Документы, обеспечивающие нормативно-правовую основу организации отдыха и оздоровления детей.




Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;

СанПиН 2.4.4.1204 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»;

СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул»;

СанПиН 42-125-4270-87 «Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха» (готовятся новые санитарные правила);

СП «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»;

Типовое положение о детском оздоровительном лагере (утверждено поручением Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. № АЖ-П12-2644);

постановление Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 31 июля 1987 г. № 22-5 и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 28 августа 1987 г. № С-15/37а; приказ Министерства просвещения СССР от 12 августа 1987 г. № 152 «Об утверждении Положения о лагере труда и отдыха учащихся общеобразовательных школ»;

приказ Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

Гигиенические требования к устройству и содержанию организаций отдыха и оздоровления детей.

Требования к условиям пребывания детей, направляемых на отдых и оздоровление в загородные оздоровительные учреждения.

Гигиенические требования к устройству и содержанию палаточных лагерей для детей и подростков.

Зонирование участка лагеря по зонам: жилую, бытовую, зону пищеблока, физкультурно-спортивную, административно-хозяйственную, зону отдыха. Характеристика зон.

3. Организация безопасного отдыха и оздоровления детей, охрана их жизни и здоровья в организациях отдыха и оздоровления всех типов (загородных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, палаточных лагерях и т.д.)

Охрана общественного порядка и безопасности детей.

Мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию возникшей критической ситуации (в отношении больных, сотрудников, по пищеблоку, по водоснабжению).

Режим дня и организация досуга детей.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие и безопасность дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом. Требования по организации перевозок детей. Требования по выполнению перевозок.

Обеспечение пожарной безопасности. Паспорт пожарной безопасности загородного детского оздоровительного учреждения, подверженного угрозе лесных пожаров. Поведение при пожаре. Порядок действий.

«Обеспечение эффективной реализации программ по организации отдыха и оздоровления детей»

1. Оздоровительная работа.

Основополагающие идеи в работе с детьми в организации отдыха и оздоровления. Мероприятия оздоровительной работы: ежедневный осмотр детей медицинским работником; утренняя гимнастика; принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); организация пешеходных экскурсий; организация качественного и сбалансированного питания детей; формирование у детей культуры здорового питания; организация спортивно-массовых мероприятий; подвижные игры.

2. Работа по сплочению временного детского коллектива.

Огонёк «Будем знакомы!», коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись», игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас», игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк‑2».

3. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».

Беседы с медицинским работником: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?» и т.д.;

Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей пожарной части (ПЧ); профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних; экскурсия на КПП ДПС; профилактическая беседа о вреде наркотиков; конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы – представители ПЧ); инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасность человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

4. Работа по развитию творческих способностей детей.

Оформление отрядных уголков, стенных газет; ярмарка идей и предложений; конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»; коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены); кружок «Ритм» – занятие хореографией; кружок «Искусство» – оригами, вышивка, плетение из бисера; мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»; городские мероприятия: Детская дискотека, городской конкурс «Самый, самый, самый…», игровая программа «Фестиваль игры», игровая программа «Добро пожаловать на МАРС!», детская дискотека «Незнайка и К», викторина «Эрудит»; Итоговая выставка детских поделок и рисунков.

5. Работа по патриотическому воспитанию детей.

Экскурсия по лагерю, городу; беседа «Символика Российской Федерации»; конкурс лепки из пластилина «Памятники животным»; дискуссия «Природа моего края»; беседа «Поговорим о матушке-природе»; экскурсия в Зоопарк; конкурс рисунков – «Мой Зеленый город!», беседа о нашем городе.

6. Работа по привитию навыков самоуправления.

Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»). Распределение обязанностей в отряде. Закрепление ответственных по различным видам поручений. Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням.

7. Аналитическая деятельность по работе лагеря.

Предварительный сбор данных на воспитанников (анкетирование родителей). Цветовой опросник «Букет настроения». Анализ городских и лагерных мероприятий. Анализ анкет детей и родителей по окончании смены. Анализ работы в заключительный день работы лагеря.

8. Работа с отрядами.

Общее оздоровление детей. Укрепление здоровья. Организация интересных социо-культурных мероприятий. Развитие творческих способностей детей, их инициативы и активности. Привитие навыков самообслуживания. Воспитание чувства патриотизма, уважения к окружающим, природе.

9. Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы.

Организационный этап смены. Основными видами деятельности этого этапа являются: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; формирование органов самоуправления, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап смены: реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;

Заключительный этап смены: подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений, высказанных детьми, родителями и педагогами, по совершенствованию деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Шестой модуль «Практика. Деловые игры по организации отдыха и оздоровления для различных категорий детей»

1. Особенности возрастного развития детей. Возрастная периодизация. Психовозрастные и половозрастные особенности детей разного возраста. Гендерные различия. Ведущий тип деятельности. Ведущий тип общения. Тип общения детей в различные временные периоды смены. Прогнозируемые трудности.

2. Характеристика психологических особенностей различных категорий детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети с особыми образовательными потребностями. Дети с ослабленным здоровьем. Дети из семей группы риска.

3. Особенности организации воспитательной работы с различными категориями детей. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста. Особенности работы с детьми среднего школьного возраста. Особенности работы с детьми старшего школьного возраста. Особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенности работы с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Особенности работы с детьми с ослабленным здоровьем. Особенности работы с детьми из семей группы риска. Методические рекомендации по работе с различными категориями детей. Социальный статус ребенка в отряде (Активист, Тормоз, Обычный ребенок, Домашний ребенок, Одинокий волк, Изгой, Трудный ребенок).

4. Содержание целостного педагогического процесса в организации отдыха и оздоровления детей. Формы и методы воспитательной работы с детьми разного возраста. Деловая игра в группах: 1 группа «Организация отдыха и оздоровления детей младшего школьного возраста», 2 группа «Организация отдыха и оздоровления детей среднего школьного возраста», 3 группа «Организация отдыха и оздоровления детей старшего школьного возраста», 4 группа «Организация отдыха и оздоровления детей из семей группы риска и находящихся в трудной жизненной ситуации», 5 группа «Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с ослабленным здоровьем».

Физкультурно-оздоровительная и рекреационная работа: задачи, основные формы и методы организации.

Нравственно-эстетическое воспитание в оздоровительном лагере: задачи, основные формы и методы организации.

Художественно-творческая деятельность в оздоровительном лагере: задачи, основные формы и методы организации.

Познавательная деятельность в оздоровительном лагере: задачи, основные формы и методы организации. Деловая игра в группах:

Трудовое воспитание в оздоровительном лагере: задачи, основные формы и методы организации.

Выбор педагогически целесообразных форм и методов для работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.

Седьмой модуль: «Организационно-управленческая деятельность организаций отдыха и оздоровления детей»

1. Финансово-хозяйственная деятельность, права и обязанности лагеря с дневным пребыванием детей, загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей.

Финансово-хозяйственная деятельность в лагере с дневным пребыванием детей, в загородных стационарных лагерях. Смета. Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в лагере. Права и обязанности детей, родителей, сотрудников лагеря (директор, заместители директора, педагогические работники, медицинский работник, социальный педагог и т.д.).

Восьмой модуль: «Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности организации отдыха и оздоровления детей»

1. Вопросы программирования деятельности организации отдыха и оздоровления детей.

Вопросы теории и практики программирования деятельности организации отдыха и оздоровления детей. Программа лагеря как документ, результат, модель. Программа как средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов организации отдыха и оздоровления детей. Цели и задачи программирования деятельности лагеря. Программирование создания инновационной модели организации воспитания, оздоровления и развития детей с учетом конкретных условий в лагере. Типы программ по их направленности (комплексные, профильные) и по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные). Качества, которыми должна обладать любая программа: актуальность; целостность; прогностичность; реальность; оригинальность. Структура программы: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты.

2. Основы детской психологии.

Введение в детскую психологию. Предмет и задачи детской психологии. Методы детской психологии. Основные теории развития ребенка. Движущие силы и условия психического развития ребенка. Становление потребности в общении со сверстниками. Характеристика дошкольного детства. Познавательное развитие. Воображение. Развитие произвольного поведения. Общение и отношения со сверстниками. Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в возрасте от 7 до 14 лет. Развитие личности в игровой деятельности. Социально-значимая деятельность детей в возрасте от 7 до 14 лет. Самооценка ребенка.

3. Социально-педагогические и психологические аспекты воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей.

Психолого-педагогические основы работы педагога лагеря с дневным пребыванием детей. Основные направления воспитательной работы с детьми в условиях лагеря с дневным пребыванием детей. Здоровьесберегающие технологии в работе руководителей и педагогов лагерей с дневным пребыванием детей. Физическое воспитание и оздоровительные мероприятия, которые включают в себя: утреннюю гимнастику; закаливающие процедуры; подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки; лечебную физкультуру; обучение плаванию; прогулки; экскурсии; походы; спортивные соревнования. Общественно-полезный труд.

4. Организационно-деятельностная игра (оди).

Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности.

ОДИ в своем развертывании проходит три этапа.

1. Этап подготовки, на котором разрабатываются основной замысел и концепция игры, формулируются основные рабочие цели, которые должны быть достигнуты с помощью игры (здесь игра выступает как средство достижения этих целей и именно в этой своей функции рассматривается и проектируется), разрабатываются оргпроекты, программы и планы игры, возможно также сценарии самых существенных ее моментов и другие оргдокументы; по времени этот этап может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев или даже лет (см. таблицу проведенных ОДИ).

2. Основной этап, на котором в игровой форме (заданной оргпроектом и программой игры) осуществляются предварительно спроектированные и спрограммированные рабочие процессы, производящие и порождающие продукты и результаты, соответствующие целям различных участников игры - заказчиков, организаторов, методологов, исследователей и всех без исключения игроков (если они прикладывают усилия для их достижения).

3. Этап выхода из игры и обобщения опыта имеет двойное назначение и соответственно этому развертывается как бы по двум параллельным каналам.

Организационная структура ОДИ. Основные принципы организации и проведения ОДИ. Рабочие процессы и рефлексия в ОДИ. Культурно-исторический смысл ОДИ.

5. Педагогика проживания и организации досуга в лагере.

Основные рабочие понятия «свободное время», «досуговое время», «досуг», «деятельность», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация». Принципы досуговой педагогики. Методы досуговой педагогики. Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга.

Взаимодействие оздоровительной и воспитательной работы в лагере. Использование лечебной педагогики: гуманистический подход к детям, учет принципа природосообразности при конструировании оздоровительной программы, создание медико-педагогических и социально-бытовых условий жизни коллектива, индивидуально-психологическая компенсация, обеспечивающая создание комфортных условий для подростков. Организация жизни и деятельности детей и подростков по режиму (рациональная организация режима питания, общественно полезного и производительного труда, самообслуживания, максимального пребывания детей на свежем воздухе, использование соответственных факторов природы, занятие физкультурой, спортом, туризмом, достаточная продолжительность сна). Организация рационального распорядка дня и лагерной смены, сочетающая разнообразие видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и возможностей практически здоровых детей.

Психолого-педагогические особенности воспитания в детском оздоровительном лагере. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Технологии формирования психо-социального здоровья ребенка, подростка, юноши. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.

6. Основы организационной работы педагогического коллектива.

Сущность организационной культуры и ее формирование. Организационная культура как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех сотрудников организации на выполнение общих задач, мобилизовать их инициативу и творческий потенциал, облегчать общение, формировать чувство общего жизненного и творческого пространства, а также механизмы адаптации в условиях данного пространства. Базовые установки и ценности, которых придерживаются члены организации. Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид. Символика, посредством которой ценностные ориентации воспринимаются членами организации. Свойства организационной культуры. Основные элементы организационной культуры. Структура организационной культуры в двух измерениях: горизонтальном и вертикальном. Уровни организационной культуры: поверхностный; глубинный.

Типы организационной культуры: органическая; предпринимательская; бюрократическая; партиципативная. Формирование организационной культуры. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры. Проблема влияния на формирование организационной культуры. Существенные признаки коллектива и его функции. Структура и основные типы педагогических коллективов. Зависимость организационной структуры коллектива от степени удовлетворённости и величины педагогического коллектива.

7. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях организации отдыха и оздоровления.

Реабилитация детей в условиях детского оздоровительного лагеря как социально-педагогическая проблема. Состояние социально-педагогической реабилитации детей в отечественной практике. Модель социально-педагогической реабилитации детей средствами временного коллектива детского лагеря. Реализация межведомственного подхода к социально-педагогической реабилитации детей. Организация работы детского оздоровительного лагеря по социально-педагогической реабилитации детей. Социально-педагогический мониторинг реализации индивидуального потенциала детей.

8. Организация работы психолого-педагогических и методических служб организации отдыха и оздоровления детей.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов).

Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в организации отдыха и оздоровления детей, ее структура, цели и особенности. Основные элементы методической работы.

9. Особенности проведения профильных смен в лагере.

Порядок проведения профильных смен лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, палаточных лагерей и т.д. Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении профильной смены лагеря. Организация и основы деятельности смены лагеря. Кадры, условия труда работников. Порядок финансирования.

Девятый модуль: «Особенности воспитательной системы организации отдыха и оздоровления детей. Методика эффективной комплексной организации лагерной смены»

1. Организационно-управленческая деятельность.

Различные формы организации отдыха и оздоровления в детских центрах. Структура управления. Должностные обязанности начальника лагеря, руководителя группы, аниматора. Принимающая сторона – функции, обязанности.

2. Основы здоровье сберегающей деятельности.

Организация заездов-отъездов детей в лагерь, размещения. Безопасность жизни и здоровья детей – режим дня, организация купания в бассейне, море, организация медицинской помощи. Соблюдение норм санитарно-эпидемиологического режима, пожарной безопасности – питание. Ведение финансовых тетрадей.

3. Культурно-познавательная деятельность.

Ознакомление детей с национальными традициями, культурой принимающей страны. Сопровождение детей на экскурсии. Организация выездов в город.

4. Особенности воспитательной системы.

Организация и проведение анимационных мероприятий – анимация на пляже, бассейне, дневная и вечерняя анимация. Формы проведения отрядных мероприятий – вечерние огоньки, подготовка к лагерным мероприятиям, организация дней рождения, различные игры на пляже, бассейне, в «тихий час».

Десятый модуль: «Создание методического портфеля (копилки) в помощь педагогическим коллективам организаций отдыха и оздоровления детей»

Мини-азбука форм работы с детьми.

Игровая деятельность.

Понятие игры. Классификация игр. Методика составления деловых игр. Игровое ассорти (материалы для проведения игрового тренинга: комплекс игр на знакомство, игры на сплочение и снятие тактильного барьера, игры с залом и др.).

Коллективно-творческие дела (КТД).

Технология конструирования КТД. Порядок организации и проведения КТД. Примеры КТД.

Одиннадцатый модуль: «Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатых, воспитателей и специалистов к работе в организации отдыха и оздоровления детей»

Психолого-педагогические особенности организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. Проблемы поведения детей и подростков, не привыкших к автономии (от школы, родителей), к самообслуживанию. Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере. Психологический климат и благополучие во временном детском коллективе. Технологии формирования психо-социального здоровья детей. Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.

Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Правовые, организационные основы проведения каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Типы детских лагерей

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

1.Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

2.Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

3.Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

4.Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ:

-поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области),

-организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области),

-патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.

Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».

В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.

В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня. Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

 

 

Информационная карта

Программа детской оздоровительной площадки с дневным пребыванием детей

Цель программы

Организация полноценного и безопасного летнего оздоровительного отдыха детей.

Участники программы, количество

Дети 5 - 7 лет.

Количество – 15 человек.

Срок реализации программы

Июнь, будние дни с 10.00 до 13.00.

Направленность программы

Гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое,

спортивно-оздоровительное.

Краткое содержание программы

Программа содержит: пояснительную записку; цели и задачи; мероприятия, реализующие программу; условия и этапы, формы и методы реализации; ожидаемые результаты; материально - техническое оснащение.

Ожидаемый результат

Занятость и оздоровление детей, развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей, расширение кругозора, самореализация, саморазвитие и самосовершенствование.

Пояснительная записка

В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Летний отдых – это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Лето - наилучшая пора для общения с природой. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные площадки с дневным пребыванием.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия и психологический климат для полноценного отдыха и оздоровления детей, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

К сожалению, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей.

Цель работы педколлектива центра детского творчества в каникулярное время – создание целостной системы каникулярного отдыха детей, обеспечивающей физическое и психическое здоровье детей, активизацию их творческого потенциала и вовлечение их в социально значимую деятельность.

Задачи:

организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; совершенствовование психолого-педагогического сопровождения и программно-методического обеспечения по вопросам организации каникулярного отдыха;поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества; привитие полезных навыков; развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности;профилактика асоциального поведения.

Ожидаемые результаты: расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия;

создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания;

улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;

положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе;

осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем;

реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков;

профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

интеграция деятельности образовательных и социальных учреждений.

Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность

Анализируя практику деятельности нашего учреждения, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение. Среди них:

оздоровительная деятельность; развлекательная; игровая; образовательная; трудовая.

благоприятное экологическое окружение;

высокопрофессиональный кадровый состав;

достаточная материальная база (кабинеты для деятельности отрядов, игровые комнаты, актовый и танцевальный залы, кабинеты для работы творческих объединений, спортивная площадка, спортинвентарь, музыкальная аппаратура).

Успешной деятельности учреждения в каникулярное время способствуют:

постоянный поиск совершенствования форм и содержания деятельности отдыха, оздоровления и занятости детей;

модернизация программно-методического обеспечения;

формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов детского отдыха и оздоровления, обеспечивающих взаимодействие между участниками оздоровительно-воспитательного процесса и всеми ведомствами;

создание целостной системы оценки качества отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время.

Деятельность учреждения в каникулярное время строится на основе принципов:

Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: