Опросник невротических расстройств H.D. Hansgen




Опросник невротических расстройств (сокр. ОНР) - клиническая тестовая методика, являющаяся адаптацией 1983 года Г.Х. Бакировой опросника BVNK-300, созданного H.D. Hansgen в 1982 году. Опросник направлен на выявление актуального психического состояния, личностных черт (включая патологические) и некоторых других патологических состояний.

Нами были использованы только личностные шкалы опросника.

Личностные шкалы включают в себя показатели:

1. «Неуверенность в себе»

2. «Познавательная и социальная пассивность»

3. «Невротический сверхконтроль поведения»

4. «Аффективная неустойчивость»

5. «Интровертированная направленность личности»

6. «Ипохондричность»

7. «Социальная неадаптивность».

Интерпретация личностных шкал.

1. Шкала «Неуверенность в себе». Высокое значение оценок: повышенная тревожность, неуверенность, трудности при принятии решений и в ситуациях выбора, склонность к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворенность собой, пониженная самооценка; в социальных отношениях - робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении. Низкое значение оценок: уверенность в себе, самостоятельность, независимость, стеничность.

2. Шкала «Познавательная и социальная пассивность». Высокое значение оценок: низкая интеллектуальная продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг и недифференцированный характер интересов; низкая социальная активность, недостаточная общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях. Низкое значение оценок: подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, разнообразные интересы, активный поиск информации и впечатлений; социальная смелость, уверенность, настойчивость, склонность к риску, стремление к широким и разнообразным контактам.

3. Шкала «Невротический сверхконтроль поведения». Высокое значение оценок: неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации; инертность и «застреваемость» переживаний; в поведении и социальных контактах - «зажатость», отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности. Низкое значение оценок: спонтанность эмоциональных реакций и поведения в целом, свободная самореализация, динамичность принимаемых решений, оценок, поступков, отсутствие интроспективности и склонности к рефлексии, уверенность в себе.

4. Шкала «Аффективная неустойчивость». Высокое значение оценок: несдержанное, плохо контролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохая переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности. Низкое значение оценок: эмоциональная стабильность и уравновешенность, отсутствие аффективной обусловленности и необдуманности поведения, высокая фрустрационная толерантность, преобладание пластичных, конструктивных способов преодоления стресса.

5. Шкала «Интровертированвая направленность личности». Высокое значение оценок: социальная дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия, индивидуальный рисунок поведения и способов деятельности. Низкое значение оценок: социально ориентированное поведение, открытость и легкость в контактах, потребность в общении, способность к групповому взаимодействию.

6. Шкала «Ипохоидричиость». Высокое значение оценок: чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания. Низкое значение оценок: беспечное, нетревожное отношение к состоянию своего здоровья, отсутствие стремления к превентивным мерам в связи с риском заболевания и щадящему стилю жизни.

7. Шкала «Социальная неадаптивность». Высокое значение оценок: плохая приспособляемость в социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межличностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения. Низкое значение оценок: адаптивность, пластичность, дифференцированность социального поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к сотрудничеству.


 

2.3 Методы статической обработки данных.

Для обработки эмпирических данных были использованы следующие программы: электронная таблица Excel, текстовый редактор Word и статистический пакет Statistic 6.0 for Windows. Обработка включала следующие статистические методы:

1. Факторный анализ (метод главных компонент) был использован для выявления структуры симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности, как переживания бытийных опор в общей выборке старшеклассников.

2. Корреляционный анализ по К. Пирсону использовался для:

- выявления меры взаимосвязей показателей методик «ОУ (СД)» с показателями интернет зависимого поведения теста Шкалы интернет зависимости Чена (CIAS);

- выявления меры взаимосвязей невротизации личности по показателям опросника невротических расстройств Hansgen с показателями интернет зависимого поведения теста Шкалы интернет зависимости Чена (CIAS).

3. Кластерный анализ центров K-Mean Cluster был использован для выявления групп старшеклассников, различающихся уровнем выраженности симптомов интернет зависимости и проблем, связанных с интернетом.

4. Анализ с помощью Т-критерия Стьюдента применялся для

- установления различий между группой с отсутствием интернет зависимости и выраженным интернет-зависимым поведением по степени выраженности показателей методики «ОУ (СД)» и опросника невротических расстройств Hansgen;

-для установления различий между группами старшеклассников, различающимися уровнем выраженности симптомов интернет-зависимости и проблем, связанных с интернетом.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Структура симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности, как переживания бытийных опор в общей выборке старшеклассников

Таб. 1

Структура симптоматики интернет зависимости, проблем, связанных с использованием интернета, невротизации и онтологической уверенности

N=56 Факторы
Уверенность в значимом как индивидуальной ценности. 0,704 -0,237 0,023 0,212
Уверенность в ментальном Я 0,808 -0,085 -0,200 0,006
Уверенность в теле 0,890 0,139 0,087 0,028
Уверенность в мире 0,746 0,083 0,237 0,034
Уверенность в людях 0,368 -0,015 0,083 -0,137
Ключевые симптомы интернет–зависимости -0,331 0,387 -0,714 -0,265
Проблемы, связанные с интернет- зависимостью -0,406 -0,051 -0,774 -0,161
Неуверенность в себе -0,161 0,881 -0,031 -0,076
Познавательная и социальная пассивность -0,272 -0,032 0,837 -0,273
Невротический сверхконтроль поведения 0,078 -0,095 -0,009 0,833
Аффективная неустойчивость 0,203 0,758 -0,214 -0,053
Интровертированная направленность личности -0,455 -0,524 0,027 0,520
Ипохондричность 0,472 0,288 0,011 0,403
Социальная неадаптивность -0,234 0,620 0,299 0,489
Собственные числа 3,539 2,347 2,058 1,610
Доля объяснимой дисперсии 25,3 16,8 14,7 11,5

 

При выявлении структуры онтологических характеристик, невротических черт личности и симптомов интернет зависимого поведения студентов в общей выборке нами был предпринят факторный анализ показателей методики «ОУ(СД)» Н.В. Коптевой, показателей опросника невротических расстройств Hansgen и надшкальных показателей «симптомы интернет-зависимого поведения» и «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» Теста шкалы интернет зависимости Чена.

Как видно из таблицы 1, в результате факторного анализа были выделены 4 главных компоненты. Они охватили 68,3 % доли объяснимой дисперсии.

В первую компоненту, объяснимую дисперсией 25,3 % вошли частные показатели методики ОУ (СД) «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (0,704), «уверенность в ментальном Я» (0,808), «уверенность в теле» (0,890) – претендует на роль ядра фактора, «уверенность в мире» (0,746), и «уверенность в людях» (0,368). Кроме показателей методики ОУ(СД) в данную компоненту вошел интегральный показатель методики Чена «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» (-0,406) и показатели невротизации личности «интровертированная направленность личности» (-0,455) и «ипохондричность» (0,472).

Фактор двухполюсный. Так, показатель, вошедший в первый полюс со стороны методики невротизации личности, характеризуется излишним, чрезмерным вниманием к состоянию своего здоровья, стремлением вести правильный образ жизни с целью избегать заболеваний, постоянной тревогой, связанной с риском ухудшения самочувствия. Этот же полюс включил в себя показатели онтологической уверенности, которые подразумевают переживание внутреннего единства, единоприродности, причастности, позитивного настроя по отношению к своему телу, окружающему миру, людям; переживание мира в целом и своего тела в частности как бытийной опоры, ощущение поддержки извне, комфортное пребывание в мире и своем теле.

Второй полюс составили интегральный показатель методики Чена и показатель невротизации личности. Включенный интегральный показатель интернет-зависимого поведения является критерием негативных последствий данной аддикции и характеризует нарушения в профессиональной, социальной и других значимых областях жизни. Среди нарушений можно отметить в том числе невнимательность к себе, своему здоровью (игнорирование ухудшения самочувствия во время использования сети), пренебрегание близкими людьми, невозможность отключиться от сети, затруднительное восприятие времени, проведенного в интернете. Показатель методики невротизации «интровертированная направленность личности», также включенный во второй полюс этого фактора, диагностирует социальную дистанцированность, потребность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодействия.

Таким образом, данный фактор характеризуется некоторой зацикленностью на своем здоровье и тем, что составляет онтологическую уверенность с одной стороны и проблемами, вызванными неоправданно долгим пребыванием в интернете в сумме с нежеланием вступать в социальные контакты с другой. Данный фактор можно назвать «Факторы, противостоящие и сопутствующие онтологической уверенности».

Во второй фактор, объяснимый дисперсией 16,8 % также включает в себя два полюса. Мы видим, что первый полюс объединил в себе показатели «неуверенность в себе» (ядро фактора) (0,881), «аффективная неустойчивость» (0,758), «социальная неадаптивность» (0,620) и интегральный показатель интернет-зависимого поведения «ключевые симптомы интернет-зависимости» (0,387). Второй полюс составил показатель «интровертированная направленность личности» (-0,524).

Исходя из полученных результатов мы видим, что росту симптоматики интернет-зависимого поведения, проявляющейся в неспособности справиться с желанием войти в сеть, ощущением дискомфорта, беспокойства при отсутствии подключения, увеличением времени пребывания в интернете для получения удовлетворения соответствует рост некоторых невротических черт личности. Эти черты проявляются в поведении как повышенная тревожность, трудности при принятии разного рода решений, постоянная неудовлетворенность собой, ожидание неуспеха, непринятия, преобладание неадекватных, дезадаптивных форм поведения, агрессивность, раздражительность, трудности во взаимодействии с людьми, плохая приспособляемость в социальных ситуациях. Однако нарастанию вышеперечисленных характеристик соответствует снижение показателя «интровертированная направленность личности», который диагностирует потребность нахождения в одиночестве, нежелание налаживать общение с широким кругом лиц, негативное отношение взаимодействию в группе.

Таким образом, в данном факторе мы видим противопоставление потребности иметь широкий круг социальных контактов росту симптоматики зависимости от интернета, сопровождающейся неспособностью к групповому взаимодействию, дезадаптацией (с вытекающими из неё последствиями виде агрессии и неконтролируемости поведения), неуверенностью в себе и ожиданием непринятия со стороны окружающих. Можно предположить, что в данном факторе отражается потребность школьника в принятии группой, в установлении социальных контактов и невозможность удовлетворить эти потребности в реальном мире ввиду своих особенностей (неадаптивности, неуверенности, трудностями в общении). Следствие такой неудовлетворённости, как мы предполагаем – «бегство» из реального мира в виртуальное пространство. Данному фактору можно дать название «невротические черты личности, способствующие и препятствующие проявлению симптоматики интернет-зависимости».

Третий фактор, объяснимый дисперсией 14,7% включает в себя три показателя. Так же, как и предыдущие два фактора, этот фактор имеет два полюса. Один полюс составили надшкальные показатели «ключевые симптомы интернет-зависимости» (-0,714) и «проблемы, связанные с интернет-зависимостью» (-0,774). Во второй полюс вошел показатель «познавательная и социальная пассивность» (0,837), который претендует на роль ядра фактора. Мы видим, что с одной стороны фактор характеризует высокую интеллектуальную продуктивность, подвижность и пластичность интеллектуальных процессов, социальную смелость, стремление к постоянному расширению контактов, активный поиск информации и впечатлений. С другой стороны данный фактор предполагает наличие проблем, связанных с неумением вовремя выйти из сети (как внутриличностных, так и во взаимодействии с реальным миром, близкими людьми), а также проявление симптомов интернет-зависимости, выражающихся в потребности увеличения времени пребывания в интернете, беспокойстве при отсутствии подключения к сети, необходимости к принуждению выйти из виртуального пространства.

Таким образом, данный фактор показывает нам реализацию потребности в получении новой информации и расширению круга знакомств посредством сети интернет. С другой стороны, такой перенос социальной и познавательно активности сопровождается рядом проблем, которые необходимо относить к негативным последствиям зависимости от интернета. Данному фактору можно дать название «перенос познавательного и социального интереса в интернет-пространство».

В последний фактор, объяснимый дисперсией 11,5 % вошли показатели «невротический сверхконтроль поведения» (0,833), «интровертированная направленность личности» (0,520), «социальная неадаптивность» (0,489) и «ипохондричность» (0,403). Данный фактор не представляет для нас интереса, так как характеризует выборку только с точки зрения невротических личностных черт. Назовём это фактор «характеристика невротизации выборки».

Выводы:

В результате данного анализа выявилась факторная структура из четырёх факторов.

Первый фактор составили частные характеристики онтологической уверенности и противостоящий им надшкальный показатель, характеризующий проблемы, вызванные неоправданно долгим пребыванием в интернете в сочетании с некоторыми невротическими чертами личности. Он свидетельствует об укреплении онтологической неуверенности в случае невротической потребности в одиночестве, дополняемой межличностными и внутриличностными проблемами, вызванными интернет-зависимостью.

Второй фактор позволяет описать невротические черты личности, способствующие возникновению симптомов интернет-зависимого поведения и препятствующие их проявлению.

Третий фактор, на наш взгляд, отражает в себе некий перенос познавательного и социального интереса в интернет пространство, так как включил в себя противостояние симптомов и проблем интернет-зависимости с невротической личностной пассивностью в сфере коммуникаций и получения новой информации.

Последний фактор охарактеризовал выборку старшеклассников с точки зрения невротизации личности. В данный фактор вошли только показатели, отражающие невротические черты личности.

Таким образом, в общей выборке старшеклассников характеристики онтологической уверенности и невротические черты личности вошли в общий фактор с показателями зависимости от интернета, что говорит об связи феномена интернет-зависимости с онтологической неуверенностью и невротизации личности школьников.


 

3.2. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и невротизации личности в общей выборке старшеклассников

Таб.2

Значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и невротических черт личности

N=56 Познавательная и социальная пассивность Неуверенность в себе Невротический сверхконтроль поведения Аффективная неустойчивость Ипохондричность
Компульсивные симптомы -0,17 0,52 -0,39 0,43 -0,18
Симптом отмены -0,35 0,23 0,02 0,20 -0,10
Толерантность -0,45 0,28 -0,21 0,23 -0,18
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем -0,32 0,10 -0,06 -0,05 -0,19
Управление временем -0,39 0,02 -0,11 -0,01 -0,34
Ключевые симптомы интернет-зависимости -0,37 0,43 -0,25 0,36 -0,18
Проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением -0,38 0,07 -0,09 -0,03 -0,28
Общий показатель CIAS -0,40 0,29 -0,19 0,20 -0,24

 

Из результатов корреляционного анализа мы видим, что показатель «Познавательная и социальная пассивность», подразумевающий под собой низкую интеллектуальную продуктивность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию, низкую социальную активность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях имеет обратную связь с общим показателем интернет-зависимости CIAS (-0,40). Также показатель «познавательная и социальная пассивность» имеет обратную связь с интегральным показателем «проблемы, связанные с ИЗ поведением» (-0,38), подразумевающим нарушения в социальной, профессиональной или других значимых областях жизни (критерий негативных последствий интернет-зависимости). Данный интегративный показатель объединяет частные шкалы, которые также имеют обратную связь с показателем «познавательная и социальная пассивность», а именно «управление временем» (-0, 39) и «внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем» (-0,32). Шкала «управление временем» диагностирует способность правильно воспринимать время (прошлое, настоящее, будущее) и управлять им, уметь планировать события своей жизни (при интернет-зависимости эти способности нарушаются или утрачиваются). Шкала «внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем» диагностирует такие особенности поведения, которые проявляются в отказе или сведении к минимуму общения с друзьями, членами семьи, другими людьми вне интернета. Это приводит к глубоким внутриличностным и межличностным проблемам, но несмотря на это человек отдает предпочтение сети. Утверждения, включенные в эту шкалу, касаются также аспекта здоровья. Интернет-зависимый сам замечает физическую усталость и мышечные боли, вызванные долгим сидением перед компьютером, но даже в этом случае он не уменьшает время пребывания в интернете. Вместе с этим, показатель «познавательная и социальная пассивность» имеет обратную связь с интегральным надшкальным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимости» (-0,37), включающим в себя три шкалы, две из которых имеют сильную обратную связь с показателем «познавательная и социальная пассивность» - шкала толерантности (-0,45) и шкала симптомов отмены (-0,32). Шкала толерантности раскрывает способность интернет-зависимого осознавать, понимать и анализировать свое состояние, неконтролируемость потребности войти в интернет-пространство. Человек сам признает, что все больше и больше времени проводит в сети. И чтобы получить удовольствие от пребывания в Интернете, там надо находиться все дольше и дольше. Шкала симптомов отмены диагностирует состояние дискомфорта, беспокойства, расстройства, переживания. Зависимому от Интернета кажется, что без него, без возможности войти в сеть, он что-то упускает, что-то уходит от него. Симптом отмены можно трактовать как негативное эмоциональное состояние, вызванное «отменой», недоступностью Интернета. Мы видим перенос познавательной и социальной активности в интернет среду, что влечёт за собой полный или частичный отказ от реальных контактов с людьми. Эти данные можно объяснить тем, что в деятельности «аддикта» очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Интернет-адикция граничит с описанием субъекта, увлечённого процессом познания, испытания себя или творчества.

Показатель «неуверенность в себе», характеризующийся повышенной тревожностью, трудностями при принятии решений и в ситуациях выбора, склонностью к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу, неудовлетворенностью собой, пониженной самооценкой, в социальных отношениях - робостью, зависимостью, ожиданием неудач, неуспеха, неприятия, отсутствием самостоятельности в поведении, имеет слабую положительную связь с общим показателем интернет-зависимости CIAS (0,29), которая дублируется сильной связью данного показателя с интегральным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимого поведения» (0,43), который объединяет в себе частные показатели интернет-зависимого поведения, а именно показатель «толерантность» со слабой положительной связью (0,28) и показатель «компульсивные симптомы» с сильной положительной связью (0,52). Показатель шкалы компульсивных симптомов подразумевает необходимость в волевом усилии, «принудить» себя отказаться не только от желания войти в Интернет, но и от самого поступка. Компульсивность соответствует неспособности справиться с зависимостью от Интернета. Эта связь может объясняться бегством от собственной неуверенности в виртуальный мир, в котором можно притвориться кем угодно не рискуя при этом быть раскрытым.

Показатель «невротический сверхконтроль поведения», высокое значение оценок которого отражает неуверенность в сочетании с повышенной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрированной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации, инертность и «застреваемость» переживаний, в поведении и социальных контактах характеризуется «зажатостью», отсутствием раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности, имеет единственную отрицательную связь с частным показателем интернет-зависимого поведения «компульсивные симптомы» (-0,39), подразумевающим необходимость принуждать себя отказаться от навязчивого желания войти в интернет.

Показатель «аффективная неустойчивость», отражающий плохо сдерживаемое, неконтролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражительности, вспыльчивости, необдуманность поступков, плохую переносимость стресса с возможностью дезадаптивных форм поведения, агрессивности имеет положительные связи с интегративным показателем «ключевые симптомы интернет-зависимости» (0,36) и включенным в него частным показателем «компульсивные симптомы» (0,43). Таким образом неадаптивное, неконтролируемое поведение коррелирует с неспособностью отказаться от интернета.

Показатель «ипохондричность», высокое значение оценок которого диагностирует чрезмерную сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания, имеет слабую отрицательную связь с надшкальным показателем «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» (-0,28). Также данный показатель имеет обратную связь с частной шкалой «управление временем» (-0,34). Так мы видим, что чрезмерная внимательность к состоянию своего здоровья коррелирует со способностью контролировать время пребывания в интернете и потребностью выйти из сети при ухудшении самочувствия.

Выводы:

В ходе корреляционного анализа выявилось довольно много значимых взаимосвязей между показателями интернет-зависимого поведения и невротическими чертами личности. Важно отметить, что полученные данные дублируют связи, полученные ранее в процессе выявления факторной структуры исследуемых феноменов. Так, мы выяснили, что интернет-зависимости сопутствуют личностные невротические черты, проявляющиеся в потребности в приобретении новых знаний и знакомств, расширении круга интересов, неуверенности в себе и ожидании непринятия, преобладанию аффективных форм реагирования и агрессивности. Помимо этого, выделились невротические черты, снижающие риск стать зависимым от интернета, а именно зацикленность на здоровье и тяга к тотальному контролю над своими действиями и эмоциями.


 

3.3. Взаимосвязи показателей интернет зависимости и характеристик онтологической уверенности (переживания бытийных опор) в общей выборке старшеклассников

Таб. 3

Значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и характеристик онтологической уверенности

  Уверенность в значимом как в индивидуальной ценности Уверенность в теле Уверенность в мире ОУ (СД)
Компульсивные симптомы -0,47 -0,26 -0,25 -0,35
Симптом отмены -0,25 -0,34 -0,07 -0,25
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем -0,31 -0,37 -0,50 -0,43
Управление временем -0,16 -0,35 -0,28 -0,30
Ключевые симптомы ИЗ -0,39 -0,31 -0,23 -0,33
Проблемы, связанные и ИЗ поведением -0,26 -0,39 -0,43 -0,40
Общий показатель CIAS -0,36 -0,37 -0,34 -0,39

 

В таблице 3.3 представлены значимые взаимосвязи показателей интернет-зависимости и характеристик онтологической уверенности в общей выборке старшеклассников. Полная таблица со всеми значениями представлена в приложении. Из таблицы 3.3 видно, что общий показатель интернет-зависимости CIAS имеет обратную связь с общим показателем онтологической уверенности «ОУ (СД)» (-0,39). Данный показатель характеризует отношения человека с миром, отношение к другому какк себе, распространение отношения к собственному Я на других людей, мир в целом, на то, что является значимым в мире «переживание личностью своего мира и самое себя», «переживание человеком самого себя вместе с другими в его мире», а также переживание, пронизывающее образ Я в мире, переживание своей единоприродности с миром, людьми, с тем, что составляет индивидуальную ценность, переживание причастности к миру, поддержки извне, бытийных опор – ресурсное чувство, придающее ощущение силы, безопасности. Тажке общий показатель CIAS имеет обратные связи с частными шкалами методики онтологической уверенности «уверенность в мире» (-0,34), «уверенность в теле» (-0,37) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (-0,36). Высокое значение оценок шкалы «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» можно интерпретировать как позитивное отношение к значимому (индивидуальной ценности), родство, единство с ним, переживание того, что является наиболее важным, значимым в мире в качестве бытийной опоры. Показатель шкалы «уверенность в мире» диагностирует позитивное отношение к миру, переживание единства с миром, единоприродности миру, мира как ценности, комфортное расположение в мире; переживание мира как бытийной опоры, ощущение поддержки извне. Шкала «уверенность в теле» — это вариант онтологической уверенности в своём Я. Данная шкала диагностирует позитивное отношение к телу, переживание воплощённости в теле; переживание тела как надежного, как опоры, как ценности; ощущение телесного комфорта.

Надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением», характеризующий нарушения в социальной, профессиональной или других значимых областях жизни имеет обратные связи с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,40) и частными показателями методики онтологической уверенности «уверенность в мире» (-0,43) и «уверенность в теле» (-0,39). Таким образом, появление глубоких межличностных и внутриличностных конфликтов и нарушения в восприятии времени, являющихся следствием неоправданно долгого пребывания в интернете сопровождается укреплением онтологической неуверенности – невозможности доверять себе, окружающему миру, людям, невозможности переживать мир в качестве бытийной опоры.

Шкала «управление временем», включенная в надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» и диагностирующая способность правильно воспринимать время и управлять им также имеет обратные связи с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,30) и частными показателями «уверенность в теле» (-0,35) и «уверенность в мире» (-0,28). Таким образом, с нарастанием онтологической неуверенности и в частности негативного отношения к миру и собственному телу, переживания их незначимости, дискомфорта от пребывания в мире и неудовлетворенностью собственным телом при использовании интернета наблюдаются нарушения режима дня в угоду пребыванию в интернете, нарушения в восприятии времени, проведенного в сети.

Показатель «внутриличностные и проблемы связанные со здоровьем», который также включен в надшкальный показатель «проблемы, связанные с интернет-зависимым поведением» имеет обратную связь с общим показателем «ОУ(СД)» (-0,43) и включенными в него частными показателями «уверенность в мире» (-0,50), «уверенность в теле» (-0,37) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (-0,39). Из полученных связей мы видим, что неспособность вовремя отключиться от сети несмотря на ухудшение самочувствия и полный или частичный отказ от реальных контактов в угоду интернету связана и, возможно, усиливает негатив, неуверенность, ощущение ненадежности по отношению к миру, себе, окружающим людям.

Выводы:

В ходе данного анализа обнаружилось довольно большое количество взаимосвязей между показателями интернет-зависимого поведения и характеристиками онтологической уверенности. Все полученные связи обратные, что говорит нам о снижении онтологической уверенности как переживания бытийных опор с укреплением зависимости от интернета.


 

3.4. Различия выраженности невротических личностных черт и характеристик онтологической уверенности в группах старшеклассников, отличающихся уровнем выраженности интернет-зависимости.

Таб. 4

Значимые различия характеристик онтологической уверенностьи и невротизации личности в группах с минимальным риском возникновения интернет-зависимости и с выраженными признаками интернет-зависимого поведения.

  Группа с минимальным риском возникновения ИЗ (CIAS=35,64) N=14 Группа с выраженными признаками ИЗ поведения (CIAS= 72,30) N=11 t-value p
Уверенность в значимом как индивидуальной ценности. 5,9 4,8 2,27 0,033
Уверенность в мире 4,9 3,8 2,51 0,020
ОУ (СД) 5,6 4,7 2,13 0,045
Компульсивные симптомы 7,1 17,0 -10,04 0,000
Симптом отмены 7,7 13,0 -5,64 0,000
Толерантность 5,9 12,7 -8,22 0,000
Внутриличностные проблемы и проблемы связанные со здоровьем 8,6 16,4 -5,82 0,000
Управление временем 6,2 13,2 -6,89 0,000
Ключевые симптомы ИЗ 20,8 42,7 -12,44 0,000
Проблемы, связанные и ИЗ поведением 14,9 29,6 -6,39 0,000
Неуверенность в себе 25,3 40,9 -2,58 0,017
Познавательная и социальная пассивность 46,7 30,4 2,58 0,017

 

Мы разделили выборку на группы в соответствии со степенью выраженности интернет-зависимости согласно методике Чена. Таким образом выборка была разделена на три группы: группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости (14 человек), группа со склонностью к возникновению интернет-зависимого поведения (32 человека) и группа с выраженными признаками интернет-зависимого поведения (10 человек). Наибольший интерес для нас представляют различия между группой не склонных к интернет-зависимости и группой интернет-зависимых. Поскольку по результатам недавних исследований выяснилось, что в некоторых случаях параметрические критерии дают более точные результаты, чем непараметрические, даже при распределениях, отличных от нормальных (Емелин, 2012) мы воспользовались параметрическим анализом t-критерий Стьюдента.

Из таблицы 4 мы видим, что между группами старшеклассников выявились значимые различия по общему показателю, характеризующему онтологическую уверенность «ОУ (СД)». В группе школьников с отсутствием интернет-зависимости этот показатель составил 5,6, в то время как в группе с выраженными признаками интернет-зависимого поведения этот же показатель 4,7 (t=2,13; p=0,04). Также мы видим различия в частных показателях онтологической уверенности. Это «уверенность в мире» (группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости 4,9; группа с выраженным интернет-зависимым поведением 3,8 при t=2,51; p=0,02) и «уверенность в значимом как в индивидуальной ценности» (группа с минимальным риском возникновения интернет-зависимости 5,9; группа с выраженным интернет-зависимым поведением 4,8 при t=2,27; p=0,03).

Выявленные различия свидетельствуют о том, что старшеклассники с зависимостью от интернета в большей степени склоны чувствовать себя некомфортно в этом мире, относиться к нему негативно, ощущать этот мир как нечто неценное, а также склонны переживать объект или субъект, имеющий индивидуальную значимость, как нечто ненадежное. Различия в показателе «ОУ(СД)» помимо перечисленных выше различий характеризуют группу с выраженным интернет-зависимым поведением как группу менее склонную к переживанию своей единоприродности с миром, людьми, с тем, что составляет индивидуальную ценнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: