ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ




ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

Географическое положение

 

Республика Беларусь – небольшое государство, общая площадь которого равна 207 тысяч квадратных километров. Республика Беларусь граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией. По площади она сопоставима с такими европейскими странами, как Румыния, Великобритания, по численности населения - с Бельгией, Чехией или Югославией. Страна не имеет выхода к морю, но располагает достаточно развитой транспортной системой, формирование которой в основном завершилось в XIX веке.

Благоприятными факторами геополитического положения является протяженная граница с Россией.

К благоприятным геополитическим факторам можно отнести близость к европейским государствам, способствующую развитию внешнеэкономических отношений с ними.

Геоэкологическое положение Беларусь осложняется последствиями чернобыльской аварии и воздействием на окружающую среду химической промышленности, особенно в местах производства калийных удобрений. В целом Беларусь обладает достаточно выгодным географическим положением [1].

 

Природные ресурсы

 

Система подземных вод пресного типа развита во всех регионах республики. В настоящее время разведано всего 13% от общих прогнозируемых ресурсов. Этого вполне хватает, чтобы отвечать на потребности государства. Нынешние водные ресурсы страны соответствуют запросам населения и народного хозяйства. Имеется определенный резерв для дальнейшего роста отдельных отраслей

Земельный фонд республики составляет почти 21 млн. га, при этом 45% территории – земли сельскохозяйственного назначения. Примерно 90% угодий пребывают в общественном пользовании. На пастбища и сенокосы отводится почти 35% сельскохозяйственной земли. Больше всего таких территорий в Белорусском Полесье.

Лесной фонд Беларуси представляет собой неограниченный природный ресурс, поскольку территория земель, покрытых лесом, занимает более 85% от всей республики. Примерно 55% лесного фонда относится к хозяйственным лесам, которые имеют эксплуатационное значение. Стоит отметить, что в ходе аварии на ЧАЭС в Беларуси была загрязнена 1/5 всех лесов, в которых теперь возможна лишь частичная заготовка древесины.

В Беларуси к самым важным для экономики ресурсам можно отнести нефть, торф, горючие сланцы, бурый уголь, каменная и калийная соли, минеральные и пресные воды подземного происхождения. Несмотря на внушительные запасы нефтепродуктов, объем их добычи удовлетворяет только 15% потребностей страны в топливных ресурсах.

Наиболее важным полезным выступает калийная соль, по запасам которой республика занимает лидирующие позиции в Европе. Также в республике богатая база для строительных материалов: доломит, мел, глина, песок [2].

 

Население

 

Население Республики Беларусь составляет 10,1 млн. человек.

Этнические белорусы составляют более 80% населения страны. Но из-за истории Беларуси, многие другие национальности также поселились в стране, многие из которых были установлены в течение нескольких поколений.

Для страны характерные высокие темпы урбанизации. Особенно быстро возрастают большие города, в которых сконцентрировано 2/3 городского населения. Среди городов доминирующие позиции занимает столица Минск, в которой проживает свыше четверти городского населения страны. Это – древнеславянское поселение. Основные группы меньшинств, которые составляют народ Беларуси: Россияне (8,2%), которые всегда проживали в регионе, причем большой приток в страну пришелся на период после Второй мировой войны; поляки (3,1%) веками жили в западной части страны; украинцы (1,7%) – самый большой приток пришелся на 18 и 19 века; евреи (0,13%): первые евреи поселились в Беларуси в 15 веке, но эмиграция в Израиль и другие государства с 1980-х годов означает, что еврейское население Беларуси сейчас составляет менее 30 000 человек.

Белорусский и русский языки являются официальными языками Республики Беларусь. В местных общинах говорят на других языках, таких как польский, украинский и иврит [3].

Государственный строй

 

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Действует Конституция Республики Беларусь с 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Глава государства – Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя палата – Палата представителей, верхняя – Совет Республики. В составе Палаты представителей 110 депутатов. Совет Республики - палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются по 8 членов - всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров, который является центральным органом государственного управления. Во главе Правительства стоит Премьер-министр. В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом.

Судебная власть состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь. Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы, собрания и другие формы общественной деятельности [4].

Политический строй

 

Политическая система Беларуси во много формировалась на опыте развития СССР, в частности типа политического лидерства.

Для политического строя Беларуси характерны: перевес в распределении власти, т.е. властные полномочия в республике находятся в большей степени у исполнительной власти; уровень адаптации местного самоуправления к современным условиям социально-экономического развития недостаточно развит; не представлены ни авторитарные партии, ни движения национального масштаба.

Оппозиция республики действует в своей политической реальности, обладая собственной не только символикой, но и идеологией, внутренней борьбой за власть. Таким образом, получается, что Беларусь представлена двумя противоборствующими политическими культурами в виде доминирующего гражданского большинства и андеграудной оппозиции. Для каждой из сторон, как уже замечалось, наличие собственного идеологического убеждения и определенных установок, стереотипов и даже норм политического поведения.

Отдельное внимание при характеристике политической системы республики Беларусь стоит уделить персонификации власти. С 1994 года по настоящее время во главе государства находится Александр Лукашенко.

Вместе с тем, республика характеризуется также и апартийностью. Это означает, что на законодательном уровне предусмотрены условия для формирования и действия политических партий. Важно заметить, не смотря на предусмотренные возможности, партии не имеют должного влияния на политические и общественные процессы [4].

 

 

ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

Экономический строй

 

В статье 13 действующей Конституции устанавливаются две формы собственности: государственная и частная. Субъектами государственной собственности являются Республика Беларусь в целом и административно-территориальные единицы. Выделяются разновидности государственной собственности: республиканская и коммунальная.

Согласно статье 107, от имени собственника, то есть Республики Беларусь, в отношении имущества, являющегося республиканской собственностью, выступает Правительство.

Имущество, находящееся на территории Беларуси, может быть государственной собственностью зарубежных стран. Земельным законодательством предусматривается возможность приобретения иностранным государством в собственность земельного участка на территории Беларуси.

Государственная форма собственности необходима не только для содержания самого аппарата власти. Она служит гарантией многих конституционных прав личности (пособие по безработице; вознаграждение за труд; бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; социальное обеспечение и т.д.).

Объектами государственной собственности могут быть не только централизованные денежные средства бюджетов и внебюджетных фондов, но и материальные неденежные блага. К ним относятся недра, воды леса, земли сельскохозяйственного назначения (статья 13), имущество государственных учреждений здравоохранения (статья 45), жилищный фонд (статья 48), имущество государственных учебных заведений (статья 49), ценности культуры (статья 51). К неденежным средствам относится и имущество, поступающее государству в результате принудительного отчуждения частной собственности в соответствии со статьей 44.

Из Основного Закона вытекает обязанность государства иметь в собственности некоторые конкретные материальные блага для обеспечения прав человека: учреждения здравоохранения (статья 45), жилищный фонд (статья 48), учебные заведения (статья 49), фонды ценностей отечественной и мировой культуры (51).

Часть вторая статьи 13 гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Равенство государственной и частной собственности является принципиальным положением. Оно определяет баланс интересов государства и личности.

Часть вторая статьи 13 закрепляет также равные права всех на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом.

Беларусь относится к странам, пытающимся найти оптимальное соотношение между государственным регулированием экономики и свободой предпринимательства. Согласно части пятой статьи 13, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Конституция Беларуси прямо не закрепляет тип экономической системы. К их числу в литературе относят традиционную, командно-административную и рыночную экономику. Современное состояние последней зачастую характеризуется в качестве смешанной экономической системы или социально ориентированного рынка [5, 6].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: