Правило I. Императив от глаголов 1, 2 и 4 спряжения.
Повелительное наклонение (императив) образуется путём отбрасывания от инфинитива суффикса -re: cantāre - canta! петь - пой!;
во множественном числе добавляется суффикс -te: canta - cantāte - пойте!
Например:
laborāre labora laborāte
(работать) (работай) (работайте)
studēre stude studēte
(стараться) (старайся) (старайтесь)
venīre veni venīte
(приходить) (приходи) (приходите)
Правило 2. Императив от глаголов 3 спряжения.
Глаголы 3 спряжения образуют императив следующим образом:
legĕre lege legĭte
(читать) (читай) (читайте)
scribĕre scribe scribĭte
(писать) (пиши) (пишите)
Задание 1. Образуйте императив от следующих глаголов и переведите:
amāre, ornāre, timēre, docēre, audīre, punīre, credĕre, vivĕre
Задание 2. Переведите на латинский язык:
отвечай, отвечайте; защищай; защищайте; побеждай (те); надейся; надейтесь;
покажи (те); хвали (те); молчи (те).
Правило 3. Отрицательный императив.
Отрицательная форма повелительного наклонения образуется при помощи неправильного глагола nolle (не хотеть) в императиве noli, nolīte и инфинитива основного глагола.
Например: noli cantāre - не пой (дословно: не желай петь)
nolīte cantāre - не пойте (дословно, не желайте петь)
Задание 3. Переведите на русский язык: noli timēre! nolite timēre! noli credĕre! nolīte tacēre!
Задание 4. Переведите на латинский язык:
не украшай, не украшайте, не говорите, не говори, не наказывай, не слушай, не отвечайте, не приходите.
УПРАЖНЕНИЯ
1. От форм императива в крылатых выражениях образуйте инфинитив (неопределённую форму) и форму I л.ед.ч.
Vale. Valēte. Будь здоров. Будьте здоровы. (До свиданья)
Nota bene! Обрати внимание (букв, заметь хорошо).
Festīna lente! Торопись медленно.
Divīde et impĕra! Разделяй и властвуй.
2. Переведите на русский язык:
1). Audi, scribe, lege! 2) Nolīte male scribĕre. 3) Nollte tacēre, si dicĕre debētis. 4)Bene scribĭte. 5). Audīte multa, dicĭte pauca. 6) Vive valēque. 7) Noli nocēre. 8) Si magistra narrat, audīre debes.
Слова для перевода:
multa - много;
nаrrо, 1 - рассказывать
noceo, 2 - вредить
pauca - мало
-que - и (присоединяется к концу слова) valeque = et vale
si - -ли
taceo, 2 - молчать
3. Проспрягайте письменно глаголы:
spero, 1 - надеяться narro, 1 - рассказывать
taceo, 2 - молчать quaero, 3 - искать, спрашивать.
ТЕМА 4. I СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ГЛАГОЛ ESSE.
К I склонению относятся существительные женского (редко - мужского) рода с окончанием -а. Например:
filiă - дочь amīcă - подруга
discipulă - ученица magistră – учительница
scholă - школа terră - земля
vită - жизнь aquă - вода
viă - дорога puellă - девочка и др.
Существительные мужского рода:
agricŏlă - земледелец naută - моряк
incŏlă - житель poētă - поэт
и др., обозначающие лиц мужского пола.
В словарях род существительных обозначается буквами:
мужской – m (masculīnum)
женский - f (feminīnum)
средний – n (neŭtrum).
Задание 1. Из примеров темы I выбрать существительные I склонения.
В латинском языке 5 падежей:
Nominatīvus - Именительный (кто? что?)
Genetīvus - Родительный (кого? чего?)
Datīvus - Дательный (кому? чему?)
Accusafīvus - Винительный (кого? что?)
Ablatīvus - Творительный (кем? чем?); Отложительный (обозначает предмет, от кот. происходит удаление, отделение); Местный (где?).
Падежи отвечают на те же вопросы, что и в русском языке. Вместо предложного падежа, которого в латыни не было, использовался творительный. Существовал также звательный падеж, но в I склонении он не отличался от именительного, поэтому будет рассмотрен в теме "II склонение".
Окончания I склонения
Singulāris Plurālis
Nom. -ă -ae
Gen. -ae -ārum
Dat. -ae -is
Acc. -am -as
Abl. -ā -is
Обратите внимание: ae читается как [э].
Образец склонения | ||
Nom. Gen. Dat Acc. Аbl. | Sing. vită vitae vitae vitam vitā | Pl. vitae vitārum vitis vitas vitis |
Обратите внимание: в произношении римлян именительный и творительный падежи единственного числа различались долготой или краткостью последнего гласного. Мы произносим одинаково. В текстах, чтобы можно было отличать эти две формы, проставляется значок долготы (aquā - водой, в отличие от aquă - вода). Римляне тоже пользовались знаком долготы на письме для различения падежей. Долгота не обозначает в этом случае ударности слога (последний слог не может быть ударным ни при каких условиях).
Обратите внимание: в словарях при существительных первого склонения указывается окончание родительного падежа ед,ч.: aqua, ае f.
Задание 2. Переведите каждую падежную форму на русский язык.
Задание 3. Просклоняйте письменно:
puella, schola, via, filia, domĭna, patria (родина)
Задание 4. Просклоняйте письменно слово amīca, прочитайте вслух. Обратите внимание на чтение буквы с.
Задание 5. Переведите на латинский язык:
учительница дочери, дочь учительницы, дочери учительницы, учительницы дочерей; я вижу школу, ты видишь школы.
Глагол esse (быть) в латинском языке спрягается (как и в английском: I am, he is, you are; в немецком: ich bin, du bist, er ist; во французском: je suis, tu es, il est, nous sommes). В древнерусском языке глагол "быти" тоже спрятался.
я есмь мы есмы
ты еси вы есте
он есть они суть
Спряжение глагола esse
sum sumus (я есть мы есть
es estis ты есть вы есть
est sunt он есть они есть)
Задание 6. Назовите словарную форму глагола esse.
Все формы глагола esse обязательно знать наизусть.
Обратите внимание: личные oкончания те же, что и у других глаголов (кроме 1л. ед.ч.), но корень меняется.
В латинском языке глагол esse употребляется гораздо чаще, чем глагол "быть" в русском языке. Личные местоимения в качестве подлежащего, как правило, не использовались, поэтому единственным показателем лица является глагол. Например:
discipŭla sum - я (есть) ученица ("ученица есмь", я являюсь ученицей)
discipŭla es - ты (есть) ученица ("ученица еси", ты являешься ученицей)
discipŭlae sumus - мы ученицы
discipŭlae estis - вы ученицы
Задание 7. Переведите на латинский язык:
Я земледелец. Вы подруги. Ты учительница. Мы моряки.
УПРАЖНЕНИЯ
I. Определите, в каких формах стоят существительные и глаголы в следующих пословицах. Укажите начальную форму.
1. Mala herba cito crescit.
2. Aquĭla non captat muscas.
3. Historia est magistra vitae.
4. Non scholae, sed vitae discĭmus,
(He для школы, а для жизни учимся).
Проспрягайте глаголы и просклоняйте существительные из пословиц 1, 2.
2. Определите падеж и число всех существительных I склонения, переведите предложения на русский язык.
1) Filia legit epistŏlam. 2) Ambulo in silvā. 3) In terrā et in aquā est vită. 4) In Afrĭcā sunt silvae palmārum. 5) In silvis sunt bestiae. 6) Magistră puellis fabŭlam narrat 7) Etiam bestiă memoriam habet 8) Puellae statuam rosis ornant 9) Patriam amāre et defendĕre debēmus. 10) Non semper lunam vidēmus. 11) Diană est deă silvārum, praeterea deă lunae est 12) Sagĭttis Diană bestias silvāarum necat 13) In Graeciā et Italiā vides statuas Minervae et Dianae. 14) Incolă Europae sum. 15). Fabulas poetārum libenter legĭmus.
Слова для перевода:
ambulo, I - гулять
dea, ae f - богиня
epistŏla, ae f - письмо
etiam - также
fabŭla, ae f - басня
in - в
libenter - охотно
memoria, ae f - память
nесо, 1 - убивать
praeterea - кроме того
sagĭtta, ae f - стрела
silva, ae f - лес
Определите сами начальную форуу слов palmārum, statuam, rosis и переведите их на русский язык.
3. Переведите на русский язык:
1) Puellă amicis epistŏlam scribit. 2) Puellae amică epistolas scribit. 3) Amicis puellae scribunt epistŏlas.
Обратите внимание на свободный порядок слов! Отличить подлежащее от дополнения можно только по окончанию.
ТЕМА 5. ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Ко второму склонению относятся существительные (1) мужского рода с окончанием - us или (2) оканчивающиеся на - еr с нулевым окончанием, а также (3) существительные среднего рода с окончанием - um в Именительном падеже. Показателем принадлежности существительных ко второму склонению является окончание -i в Родительном падеже ед. ч.
Например: (1)
lupus волк
amīcus друг
popŭlus народ
domĭnus хозяин
servus раб
deus бог
discipŭlus ученик
filius сын
locus место
(2)
puer мальчик
magister учитель
arbĭter судья
liber книга
ager поле
К этому же типу относится слово vir – муж, мужчина.
(3)
verbum слово
bellum война
templum храм
theatrum театр
oppĭdum город, крепость
initium начало
Обратите внимание: если слово оканчивается на -us или на -еr, это не значит, что оно обязательно относится ко II склонению. Слова такого вида встречаются и в других склонениях. В словаре при существительных II склонения указывается окончание родительного падежа i: lupus, i, verbum, i. Существительные II склонения на -us имеют в ед. числе особую форму звательного падежа - Vocatīvus. В современном русском языке звательного падежа нет, но в древнерусском он был. Он употреблялся при обращения: "Чего тебе надобно: старче?" Старче - звательный падеж от слова "старик", отче - от "отец", боже - "бог", господи - "господь"; человече, друже, царю, сестро и т.д.
В современном украинском языке звательный падеж сохраняется.
Окончания II склонения
Sing. Pl.
Nom. -us, -um -i, -a
Gen. -i -orum
Dat. -o -is
Ace. -um -os, -a
Аbl. -o -is
Voc. -e
Обратите внимание: 1) слова мужского рода и слова среднего рода имеют различные окончания в Им. пад. ед.ч. и в Им. и Вин. пад. множ. ч. 2) Окончание -а типично для мн.ч. ср. рода независимо от склонения. Это общая индоевропейская закономерность, то же наблюдается и в русском языке (окна, облака, брёвна и т.д.). Также для среднего рода в целом характерно совпадение форм им. и вин. падежей в обоих числах. 3) Только слова мужского рода на -us имеют особую форму звательного падежа. У остальных слов он не отличается от именительного.
Задание 1. Сравните окончания I и II склонения, отметьте совпадения и сходства.
Образцы склонения
(I) мужской род на -us
Sing. Pl.
Nom. lupus lupi
Gen. lupi lupōrum
Dat. lupo lupis
Acc. lupum lupos
Abl. lupo lupis
Voc. lupe
Примечание. Звательный падеж от слов на -ius образуется отбрасыванием окончания -us: filius - fili, Julius – Juli.
(2) мужской род на -еr
Sing. Pl.
Nom. ager agri
Gen. agri agrōrum
Dat agro agris
Acc. agrum agros
Abl agro agris
Обратите внимание: -е, стоящее перед - r, при склонении обычно выпадает в косвенных падежах, но возможны исключения, например: рuer - pueri (Gen. sing.) В словаре по указанной при слове форме генитива можно определить, является ли -е беглым. Например: liber, bri (Gen. libri), но puer, ěri.
(3) Средний род на - um
Sing. Pl.
Nom. verbum verba
Gen. verbi verbōrum
Dat. verbo verbis
Acc. verbum verba
Abl. verbo verbis
3aдание 2. Просклоняйте письменно слова, приведённые выше как примеры на II склонение. Обратите внимание на особенность склонения слов на - еr.
Склонение слова amīcus прочтите вслух.
Задание 3. Сопоставьте склонение слов filius и filia, domĭnus и domĭna, magister и magistra;
Обратите внимание, что по падежным окончаниям не только определяется число и падеж, но и различаются слова.
Задание 4. Исходя из слов lupus, servus, deus определите, как по-латыни волчица, рабыня, богиня. Просклоняйте и эти слова.
Задание 5. Переведите на русский язык, обращая особое внимание на окончания:
amīlci filiōrum, filii amīcus, filiae amicārum, amīcae filius, filiārum amīcae, filia
amīci.
Задание 6. Переведите на латинский язык:
Учитель хвалит ученика.
Учитель хвалит ученицу.
Учительница хвалит учеников.
Учителя хвалят учениц.
Учительницы хвалят ученика.
Обратите внимание: в русском языке винительный падеж часто совпадает с родительным, но в латыни они всегда отличаются. Будьте внимательны при подборе падежной формы для дополнения.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Переведите на русский язык, пользуясь словарём:
I) In mundo ubīque vitam vidēmus. 2) Plantae variae omant hortos, silvas et campos. 3) In oppĭdis antiquis sunt theatre, gymnasia, templa. 4) Templa et theatra ornamenta sunt oppidōrum. 5) Puĕri libros poetārum legunt. 6) Salve, amīce! 7) Magistri discipŭlos docent. 8) Saepe discŭpuli magistros doctrīna supĕrant. 9) Agricŏlae agrum colunt, 10) Magister monet puěrum: "Stude, puer! Labōra, discipŭle!" 11) Patriam in pericŭlis viri defenděre debent. 12) Amīci sumus. 13) Discipŭlae magistro epistǒlam scribunt. 14) Oppǐdum muri cingunt 15) Agricǒlae bella non amant.
2. Некоторые окончания глаголов и существительных могут внешне совпадать.
а) Определите, какие грамматические формы могут оканчиваться на: -о;
-a; -um, -is, -os, -as, -mus, -tis.
Какие формы могут оканчиваться на -s?
Какие формы существительных могут внешне совпасть с формами глаголов?
б) Пользуясь словарём, определите, формами каких слов могут быть
следующие (приведите варианты и уточните форму):
numěro, nota, pugnas, dona, domǐno, servis, libris, signo, nuntio, statuis, sano, sana, deis, incǒlis, studio, signo, signa.