ТЕМА 2. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

 

Латинский язык занимает особое место в истории европейской цивили­зации.

В эпоху расцвета Римской империи латынь была распространена по всей её территории и охватывала всё Средиземноморье: Италию, Испанию, Галлию (нынешнюю Францию), Балканский полуостров, Малую Азию до са­мого Кавказа, Ближний Восток и северную Африку.

После падения Римской империи, в Средние Века, латынь становится языком межнационального общения во всей Западной Европе, а также язы­ком католической церкви, образования, дипломатии, юриспруденции, лето­писей, науки, книжной культуры. Научные труды пишутся на латыни вплоть до XVIII века. Поэтому во всех европейских языках основная масса научной, медицинской, политической и юридической терминологии происходит из ла­тыни (многие термины имеют греческое происхождение, но и они попали в новые языки в основном через латынь). В современных живых языках сохра­няется множество латинских выражений: post factum, post scriptum, a priori, de facto, ex libris, et cetera, alma mater и других. Сокращениями латинских слов являются английские A.D., e.g., i.e., a.m., etc.

На протяжении многих веков латинский язык изменялся. В школах и университетах обычно изучают классическую латынь - литературный язык I в. до н.э. - I в. н.э., на котором писали свои произведения Цицерон, Юлий Це­зарь, Вергилий, Гораций, Овидий. Классическая латынь была образцом для всех последующих авторов, писавших на латинском языке. Средневековая латынь значительно проще классической.

Устная речь жителей Римской империи и средневековой Европы отли­чалась от книжного языка. Они говорили на так называемой вульгарной (т.е. простонародной) латыни. Именно от вульгарной латыни произошли новые романские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, ру­мынский, молдавский и некоторые другие.

Латинский язык относится к индоевропейской семье языков, так же, как славянские (в том числе русский), германские, индийские, иранские, гре­ческий, армянский и другие языки.

Предполагается, что все индоевропейские языки восходят к одному праязыку, который распался на отдельные языки приблизительно 4-5 тыс. лет тому назад. Самые древние слова относятся к более раннему временя, по­этому они часто совпадают в родственных языках. Например, русское "мать, матери" - латинское mater (а также немецкое Mutter, английское mother), " дом” - domus, “eсть” - est (и немецкое ist), oculus – “ око ", vetus - "ветхий". Сходство объясняется не заимствованием из латыни, а общим происхождением языков.

Изучение латинского языка практически полезно и для понимания научной юридической терминологии и многих других слов нашего родного языка, и для изучения других европейских языков, и для более глубокого по­нимания европейской истории и культуры.

ТЕМА I. АЛФАВИТ. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ. УДАРЕНИЕ

Латинский алфавит

 

Начертание Название Произношение Начертание Название Произношение
А, а a а N, n эн н
В, в бэ б 0, о о о
С, с цэ ц, к Р, p пэ п
D, d дэ д Q, q ку в буквосоч. qu–кв
Е, е э э R, r эр р
F, f эф ф S, s эс с, з
G, g гэ г T, t тэ т
H, h ха х U, u у у
I, i и и, й V, v вэ в
K, k ка к X, x икс кс
L, l эль л Y, y ипсилон и
M, m эм м Z, z зэта з

Примечания: 1). Буквы k, у, z использовались только в заимствованиях из греческого языка. 2). Буква J, j (йота) была введена в XVIII веке для передачи звука [й], до этого для передачи этого звука перед гласными использовалась буква i. Некоторые учебники и словари придерживаются этой традиции и бу­кву j не вводят, т.е. возможны два написания, например:

justus, iustus (юстус) - справедливый

jam, iam (ям) - уже

3). Буква U, u также была введена в XVIII веке, до этого u и v не различались. В римских надписях употребляется только v. Перед гласными v обычно чита­лась как [в], в других случаях как [y].

 

Основные правила чтения

Все буквы в слове читаются. "Немых" гласных нет.
Большинство букв читается всегда одинаково и именно так, как они называются. Безударные гласные произносятся так же чётко, как и ударные.
Правило 1. Буква с читается двояко: как [ц] и как [к]. Перед гласными е, i, у
и сочетаниями ае [э] и oe [ö] она читается как [ц], в остальных случаях - как [к].


civis [цивис] - гражданин centum [цэнтум]- сто

Cyprus [Ципрус] - Кипр corpus [корпус] -тело

cuprum [купрум] – медь nunc [нунк] – теперь, сейчас

Caesar [Цэзар] - Цезарь casus [казус] - случай

credo [крэдо] – верю, верую

Упражнение: прочитайте слова.
cor (сердце) lac (молоко)

vacca (корова) clarus (cветлый, знаменитый)

medicina(медицина) cito (быстро)
accuso (обвиняю) cena (обед)

caelum (небо) decem (десять)

Правило 2. Сочетание ti перед гласными читается как [ци].
ratio [рацио] - разум

initium [инициум] – начало.

Сочетание ti и перед гласным читается как [ти], если стоит после s t, x: bestia [бэстиа] – зверь, mixtio [микстио] – смешение.

Упражнение: прочитайте слова.

revolutio (переворот)

administratio (управление)

amicitia (дружба)

sentiunt (чувствуют)

Horatius, Terentius (римские имена)

Правило 3. Буква Q, q (ку) встречается только в сочетании qu, которое чита­ется как [кв].

aqua [аква] - вода

qui [кви] - который

antiquus [антиквус] – древний

Упражнение: прочитайте слова.

quinque (пять)

quarta (четверть)

equus (конь)

qualis (какой)

quasi (как будто, почти)

Правило 4. Перед гласными сочетание gu читается [гв]

lingua [лингва] - язык

Сочетание su читается [св]

suavis [свавис] - приятный

Правило 5. Сочетание ае читается как [э]

aetas [этас]- возраст, век

Graecia [грэциа] - Греция

Буква с перед ае читается как [ц]

Caesar[цэзар]-Цезарь

Упражение: прочитайте слова.

caerimonia (священнодействие) quaestio (допрос, расследование)

caecus (слепой) praesens (настоящее время)
aeger (больной) laetitia (радость)

Примечание: если над с в сочетании ае стоит какой-нибудь значок (аë, аē), то два звука читаются отдельно: аеr [аэр] - воздух

Правило 6. Сочетание ое читается как немецкое ö, французское [œ]и при­близительно как русская буква ё после согласного:

poena [пёна] - наказание.

Упражнение: прочитайте слова:

proelium (сражение), foedus (союз).

Примечание: если над е стоит какой-нибудь значок (оē, оë), то два звука чи­таются отдельно: poēta [по´эта] - поэт.

Правило 7. В словах, заимствованных из греческого языка, встречаются со­четания:

ch - [x]: schola [схола] - школа; charta [харта] - бумага

рh - [ф]: philosophia [филос`офиа] - философия

th - [т]: theatrum [тэ`атрум] - театр

rh - [p]: rhetor [р`этор] – оратор

Упражнение: прочитайте слова

pulcher (красивый) elephantus (слон)

symphonia (созвучие) theologia (богословие)

thesis (утверждение) Rhenus (Рейн)

rhythmus (ритм)

Правило 8. В латинском языке существовали дифтонги аu, еu, т.е. два глас­ных звука произносились в один слог. Мы произносим их как обычное соче­тание двух гласных, но второй элемент никогда не бывает ударным:

aururn [`аурум] -золото

Europa [Эур`опа]- Европа

Упражнение: прочитайте слова

nauta (моряк), audio (слушаю), Euclides (Евклид).

Правило 9. Буква s между гласными читается как [з]:

rosa [роза] - шиповник, causa [к`ауза] - причина, дело.

Примечание. В словах, заимствованных из греческого языка, это правило не действует: philosophia - [филос`офиа].

Правило 10. Букву L принято читать мягко [ль]:

schola [схоля], хотя допустимо и [схола];

lux [люкс] - свет, блеск.

 

Ударение

Правило 1А. В латинском языке ударение никогда не падет на по­следний слог.

Упражнение: прочитайте слова, обращая внимание на ударение.

amor (любовь), caput (голова), color (цвет), carmen (песня), credit (верит), audit (слушает), terror (страх), docent (обучают), student (учатся), mutant (меняют), major (больший старший), minor (меньший, младший)

Правило 1В. Ударение в латинском языке может падать только на предпоследний слог или на третий от конца (т.е. пред-предпоследний). Ударение зависит от долготы или краткости предпоследнего гласного. Если предпоследний гласный долгий, то ударение падает на него; если же он крат­кий, ударение падает на третий слог от конца. Мы произносим латинские слова, не различая долгих и кратких гласных. Но по некоторым правилам можно восстановить долготу или краткость гласного.

Правило 2. Гласный, стоящий перед другим гласным, всегда краткий. Если предпоследний гласный краткий, то он безударный, следовательно, ударение сдвигается на третий слог от конца.

Например, ratio [р`ацио]: i стоит перед о, следовательно, он краткий и не может быть ударным, поэтому ударение падает на третий слог от конца; janua [й`ануа] - дверь: u стоит перед гласным а, следовательно, он краткий и безудар­ный.

Упражнение: прочтите слова, обращая внимание на ударение.

initium (начало), audio (слушаю), quattuor (четыре), sapiens (мудрый, разумный), aureus (золотой), linea (черта, строка).

Правило 3. Если после гласного следуют два или более согласных, то глас­ный долгий: libertas [либ`эртас] - свобода, т.к. после предпоследнего гласного е следуег два согласных подряд (rt), то гласный долгий и, следовательно, ударный.

Упражнение: прочтите слова, следя за ударением.

juventus (юность), honestus (чест­ный), magister (учитель), puella (девочка), theatrum (театр), ornamenrum (ук­рашение).

Правило 4. В тех словах, к которым не подходят правила 2 и 3, долгота и краткость, как правило, проставляются. Долгие гласные обозначаются пря­мой чёрточкой сверху (ā, ī, ē, ō, ū); дифтонги аu и еu, а также звуки, обозна­чаемые сочетаниями ае - [э] и ое - [ё] всегда долгие. Краткие гласные обо­значаются сверху значком ˇ: (ǎ, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ). В некоторых учебниках и словарях проставляется только краткость (реже - только долгота).

Упражнение: прочитайте слова

amīcus (друг) medĭcus (врач)

corōna (венок) littĕra (буква)

disciplīna (учение) verĭtas (истина)

civīlis (гражданский) popŭlus (народ)

audīre. (слушать) domīnus (хозяин)

humānus (человеческий) ocŭlus (глаз)

 

 

ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте и затранскрибируйте слова /русскими буквами в квадратных скобках проставляя ударение/:

Civis, circus, amīca, tunĭca, color, caput, civĭtas, civīlis, oceănus, cursus, Cyclŏps, centum, causa, nunc, lac, sic, occĭdo, ocсasio, necessĭtas, necessarius, accentus, vaccīna, caelum, delictum, inimīcus, Cicĕro, Graecus, cylindrus, corōna, medĭcus.

 

2. Прочитайте слова, передавая транскрибцию русскими буквами:

Discipŭlus, Juppĭter, domĭnus, justitia, injuria, labor, laurus, ocŭlus, bestia, quaestio, negotium, arbĭter, sphaera, aetas, aequus, praesens, quercus, antiquĭtas, furor, tabŭla, triumphus, monumentum, ornamentum, mystĭcus, Romānus, chimaera, Bacchus, urbs, haud, quamquam, quidquid, unguis, ignis, quinque, unguentum, agricŏla, poena, aurōra, caelicŏla, aes, proelium, aura, auris, ratio, amicitia, popŭlus, levis, dexter, oboedientia, poēta, bacŭlus, beātus, laetitia, consuetūdo, causa, ianua, iambus, coeptum, thesaurus, caecus, pinguis.

 

3. Прочитайте и затранскрибируйте пословицы:

Scientia potentia est. Знание (есть) сила.

Repetitio est mater studiōrum. Повторение (есть) мать учения.

Omne initium difficĭle. Всякое начало трудно.

Aquĭla non captat muscas. Орел не ловит мух.

Mala herba cito crescit. Плохая трава быстро растет.

Nihil habeo, nihil timeo. Ничего не имею, ничего не боюсь.

Quod nocet, docet. Что вредит, учит.

Philosophia est magistra vitae. Философия – учительница жизни.

 

4. Прочитайте и затранскрибируйте географические названия, переведите их на русский язык:

Roma, Carthāgo, Cyprus, Corinthus, Athenae, Aegyptus, Caucăsus, Scythia, Thermopylae, Rhenus, Ephesus, Syracūsae, Lutetia, Assyria, Libia, Rhodos, Sicilia, Chеrsonēsus, Tanais, Troia, Thebae.

 

5. Прочитайте и затранскрибируйте имена, переведите их на русский язык:

Gaius Iulius Caesar, Marcus Tullius Cicĕro, Titus Livius, Publius Cornelius Tacĭtus,

Quintus Horatius Flaccus, Portius Cato Major, Lucius Annaeus Senĕca, Publius Ovidius Naso, Tiberius Gracchus, Augustus, Xerxes, Aesōpus, Anaxagŏras, Demosthĕnes, Prometheus, Aristophănes, Socrătes, Aristotĕles, Xenŏphon, Pyrrhus, Pythagŏras.

 

(Если латинское имя оканчивается на –ius, то на русском оно оканчивается на

-ий: Valerius-Валерий; если на –us, без предшествующего i, то окончание отбрасывается: Marcus-Марк).

 

6. Найдите в предыдущих заданиях слова, от которых произошли известные
вам слова русского, английского, французского и других известных вам языков.

ТЕМА 2. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В

PRAESENS INDICATĪVI ACTĪVI

В латинском языке четыре спряжения глаголон. Личные окончания во всех спряжениях одинаковы; различаются гласные, предшествующие окон­чанию.

Singulāris Plurālis

(единств, число) (множ. число)

1 лицо(persona) - о - mus

2 лицо (persona) -s -tis

3 лицо (persona) -t -nt

В инфинитиве (неопределённой форме) латинские глаголы имеют суффикс -rе, при спряжении -rе отбрасывается и окончание присоединяется к остав­шейся основе. В III спряжение отбрасывается –ĕ-re. Обратите внимание: в I спряжении перед окончанием гласный ā, во II - ē, в IV - ī, в Ш гласные меняются (основа же оканчивается на согласный и на u).

I спряжение - глаголы на -āre


ornāre -украшать monstrāre - показывать

mutāre - менять appellāre - звать, называть

curāre - лечить, заботиться laborāre – работать

laudāre- хвалить amāre - любить

condemnāre -обвинять cantāre-петь

 

Образец спряжения: ornāre

оrnо украшаю ornāmus украшаем

ornas украшаешь оrnāt is украшаете

ornat украшает ornant украшают

 

Обратите внимание: в 1 лице единственного числа а не сохраняется.

II спряжение - глаголы на -ēre


vidēre - -timer* - debēre


видеть habēre

б быть быть должным respondēre

docēre обучать, учить

studēre стараться, усердно заниматься

быт valēre быть здоровым, здравствовать


иметь

отвечать


Образец спряжения: vidēre

 

video – вижу vidēmus - видим

vides – видишь vidētis - видите

videt –видит vident -видят

 

Обратите внимание: перед окончанием всегда буква ē.

 

III спряжение - глаголы на -ĕге.

Обратите внимание: в отличие от II спряжения здесь ĕ краткое и безударное, в основу не входит.

legĕre – читать, собирать dicĕre - говорить

scribĕre - писать credĕre - верить

discĕre – учиться defendĕre- защищать

vivĕre – жить vincĕre - побеждать

absolvĕre - оправдывать

 

 

Образец спряжения: legĕre

leg-o - читаю leg-ĭ-mus - читаем

leg-ĭ-s - читаешь leg-ĭ-tis - читаете

leg-ĭ-t - читает leg-u-nt - читают

Обратите внимание: перед окончаниями (кроме 1 л. ед. ч.) появляется - ĭ, в 3 лице множественного числа - u.

 

IV спряжение - глаголы на -īre.

audīre - слушать venīre - приходить

sentīre - чувствовать punīre- наказывать

scīre - знать servīre- служить

munīre - укреплять finīre - ограничивать, оканчивать

 

 

Образец спряжения: audīre

audio - слушаю audīmus - слушаем

audis - слушаешь audītis - слушаете

audit - слушает audiunt - слушают

Обратите внимание: 1) перед окончанием всегда стоит ī; 2) в 3 лице мн.ч. после ī

вставляется u.

Примечание. Глаголы III спряжения facĕre (делать) и сарĕге (брать, захва­тывать) иначе образуют формы 1 л.ед.ч. и 3 л.мн.ч.

facio facĭmus

facis facĭtis

fecit faciunt

По этому же образцу спрягается сарĕrе.

 

В латинском языке личные местоимения (ego - я, tu - ты, nos - мы, vos - вы), за редким исключением, не употреблялись в качестве подлежащего. Если по-русски обычно говорят "я пишу", "ты видишь", то по-латыни скорее будет просто "пишу", "видишь" (scribo, vides). При переводе на русский язык следует восстанавливать местоимение.

В латинских словарях все глаголы стоят в форме I лица единственного числа, т.е. amo, video, рядом указывается форма инфинитива или номер спря­жения:

аmо, āre (= amāre) или amo, I

video, ēre (= vidēre) или video, 2.

Задание I. Поставьте все глаголы, приведённые в качестве примеров к каж­дому спряжению, в словарной форме.

Задание 2. Письменно проспрягайте глаголы, приведённые как примеры на типы спряжения. Не забудьте, что при спряжении -re отбрасывается.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Прочитайте пословицы. Определите, в каких формах употреблены глаголы; укажите для них инфинитив и словарную форму.

1).Dum spīro, spēro. 5). Qui quaerit, repĕrit.

2). Nihil habeo, nihil timeo. 6). Dum docēmus, discĭmus.

3). Qui tacet, consentit. 7). Tacent, satis laudant.

4). Quod nocet, docet 8). Vivĕre est militāre.

Перевод пословиц:

1). Пока дышу, надеюсь.

2). Ничего не имею, ничего не боюсь.

(Обратите внимание, что в латинском языке, как в английском и немец­ком, но в отличие от русского, нет двойного отрицания!).

3). Кто молчит, соглашается.

4). Что вредит, учит (т.е. на ошибках учимся).

5). Кто ищет, находит.

6). Когда учим (обучаем), учимся.

7). Молчат, достаточо хвалят (т.е. если молчат, то это уже похвала).

8). Жить значит бороться (сражаться).

2. Переведите на латинский язык:
Пока дышим, надеемся.

Когда учишь, учишься.

Молчит, достаточно хвалит.

Если молчу, соглашаюсь. (Если - si)

Составьте свои предложения по образцу упр. 1.

3. Переведите на русский язык. Обращайте внимание на личные окончания
глаголов:

1). Non solum bene laborāmus, sed etiam bene vivĭmus. 2) Semper sperāre debēmus. 3) Libenter audiunt et narrant. 4) Semper bene respondēre debētis. 5) Laborāmus, discĭmus, gaudēmus. 6) Si taces, consentis. 7) Bene lego, sed male scribo. 8) Si narras, audīre debeo, 9) Qui bene audit, bene discit. 10) Legĕre amo.

  Слова для упражнения: bеnе - хорошо consentio, 4 - соглашаться gaudeo, 2 - радоваться, веселиться et - и etiam - также libenter - охотно male- плохо narro, I - рассказывать non - не qui - который, кто sed - но, a semper - всегда si - если solum - только spero, 1 - надеяться taceo, 2 - молчать  

4. В русском и английском (французском) языках найдите и запишите слова, производные

от глаголов из примеров на типы спряжения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: