ЛИЧНОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА
И ЕГО ПРОФЕССИОГРАММА
Одним из ключевых принципов психологии является принцип единства личности и ее деятельности. Он означает, что личность человека проявляется и раскрывается через поступки, действия,
активную жизненную позицию, причем через деятельность человек и самовыражается, и самоутверждается, а главное – формируется как личность. В формировании личности судебного эксперта важную роль играют психофизические свойства, характеризующие состояние, уровень развития и реакции организма человека на внешние условия. Совокупность этих свойств должна как минимум соответствовать профессиограмме судебного эксперта, создаваемой специалистами.
Психофизиологические свойства личности тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человека и по сути своей выступают внешними проявлениями особенностей нервной системы индивида. К ним относят эмоциональную уравновешенность, психическую выносливость, способность к сосредоточению, целеустремленность, настойчивость, а также индивидуальные психические свойства личности, ее направленность, темперамент, характер, внимательность, терпеливость и другие.
При всей биологической обусловленности этих свойств в процессе профессионального обучения судебного эксперта следует стремиться к формированию у него следующих черт личности:
– способности сосредоточиться на работе в условиях действия посторонних раздражителей;
– высокой работоспособности в течение длительного времени;
– умения принимать правильные решения в сложных ситуациях;
– умения сохранять самообладание в напряженной обстановке;
– навыка быстрой ориентации в информационной среде;
|
– способности легко переключаться на новый вид работы;
– склонности к саморазвитию: к самостоятельному расширению и углублению профессиональных знаний, повышению своей квалификации;
– стремления к внедрению новых технологий и заимствованию передового опыта других экспертных учреждений.
Все вышеперечисленное оказывает определяющее влияние на формирование общих и специфических характеристик личности эксперта.
В структуре личности судебного эксперта может быть выделено четыре группы характеристик (подструктур). Психолог К.К. Платонов на первое место в этой схеме ставит нравственные, социально значимые характеристики личности, что совершенно определенно относится и к судебному эксперту (см. Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1968).
Первая подструктура психологических характеристик личности судебного эксперта объединяет такие социально обусловленные черты, как:
1) направленность личности, которую характеризуют мировоззрение, высокоразвитое правосознание, идеалы, убеждения, интересы, склонности, потребности, желания, влечения;
2) моральные качества: чувство долга и ответственности, повышенное чувство справедливости, принципиальность, честность, порядочность;
3) отношение личности к обществу, семье, к самому себе, работе, руководителю и т.д.
Перечисленные характеристики личности формируются в течение продолжительного периода жизни человека путем внешнего воспитания и самовоспитания. В совокупности эти черты отражают индивидуально преломленное общественное сознание, что в конечном счете и призвана отражать первая подструктура рассматриваемой схемы.
|
Вторая подструктура (аккумуляция опыта) включает знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт. Элементы этой подструктуры формируются в процессе воспитания, обучения в общеобразовательных учебных заведениях и образовательных учреждениях профессионального, дополнительного профессионального образования. Данные характеристики личности в определенной мере обусловлены и психофизиологическими (биологическими) качествами человека, т.е. врожденными его свойствами.
Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности протекания психических процессов, где проявление биологических, врожденных качеств личности еще более возрастает по сравнению со второй подструктурой. К элементам третьей структуры относятся ощущения, восприятия, эмоции, мышление, память, чувства, воля.
Четвертая подструктура включает психофизиологические свойства, особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью человека: темперамент, реактивность, выносливость, восприимчивость к внушению.
При всем нашем стремлении смоделировать усредненную психологическую структуру личности человека вообще либо представителя какой-либо профессии в частности необходимо учитывать и его индивидуальность (уникальность, неповторимость) – своеобразное сочетание его свойств как индивида и как личности. По образному выражению Б.Г. Ананьева личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности. Об этом следует помнить при разработке профессиограммы судебного эксперта как психологической модели личности, по которой определяется профессиональная пригодность человека.
|
Профессор Я.М. Яковлев предлагает свой вариант профессиограммы судебного эксперта, который включает четыре блока психологических качеств личности человека:
1. Психологические качества, необходимые эксперту для всех компонентов судебно-экспертной деятельности:
1.1. общая позитивная мировоззренческая направленность личности, ее цельность;
1.2. высокий уровень правосознания;
1.3. ответственность за результаты работы и чувство долга;
1.4. организованность и трудоспособность;
1.5. сознательный выбор профессии, интерес к ней;
1.6. принципиальность и целеустремленность;
1.7. этические качества: честность, порядочность.
2. Психологические качества, необходимые для познавательной деятельности эксперта:
2.1. развитые сенсорные качества (зрение);
2.2. внимательность и наблюдательность;
2.3. продуктивная память;
2.4. гибкость, критичность мышления;
2.5. воспроизводящее, творческое воображение;
2.6. развитые интеллектуальные качества;
2.7. развитые волевые качества.
3. Психологические качества, необходимые эксперту для организационной, конструктивной деятельности:
3.1. умение мобилизоваться и активизировать свою волю;
3.2. высокая самоорганизованность;
3.3. умение планировать, мысленно моделировать и прогнозировать развитие научной, практической ситуации в сфере экспертного познания, а также его результаты.
4. Психологические качества, необходимые эксперту для коммуникативной и воспитательной деятельности:
4.1. умение налаживать психологический контакт с собеседником и убеждать его в своей правоте, доказывать правильность своих суждений и умозаключений;
4.2. выдержанность, стойкость к внушению;
4.3. эмоциональная устойчивость;
4.4. обладание развитой устной речью и грамотной письменной речью.
Как видно из представленной профессиограммы, в ее основу положены как психологическая структура судебно-экспертной деятельности, так и комплекс психофизиологических качеств личности судебного эксперта, необходимых для успешного выполнения им творческой работы в сфере судопроизводства.
Вместе с тем каждый судебный эксперт в процессе профессионального обучения и последующей практической деятельности формируется и самоутверждается индивидуально как уникальная личность, вырабатывает свой неповторимый стиль профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль экспертной познавательной деятельности – это характерная, привычная для эксперта система навыков и умений, обеспечивающая более или менее успешное выполнение профессиональной деятельности (в основном решение экспертных задач).
Навязывание экспертам в качестве «идеального образца» чьего-либо индивидуального стиля деятельности является идеей достаточно вредной и бесперспективной, поскольку может привести не к совершенствованию организации труда, не к улучшению его качества, а совсем наоборот: многие задачи деятельности могут стать неразрешимыми для экспертов. Поэтому одна из важнейших задач воспитания и обучения судебного эксперта в том и состоит, чтобы помочь человеку найти свой индивидуальный стиль деятельности, в наибольшей степени соответствующий его личным способностям, психофизиологическим особенностям и психическим качествам индивида.