ТЕСТ «Эмбриональное развитие»




ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез - индивидуальное развитие особи, начиная с момента оплодотворения и заканчивая гибелью. В онтогенезе выделяют два этапа: эмбриональный (зародышевый) - до момента рождения или выхода из яйцевых оболочек, и постэмбриональный.

Основной закономерностью, связывающей онтогенез с филоге­незом (эволюцией вида), является биогенетический закон (закон Геккеля - Мюллера): онтогенез - краткое и ускоренное повторение филогенеза, т. е. в ходе индивидуального развития особь в ускорен­ном темпе повторяет всю историю эволюции своего вида. Например:

• развитие мха начинается с прорастания споры в тонкую нить, что наталкивает на мысль о происхождении мхов от водорослей;

• заростки папоротников прикрепляются к почве ризоидами, что также указывает на их происхождение от водорослей;

• У человека на ранних стадиях развития имеется хорда, заклады­ваются жаберные карманы и хвостовой отдел позвоночника;

• бабочки в ходе онтогенеза проходят стадию гусеницы, напоми­нающей кольчатого червя;

• головастик лягушки имеет двухкамерное сердце, один круг кровообращения, жабры и боковую линию, тем самым напоминая рыбу.

 

 


На развитие зародыша оказывает влияние

• генетическая информация;

• условия внешней среды (температура, влажность, химические соединения, алкоголь, никотин);

взаимное влияние частей зародыша друг на друга.

ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1) Прямое постэмбриональное развитие. Вышедший из яйце­вых оболочек или родившийся организм похож на взрослую особь, отличаясь от нее в основном только размерами.

2) Непрямое развитие. Есть личиночная стадия.

А)Развитие с полным превращением (с метаморфозом). Личинка не похо­жа на взрослый организм. Стадии: яйцо-личинка-куколка. Пример: бабочки и др. Преимущества развития с метаморфозом: снижение конкуренции между личинками и взрослыми особями, возможность расселения на личиночной стадии у малоподвижных и неподвижных животных.

Б) Развитие с неполным превращением. Нет неподвижной стадии куколки. Пример: земноводные, асцидии, кузнечики, саранча

ТРЕНИНГ

1. Зигота, бластула, гаструла, нейрула, органогенез - это стадии развития:

1) с полным превращением; 3) постэмбрионального;

2) с неполным превращением; 4) эмбрионального.

2. В результате дробления зиготы:

1) увеличивается размер зародыша;

2) увеличивается число клеток;

3) происходит дифференциация клеток;

4) происходит перемещение клеток.

3. Формирование гаструлы связано с:

1) активным ростом клеток;

2) дроблением;

3) перемещением клеточных масс;

4) образованием тканей и органов.

4. Производными эктодермы являются:

1) скелет и мышцы;

2) легкие и кишечник;

3) репродуктивная система;

4) нервная трубка, кожа и органы чувств.

5. Образовавшаяся в результате оплодотворения зигота:

1) имеет гаплоидный набор хромосом;

2) в дальнейшем делится митозом;

3) состоит из двух слоев клеток;

4) содержит генетический материал только материнского организм

6. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

1) гаметогенеза;

2) филогенеза;

3) мейоза;

4) митоза.

7. Для кузнечиков в отличие от бабочек характерен сле­дующий цикл развития:

1) яйцо —► личинка —► куколка—► взрослое насекомое;

2) яйцо —►личинка —► взрослое насекомое;

3) взрослое насекомое —► личинка —► яйцо;

4) взрослое насекомое —► личинка —►куколка —► яйцо.

 

8.

Органогенез – это процесс формирования в онтогенезе

 

1) зародышевых листков

 

2) зачатков органов и тканей

 

3) бластулы

 

4) гаструлы

9. Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток?

 

1) бластула

 

2) двухслойная гаструла

 

3) ранняя нейрула

 

4) поздняя нейрула

10.Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

 

1) бластуле

 

2) гаструле

 

3) нейруле

 

4) зиготе

11. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

 

1) эмбриогенезом

 

2) филогенезом

 

3) онтогенезом

 

4) ароморфозом

12. Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.

 

1) личинка → взрослая особь → куколка

 

2) куколка → личинка → взрослая особь

 

3) личинка → куколка → взрослая особь

 

4) куколка → взрослая особь → личинка

14. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

1) яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое насекомое

2) яйцо ® куколка ® личинка ® взрослое насекомое

3) взрослое насекомое ® яйцо ® личинка

4) взрослое насекомое ® личинка ® куколка ® яйцо

15. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника.

1) впячивание группы клеток внутрь бластулы
2) формирование третьего слоя зародыша
3) появление эктодермы и энтодермы
4) образование систем органов

 

ТЕСТ «Эмбриональное развитие»

1. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

1) эмбриональным

2) постэмбриональным

3) с полным превращением

4) с неполным превращением

2. Гаструла – это стадия развития зародыша

1) однослойного

2) двухслойного

3) многослойного

4) четырехслойного

3. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных.

 

  А) образование бластомеров в процессе дробления зиготы Б) закладка зачаточных органов зародыша В) слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы Г) развитие нервной пластинки Д) формирование зародышевых листков
4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным. Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
5. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
ОРГАН, ТКАНЬ А) кишечник Б) кровь В) почки Г) лёгкие Д) хрящевая ткань Е) сердечная мышца   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК 1) энтодерма 2) мезодерма  

6. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него?

7. Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  

 

 
СТРУКТУРЫ   ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
А) нервная ткань
Б) кровь
В) кость
Г) почка
Д) эмаль зубов
Е) мышца
 
1)  
2)  
8. Все приведённые ниже приёмы растениеводства, кроме двух, относят к вегетативному размножению. Определите два приёма, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) деление клубней 2) размножение корневищем 3) получение проростков из семян 4) искусственное оплодотворение 5) формирование отводка 9. Установите соответствие между процессами и способами размножения организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРОЦЕССЫ   СПОСОБЫРАЗМНОЖЕНИЯ
А) откладывание яиц ящерицами
Б) спорообразование пеницилла
В) размножение пырея корневищами
Г) партеногенез дафний
Д) деление эвглены
Е) размножение вишни семенами
 
1) половое
2) бесполое
10. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при гаструляции эмбриона ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) дробление зиготы
  2) впячивание слоя клеток в полость бластулы
  3) формирование полости первичной кишки
  4) образование нервной трубки
  5) образование двух зародышевых листков
11. Установите соответствие между процессами в жизненных циклах и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРОЦЕССЫВ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛАХ   ОТДЕЛЫРАСТЕНИЙ
А) развитие взрослых растений-гаметофитов
Б) образование заростка
В) формирование протонемы
Г) образование коробочки на ножке
Д) развитие взрослого растения из зиготы
Е) образование спорангиев на листьях
 
1) Моховидные
2) Папоротники

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

12. Установите соответствие между процессами в жизненных циклах и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРОЦЕССЫВ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛАХ   ОТДЕЛЫРАСТЕНИЙ
А) участие воды в оплодотворении
Б) образование спорогона на гаметофите
В) формирование мегаспоры в семязачатке
Г) образование протонемы
Д) митоз генеративной клетки пыльцового зерна
Е) двойное оплодотворение
 
1) Покрытосеменные
2) Моховидные
 
13. Рассмотрите рисунок. Определите стадию эмбриогенеза хордового животного, зародышевый листок, обозначенный на рисунке вопросительным знаком, и органы, которые из него развиваются. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Стадия Зародышевый листок Органы
  __________(А)     __________(Б)     __________(В)  

 

       

 

 
Список терминов и понятий:
  1) гаструла 2) нейрула 3) бластула 4) эктодерма 5) энтодерма 6) мезодерма 7) почки, мышцы, сердце 8) печень, поджелудочная железа
   
   
   
   
   
   
   
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ТЕСТ «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»+ ПОВТОРЕНИЕ

1. Каким животным свойственно прямое постэмбриональное развитие?

1) земноводным

2) млекопитающим

3) чешуекрылым

4) жёсткокрылым

2. Установите соответствие между насекомым и типом развития, который для него характерен.

 

 
НАСЕКОМОЕ   ТИП РАЗВИТИЯ
А) колорадский жук
Б) перелётная саранча
В) медоносная пчела
Г) бабочка капустная белянка
Д) жук-могильщик
Е) зелёный кузнечик
 
1) с полным превращением
2) с неполным превращением
3. Установите соответствие между клетками организмов и набором хромосом в этих клетках.  
       

 

 
КЛЕТКИ ОРГАНИЗМОВ   НАБОР ХРОМОСОМ
А) споры кукушкина льна
Б) ядра восьмиядерного зародышевого мешка вишни
В) клубень картофеля
Г) зигота цветковых растений
Д) клетки листа сфагнума
 
1) гаплоидный
2) диплоидный
4. Установите последовательность, отражающую этапы жизненного цикла бычьего цепня, начиная с образования яиц в зрелых члениках.  
       

 

1) употребление человеком непроваренного мяса, содержащего финны
2) отрыв зрелых члеников с яйцами от тела взрослого червя
3) выход личинок с крючьями из яиц
4) образование взрослого червя
5) перенос личинок кровью в мышцы и образование финны
6) поедание коровами члеников с яйцами
 
5. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага:  
     

 

 
1) встраивание ДНК бактериофага в ДНК бактерии
2) синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактерии
3) прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
4) проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии
5) выход бактериофага из клетки, заражение других клеток

6. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трёх отличий.

 

7. Эмбриональный период у земноводных заканчивается
  1) рассасыванием хвоста
  2) заменой наружных жабр внутренними
  3) выходом личинки из яйца (икринки)
  4) появлением передних конечностей

7. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

1) эмбриональным

2) постэмбриональным

3) с полным превращением

4) с неполным превращением

8. Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток?

1) бластула

2) двухслойная гаструла

3) ранняя нейрула

4) поздняя нейрула

 

8. Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.
  1) личинка → взрослая особь → куколка
  2) куколка → личинка → взрослая особь
  3) личинка → куколка → взрослая особь
  4) куколка → взрослая особь → личинка

9. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

 

1) яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое насекомое

 

2) яйцо ® куколка ® личинка ® взрослое насекомое

 

3) взрослое насекомое ® яйцо ® личинка

 

4) взрослое насекомое ® личинка ® куколка ® яйцо

 

10. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным. Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между характеристиками и организмами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
   

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКИ   ОРГАНИЗМЫ
А) образование множества гамет путём митоза
Б) отсутствие оплодотворения
В) образование зооспор
Г) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения
Д) обновление наследственного материала путём конъюгации
 
1) хламидомонада
2) инфузория-туфелька

 

12. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, происходят при гаструляции эмбриона ланцетника. Определите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) дробление зиготы
  2) впячивание слоя клеток в полость бластулы
  3) формирование полости первичной кишки
  4) образование нервной трубки
  5) образование двух зародышевых листков
13.Установите последовательность этапов размножения растений с помощью культуры ткани. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

 
1) деление выделенных клеток и получение клеточной массы
2) отделение клеток образовательной ткани растения и помещение их в питательную среду
3) пересадка молодого растения в грунт
4) дифференцировка тканей и органов
5) обработка клеточной массы фитогормонами для дифференцировки клеток
14. Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ОРГАНИЗМЫ   ТИПЫПИТАНИЯ
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум
 
1) фототрофный
2) гетеротрофный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Какие процессы предшествуют двойному оплодотворению покрытосеменных растений?
  1) формирование восьмиядерного зародышевого мешка
  2) формирование семени
  3) деление клеток зародыша
  4) развитие пыльцевой трубки
  5) образование эндосперма
  6) образование двух спермиев

16. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

 

17. К половому размножению относят
  1) партеногенез пчёл
  2) почкование гидры
  3) вымётывание икры рыбами
  4) откладывание яиц птицами
  5) размножение луковицами тюльпана
  6) размножение зооспорами хламидомонады
18. Установите последовательность процессов, происходящих при сперматогенезе.  

 

 
1) деление клеток мейозом
2) формирование органоидов специального назначения
3) деление клеток семенника митозом
4) увеличение объёма клетки и накопление веществ в зоне роста
19. Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и её видом.

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ
А) имеет форму клеверного листа
Б) состоит из двух спирально закрученных цепей
В) доставляет аминокислоты к рибосоме
Г) является хранителем наследственной информации
Д) в длину достигает несколько сотен тысяч нанометров
Е) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот
 
1) ДНК
2) тРНК
20. Установите последовательность процессов, протекающих на каждом этапе энергетического обмена в клетках животных.

 

 
А) расщепление гликогена до глюкозы
Б) полное окисление пировиноградной кислоты
В) поступление органических веществ в клетку
Г) гликолиз, образование 2 молекул АТФ
21. Установите последовательность изменений, происходящих с хромосомами в процессе митоза.

 

 
А) деление центромеры и образование из хроматид хромосом
Б) расхождение гомологичных хроматид к разным полюсам клетки
В) расположение хромосом в плоскости экватора
Г) свободное расположение хромосом в цитоплазме

22. Рассмотрите предложенную схему строения молекулы АТФ. Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

23. Сколько аминокислот необходимо для синтеза полипептида, если кодирующая его часть иРНК содержит 108 нуклеотидов? В ответе запишите только соответствующее число.

 

24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Ядро клетки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)В большинстве клеток эукариот имеется одно ядро, существуют также многоядерные и безъядерные клетки. (2)В ядре неделящейся клетки различают: ядерную оболочку, кариоплазму, хроматин, ядрышко. (3)Ядерная оболочка образована одной мембраной. (4)В ядерной оболочке имеются поры, через которые осуществляется связь между ядром и цитоплазмой. (5)Кариоплазма является внутренней средой ядра, в которой осуществляются химические реакции. (6)Ядрышки – это места скопления информационных РНК. (7)Хромосомы – это комплексы молекул ДНК и тРНК.

25. Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите уровень его организации, форму молекулы и вид взаимодействия, поддерживающий эту структуру. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия,приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Уровень организации полипептида Форма молекулы полипептида Вид взаимодействия, поддерживающий структуру полипептида
__________(А) __________(Б) __________(В)

 

 

 
Список терминов и понятий:
1) первичная структура
2) вторичная структура
3) третичная структура
4) взаимодействия между нуклеотидами
5) металлическая связь
6) гидрофобные взаимодействия
7) фибриллярная
8) глобулярная
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Для каких целей используется искусственное оплодотворение в селекции растений и животных

2. Какой способ размножения изображён на рисунках 1 и 2. Назовите виды этого способа размножения у представленных организмов. В чём особенность наследственной информации потомства?

 

 

1 2

3.

Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 

 

5. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГГЦУУУУГЦААУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на вирусной РНК. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, закодированных в найденном фрагменте ДНК, а также антикодоны тРНК, которые транспортируют эти аминокислоты. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является только цепь ДНК, которая комплементарна вирусной РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

Первое основание Второе основание Третье основание
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А Г
Ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: