельной и во временном смысле непрерывной личности. Как таковой, он может жить в мире и встречаться с другими: мир и другие переживаются как в равной мере реальные, живые, цельные и непрерывные. Подобная, в своей основе онтологически уверенная, личность будет встречать все жизненные опасности - социальные, этические, духовные и биологические - с твёрдым ощущением реальности и индивидуальности самоё себя и других людей. Зачастую для такой личности с подобным чувством своей неотъемлемой самости и личностной тождественности, неизменности вещей, надёжности природных процессов, субстанциональности природных процессов, субстанциональности других очень трудно перенестись в мир индивидуума, чьим переживаниям чрезвычайно недостает неоспоримой самообосновывающей определённости". Переживания человеком собственного Я в единстве с телом распространяются на бытие-в-мире в целом, определяют "физиогномию" мира. Приведённые определения можно рассматривать в качестве соответствующих "дискретным" переживаниям онтологической уверенности базового уровня. Эти переживания, имеющие ценностный характер, будучи "разнесены" по разным элементам бытия-в-мире (Я, мир, вещи, природные процессы, другие люди), не являются специфичными для них, а выражают смысл, который им придает человек.


 

1.4 Постановка проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам - всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость.

Существует множество определений интернет-зависимости, подходов к её формированию, оценок данного феномена. Однако несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме интрент-зависимости, нет четкого её определения, определения её психологической природы.

Исходя их терминологии, «зависимость», или «аддикция», предполагает отклоняющееся поведение, ненормативное. В то же время недостаточно дифференцированы понятия отклоняющееся поведение и невроз. Подобное смешение существует даже в психоаналитической литературе. Так Райкрофт пишет: «Принципиальное различие между расстройством поведения и неврозом, похоже, состоит в том, что если нормальный человек, сталкиваясь с неприемлемыми импульсами, реагирует выборочными запретами (сознательное подавление), а невротик в аналогичной ситуации – тотальным запретом, то индивиды с расстройствами поведения в состоянии напряженности склонны к неадекватным действиям. Они «играют», как говорят психоаналитики». Он считает нужным разграничить данные понятия (Власова, 2012).

В то же время у невроза и отклоняющегося поведения есть сходство, по Фрейду они имеют общие истоки, в реальности проявления нормы, невроза и отклоняющегося поведения встречаются вместе (примером этого выступает описание З. Фрейдом личности Леонардо да Винчи). Есть мнение, что к интернет зависимости располагают определенные черты личности, сближающиеся с невротическими.

Подобно тому как невроз – едва ли не самое «мутное» понятие в психиатрии, статус зависимого поведения в такой важной и актуальной форме как интернет-зависимое поведение также является неопределенным, то же можно сказать о понятии нормы в психологии (наличии разных подходов к ее пониманию, равно как и к психологическому здоровью).

В экзистенциальной психологии невроз и психологическое здоровье различаются как существование подлинное и неподлинное. Р.Лэйнг в своей концепции соотносит их с экзистенциальными положениями воплощенности, участия в жизни и невоплощенности, самоотчуждения и отчуждения, которые на наш взгляд имеют отношение к интернет зависимости. В то же время экзистенциальный подход к интернет зависимости в психологии только намечается.

Обозначенные противоречия составляют проблему исследования, актуальность ее связана с необходимостью уточнения понимания самого феномена интернет-зависимости, а соответственно процессов социализации молодого поколения в условиях массового распространения новых коммуникационных технологий.

Объект исследования: психологическое содержание интернет-зависимости старшеклассников в связи с онтологической неуверенностью и невротическими чертами личности.

Предмет исследования: интернет-зависимость как новый технологический способ бытия-в-мире и сопутствующие ей невротические черты личности.

Цель исследования: определить степень взаимосвязи интернет-зависимости с невротическими чертами личности и онтологической уверенностью-неуверенностью.

Задачи исследования:

1. Выявить факторную структуру характеристик онтологической уверенности, невротических характеристик личности и компонентов интернет-зависимого поведения в общей выборке старшеклассников;

2. Вывить в общей выборке старшеклассников степень взаимосвязи компонентов интернет-зависимости и:

· характеристик онтологической уверенности,

· невротических черт личности;

3. Выявить различия по характеристикам онтологической уверенности и невротическим чертам личности между группами старшеклассников, различающихся уровнем выраженности симптомов интернет-зависимого поведения и проблем, связанных с интернетом.

Гипотезы исследования:

4. Интернет-зависимое поведение является новым «бестелесным» способом бытия-в-мире, а потому имеет взаимосвязь с онтологической неуверенностью в целом и её отдельными характеристиками в частности;

5. Интернет-зависимое поведение усиливает (либо является следствием) невротизации личности, поэтому данные категории имеют прямые взаимосвязи;

6. Группы школьников, различающиеся уровнем выраженности интернет-зависимости различаются также по характеристикам онтологической уверенности и невротизации личности;

 


 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования и характеристика выборки

Исследование проводилось в октябре-ноябре 2017 года, на выборке 56 человек в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10х классов МБОУ «СОШ№3 г. Осы».

Особенности организации и этапов исследования. Организация данного исследования включала в себя несколько этапов:

1. Подготовительная часть эмпирического исследования. Включает изучение литературы по проблеме интернет зависимости, онтологической уверенности и невротизации личности, а также подбор диагностических материалов для измерения

2. Формирование выборки и проведение психологической диагностики.

3. Математическая и статистическая обработка результатов диагностики.

4. Интерпретация полученных результатов и формулирование выводов.


 

2.2 Диагностический инструментарий исследования

Выбор методик строго соответствовал поставленным задачам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: