Временный детский коллектив (ВДК) - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Специфические особенности ВДК:
1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (зимой ~12 дней; летом до ~24 день). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.
2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.
3. Автономность существования от влияния прежнего социума, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.
4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общность. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».
5.Интенсивность всех видов деятельности, в т.ч. общения, насыщенность, высокая эмоциональная окрашенность.Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.
6. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.
Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.
|
Функции: воспитательная, оздоровительная, коммуникативная, познавательная, развивающая, развлекательная, творческая и т.д
В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы(группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется) и т.д.
Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:
· проживания в условиях демократического детского коллектива;
· самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
· приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
· получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
· расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;
· собственного оздоровления и физической закалки;
· в приобретении новых друзей и впечатлений.
- теория развития ВДК по Лутошкину;
Стадии развития коллектива в ВДК: от «песчаной россыпи» к «горящему факелу».
Формирование и сплочение коллектива напоминает процессвосхождения к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».
|
У подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок и вершина — «Горящий факел».
Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы.Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.
Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности и взаимопомощи. Однако проявление активности происходит всплесками, и то не у всех. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально-значимых качеств, укрепление чувства «мы». Формируются лидеры, организаторы и актив, которые поддерживают общие всплески активности. Вожатый сопровождает, консультирует. Идет работа на сплочение группы. Дети ситуативно способны на крупное дело.Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей.
|
Алый парус. Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников. Начинают развиваться и обостряться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей). Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова сразу признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
Горящий факел. Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады. Этап «Горящий факел» со временем формирует конфликтную зону столкновения идей, в которой сильные лидеры либо сотрудничают и работают под руководством друг друга, либо покидают группу, что неизменно ведет к распаду коллектива.
Поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию.
- периоды развития детского коллектива и педагогическое управление развитием детского коллектива;