Ситуации, в которых идёт увеличение данного множества на несколько предметов.




Практическое занятие

Тема: «Смысл действий сложения и вычитания.

Приемы сложения и вычитания в пределах 10 и 20»

План.

Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действия сложения?

При изучении смысла сложения рассматривают 3 вида предметных действий:

Ситуации, в которых идет составление одного предметного множества из двух данных.

Например: На кормушке сидели 3 снегиря и 2 синицы. Сколько птиц сидело на кормушке?

Рассказ может содержать несущественные подробности. Рисунок – это реальная модель. Рассказ – вербальная модель. Составляем графическую модель или схему, для этого каждый реальный предмет использует условные обозначения (круги разного цвета).

Сначала составляем реальную или графическую модель рассказа:

       
 
 
   
?

 

 


Модель может быть выполнена иначе. Ребёнок может придумать свою модель, но главное обосновать, что она подходит к данной ситуации.

Круги Эйлера

 

 


Постепенно переходим к схемам на отрезах - условно – схематическая модель. После этого составляют специальную схематическую модель.

 

               
   
 
 
 
 
 
 
   
?

 

 


Составляем выражение:

 

3+2

 

Дети выставляют на парте или в тетради. После этого учителя вместе с детьми уточняют общее количество птиц.
1. Сколько было?
2.Что изменилось?
3. Сколько стало?

 

Обсуждаются ответы на вопросы и получаем математический рассказ.

После этого сводим к двум картинкам (было/стало). А потом постепенно переходим к 1 картинке. При работе с математическим рассказом переходят от модели к модели.

 

Вербальная - реальная - графическая - знаково-символическая

 

от вербальной к графической и к знаково-символической

 

При переходе от одной модели к другой виды и примеры работ:

1.Составление модели под руководством учителя.

2.Исправь ошибку в модели.

3.Дополни модель

4.Самостоятельное составление модели.

Ситуации, в которых идёт увеличение данного множества на несколько предметов.

В этих рассказах используется понятие стало больше на, увеличилось на.

На кормушке сидело 3 снегиря, к ним присоединилось несколько синиц и птиц стало больше на 2.

Разбираем эту ситуацию, демонтируем её на картинки, составляем графическую модель – схему.

Этот рассказ можно пересказать по другому. На заборе сидело 3 снегиря, а потом к ним присоединились ещё 2 синицы. Далее выполняем сложение.
К этой второй ситуации составляем такие же схемы как и к первой, т. к. второй вид рассказа можно заменить первым.

3.Увеличение множества равночисленного данному на несколько предметов.

Во втором рассказе речь шла об одном множестве и рисунок шёл в 1 линию, а в третьем рассказе два множества: одно и второе, которые увеличиваются.

 

На кормушке сидело 3 снегиря, а синиц на 2 больше. Сначала реальная модель, потом графическая. Это значит столько же да ещё 2. Показывает, что т. к. синиц столько же да ещё 2, нужно к 3 прибавить 2. Таким образом, при рассмотрении смысла сложения во всех трёх случаях главное обосновать выбор действия.
Для этого используют такие способы:
Ориентируемся на глагол. Если добавили, прибежали, прилетели, то надо складывать. Если количество увеличивалось, то надо складывать. Ориентируем на понятии целое и части. Если из частей составляют целое, то надо складывать.

2. Раскройте последовательность изучения различных видов предметных действий на сложение, предложенную в учебниках математики для первого класса по программам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон и др.

Моро М.И. (УМК «Школа России»)

М1Мч.1стр.25

Перед нами рассказ по ситуации, в которой идёт составлении 1 предметного множества из двух данных по трём картинкам. Первая картинка относится к вопросу сколько было, вторая картинка – что изменилась, а третья – сколько стало.

 

М1Мч.1стр.26

 


По этой картинке можно составить рассказ, связанный с увеличением множества равночисленного данному на несколько предметов. Например: у меня есть 1 красный треугольник, а синих на 2 больше. Сколько синих треугольников?

Петерсон Л.Г. («Перспектива»)

М1Пч.1стр.30

На картинках рассматривается разные виды предметных действий. По ним можно составить различные математические рассказы.

Истомина Н.Б. («Гармония»)

М1Ич.2стр.45

 

На этом рисунке изображены две картинки (было/стало), с помощью выражений.

Дорофеева Г.В. («Перспектива»)

М1Дч.1стр.54

Задание по трём картинкам о том, как изменяется количество предметов. Они отвечают на вопросы сколько было? Что изменилось? Сколько стало?

 

Аргинская И.И. («Система Занкова»)

М1Ач1стр. 34

 

3. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действий вычитания?

Для разъяснения смысла вычитания выполняют действия с предметными множествами следующих видов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: