Опросник невротических расстройств (сокр. ОНР) - клиническая тестовая методика, являющаяся адаптацией 1983 года Г.Х. Бакировой опросника BVNK-300, созданного H.D. Hansgen в 1982 году. Опросник направлен на выявление актуального психического состояния, личностных черт (включая патологические) и некоторых других патологических состояний.
Нами были использованы только личностные шкалы опросника.
Личностные шкалы включают в себя показатели:
1. «Неуверенность в себе»
2. «Познавательная и социальная пассивность»
3. «Невротический сверхконтроль поведения»
4. «Аффективная неустойчивость»
5. «Интровертированная направленность личности»
6. «Ипохондричность»
7. «Социальная неадаптивность».
Интерпретация личностных шкал.
1. Шкала «Неуверенность в себе». Высокое значение оценок: повышенная тревожность, неуверенность, трудности при принятии решений и в ситуациях выбора, склонность к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворенность собой, пониженная самооценка; в социальных отношениях - робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении. Низкое значение оценок: уверенность в себе, самостоятельность, независимость, стеничность.
2. Шкала «Познавательная и социальная пассивность». Высокое значение оценок: низкая интеллектуальная продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг и недифференцированный характер интересов; низкая социальная активность, недостаточная общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях. Низкое значение оценок: подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, разнообразные интересы, активный поиск информации и впечатлений; социальная смелость, уверенность, настойчивость, склонность к риску, стремление к широким и разнообразным контактам.
3. Шкала «Невротический сверхконтроль поведения». Высокое значение оценок: неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации; инертность и «застреваемость» переживаний; в поведении и социальных контактах - «зажатость», отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности. Низкое значение оценок: спонтанность эмоциональных реакций и поведения в целом, свободная самореализация, динамичность принимаемых решений, оценок, поступков, отсутствие интроспективности и склонности к рефлексии, уверенность в себе.
4. Шкала «Аффективная неустойчивость». Высокое значение оценок: несдержанное, плохо контролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохая переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности. Низкое значение оценок: эмоциональная стабильность и уравновешенность, отсутствие аффективной обусловленности и необдуманности поведения, высокая фрустрационная толерантность, преобладание пластичных, конструктивных способов преодоления стресса.
5. Шкала «Интровертированвая направленность личности». Высокое значение оценок: социальная дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия, индивидуальный рисунок поведения и способов деятельности. Низкое значение оценок: социально ориентированное поведение, открытость и легкость в контактах, потребность в общении, способность к групповому взаимодействию.
6. Шкала «Ипохоидричиость». Высокое значение оценок: чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания. Низкое значение оценок: беспечное, нетревожное отношение к состоянию своего здоровья, отсутствие стремления к превентивным мерам в связи с риском заболевания и щадящему стилю жизни.
7. Шкала «Социальная неадаптивность». Высокое значение оценок: плохая приспособляемость в социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межличностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения. Низкое значение оценок: адаптивность, пластичность, дифференцированность социального поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к сотрудничеству.
2.3 Методы статической обработки данных.
Для обработки эмпирических данных были использованы следующие программы: электронная таблица Excel, текстовый редактор Word и статистический пакет Statistic 6.0 for Windows. Обработка включала следующие статистические методы:
1. Факторный анализ (метод главных компонент) был использован для выявления структуры симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности, как переживания бытийных опор в общей выборке старшеклассников.
2. Корреляционный анализ по К. Пирсону использовался для:
- выявления меры взаимосвязей показателей методик «ОУ (СД)» с показателями интернет зависимого поведения теста Шкалы интернет зависимости Чена (CIAS);
- выявления меры взаимосвязей невротизации личности по показателям опросника невротических расстройств Hansgen с показателями интернет зависимого поведения теста Шкалы интернет зависимости Чена (CIAS).
3. Кластерный анализ центров K-Mean Cluster был использован для выявления групп старшеклассников, различающихся уровнем выраженности симптомов интернет зависимости и проблем, связанных с интернетом.
4. Анализ с помощью Т-критерия Стьюдента применялся для
- установления различий между группой с отсутствием интернет зависимости и выраженным интернет-зависимым поведением по степени выраженности показателей методики «ОУ (СД)» и опросника невротических расстройств Hansgen;
-для установления различий между группами старшеклассников, различающимися уровнем выраженности симптомов интернет-зависимости и проблем, связанных с интернетом.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Структура симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности, как переживания бытийных опор в общей выборке старшеклассников
Таб. 1
Структура симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности
N=56 | Факторы | |||
Уверенность в значимом как индивидуальной ценности. | 0,704 | -0,237 | 0,023 | 0,212 |
Уверенность в ментальном Я | 0,808 | -0,085 | -0,200 | 0,006 |
Уверенность в теле | 0,890 | 0,139 | 0,087 | 0,028 |
Уверенность в мире | 0,746 | 0,083 | 0,237 | 0,034 |
Уверенность в людях | 0,368 | -0,015 | 0,083 | -0,137 |
Ключевые симптомы интернет–зависимости | -0,331 | 0,387 | -0,714 | -0,265 |
Проблемы, связанные с интернет- зависимостью | -0,406 | -0,051 | -0,774 | -0,161 |
Неуверенность в себе | -0,161 | 0,881 | -0,031 | -0,076 |
Познавательная и социальная пассивность | -0,272 | -0,032 | 0,837 | -0,273 |
Невротический сверхконтроль поведения | 0,078 | -0,095 | -0,009 | 0,833 |
Аффективная неустойчивость | 0,203 | 0,758 | -0,214 | -0,053 |
Интровертированная направленность личности | -0,455 | -0,524 | 0,027 | 0,520 |
Ипохондричность | 0,472 | 0,288 | 0,011 | 0,403 |
Социальная неадаптивность | -0,234 | 0,620 | 0,299 | 0,489 |
Собственные числа | 3,539 | 2,347 | 2,058 | 1,610 |
Доля объяснимой дисперсии | 25,3 | 16,8 | 14,7 | 11,5 |
При выявлении структуры онтологических характеристик, невротических черт личности и симптомов интернет зависимого поведения студентов в общей выборке нами был предпринят факторный анализ показателей методики «ОУ(СД)» Н.В. Коптевой, показателей опросника невротических расстройств Hansgen и надшкальных показателей «симптомы интернет-зависимого поведения» и «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» Теста шкалы интернет зависимости Чена.
Как видно из таблицы 1, в результате факторного анализа были выделены 4 главных компоненты. Они охватили 68,3 % доли объяснимой дисперсии.
В первую компоненту, объяснимую дисперсией 25,3 % вошли частные показатели методики ОУ (СД) «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (0,704), «уверенность в ментальном Я» (0,808), «уверенность в теле» (0,890) – претендует на роль ядра фактора, «уверенность в мире» (0,746), и «уверенность в людях» (0,368). Кроме показателей методики ОУ(СД) в данную компоненту вошел интегральный показатель методики Чена «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» (-0,406) и показатели невротизации личности «интровертированная направленность личности» (-0,455) и «ипохондричность» (0,472).
Фактор двухполюсный. Так, показатель, вошедший в первый полюс со стороны методики невротизации личности, характеризуется излишним, чрезмерным вниманием к состоянию своего здоровья, стремлением вести правильный образ жизни с целью избегать заболеваний, постоянной тревогой, связанной с риском ухудшения самочувствия. Этот же полюс включил в себя показатели онтологической уверенности, которые подразумевают переживание внутреннего единства, единоприродности, причастности, позитивного настроя по отношению к своему телу, окружающему миру, людям; переживание мира в целом и своего тела в частности как бытийной опоры, ощущение поддержки извне, комфортное пребывание в мире и своем теле.
Второй полюс составили интегральный показатель методики Чена и показатель невротизации личности. Включенный интегральный показатель интернет-зависимого поведения является критерием негативных последствий данной аддикции и характеризует нарушения в профессиональной, социальной и других значимых областях жизни. Среди нарушений можно отметить в том числе невнимательность к себе, своему здоровью (игнорирование ухудшения самочувствия во время использования сети), пренебрегание близкими людьми, невозможность отключиться от сети, затруднительное восприятие времени, проведенного в интернете. Показатель методики невротизации «интровертированная направленность личности», также включенный во второй полюс этого фактора, диагностирует социальную дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия.
Таким образом, данный фактор характеризуется некоторой зацикленностью на своем здоровье и тем, что составляет онтологическую уверенность с одной стороны и проблемами, вызванными неоправданно долгим пребыванием в интернете в сумме с нежеланием вступать в социальные контакты с другой. Данный фактор можно назвать «Факторы, противостоящие и сопутствующие онтологической уверенности».
Во второй фактор, объяснимый дисперсией 16,8 % также включает в себя два полюса. Мы видим, что первый полюс объединил в себе показатели «неуверенность в себе» (ядро фактора) (0,881), «аффективная неустойчивость» (0,758), «социальная неадаптивность» (0,620) и интегральный показатель интернет-зависимого поведения «ключевые симптомы интернет-зависимости» (0,387). Второй полюс составил показатель «интровертированная направленность личности» (-0,524).
Исходя из полученных результатов мы видим, что росту симптоматики интернет-зависимого поведения, проявляющейся в неспособности справиться с желанием войти в сеть, ощущением дискомфорта, беспокойства при отсутствии подключения, увеличением времени пребывания в интернете для получения удовлетворения соответствует рост некоторых невротических черт личности. Эти черты проявляются в поведении как повышенная тревожность, трудности при принятии разного рода решений, постоянная неудовлетворенность собой, ожидание неуспеха, непринятия, преобладание неадекватных, дезадаптивных форм поведения, агрессивность, раздражительность, трудности во взаимодействии с людьми, плохая приспособляемость в социальных ситуациях. Однако нарастанию вышеперечисленных характеристик соответствует снижение показателя «интровертированная направленность личности», который диагностирует потребность нахождения в одиночестве, нежелание налаживать общение с широким кругом лиц, негативное отношение взаимодействию в группе.
Таким образом, в данном факторе мы видим противопоставление потребности иметь широкий круг социальных контактов росту симптоматики зависимости от интернета, сопровождающейся неспособностью к групповому взаимодействию, дезадаптацией (с вытекающими из неё последствиями виде агрессии и неконтролируемости поведения), неуверенностью в себе и ожиданием непринятия со стороны окружающих. Можно предположить, что в данном факторе отражается потребность школьника в принятии группой, в установлении социальных контактов и невозможность удовлетворить эти потребности в реальном мире ввиду своих особенностей (неадаптивности, неуверенности, трудностями в общении). Следствие такой неудовлетворённости, как мы предполагаем – «бегство» из реального мира в виртуальное пространство. Данному фактору можно дать название «невротические черты личности, способствующие и препятствующие проявлению симптоматики интернет-зависимости».
Третий фактор, объяснимый дисперсией 14,7% включает в себя три показателя. Так же, как и предыдущие два фактора, этот фактор имеет два полюса. Один полюс составили надшкальные показатели «ключевые симптомы интернет-зависимости» (-0,714) и «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» (-0,774). Во второй полюс вошел показатель «познавательная и социальная пассивность» (0,837), который претендует на роль ядра фактора. Мы видим, что с одной стороны фактор характеризует высокую интеллектуальную продуктивность, подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, социальную смелость, стремление к постоянному расширению контактов, активный поиск информации и впечатлений. С другой стороны данный фактор предполагает наличие проблем, связанных с неумением вовремя выйти из сети (как внутриличностных, так и во взаимодействии с реальным миром, близкими людьми), а также проявление симптомов интернет-зависимости, выражающихся в потребности увеличения времени пребывания в интернете, беспокойстве при отсутствии подключения к сети, необходимости к принуждению выйти из виртуального пространства.
Таким образом, данный фактор показывает нам реализацию потребности в получении новой информации и расширению круга знакомств посредством сети интернет. С другой стороны, такой перенос социальной и познавательно активности сопровождается рядом проблем, которые необходимо относить к негативным последствиям зависимости от интернета. Данному фактору можно дать название «перенос познавательного и социального интереса в интернет-пространство».
В последний фактор, объяснимый дисперсией 11,5 % вошли показатели «невротический сверхконтроль поведения» (0,833), «интровертированная направленность личности» (0,520), «социальная неадаптивность» (0,489) и «ипохондричность» (0,403). Данный фактор не представляет для нас интереса, так как характеризует выборку только с точки зрения невротических личностных черт. Назовём это фактор «характеристика невротизации выборки».
Выводы:
В результате данного анализа выявилась факторная структура из четырёх факторов.
Первый фактор составили частные характеристики онтологической уверенности и противостоящий им надшкальный показатель, характеризующий проблемы, вызванные неоправданно долгим пребыванием в интернете в сочетании с некоторыми невротическими чертами личности. Он свидетельствует об укреплении онтологической неуверенности в случае невротической потребности в одиночестве, дополняемой межличностными и внутриличностными проблемами, вызванными интернет-зависимостью.
Второй фактор позволяет описать невротические черты личности, способствующие возникновению симптомов интернет-зависимого поведения и препятствующие их проявлению.
Третий фактор, на наш взгляд, отражает в себе некий перенос познавательного и социального интереса в интернет пространство, так как включил в себя противостояние симптомов и проблем интернет-зависимости с невротической личностной пассивностью в сфере коммуникаций и получения новой информации.
Последний фактор охарактеризовал выборку старшеклассников с точки зрения невротизации личности. В данный фактор вошли только показатели, отражающие невротические черты личности.
Таким образом, в общей выборке старшеклассников характеристики онтологической уверенности и невротические черты личности вошли в общий фактор с показателями зависимости от интернета, что говорит об связи феномена интернет-зависимости с онтологической неуверенностью и невротизации личности школьников.
3.2. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и невротизации личности в общей выборке старшеклассников
Таб.2
Значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и невротических черт личности
N=56 | Познавательная и социальная пассивность | Неуверенность в себе | Невротический сверхконтроль поведения | Аффективная неустойчивость | Ипохондричность |
Компульсивные симптомы | -0,17 | 0,52 | -0,39 | 0,43 | -0,18 |
Симптом отмены | -0,35 | 0,23 | 0,02 | 0,20 | -0,10 |
Толерантность | -0,45 | 0,28 | -0,21 | 0,23 | -0,18 |
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем | -0,32 | 0,10 | -0,06 | -0,05 | -0,19 |
Управление временем | -0,39 | 0,02 | -0,11 | -0,01 | -0,34 |
Ключевые симптомы интернет-зависимости | -0,37 | 0,43 | -0,25 | 0,36 | -0,18 |
Проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением | -0,38 | 0,07 | -0,09 | -0,03 | -0,28 |
Общий показатель CIAS | -0,40 | 0,29 | -0,19 | 0,20 | -0,24 |
Из результатов корреляционного анализа мы видим, что показатель «Познавательная и социальная пассивность», подразумевающий под собой низкую интеллектуальную продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию, низкую социальную активность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях имеет обратную связь с общим показателем интернет-зависимости CIAS (-0,40). Также показатель «познавательная и социальная пассивность» имеет обратную связь с интегральным показателем «проблемы, связанные с ИЗ поведением» (-0,38), подразумевающим нарушения в социальной, профессиональной или других значимых областях жизни (критерий негативных последствий интернет-зависимости). Данный интегративный показатель объединяет частные шкалы, которые также имеют обратную связь с показателем «познавательная и социальная пассивность», а именно «управление временем» (-0, 39) и «внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем» (-0,32). Шкала «управление временем» диагностирует способность правильно воспринимать время (прошлое, настоящее, будущее) и управлять им, уметь планировать события своей жизни (при интернет-зависимости эти способности нарушаются или утрачиваются). Шкала «внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем» диагностирует такие особенности поведения, которые проявляются в отказе или сведении к минимуму общения с друзьями, членами семьи, другими людьми вне интернета. Это приводит к глубоким внутриличностным и межличностным проблемам, но несмотря на это человек отдает предпочтение сети. Утверждения, включенные в эту шкалу, касаются также аспекта здоровья. Интернет-зависимый сам замечает физическую усталость и мышечные боли, вызванные долгим сидением перед компьютером, но даже в этом случае он не уменьшает время пребывания в интернете. Вместе с этим, показатель «познавательная и социальная пассивность» имеет обратную связь с интегральным надшкальным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимости» (-0,37), включающим в себя три шкалы, две из которых имеют сильную обратную связь с показателем «познавательная и социальная пассивность» - шкала толерантности (-0,45) и шкала симптомов отмены (-0,32). Шкала толерантности раскрывает способность интернет-зависимого осознавать, понимать и анализировать свое состояние, неконтролируемость потребности войти в интернет-пространство. Человек сам признает, что все больше и больше времени проводит в сети. И чтобы получить удовольствие от пребывания в Интернете, там надо находиться все дольше и дольше. Шкала симптомов отмены диагностирует состояние дискомфорта, беспокойства, расстройства, переживания. Зависимому от Интернета кажется, что без него, без возможности войти в сеть, он что-то упускает, что-то уходит от него. Симптом отмены можно трактовать как негативное эмоциональное состояние, вызванное «отменой», недоступностью Интернета. Мы видим перенос познавательной и социальной активности в интернет среду, что влечёт за собой полный или частичный отказ от реальных контактов с людьми. Эти данные можно объяснить тем, что в деятельности «аддикта» очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Интернет-адикция граничит с описанием субъекта, увлечённого процессом познания, испытания себя или творчества.
Показатель «неуверенность в себе», характеризующийся повышенной тревожностью, трудностями при принятии решений и в ситуациях выбора, склонностью к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу, неудовлетворенностью собой, пониженной самооценкой, в социальных отношениях - робостью, зависимостью, ожиданием неудач, неуспеха, неприятия, отсутствием самостоятельности в поведении, имеет слабую положительную связь с общим показателем интернет-зависимости CIAS (0,29), которая дублируется сильной связью данного показателя с интегральным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимого поведения» (0,43), который объединяет в себе частные показатели интернет-зависимого поведения, а именно показатель «толерантность» со слабой положительной связью (0,28) и показатель «компульсивные симптомы» с сильной положительной связью (0,52). Показатель шкалы компульсивных симптомов подразумевает необходимость в волевом усилии, «принудить» себя отказаться не только от желания войти в Интернет, но и от самого поступка. Компульсивность соответствует неспособности справиться с зависимостью от Интернета. Эта связь может объясняться бегством от собственной неуверенности в виртуальный мир, в котором можно притвориться кем угодно не рискуя при этом быть раскрытым.
Показатель «невротический сверхконтроль поведения», высокое значение оценок которого отражает неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации, инертность и «застреваемость» переживаний, в поведении и социальных контактах характеризуется «зажатостью», отсутствием раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности, имеет единственную отрицательную связь с частным показателем интернет-зависимого поведения «компульсивные симптомы» (-0,39), подразумевающим необходимость принуждать себя отказаться от навязчивого желания войти в интернет.
Показатель «аффективная неустойчивость», отражающий плохо сдерживаемое, неконтролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости, необдуманность поступков, плохую переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности имеет положительные связи с интегративным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимости» (0,36) и включенным в него частным показателем «компульсивные симптомы» (0,43). Таким образом неадаптивное, неконтролируемое поведение коррелирует с неспособностью отказаться от интернета.
Показатель «ипохондричность», высокое значение оценок которого диагностирует чрезмерную сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания, имеет слабую отрицательную связь с надшкальным показателем «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» (-0,28). Также данный показатель имеет обратную связь с частной шкалой «управление временем» (-0,34). Так мы видим, что чрезмерная внимательность к состоянию своего здоровья коррелирует со способностью контролировать время пребывания в интернете и потребностью выйти из сети при ухудшении самочувствия.
Выводы:
В ходе корреляционного анализа выявилось довольно много значимых взаимосвязей между показателями интернет-зависимого поведения и невротическими чертами личности. Важно отметить, что полученные данные дублируют связи, полученные ранее в процессе выявления факторной структуры исследуемых феноменов. Так, мы выяснили, что интернет-зависимости сопутствуют личностные невротические черты, проявляющиеся в потребности в приобретении новых знаний и знакомств, расширении круга интересов, неуверенности в себе и ожидании непринятия, преобладанию аффективных форм реагирования и агрессивности. Помимо этого, выделились невротические черты, снижающие риск стать зависимым от интернета, а именно зацикленность на здоровье и тяга к тотальному контролю над своими действиями и эмоциями.
3.3. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и характеристик онтологической уверенности (переживания бытийных опор) в общей выборке старшеклассников
Таб. 3
Значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и характеристик онтологической уверенности
Уверенность в значимом как в индивидуальной ценности | Уверенность в теле | Уверенность в мире | ОУ (СД) | |
Компульсивные симптомы | -0,47 | -0,26 | -0,25 | -0,35 |
Симптом отмены | -0,25 | -0,34 | -0,07 | -0,25 |
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем | -0,31 | -0,37 | -0,50 | -0,43 |
Управление временем | -0,16 | -0,35 | -0,28 | -0,30 |
Ключевые симптомы ИЗ | -0,39 | -0,31 | -0,23 | -0,33 |
Проблемы, связанные и ИЗ поведением | -0,26 | -0,39 | -0,43 | -0,40 |
Общий показатель CIAS | -0,36 | -0,37 | -0,34 | -0,39 |
В таблице 3.3 представлены значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и характеристик онтологической уверенности в общей выборке старшеклассников. Полная таблица со всеми значениями представлена в приложении. Из таблицы 3.3 видно, что общий показатель интернет-зависимости CIAS имеет обратную связь с общим показателем онтологической уверенности «ОУ (СД)» (-0,39). Данный показатель характеризует отношения человека с миром, отношение к другому какк себе, распространение отношения к собственному Я на других людей, мир в целом, на то, что является значимым в мире «переживание личностью своего мира и самое себя», «переживание человеком самого себя вместе с другими в его мире», а также переживание, пронизывающее образ Я в мире, переживание своей единоприродности с миром, людьми, с тем, что составляет индивидуальную ценность, переживание причастности к миру, поддержки извне, бытийных опор – ресурсное чувство, придающее ощущение силы, безопасности. Тажке общий показатель CIAS имеет обратные связи с частными шкалами методики онтологической уверенности «уверенность в мире» (-0,34), «уверенность в теле» (-0,37) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (-0,36). Высокое значение оценок шкалы «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» можно интерпретировать как позитивное отношение к значимому (индивидуальной ценности), родство, единство с ним, переживание того, что является наиболее важным, значимым в мире в качестве бытийной опоры. Показатель шкалы «уверенность в мире» диагностирует позитивное отношение к миру, переживание единства с миром, единоприродности миру, мира как ценности, комфортное расположение в мире; переживание мира как бытийной опоры, ощущение поддержки извне. Шкала «уверенность в теле» — это вариант онтологической уверенности в своём Я. Данная шкала диагностирует позитивное отношение к телу, переживание воплощённости в теле; переживание тела как надежного, как опоры, как ценности; ощущение телесного комфорта.
Надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением», характеризующий нарушения в социальной, профессиональной или других значимых областях жизни имеет обратные связи с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,40) и частными показателями методики онтологической уверенности «уверенность в мире» (-0,43) и «уверенность в теле» (-0,39). Таким образом, появление глубоких межличностных и внутриличностных конфликтов и нарушения в восприятии времени, являющихся следствием неоправданно долгого пребывания в интернете сопровождается укреплением онтологической неуверенности – невозможности доверять себе, окружающему миру, людям, невозможности переживать мир в качестве бытийной опоры.
Шкала «управление временем», включенная в надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» и диагностирующая способность правильно воспринимать время и управлять им также имеет обратные связи с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,30) и частными показателями «уверенность в теле» (-0,35) и «уверенность в мире» (-0,28). Таким образом, с нарастанием онтологической неуверенности и в частности негативного отношения к миру и собственному телу, переживания их незначимости, дискомфорта от пребывания в мире и неудовлетворенностью собственным телом при использовании интернета наблюдаются нарушения режима дня в угоду пребыванию в интернете, нарушения в восприятии времени, проведенного в сети.
Показатель «внутриличностные и проблемы связанные со здоровьем», который также включен в надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» имеет обратную связь с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,43) и включенными в него частными показателями «уверенность в мире» (-0,50), «уверенность в теле» (-0,37) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (-0,39). Из полученных связей мы видим, что неспособность вовремя отключиться от сети несмотря на ухудшение самочувствия и полный или частичный отказ от реальных контактов в угоду интернету связана и, возможно, усиливает негатив, неуверенность, ощущение ненадежности по отношению к миру, себе, окружающим людям.
Выводы:
В ходе данного анализа обнаружилось довольно большое количество взаимосвязей между показателями интернет-зависимого поведения и характеристиками онтологической уверенности. Все полученные связи обратные, что говорит нам о снижении онтологической уверенности как переживания бытийных опор с укреплением зависимости от интернета.
3.4. Различия выраженности невротических личностных черт и характеристик онтологической уверенности в группах старшеклассников, отличающихся уровнем выраженности интернет-зависимости.
Таб. 4
Значимые различия характеристик онтологической уверенностьи и невротизации личности в группах с минимальным риском возникновения интернет-зависимости и с выраженными признаками интернет-зависимого поведения.
Группа с минимальным риском возникновения ИЗ (CIAS=35,64) N=14 | Группа с выраженными признаками ИЗ поведения (CIAS= 72,30) N=11 | t-value | p | |
Уверенность в значимом как индивидуальной ценности. | 5,9 | 4,8 | 2,27 | 0,033 |
Уверенность в мире | 4,9 | 3,8 | 2,51 | 0,020 |
ОУ (СД) | 5,6 | 4,7 | 2,13 | 0,045 |
Компульсивные симптомы | 7,1 | 17,0 | -10,04 | 0,000 |
Симптом отмены | 7,7 | 13,0 | -5,64 | 0,000 |
Толерантность | 5,9 | 12,7 | -8,22 | 0,000 |
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем | 8,6 | 16,4 | -5,82 | 0,000 |
Управление временем | 6,2 | 13,2 | -6,89 | 0,000 |
Ключевые симптомы ИЗ | 20,8 | 42,7 | -12,44 | 0,000 |
Проблемы, связанные и ИЗ поведением | 14,9 | 29,6 | -6,39 | 0,000 |
Неуверенность в себе | 25,3 | 40,9 | -2,58 | 0,017 |
Познавательная и социальная пассивность | 46,7 | 30,4 | 2,58 | 0,017 |
Мы разделили выборку на группы в соответствии со степенью выраженности интернет-зависимости согласно методике Чена. Таким образом выборка была разделена на три группы: группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости (14 человек), группа со склонностью к возникновению интернет-зависимого поведения (32 человека) и группа с выраженными признаками интернет-зависимого поведения (10 человек). Наибольший интерес для нас представляют различия между группой не склонных к интернет-зависимости и группой интернет-зависимых. Поскольку по результатам недавних исследований выяснилось, что в некоторых случаях параметрические критерии дают более точные результаты, чем непараметрические, даже при распределениях, отличных от нормальных (Емелин, 2012) мы воспользовались параметрическим анализом t-критерий Стьюдента.
Из таблицы 4 мы видим, что между группами старшеклассников выявились значимые различия по общему показателю, характеризующему онтологическую уверенность «ОУ (СД)». В группе школьников с отсутствием интернет-зависимости этот показатель составил 5,6, в то время как в группе с выраженными признаками интернет-зависимого поведения этот же показатель 4,7 (t=2,13; p=0,04). Также мы видим различия в частных показателях онтологической уверенности. Это «уверенность в мире» (группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости 4,9; группа с выраженным интернет-зависимым поведением 3,8 при t=2,51; p=0,02) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости 5,9; группа с выраженным интернет-зависимым поведением 4,8 при t=2,27; p=0,03).
Выявленные различия свидетельствуют о том, что старшеклассники с зависимостью от интернета в большей степени склоны чувствовать себя некомфортно в этом мире, относиться к нему негативно, ощущать этот мир как нечто неценное, а также склонны переживать объект или субъект, имеющий индивидуальную значимость, как нечто ненадежное. Различия в показателе «ОУ(СД)» помимо перечисленных выше различий характеризуют группу с выраженным интернет-зависимым поведением как группу менее склонную к переживанию своей единоприродности с миром, людьми, с тем, что составляет индивидуальную ценнос