Целиклоны анти-А и анти-В применяются для определения группы крови человека системы АБО взамен стандартных изогемагглютинирующих сывороток путем выявления антигенов А и В в эритроцитах стандартными антителами, содержащимися в целиклонах:
Моноклональные антитела анти-А и анти-В продуцируются двумя различными гибридомами, полученными в результате слияния мышиных антител ообразующих В-лимфоцитов с клетками мышиной миеломы. Названные целиклоны представляют разведенную асцитическую жидкость мышей — носителей гибридомы, содержащую иммуноглобулин М против антигенов А и В. Целиклоны дают более быструю и более выраженную реакцию агглютина ции, чем стандартные АВО-сыворотки. При использовании целиклонов исключается передача вируса гепатита и ВИЧ.
Определяют группу крови при температуре от 15 до 25°С. На фарфоровую пластину или маркированную тарелку наносят по одной большой капле целиклонов анти-А и анти-В, рядом наносят каплю исследуемой крови в 10 раз меньшего размера и смешивают отдельными палочками или уголками предметных стекол. Пластинку слегка покачивают и наблюдают за реакцией в течение 2,5 мин. Реакция обычно наступает в первые 3—5 с и. проявляется образованием мелких красных агрегатов, а затем хлопьев. Возможны следующие варианты реакции агглютинации.
1. Агглютинация отсутствует с целиклонами анти-А и анти-В — кровь не содержит агглютиногенов А и В — исследуемая кровь группы 1(0).
2. Агглютинация наблюдается с целиклонами анти-А, эритроциты исследуемой крови содержат агглютиноген А— исследуемая кровь группы II (А).
3. Агглютинация наблюдается с целиклоном анти-В. Эритроциты исследуемой крови содержат агглютиноген В — исследуемая кровь группы III(В).
|
Агглютинация наблюдается с целиклонами анти-А и анти-В. Эритроциты содержат агглютиногены А и В — исследуемая кровь группы IV (АВ)
Реакция агглютинации | Группа исследуемой крови | |
Целиклон анти-А | Целиклон анти-В | |
1- 2+ 3- 4+ | - - + + | I(0) II (А) III(В) IV(АВ) |
Методы определения Rh-фактора.
Для определения резус фактора предложено несколько методик:
реакция аглютинации в солевой среде
реакция конглютинации с применением конглютининов (альбумин, желатин, поливинилпирролидон, полиглюкин)
реакция с применением протеолитических ферментов (трипсин, папаин, пролетин. фицин, бромелин).
На практике чаще всего применяют следующие методики: конглютинация с желатиной, реакция конглютинации в сывороточной среде на чашках Петри, экспресс методы.
Желатиновый метод. В центрифужные пробирки, которые соответственно маркируют, наливают по 1 капле 10% раствора желатины и по 1 капле антирезусной сыворотки (двух серий). После встряхивания пробирки помещают в водяную баню при температуре 46-48оС на 5 минут. Затем добавляют 5-8мл. теплого изотонического раствора хлористого натрия. Пробирки 2-3 раза переворачивают и учитывают результат реакции по наличию аглютинатов, видимых невооруженным глазом.
Определение резус фактора на чашках Петри. Это определение основано на использование 50% взвеси эритроцитов в собственной сыворотке. Взвесь эритроцитов и сыворотку анти-резус наносят на чашку Петри, которую затем помещают на 10 мин. в водяную баню при температуре 45-48оС. После этого чашку покачивают и учитывают результат.
|
Экспресс-метод определения резус фактора. Исследование проводят одновременно с определением группы крови. К антирезусным сывороткам добавляют исследуемую кровь в соотношении 1/2 и перемешивают, через 3-5 мин. добавляют 1 каплю физраствора и учитывают реакцию.
6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
6.1. В начале занятия преподаватель уделяет время организационным вопросам, отмечает в журнале присутствующих студентов, указывает на необходимость соблюдения учебной дисциплины, бережного отношения к имуществу кафедры; знакомит с общим планом практического занятия. Проводится мотивация, разъясняется важность темы для студентов, ее прикладное значение.
6.2. Вопросы контроля исходного уровня знаний.
6.3. Преподаватель выясняет уровень подготовки к занятию каждого студента путем его опроса и оценки ответов по пятибальной системе.
6.4. В процессе обсуждения преподаватель выясняет сложные вопросы, требующие совместного разбора и уточнения.
6.5. Студенты переходят к практической части занятия.
6.6. Проводится заключительный контроль знаний студентов устно или путем решения тестовых задач, рейтинговая оценка.
7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ:
В хирургическое отделение поступил больной с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, осложненной кровотечением. Дефицит ОЦК составляет 35%. В целях восполнения кровопотери показано экстренное переливание крови.
'Там, где речь идет о переливании крови, имеется в виду и эритроцитарной массы (взвеси).
Какой необходимый минимум лабораторных исследований (проб) следует произвести, без которых гемо-трансфузия недопустима?
|
Под наблюдением врача в процедурном кабинете две медсестры определяют групповую принадлежность крови четырех больных. Для этого они под соответствующими обозначениями на лакированные белые фаянсовые пластины нанесли стандартные сыворотки двух серий. Исследуемую кровь тщательно перемешали с каплями стандартных сывороток. Пластины покачали, оставили в покое на 1—2 мин и потом снова покачали. Не ранее чем через 3 мин после смешивания капель крови и сыворотки в капли, где наступила агглютинация эритроцитов, внесли по капле изотонического раствора натрия хлорида. Спустя 5 мин от начала исследования врач оценил полученные результаты и зафиксировал их в историях болезней.
На что не обратил внимания врач, нарушив тем самым требования "Инструкции по определению групп крови АВО"?
В целях быстрого восполнения кровопотери больному перелито 1000 мл одногруппной резус-совместимой донорской крови, консервированной натрия цитратом. К концу гемотрансфузии у больного появились беспокойство, бледность кожных покровов, тахикардия, судороги мышц.
Какое осложнение возникло у больного? В чем заключается его профилактика? Какие необходимы лечебные мероприятия?
Больному перед гемотрансфузией лечащий врач начал проводить биологическую пробу на совместимость.
Кровь, взятая из холодильника, в течение 30—40 мин была выдержана при комнатной температуре. По предварительным исследованиям она совместима по АВО-системе и резус-фактору.
Внутривенно струйно по 15 мл с интервалом 3 мин введено 45 мл донорской крови. При введении последней порции у больного появились тошнота, озноб, боли в пояснице, за грудиной, головокружение, пульс и дыхание участились, снизилось артериальное давление.
Что случилось? Соблюдена ли техника постановки биологической пробы? Ваши действия?
Больной с массивным скрытым внутренним кровотечением по экстренным показаниям взят в операционную. Под интубационным наркозом начато оперативное вмешательство, направленное на окончательную остановку кровотечения. В целях восполнения кровопотери во время операции возникла необходимость в переливании крови.
Как провести биологическую пробу на совместимость больному, находящемуся под наркозом?
Больной К., 27 лет, доставлен с ножевым ранением живота спустя 4 ч с момента травмы. Состояние крайне тяжелое. Пульс нитевидный, 120 ударов в минуту. Артериальное давление — 70/40 мм рт.ст. Произведена экстренная лапаротомия. В брюшной полости много жидкой крови и сгустков. По мере аспирации крови установлен источник кровотечения: сосуды брыжейки тонкой кишки. Произведен гемостаз. Повреждений полых органов не установлено.
Как поступить с собранной кровью?
В отделение поступил больной с хроническим кровоточащим геморроем, выраженной анемией. Пульс —
80 ударов в минуту. Артериальное давление 120/70 мм рт.ст. Гемоглобин — 60 г/л. В целях восполнения дефицита красных клеток в предоперационном периоде больному перелито 360 мл одногруппной резус-совместимой эритроцитарной массы.
Как оформляется документация на проведенную ге-мотрансфузию?
Больная И., 31 год, группа крови 0(1), находилась в районной больнице по поводу неполного позднего выкидыша (беременность 26—27 недель), постгеморрагической анемии и септицемии. Произведено выскабливание полости матки. Ошибочно начато переливание крови группы В(1П). После введения 100 мл крови появились боль в пояснице и озноб. Трансфузия прекращена. Через 15 мин состояние больной резко ухудшилось:
появились адинамия, резкая бледность кожных покровов, акроцианоз, обильный пот, потрясающий озноб. Пульс — 96 ударов в минуту, слабого наполнения. Артериальное давление — 75/40 мм рт.ст.
Какое осложнение возникло у больной? Какие лечебные мероприятия следует проводить?
В хирургическое отделение поступила больная с профузным желудочно-кишечным кровотечением. В течение ряда лет она страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и гипертонической болезнью III стадии. Рабочее давление 190/100 мм рт.ст. На момент поступления дефицит ОЦК составляет более 30%.
Можно ли больной переливать кровь?
Больной С., 43 лет, по поводу неполного выкидыша произведено выскабливание полости матки. Одновременно в целях купирования анемии внутривенно перелито 300 мл крови группы В (III), тогда как у нее была
определена кровь группы AB(IV). Через сутки обнаружена олигурия; выделенная моча имела бурую окраску, содержала 1,5% белка и единичные форменные элементы. Мочевина крови — 27 ммоль/л. Гемоглобин — 56 г/л. Состояние больной тяжелое, она сонлива, ади-намична, кожные покровы бледные. Жалуется на тошноту, рвоту. От больной исходит уринозный запах. Пульс — 84 удара в минуту. Артериальное давление — 140/85 мм рт.ст. Симптом Пастернацкого слабоположительный с обеих сторон. При контрольной перепроверке у больной оказалась группа крови 0(1).
Какое осложнение развилось у больной? Ваши действия?
Ответы на задачи
Для исключения возможных посттрансфузионных осложнений, вызываемых антигенной несовместимостью крови донора и реципиента, перед гемотрансфузи-ей необходимо:
а) определить группу крови донора и реципиента;
б) определить резус-принадлежность донора и реципиента;
в) провести пробу (по системе АВО) на групповую совместимость крови донора и реципиента;
г) провести пробу на резус-совместимость крови донора и реципиента;
д) провести биологическую пробу..
Согласно "Инструкции", перед определением группы крови на пластины наносятся фамилия и инициалы лица, группа крови которого определяется, или номер флакона, если кровь донорская.
У больного следует предположить возникновение цитратной интоксикации, которая может случиться при быстром и массивном переливании крови, консервированной натрия цитратом. При медленном капельном вливании крови этого не происходит, так как цитрат в организме быстро распадается и выводится.
Профилактикой цитратной интоксикации является КАПЕЛЬНОЕ (!) вливание крови и внутривенное введение 10% раствора кальция хлорида (глюконата) по 5 мл на каждые 500 мл цитратной крови. Лечение симптоматическое.
Биологическая проба проведена согласно "Инструкции по переливанию крови и ее компонентов".
Появившиеся изменения в состоянии больного свидетельствуют об индивидуальной биологической несовместимости исследуемой крови с кровью реципиента.
Переливание крови должно быть немедленно прекращено пережатием системы. Затем система для переливания отсоединяется от иглы, к которой подсоединяется другая система с солевым раствором, вводятся кальция хлорид или глюконат, адреналин, сердечные препараты. Ни в коем случае нельзя удалять иглу из вены, чтобы не потерять в дальнейшем готового венозного доступа.
При проведении биологической пробы во время хирургической операции, когда больной находится под наркозом, изменение пульса и артериального давления может зависеть не только от переливания крови, но и от оперативного вмешательства, кровопотери, введения лекарственных средств и наркоза. Поэтому после переливания из каждого флакона первых 100 мл крови в сухую чистую пробирку с несколькими каплями гепарина берут 5 мл крови из вены больного и центрифугируют. Наличие розовой окраски плазмы (а также учащенный пульс и падение артериального давления) указывает на гемолиз и на то, что перелита несовместимая кровь. Если плазма имеет обычную окраску, то кровь признают совместимой и можно продолжать трансфузию.
Необходимо произвести реинфузию собранной крови. До ее осуществления надо выяснить, не произошло ли массивное микробное загрязнение собранной крови при повреждении органов мочевыделительной системы или желудочно-кишечного тракта и нет ли ее выраженного гемолиза. Скрытый гемолиз можно выявить пробой Гемпеля (после центрифугирования порции крови плазма не должна быть окрашена в розовый цвет).
Реинфузии подлежит кровь, излившаяся в раневые и серозные полости и находившаяся в них не более 12 ч. Собранную кровь фильтруют через 8 слоев марли. В качестве стабилизатора используют стандартные гемоконсерванты или гепарин (10 мг в 50 мл изотонического раствора натрия хлорида на 450 мл крови). Собранную
кровь перед трансфузией разводят изотоническим раствором натрия хлорида в соотношении 1:1 и добавляют 1000 ЕД гепарина на 1000 мл крови.
Переливание проводят через систему для инфузии с фильтром.
Каждый случай гемотрансфузии фиксируется в истории болезни.
Вначале записываются показания к гемотрансфузии, дата и время ее начала, затем метод — внутривенный, внутриартериальный, струйный и т.д., потом данные, указанные на этикетке флаконов (паспорт крови): группа, номер серии, дата заготовки, фамилия и инициалы донора. После этого заносятся результаты определения группы крови донора и реципиента, а также проведения проб на групповую и резус-совместимость, биологической пробы. В конце указывается состояние больного во время переливания и после него. Причем после переливания трижды через каждый час отмечаются температура тела, пульс и давление. Через сутки после гемотрансфузии необходимо сделать общий анализ крови (гемолиз!) и исследовать мочу на белок, так как появление белка в моче является признаком переливания несовместимой крови.
У больной клиническая картина гемотрансфузионного шока II степени.
В экстренном порядке необходимо:
1) ввести сердечно-сосудистые, спазмолитические и антигистаминные средства, кортикостероиды, наладить ингаляцию увлажненного кислорода;
2) перелить реополиглюкин, гемодез, 5% раствор натрия гидрокарбоната, 10—20% раствор альбумина, изотонический раствор натрия хлорида;
3) ввести фуросемид, перелить 10—20% раствор маннитола;
4) произвести двустороннюю околопочечную новокаиновую блокаду по А.В.Вишневскому.
В последующем может понадобиться обменное переливание крови.
Несмотря на имеющееся противопоказание (гипертоническая болезнь III ст.), в указанном случае к гемотрансфузии следует прибегнуть по прямым жизненным показаниям.
У больной после переливания крови другой группы развился синдром острой почечной недостаточности.
Ей следует ограничить прием жидкостей, назначить бессолевую диету с ограничением белка, внутривенно ввести 10% раствор глюкозы (400—600 мл) с инсулином (1 ЕД инсулина на 4 г сухого вещества глюкозы), раствор натрия бикарбоната, анаболические гормоны (метандростенолон, тестостерона пропионат и др.), витамины С, Р, группы В, никотиновую кислоту, кальция хлорид. При тошноте и рвоте промывают желудок и кишечник.
Больная должна быть в экстренном порядке консультирована врачом — специалистом по гемодиализу.
8.. Рекомендуемая литература:
Список рекомендуемой литературы.
Основная литература.
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник – 4 –е изд. – М., 2006.
2. Петров С.В. Общая хирургия: учебник – 3-е изд., перераб.и доп.- М., ГЭОТАР –МЕДИА,2009.
Дополнительная литература
1. Вебер В.Р., Швецова Т.П., Швецов Д.А. «Неотложные состояния в практике семейного врача» (учебное пособие) - В.Новгород, 2005.
2. Байдо В.П. «Пропедевтика хирургических болезней» (учебное пособие) – В.Новгород, 2006.
3. Байдо В.П. «Хирургия для семейного врача» (учебное пособие) – В.Новгород, 2006.
4. Общехирургические навыки. Уч. Пособие для студентов мед. ВУЗов Оскретков В.И., Ганков В.А., Прохоров В.И., Вильгельм Н.П., под ред. В.И. Оскреткова. – Ростов н/Д: Феникс – 2007г.
5. Ультразвуковая диагностика в хирургии. Основные сведения и клинические применения./Арнели, ТрейсиД., Вишер, Деннис Б., Галдштейн, Лауренс Дж и др. пер. с англ. Под ред. С.А. Панфилова – М.: Бином, 2007г.
6. Асептика и антисептика: Уч. Пособие: для мед ВУЗов /Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Карлова Е.А., Теплякова О.В. -. – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск – 2007г.
7. Бельков А.В. Амбулаторная хирургия, тесты: Уч. Пособие: по специальности 040100 «Лечебное дело». – Растов н/Д: Феникс – 2007г.
8. Назаров И.П. Анестезиология и реаниматология: Учеб. пособие: Для послевуз. подгот. врачей и мед. вузов/ И.П. Назаров. ─ Ростов н/Д; Красноярск: Феникс: Издательские проекты, 2007.
9. Неотложная хирургия органов брюшной полости. Учебное пособие для студентов мед.ВУЗов./Коханенко Н.Ю., Афанасьев Н.В., Ланарея Э.Л. и др.; под ред. В.В.Леватовича. –М.:ГЭОТАР – медиа, 2007.
10. Левитэ Е.М. Введение в анестезиологию-реаниматологию: Учеб. пособие для мед. вузов / Под ред. И.Г. Бобринской. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 255с.Общехирургические навыки. Уч. Пособие для студентов мед. ВУЗов. Оскретков В.И., Ганков В.А., Прохоров В.И., Вильгельм Н.П., под ред. В.И. Оскреткова. – Растов н/Д: Феникс – 2007.
11. Назаров И. П. Анестезиология и реаниматология: учеб. пособие: для послевуз. подгот. врачей и мед. вузов / И. П. Назаров. - Ростов н/Д: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007.
12. Ожоги. Интенсивная терапия. Учебное пособие. Для послевузовской подготовки врачей и студентов вузов. /Назаров Н.П., Мацкевич В.А., Колегова Ж.Н. и др. - ─ Ростов н/Д., Красноярск: Феникс, 2007.
13. Вебер В.Р., Швецова Т.П., Швецов Д.А. «Неотложные состояния в практике семейного врача» (учебное пособие), 2-е издание исправленное и дополненное - В.Новгород, 2009.
14. Травматология. Национальное руководство / под ред. Г.П.Котельникова, С.П. Миронова. – М., ГЭОТАР –МЕДИА,2009
15. Анестезиология и реаниматология: учебник: для вузов / Н.С. Бицунов [и др.]; под ред. О.А. Долиной.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
16. Пропедевтика хирургии. Учебное пособие для студентов мед.ВУЗов. /Баранов Г.А., Буромский И.В., Васильев С.А. и др.; под ред. В.К.Гостищева и А.И. Ковалева. 2-е издание исправленное и дополненное – М.: Медицинское информ. агентство, 2008г
17. Интенсивная терапия. Национаоьное руководство. В 2х томах / под ред. Б.Р.Гельфанда, А.И. Салтанова. – М., ГЭОТАР –МЕДИА,2009.
18. Вебер В.Р., Швецова Т.П., Швецов Д.А. «Неотложные состояния в практике семейного врача» (учебное пособие) 3-е издание исправленное и дополненное - В.Новгород,. 2011.