Всемирный антидопинговый кодекс





Одним из самых значительных достижений в борьбе с допингом в спорте стало
создание унифицированного свода антидопинговых правил — Всемирного антидопингового кодекса (Кодекса).
Кодекс — это ключевой документ, устанавливающий основные принципы разработки согласованных антидопинговых политик, правил и регламентов спортивных организаций и органов государственной власти. Кодекс действует
совместно с пятью Международными стандартами, унифицируя деятельность
антидопинговых организаций в различных сферах: стандарт тестирований и расследований, стандарт лабораторий, стандарт терапевтического использования
(ТИ), запрещенный список, а также стандарт конфиденциальной информации
Такое согласование позволяет устранить проблемы, которые ранее возникали
вследствие отсутствия согласованных мер по борьбе с допингом (недостаток
и разрозненность ресурсов, необходимых для проведения исследований и
тестирования, отсутствие информации об использовании некоторых веществ
и процедур, а также необъективный подход к санкционированию спортсменов,
уличенных в применении допинга).


Применение положений Кодекса


Стороны должны обеспечить соответствие своих антидопинговых правил и
политики принципам Кодекса и его статьям, имеющим обязательный характер.
ВАДА предоставляет свою помощь в корректировке антидопинговых правил.


Контроль соблюдения положений Кодекса


ВАДА следит за рассмотрением допинговых случаев и при необходимости
имеет право обжаловать в спортивном арбитражном суде (САС) дела, относящиеся к юрисдикции исполняющих Кодекс организаций.
ВАДА также обладает интервенции при выдаче разрешений на ТИ. Участие
ВАДА в процессе выдачи разрешений на ТИ сводится к двум аспектам:
Агентство оставляет за собой право проверить и пересмотреть любое разрешение на ТИ, выданное федерацией или антидопинговым агентством, а также
пересматривать отказы в выдаче разрешения на ТИ спортсменам, подавшим
соответствующий запрос. Если будет установлено, что отказ в выдаче разрешения на ТИ сделан не в соответствии с Международными стандартами, ВАДА
имеет право отменить это решение.
Помимо этого, ВАДА как блюститель Кодекса обязано предоставлять отчеты
по соблюдению Кодекса заинтересованными сторонами (ст. 23.5.4 Кодекса).
При выявлении несоответствий ВАДА ставит в известность заинтересованные стороны, в чью юрисдикцию входит применение санкций, в том числе
Международный олимпийский комитет. В 2003 году была внесена поправка
в Олимпийскую хартию, в соответствии с которой соблюдение Кодекса олимпийским движением является обязательным. В программу Олимпийских игр
включаются только виды спорта, в которых применяется и соблюдается Кодекс.
Страны, не ратифицировавшие Международную конвенцию ЮНЕСКО о борьбе
с допингом в спорте (Конвенцию), могут быть подвергнуты санкциям со стороны
МОК и других спортивных организаций, включая лишение права на проведение
Олимпийских игр.


Развитие


Кодекс, вступивший в действие 1 января 2004 года, оказался весьма действенным и эффективным инструментом согласования антидопинговых мер во всем
мире. Подтверждением является поддержка со стороны правительственных
учреждений и федераций различных видов спорта, принявших Кодекс, и количество судебных процессов САС в защиту положений Кодекса.
Принятие Кодекса способствовало достижению успеха в глобальной борьбе с
допингом в спорте, включая формализацию некоторых правил и разъяснение
обязанностей заинтересованных сторон. КОДЕКС систематизировал правила,
которые расходились, а в некоторых случаях отсутствовали.
В Кодексе было также введено понятие «без анализного» нарушения
правил, согласно которому возможно применение санкций без положительного анализа пробы, если имеются достаточные основания полагать,
что имело место нарушение антидопинговых правил.


Кодекс–2009


На основании накопленного опыта применения Кодекса в 2006 году ВАДА
инициировало процесс обсуждения с целью практического пересмотра и доработки положений Кодекса с целью повышения эффективности действующих
антидопинговых программ. В процессе обсуждения рассматривались комментарии и предложения, как от заинтересованных сторон, так и от всех приверженников честного спорта, оказывающего благоприятное воздействие на мировое
спортивное сообщество.


Открытое обсуждение проходило в три этапа и включало публикацию нескольких предварительных проектов. В результате новая редакция Кодекса была
принята единогласно Учредительным советом ВАДА и одобрена присутствующими 1500 делегатами. Кодекс, дополненный и скорректированный вступил в
действие с 1 января 2009 года.
Процедура пересмотра Кодекса позволила создать более совершенный юридический документ, обеспечивающий единообразное применение антидопинговых процедур и мер по борьбе с допингом независимо от вида спорта, национальности или страны, в которой проводится тестирование. Таким образом, у
спортсменов будет возможность соревноваться честно и безопасно.


Кодекс-2015


Так же, как Кодекс-2004 и Кодекс-2009, которые затрагивали актуальные
вопросы того времени, Кодекс-2015 направлен решение сегодняшних трудностей. Кодекс предлагает конкретные, простые и справедливые решения, которые могут применяться всеми членами антидопингового сообщества, будь то
борьба с допингом или защита прав спортсменов.
Для подготовки редактированного переиздания Кодекса, ВАДА созвало совет,
подобный тому, который участвовал в создании документа и в его модернизации. Он позволяет рассмотреть практические аспекты применения положений
Кодекса и внести соответствующие коррективы для дальнейшей эволюции антидопинговых программ. Посредством консультаций заинтересованные стороны
имеют возможность внести свой вклад в усовершенствование Кодекса. ВАДА
придерживалась кооперативного подхода на протяжении всей процедуры
модернизации Кодекса-2015, чтобы итоговый вариант Кодекса стал международным антидопинговым кодексом. Среди заинтересованных и приглашенных
лиц, наиболее активно высказывались, в основном, участники антидопингового
сообщества и представители спортивной, правительственной, юридической,
медицинской, научной и академической среды. ВАДА выразило благодарность
за активное участие всем партнером и спортсменам. Из 3986 предложенных
модификаций было одобрено более 2000.


Копенгагенская декларация
и Конвенция
ЮНЕСКО


Всемирный антидопинговый кодекс (Кодекс) — неправительственный документ,
и его положения не являются обязательными для исполнения органами государственной власти. В связи с этим правительства составили Копенгагенскую
декларацию по борьбе с допингом в спорте (Копенгагенская декларация), которая была окончательно оформлена в 2003 году. В соответствии с Кодексом,
правительственные учреждения подготовили проект международной конвенции под эгидой ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) с целью придать официальный статус Всемирному
антидопинговому агентству (ВАДА) и Кодексу.


Копенгагенская декларация


Копенгагенская декларация была разработана и принята верховными властями
стран-участниц на второй Всемирной конференции по борьбе с допингом в
спорте, которая состоялась в мае 2003 года в Копенгагене, Дания.
Декларация стала политическим документом, посредством которого правительственные круги выразили свою поддержку ВАДА и обязались официально
признать и применять Кодекс (Всемирное антидопинговое агентство, 2003).
Эта инициатива стала первым шагом на пути к подготовке Международной конвенции ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте (Конвенции).


Конвенция ЮНЕСКО


The Международная конвенция ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте
(Конвенция) — это первое международное соглашение, направленное на
борьбу с допингом в спорте. Она была единогласно утверждена на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся 19 октября 2005 года,
и вступила в действие 1 февраля 2007 года, после ратификации 30 странами.
Почему же именно ЮНЕСКО? Как уже упоминалось, Кодекс не является юридически обязательным документом, действующим на межправительственном
уровне. В связи с этим правительства пришли к соглашению о необходимости
принятия международной конвенции. Цель ЮНЕСКО заключается в содействии
укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества стран
в области образования, науки и культуры. В ноябре 2003 года Генеральная
ассамблея ООН приняла резолюцию в отношении спорта как средства содействия просвещению, здоровью, развитию и миру.
В Конвенции прослеживается озабоченность в связи с использованием
допинга в спорте и его последствиями, такими как: здоровье спортсменов,
принцип справедливой игры, влияние на молодое поколение и будущее спорта.
Допинг ставит под угрозу этические принципы и ценности, закрепленные в
Международной хартии физической культуры и спорта ЮНЕСКО и Олимпийской
хартии. Конвенция подчеркивает важность решения вопросов по предотвращению применения допинга.
Конвенция признает ведущую роль государств-участников и органов государственной власти в осуществлении программ по борьбе с допингом. В частности,
отмечается необходимость проведения на постоянной основе исследований
для совершенствования методов обнаружения допинга и более глубокого
изучения факторов, влияющих на его использование, в целях обеспечения
максимальной эффективности программ предотвращения применения допинга.
Документ также признает, что эти органы и организации должны сотрудничать
в достижении этих целей, добиваясь максимальной независимости и прозрачности на всех соответствующих уровнях. Искоренение допинга в спорте отчасти зависит от последовательного согласования антидопинговых стандартов
и практики в спорте и от сотрудничества на национальном и мировом уровнях.
Конвенция по борьбе с допингом в спорте, как все международные конвенции, подлежит ратификации, принятию или присоединению государствами.
Государства обязуются соблюдать правила, установленные в Конвенции.
Таким образом, Конвенция позволит государствам привести свое внутреннее
законодательство в соответствие с Кодексом для дальнейшего объединения
усилий спортивных организаций и органов законодательной власти по борьбе
с допингом в спорте.
Список государств-членов ЮНЕСКО, ратифицировавших Международную конвенцию о борьбе с допингом в спорте, а также список государств, которым
предстоит осуществить эту процедуру доступен на сайте:
https://www.wada-ama.org/fr/a-propos/communaute-antidopage/gouvernements/

 


Международные стандарты


Международные стандарты для различных технических и процедурных компонентов антидопинговой программы (а именно: запрещенный список, стандарт
тестирования и расследования, стандарт лабораторий, стандарт выдачи разрешений на терапевтическое использование (ТИ) и стандарт области защиты
конфиденциальных данных) разработаны по итогам консультаций с подписавшими сторонами и утверждены Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).
Они созданы с целью гармонизации отношений между антидопинговыми организациями, ответственными за различные технические и процедурные аспекты
антидопинговых программ. Всемирный антидопинговый кодекс (Кодекс) требует
обязательного соблюдения Международных стандартов.
Они могут время от времени пересматриваться Исполнительным комитетом
ВАДА после надлежащих консультаций с подписавшими сторонами и представителями государственных властей. Если Кодексом не предусмотрено иначе,
Международные стандарты и все изменения в них вступают в силу в срок, указанный в Международных стандартах или их изменениях.


Запрещенный список


Запрещенный список (Список) был впервые опубликован в 1963 году под руководством Международного олимпийского комитета (МОК). С 2004 года согласно
требованиям Кодекса ответственность за подготовку и публикации Списка
закреплена за ВАДА.
Запрещенный список является краеугольным камнем Кодекса и ключевым компонентом процесса гармонизации. Этот международный стандарт устанавливает
перечень субстанций и методов, которые запрещены к использованию как в
соревновательном, так и во вне соревновательного периода, а также в конкретных видах спорта. Субстанции и методы классифицируются по категориям
(например, стероиды, стимуляторы, генный допинг). Если прием запрещенной
субстанции необходим по медицинским показаниям, спортсмен должен получить разрешение на ТИ.
Согласно Кодексу, новая версия Списка должна публиковаться ежегодно независимо от того, вносились ли в него изменения или нет. Если возникнет такая
необходимость, Список может быть пересмотрен и опубликован в ускоренном
порядке.
Процедура подготовки Списка включает постоянные консультации и начинается с распространения чернового проекта Списка среди более чем 1700 заинтересованных сторон, которые высказывают свои комментарии. Полученные
отзывы рассматриваются научными комитетами ВАДА, в состав которых входят
международные научные специалисты и эксперты в области борьбы с допингом. Экспертная группа ВАДА, занимающаяся пересмотром Списка, проводит
анализ полученных от заинтересованных сторон комментариев и направляет
свои заключения в Комитет ВАДА по вопросам здравоохранения, медицины и
научных исследований, который, в свою очередь, представляет окончательные
рекомендации на ежегодном заседании Исполнительного комитета ВАДА, которое традиционно проводится в сентябре. Исполнительный комитет, основной
руководящий орган ВАДА, обсуждает представленные рекомендации и принимает окончательное решение. Обновленный Список публикуется в Интернете
до 1 октября и вступает в силу с 1 января следующего года.

В статье 4.3 «Критерии включения субстанций и методов в запрещенный список»
Кодекса определены критерии, которым необходимо следовать при включении
субстанции или метода в Список. Субстанция или метод могут быть рассмотрены
на предмет их включения в Список, если они отвечают любым двум из трех
критериев, указанных ниже.
— Улучшение спортивных результатов: медицинские или другие научные данные, фармакологический эффект или опытные данные, свидетельствующие
о том, что субстанция или метод сами по себе или в комбинации с другими
субстанциями или методами способны улучшать или улучшают спортивные
результаты.
— Риск для здоровья спортсмена: медицинские или другие научные данные,
фармакологический эффект или опытные данные, свидетельствующие о
том, что использование данной субстанции или метода представляет реальный или потенциальный риск для здоровья спортсмена.
— Противоречие духу спорта: ВАДА принимает решение о том, что использование данной субстанции или метода противоречит духу спорта, о чем
было сказано


Международный стандарт тестирования и расследований


Главной целью Международного стандарта тестирований и расследований
(МСТР) является планирование эффективных тестирований, как соревновательных, так и вне соревновательных, обеспечение целостности и подлинности собранных проб, начиная с оповещения спортсмена о прохождении тестирования и заканчивая доставкой проб в лабораторию для анализа, а также
разработка обязанностей антидопинговых организаций в части проведения
расследования и сбора информации.

МСТР включает в себя стандарты для составления плана распределения тестов,
оповещения спортсменов, подготовки и проведения сбора проб, безопасности
и транспортировки проб.
МСТР также устанавливает стандарты, касающиеся требований к информации
по местонахождению для спортсменов, находящихся в соответствующих регистрируемых пулах тестирования, обязательные для соблюдения международными федерациями, национальными и другими антидопинговыми организациями. Трёхкратное
несоблюдение данных требований в течение двенадцати месяцев расценивается как нарушение антидопинговых правил в соответствии со ст. 2.4 Кодекса.
Всемирная антидопинговая программа включает в себя все компоненты, необходимые для обеспечения гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Подобно
остальным Стандартам, МСТ описывает обязательные стандартизированные
технические требования к процедурам допинг-контроля. В дополнение к нему
предлагаются методические рекомендации, содержащие описание передовых
практик, относящихся к основным темам МСТ. Так, «Рекомендации по сбору
проб мочи» содержат описание передовой практики по организации процедуры
сбора проб мочи.
Второй целью Международного стандарта по тестированию и расследованиям является установление строгих норм для сбора, оценки и эффективного
использования информации, а также для проведения расследований в случаях
возможных нарушений антидопинговых правил.
Кодекс-2015 четко указывает, что факт нарушения антидопинговых правил может
быть установлен любым достоверным способом, включая аналитические и фактические доказательства, полученные в ходе расследования. В борьбе с допингом
наиболее громкий успех, как правило, приносят доказательства, полученные
либо антидопинговыми организациями, либо гражданскими органами власти в
ходе расследования. Заинтересованные стороны единодушно выразили согласие с тем, что в Кодексе должна быть более подробно освещена роль расследований в борьбе с допингом и что необходимо подчеркнуть важное значение
сотрудничества государственных правительственных учреждений и всех заинтересованных сторон для расследования нарушений антидопинговых правил.


Международный стандарт лабораторий


Главной целью Международного стандарта лабораторий (МСЛ) является
получение в лабораториях достоверных результатов исследований, имеющих
доказательственную ценность, а также обеспечение единообразия и согласованности при выдаче результатов и отчетности аккредитованными ВАДА
лабораториями.

МСЛ содержит требования относительно получения и подтверждения лабораториями аккредитации ВАДА, действующие стандарты лабораторной деятельности, а также описание процедуры аккредитации.
Время от времени ВАДА может публиковать технический документ, содержащий
определенные требования. Эти требования являются обязательными и должны
быть выполнены к установленной в техническом документе дате. Технические
документы превалируют над любыми предшествующими публикациями на схожую тему или, если применимо, над данным документом. Действующим считается технический документ с самой недавней датой выполнения требований
относительно момента получения пробы на исследование.


Международный стандарт терапевтического
использования


Целью Международного стандарта терапевтического использования (МСТИ)
является единообразие процесса предоставления разрешений на терапевтическое использование (ТИ) в различных видах спорта и странах.
Кодекс разрешает спортсменам подавать заявки на ТИ, то есть на разрешение
на использование запрещенных субстанций или методов в терапевтических
целях, в случаях, когда наличие разрешения на ТИ является единственным
допустимым обоснованием использования такой субстанции или метода.
Международный стандарт ТИ содержит критерии предоставления разрешения
на ТИ, требования к конфиденциальности информации, формирования комитетов по терапевтическому использованию (КТИ) и процедуру подачи запроса на
ТИ. В качестве руководящих инструкций по выдаче разрешений на ТИ для АДО
были разработаны «Рекомендации по ТИ». В качестве меры дополнительной
поддержки предоставляются документы с медицинской информацией, способствующей принятию КТИ решений по запросам на выдачу разрешений на ТИ.


Международный стандарт защиты личной жизни и конфиденциальной информации


Цель Международного стандарта защиты личной жизни и конфиденциальной
информации состоит в том, чтобы обеспечить использование антидопинговыми
организациями (АДО) соответствующих, достаточных и эффективных способов
защиты личной жизни применительно к конфиденциальной информации, которая обрабатывается при проведении антидопинговых программ. Этот стандарт
признает тот факт, что личная информация, собранная в антидопинговом контексте, может ущемлять и затрагивать права на частную жизнь и интересы лиц,
занимающихся организованным спортом или связанных с ним.
В частности, Кодекс требует от спортсменов и их персонала предоставлять
АДО значительный объем персональной информации. Важно, чтобы антидопинговые организации соответствующим образом защищали собираемую ими
информацию как в целях обеспечения правовых стандартов, так и постоянного
поддержания конфиденциальности, и доверия со стороны тех, кто участвует в
организованном спорте.
В Кодексе признается важность обеспечения данного стандарта, для защиты
интересов лиц, участвующих в антидопинговых программах, проводимых на
основе Кодекса. В поддержку этого обязательства настоящим международным
стандартом предусматриваются обязательные правила и, связанные с защитой
личной информации АДО.
В соответствии с другими международными стандартами устанавливается
минимальный общий набор правил, которые должны соблюдаться антидопинговыми организациями при сборе и обработке личной информации. В некоторых случаях применяемое законодательство может потребовать от АДО придерживаться правил, превосходящих те, которые предусматриваются данным
Стандартом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: