ТЕМА 3. IMPERATIVUS. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ.




Правило I. Императив от глаголов 1, 2 и 4 спряжения.

 

Повелительное наклонение (императив) образуется путём отбрасывания от инфинитива суффикса -re: cantāre - canta! петь - пой!;

во множественном числе добавляется суффикс -te: canta - cantāte - пойте!

 

Например:

laborāre labora laborāte

(работать) (работай) (работайте)

studēre stude studēte

(стараться) (старайся) (старайтесь)

venīre veni venīte

(приходить) (приходи) (приходите)

Правило 2. Императив от глаголов 3 спряжения.

Глаголы 3 спряжения образуют императив следующим образом:
legĕre lege legĭte

(читать) (читай) (читайте)

scribĕre scribe scribĭte

(писать) (пиши) (пишите)

 

Задание 1. Образуйте императив от следующих глаголов и переведите:

amāre, ornāre, timēre, docēre, audīre, punīre, credĕre, vivĕre

Задание 2. Переведите на латинский язык:

отвечай, отвечайте; защищай; защищайте; побеждай (те); надейся; надейтесь;

покажи (те); хвали (те); молчи (те).

Правило 3. Отрицательный императив.

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется при помощи неправильного глагола nolle (не хотеть) в императиве noli, nolīte и ин­финитива основного глагола.

Например: noli cantāre - не пой (дословно: не желай петь)

nolīte cantāre - не пойте (дословно, не желайте петь)

Задание 3. Переведите на русский язык: noli timēre! nolite timēre! noli credĕre! nolīte tacēre!

Задание 4. Переведите на латинский язык:

не украшай, не украшайте, не говорите, не говори, не наказывай, не слушай, не отвечайте, не приходите.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. От форм императива в крылатых выражениях образуйте инфинитив (неоп­ределённую форму) и форму I л.ед.ч.

Vale. Valēte. Будь здоров. Будьте здоровы. (До свиданья)

Nota bene! Обрати внимание (букв, заметь хорошо).

Festīna lente! Торопись медленно.

Divīde et impĕra! Разделяй и властвуй.

2. Переведите на русский язык:

1). Audi, scribe, lege! 2) Nolīte male scribĕre. 3) Nollte tacēre, si dicĕre debētis. 4)Bene scribĭte. 5). Audīte multa, dicĭte pauca. 6) Vive valēque. 7) Noli nocēre. 8) Si magistra narrat, audīre debes.

 

Слова для перевода:

multa - много;

nаrrо, 1 - рассказывать

noceo, 2 - вредить

pauca - мало

-que - и (присоединяется к концу слова) valeque = et vale

si - -ли

taceo, 2 - молчать

 

3. Проспрягайте письменно глаголы:

spero, 1 - надеяться narro, 1 - рассказывать

taceo, 2 - молчать quaero, 3 - искать, спрашивать.

ТЕМА 4. I СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ГЛАГОЛ ESSE.

К I склонению относятся существительные женского (редко - мужского) рода с окончанием . Например:

filiă - дочь amīcă - подруга

discipulă - ученица magistră – учительница

scholă - школа terră - земля

vită - жизнь aquă - вода

viă - дорога puellă - девочка и др.

 

Существительные мужского рода:

agricŏlă - земледелец naută - моряк

incŏlă - житель poētă - поэт

и др., обозначающие лиц мужского пола.

 

В словарях род существительных обозначается буквами:

мужской – m (masculīnum)

женский - f (feminīnum)

средний – n (neŭtrum).

 

Задание 1. Из примеров темы I выбрать существительные I склонения.

 

В латинском языке 5 падежей:

Nominatīvus - Именительный (кто? что?)

Genetīvus - Родительный (кого? чего?)

Datīvus - Дательный (кому? чему?)

Accusafīvus - Винительный (кого? что?)

Ablatīvus - Творительный (кем? чем?); Отложительный (обозначает предмет, от кот. происходит удаление, отделение); Местный (где?).

Падежи отвечают на те же вопросы, что и в русском языке. Вместо предлож­ного падежа, которого в латыни не было, использовался творительный. Су­ществовал также звательный падеж, но в I склонении он не отличался от именительного, поэтому будет рассмотрен в теме "II склонение".

Окончания I склонения

Singulāris Plurālis

Nom. -ă -ae

Gen. -ae -ārum

Dat. -ae -is

Acc. -am -as

Abl. -ā -is

 

Обратите внимание: ae читается как [э].

 

Образец склонения
  Nom. Gen. Dat Acc. Аbl. Sing. vită vitae vitae vitam vitā Pl. vitae vitārum vitis vitas vitis

Обратите внимание: в произношении римлян именительный и творите­льный падежи единственного числа различались долготой или краткостью последнего гласного. Мы произносим одинаково. В текстах, чтобы можно было отличать эти две формы, проставляется значок долготы (aquā - водой, в отличие от aquă - вода). Римляне тоже пользовались знаком долготы на письме для различения падежей. Долгота не обозначает в этом случае удар­ности слога (последний слог не может быть ударным ни при каких условиях).

Обратите внимание: в словарях при существительных первого склонения ука­зывается окончание родительного падежа ед,ч.: aqua, ае f.

Задание 2. Переведите каждую падежную форму на русский язык.

Задание 3. Просклоняйте письменно:

puella, schola, via, filia, domĭna, patria (родина)

Задание 4. Просклоняйте письменно слово amīca, прочитайте вслух. Обрати­те внимание на чтение буквы с.

Задание 5. Переведите на латинский язык:

учительница дочери, дочь учительницы, дочери учительницы, учительницы дочерей; я вижу школу, ты видишь школы.

 

Глагол esse (быть) в латинском языке спрягается (как и в английском: I am, he is, you are; в немецком: ich bin, du bist, er ist; во французском: je suis, tu es, il est, nous sommes). В древнерусском языке глагол "быти" тоже спрятался.

я есмь мы есмы

ты еси вы есте

он есть они суть

Спряжение глагола esse

sum sumus (я есть мы есть

es estis ты есть вы есть

est sunt он есть они есть)

Задание 6. Назовите словарную форму глагола esse.

Все формы глагола esse обязательно знать наизусть.

Обратите внимание: личные oкончания те же, что и у других глаголов (кроме 1л. ед.ч.), но корень меняется.

В латинском языке глагол esse употребляется гораздо чаще, чем глагол "быть" в русском языке. Личные местоимения в качестве подлежащего, как правило, не использовались, поэтому единственным показателем лица яв­ляется глагол. Например:

discipŭla sum - я (есть) ученица ("ученица есмь", я являюсь ученицей)

discipŭla es - ты (есть) ученица ("ученица еси", ты являешься ученицей)

discipŭlae sumus - мы ученицы

discipŭlae estis - вы ученицы

Задание 7. Переведите на латинский язык:

Я земледелец. Вы подруги. Ты учительница. Мы моряки.

 

УПРАЖНЕНИЯ

I. Определите, в каких формах стоят существительные и глаголы в следую­щих пословицах. Укажите начальную форму.

1. Mala herba cito crescit.

2. Aquĭla non captat muscas.

3. Historia est magistra vitae.

4. Non scholae, sed vitae discĭmus,

(He для школы, а для жизни учимся).

Проспрягайте глаголы и просклоняйте существительные из пословиц 1, 2.

2. Определите падеж и число всех существительных I склонения, переведите предложения на русский язык.

1) Filia legit epistŏlam. 2) Ambulo in silvā. 3) In terrā et in aquā est vită. 4) In Af­rĭcā sunt silvae palmārum. 5) In silvis sunt bestiae. 6) Magistră puellis fabŭlam narrat 7) Etiam bestiă memoriam habet 8) Puellae statuam rosis ornant 9) Patriam amāre et defendĕre debēmus. 10) Non semper lunam vidēmus. 11) Diană est deă silvārum, praeterea deă lunae est 12) Sagĭttis Diană bestias silvāarum necat 13) In Graeciā et Italiā vides statuas Minervae et Dianae. 14) Incolă Europae sum. 15). Fabulas poetārum libenter legĭmus.

 

Слова для перевода:

ambulo, I - гулять

dea, ae f - богиня

epistŏla, ae f - письмо

etiam - также

fabŭla, ae f - басня

in - в

libenter - охотно

memoria, ae f - память

nесо, 1 - убивать

praeterea - кроме того

sagĭtta, ae f - стрела

silva, ae f - лес

Определите сами начальную форуу слов palmārum, statuam, rosis и переведите их на русский язык.

3. Переведите на русский язык:

1) Puellă amicis epistŏlam scribit. 2) Puellae amică epistolas scribit. 3) Amicis puellae scribunt epistŏlas.

Обратите внимание на свободный порядок слов! Отличить подлежащее от дополнения можно только по окончанию.

 

ТЕМА 5. ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Ко второму склонению относятся существительные (1) мужского рода с окончанием - us или (2) оканчивающиеся на - еr с нулевым окончанием, а также (3) существительные среднего рода с окончанием - um в Именительном падеже. Показателем принадлежности существительных ко второму склонению является окончание -i в Родительном падеже ед. ч.

Например: (1)

lupus волк

amīcus друг

popŭlus народ

domĭnus хозяин

servus раб

deus бог

discipŭlus ученик

filius сын

locus место

(2)

puer мальчик

magister учитель

arbĭter судья

liber книга

ager поле

К этому же типу относится слово vir – муж, мужчина.

(3)

verbum слово

bellum война

templum храм

theatrum театр

oppĭdum город, крепость

initium начало

 

Обратите внимание: если слово оканчивается на -us или на -еr, это не зна­чит, что оно обязательно относится ко II склонению. Слова такого вида встречаются и в других склонениях. В словаре при существительных II скло­нения указывается окончание родительного падежа i: lupus, i, verbum, i. Существительные II склонения на -us имеют в ед. числе особую форму звательного падежа - Vocatīvus. В современном русском языке звательного падежа нет, но в древнерусском он был. Он употреблялся при обращения: "Чего тебе надобно: старче?" Старче - звательный падеж от слова "старик", отче - от "отец", боже - "бог", господи - "господь"; человече, друже, царю, сестро и т.д.

В современном украинском языке звательный падеж сохраняется.

 

Окончания II склонения

Sing. Pl.

Nom. -us, -um -i, -a

Gen. -i -orum

Dat. -o -is

Ace. -um -os, -a

Аbl. -o -is

Voc. -e

Обратите внимание: 1) слова мужского рода и слова среднего рода имеют различные окончания в Им. пад. ед.ч. и в Им. и Вин. пад. множ. ч. 2) Оконча­ние типично для мн.ч. ср. рода независимо от склонения. Это общая индо­европейская закономерность, то же наблюдается и в русском языке (окна, об­лака, брёвна и т.д.). Также для среднего рода в целом характерно совпадение форм им. и вин. падежей в обоих числах. 3) Только слова мужского рода на -us имеют особую форму звательного падежа. У остальных слов он не отли­чается от именительного.

Задание 1. Сравните окончания I и II склонения, отметьте совпадения и сход­ства.

 

Образцы склонения

(I) мужской род на -us

Sing. Pl.

Nom. lupus lupi

Gen. lupi lupōrum

Dat. lupo lupis

Acc. lupum lupos

Abl. lupo lupis

Voc. lupe

Примечание. Звательный падеж от слов на -ius образуется отбрасыванием окончания -us: filius - fili, Julius – Juli.

(2) мужской род на -еr

Sing. Pl.

Nom. ager agri

Gen. agri agrōrum

Dat agro agris

Acc. agrum agros

Abl agro agris

Обратите внимание: -е, стоящее перед - r, при склонении обычно выпадает в косвенных падежах, но возможны исключения, например: рuer - pueri (Gen. sing.) В словаре по указанной при слове форме генитива можно определить, является ли беглым. Например: liber, bri (Gen. libri), но puer, ěri.

(3) Сред­ний род на - um

Sing. Pl.

Nom. verbum verba

Gen. verbi verbōrum

Dat. verbo verbis

Acc. verbum verba

Abl. verbo verbis

 

 

3aдание 2. Просклоняйте письменно слова, приведённые выше как примеры на II склонение. Обратите внимание на особенность склонения слов на - еr.

Склонение слова amīcus прочтите вслух.

Задание 3. Сопоставьте склонение слов filius и filia, domĭnus и domĭna, magister и magistra;

Обратите внимание, что по падежным окончаниям не только определяется число и падеж, но и различаются слова.

Задание 4. Исходя из слов lupus, servus, deus определите, как по-латыни волчица, рабыня, богиня. Просклоняйте и эти слова.

Задание 5. Переведите на русский язык, обращая особое внимание на окон­чания:

amīlci filiōrum, filii amīcus, filiae amicārum, amīcae filius, filiārum amīcae, filia

amīci.

Задание 6. Переведите на латинский язык:

Учитель хвалит ученика.

Учитель хвалит ученицу.

Учительница хвалит учеников.

Учителя хвалят учениц.

Учительницы хвалят ученика.

Обратите внимание: в русском языке винительный падеж часто совпадает с родительным, но в латыни они всегда отличаются. Будьте внимательны при подборе падежной формы для дополнения.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Переведите на русский язык, пользуясь словарём:

I) In mundo ubīque vitam vidēmus. 2) Plantae variae omant hortos, silvas et campos. 3) In oppĭdis antiquis sunt theatre, gymnasia, templa. 4) Templa et theatra ornamenta sunt oppidōrum. 5) Puĕri libros poetārum legunt. 6) Salve, amīce! 7) Magistri discipŭlos docent. 8) Saepe discŭpuli magistros doctrīna supĕrant. 9) Agricŏlae agrum colunt, 10) Magister monet puěrum: "Stude, puer! Labōra, discipŭle!" 11) Patriam in pericŭlis viri defenděre debent. 12) Amīci sumus. 13) Discipŭlae magistro epistǒlam scribunt. 14) Oppǐdum muri cingunt 15) Agricǒlae bella non amant.

2. Некоторые окончания глаголов и существительных могут внешне совпа­дать.

а) Определите, какие грамматические формы могут оканчиваться на: -о;
-a; -um, -is, -os, -as, -mus, -tis.

Какие формы могут оканчиваться на -s?

Какие формы существительных могут внешне совпасть с формами глаголов?

б) Пользуясь словарём, определите, формами каких слов могут быть
следующие (приведите варианты и уточните форму):

numěro, nota, pugnas, dona, domǐno, servis, libris, signo, nuntio, statuis, sano, sana, deis, incǒlis, studio, signo, signa.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: