ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА




Лекция 3.3.

Психологические основы деятельности судебного эксперта

 

 

ПЛАН

1. Основные понятия, относящиеся к сфере психической деятельности человека.

2. Психологические аспекты судебно-экспертного познания.

3. Внутреннее убеждение судебного эксперта: понятие, формирование, психологическая структура.

4. Психологическая структура личности судебного эксперта и его профессиограмма.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ароцкер Л.Е. Некоторые вопросы психологии судебного эксперта // Вопросы современной психологии. М., 1971.

Арсеньев В.Д. К вопросу о внутреннем убеждении судебного эксперта // Труды ВНИИСЭ. – Вып. 5. М., 1973. С. 147-173.

Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория: Методическое пособие. М., 1997. Гл. 5.

Сегай М.Я. Актуальные проблемы психологии экспертной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза. – Вып. 9. Киев, 1972.

Яковлев Я.М. Основы психологии судебно-экспертной деятельности // Вопросы психологии и логики судебно-экспертной деятельности. М., 1977. С. 3-172.

Яковлев Я.М. Психологическая структура экспертной деятельности // Вопросы теории и практики судебной экспертизы. – Вып. 7. М.: ВНИИСЭ, 1973.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФЕРЕ

ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Все познавательные и мыслительные операции судебного эксперта связаны с его психикой, то есть психические процессы – суть сама мыслительная деятельность познающего субъекта. Современная наука определяет психику (от греч. psychikos – душевный) как свойство высокоорганизованной материи в особой форме отражать объективную действительность. Высшая форма психики – сознание – присуще только человеку, оно функционирует благодаря таким психологическим категориям, как ощущение, восприятие, мышление, воля, память, представление, понимание.

Психическую деятельность человека изучает наука психология, имеющая множество объектов познания и несколько прикладных направлений, вследствие чего существуют следующие ее виды: общая психология, социальная психология, исправительно-трудовая, судебная, юридическая.

Судебно-экспертное познание как одна из разновидностей активной познавательной деятельности имеет два уровня: эмпирический и теоретический. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта познания, взаимодействующего с объектом познания, начинается с анализа и осознания им проблемной ситуации, требующей в свою очередь и проблемного мышления для преобразования ее в познавательную задачу.

Мышление – это высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знание о таких свойствах, связях и отношениях объектов объективной действительности, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном уровне восприятия. Результатом познания в форме мышления является новое наглядно-образное знание (представление), создаваемое продуктивным воображением. Формы и законы человеческого мышления изучаются логикой, а вот сами механизмы протекания мышления – такими науками, как психофизиология и нейрофизиология, психология и кибернетика (последняя решает задачи технического моделирования отдельных мыслительных операций).

Психология, будучи наукой о психическом отражении реальной действительности в процессе деятельности человека, устанавливает закономерности функционирования и развития психики человека. Как особая форма жизнедеятельности человека психика немыслима без органов восприятия, в первую очередь, без человеческого зрения.

Отец русской физиологии И.М. Сеченов непосредственно связывал зрительное восприятие с работой человеческого мозга. Современные научные исследования подтвердили это: глаза – это часть мозга, вынесенная на «передний край» восприятия мира, основной информационный канал человека.

Восприятие может быть продуктивным лишь при дополнении его такими свойствами психики, как осмысленность и обобщенность, благодаря которым человек способен домысливать и достраивать образ наблюдаемого объекта по его отдельным фрагментам, т.е. распознавать предмет, соотнося воспринимаемое с хранящейся в памяти информацией о нем.

Восприятие предметов и явлений связано с осознанием наблюдаемого объекта: с отнесением его к определенной категории понятий по значению имени объекта. Адекватная категориальная соотнесенность воспринимаемого объекта организует весь процесс восприятия, направляет его в рамках осмысленности на решение стоящей перед субъектом познания задачи.

Распознавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, это – дерево), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект узнается, отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным, конкретным предметом как тот же самый (но не такой же и не одинаковый). Для такого рода узнавания необходимо выделение специфических признаков предмета. Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для распознавания объекта, называется порогом восприятия.

Восприятие при распознавании и узнавании зависит от прошлого опыта, знаний, профессиональных интересов и установок личности.

Особую роль в психической деятельности играет память, под которой понимается интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Одним из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод в нее информации через систему ассоциативных связей, является запоминание, произвольное и непроизвольное. Произвольное (целевое) запоминание более продуктивно, ибо обеспечивает системность, осознанность и прочность усвоения информации (новых знаний). Решающим условием эффективности целевого запоминания является смысловая систематизация материала, классификация его по определенному основанию. К числу основных факторов, влияющих на запоминание, относятся:

а) особенности материала: чем более значима информация, тем лучше она усваивается;

б) контекст запоминания материала;

в) повторение материала, увеличивающее время поступления и обработки информации;

г) включение в процесс запоминания системы ассоциативных связей, образующих саму память.

Установление указанных связей (кодирование их) является необходимым элементом (условием) точного, долговременного запоминания, что особенно важно для получения профессиональных знаний при любой форме обучения.

Главным средством систематизации информации и совершенствования наличного объема знаний является понимание, человеческий феномен, до конца непознанный ни психологами, ни философами. Именно понимание характеризует качество и степень постижения человеком сущности явлений, смысла высказываний, значения действий, свойств, понятий и т.д.

Понимание неотделимо от аналитической и оценочной деятельности сознания:

– понять – значит оценить (а не только знать);

– понять – значит уметь объяснить, сконструировав идеальную, мысленную модель объекта познания;

– предметом понимания является нечто еще не определенное, не обозначенное системой понятий, совокупностью свойств и комплексом признаков, в то время как предметом логики выступает нечто, уже понятое;

– состояние понимания – это результат осуществления субъектом познания совокупности определенных познавательных операций;

– правильность понимания проверяется, испытывается практикой, которая является критерием истины.

Философ В.А. Штоф выделяет следующие разновидности понимания:

– лингвистическое: извлечение и усвоение смысла языковых выражений, словосочетаний;

– педагогическое: усвоение знаний;

– психологическое: усвоение внутреннего мира других людей и самого себя;

– научно-теоретическое: осмысление причин, закономерностей, законов бытия.

Путь к пониманию как результату познания может лежать через мышление либо через интуицию (инсайт, от англ. проницательность), феномен, встречающийся исключительно редко в жизнедеятельности человека по сравнению с объяснительным принципом познания. Интуиция определяется как способность человека к постижению истины путем непосредственного ее усмотрения (внезапного понимания проблемной ситуации) без обоснования с помощью доказательных аргументов, как непроизвольное, спонтанное (иногда моментальное) нахождение оригинального и правильного решения проблемы.

По своему значению для познания с рассмотренным термином может быть соотнесено понятие «эвристика», в психологии определяемая как «теория и практика организации познавательного поиска решения нестандартных задач в информационно-дефицитных исходных ситуациях». Об этом можно судить уже по определению, приведенному в психологическом словаре 1998 г.: «Интуиция – эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Механизм интуиции заключается в одномоментной оценке различной по своему качеству информации, т.е. в мысленном объединении нескольких информативных признаков разной модальности в комплексный ориентир (информационную модель) для правильного решения задачи».

В основе интуиции лежат особые формы произвольной либо непроизвольной переработки информации, которые могут быть как образными, так и вербальными. Структура интуитивного решения задачи динамична и индивидуальна, что делает этот процесс особо чувствительным к таким личностным качествам, как интеллект, эмоциональная мотивация, общий уровень развития личности, жизненный и профессиональный опыт, эстетическое восприятие информации. А это особенно важно для творческой деятельности человека, где он открывает новые закономерности и возможности преобразования действительности, конструирует новые модели и создает новые знания.

Интуиция играет решающую роль и в условиях объективно или субъективно неполной информации и органически связана с присущей мышлению человека способностью к экстраполяции – пополнению имеющейся и предвосхищению еще неполученной, неизвестной информации. Неверно и противопоставлять интуицию логике, ибо в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Ключевым термином в ряду рассматриваемых, несомненно, является слово «мышление», объединяющее вокруг себя многие соподчиненные и производные от него термины. В науке психологии это понятие занимает центральное место и по важности, значимости его для теории познания, и по частоте встречаемости, востребованности во многих сферах жизнедеятельности человека. Психологи видят в мышлении высшую форму творческой актив­ности человека, протекающую в виде психических процессов отражения действительности и творческого преобразования субъективных образов объектов в сознании для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление в наблюдении, опыте и эксперименте – это прежде всего процесс обобщения, протекающий в виде абстрагирования от несущественных особенностей объекта познания с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация, экстраполяция и интерполяция.

Существует научная градация мышления на такие его виды, как наглядно-действенное; наглядно-образное; образное.

Наглядно-действенное мышление связано с определением существенных свойств реальных объектов и отношений между ними.

В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом обнаруживаются в процессе реального преобразования ситуации целенаправленными действиями.

С помощью практических действий осуществляется выделение и категоризация признаков объектов, формирование их образа, манипулирование объектами или образами и установление существенных свойств и связей.

В процессе анализа и синтеза выявляются и недостающие элементы условий, обнаруживаются «скрытые» и новые свойства объектов и отношений. С помощью этих действий формируются единицы (элементы) предметного содержания для следующего, более высокого уровня отражения и обобщения.

Наглядно-образное мышление – это психический процесс преобразования образов-восприятий в образы-представления,
а также процесс изменения и обобщения предметного содержания представлений (субъективных образов). Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий, нуждающемуся в анализе и обобщении. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации.

В общем становлении образно-концептуальной (информационной) модели значительную роль играют первичные представления (единичные понятия). Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму.

Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания.

Образное мышление – это психический процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи. Этот процесс включает единую систему форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления. В данном типе мышления используются в основном средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражаемой образной формы.

В судебно-экспертной деятельности рассмотренные понятия приобретают чувственную, эмоциональную окраску и мотивацию, наполняются субъективным волевым и логическим содержанием, несут в себе вполне определенное реальное эстетическое начало. Об этих сторонах экспертного познания речь пойдет в последующих лекциях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: