ОНТОГЕНЕЗ
Онтогенез - индивидуальное развитие особи, начиная с момента оплодотворения и заканчивая гибелью. В онтогенезе выделяют два этапа: эмбриональный (зародышевый) - до момента рождения или выхода из яйцевых оболочек, и постэмбриональный.
Основной закономерностью, связывающей онтогенез с филогенезом (эволюцией вида), является биогенетический закон (закон Геккеля - Мюллера): онтогенез - краткое и ускоренное повторение филогенеза, т. е. в ходе индивидуального развития особь в ускоренном темпе повторяет всю историю эволюции своего вида. Например:
• развитие мха начинается с прорастания споры в тонкую нить, что наталкивает на мысль о происхождении мхов от водорослей;
• заростки папоротников прикрепляются к почве ризоидами, что также указывает на их происхождение от водорослей;
• У человека на ранних стадиях развития имеется хорда, закладываются жаберные карманы и хвостовой отдел позвоночника;
• бабочки в ходе онтогенеза проходят стадию гусеницы, напоминающей кольчатого червя;
• головастик лягушки имеет двухкамерное сердце, один круг кровообращения, жабры и боковую линию, тем самым напоминая рыбу.
•
На развитие зародыша оказывает влияние
• генетическая информация;
• условия внешней среды (температура, влажность, химические соединения, алкоголь, никотин);
• взаимное влияние частей зародыша друг на друга.
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1) Прямое постэмбриональное развитие. Вышедший из яйцевых оболочек или родившийся организм похож на взрослую особь, отличаясь от нее в основном только размерами.
2) Непрямое развитие. Есть личиночная стадия.
А)Развитие с полным превращением (с метаморфозом). Личинка не похожа на взрослый организм. Стадии: яйцо-личинка-куколка. Пример: бабочки и др. Преимущества развития с метаморфозом: снижение конкуренции между личинками и взрослыми особями, возможность расселения на личиночной стадии у малоподвижных и неподвижных животных.
|
Б) Развитие с неполным превращением. Нет неподвижной стадии куколки. Пример: земноводные, асцидии, кузнечики, саранча
ТРЕНИНГ
1. Зигота, бластула, гаструла, нейрула, органогенез - это стадии развития:
1) с полным превращением; 3) постэмбрионального;
2) с неполным превращением; 4) эмбрионального.
2. В результате дробления зиготы:
1) увеличивается размер зародыша;
2) увеличивается число клеток;
3) происходит дифференциация клеток;
4) происходит перемещение клеток.
3. Формирование гаструлы связано с:
1) активным ростом клеток;
2) дроблением;
3) перемещением клеточных масс;
4) образованием тканей и органов.
4. Производными эктодермы являются:
1) скелет и мышцы;
2) легкие и кишечник;
3) репродуктивная система;
4) нервная трубка, кожа и органы чувств.
5. Образовавшаяся в результате оплодотворения зигота:
1) имеет гаплоидный набор хромосом;
2) в дальнейшем делится митозом;
3) состоит из двух слоев клеток;
4) содержит генетический материал только материнского организм
6. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
1) гаметогенеза;
2) филогенеза;
3) мейоза;
4) митоза.
7. Для кузнечиков в отличие от бабочек характерен следующий цикл развития:
1) яйцо —► личинка —► куколка—► взрослое насекомое;
|
2) яйцо —►личинка —► взрослое насекомое;
3) взрослое насекомое —► личинка —► яйцо;
4) взрослое насекомое —► личинка —►куколка —► яйцо.
8.
Органогенез – это процесс формирования в онтогенезе
1) зародышевых листков
2) зачатков органов и тканей
3) бластулы
4) гаструлы
9. Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток?
1) бластула
2) двухслойная гаструла
3) ранняя нейрула
4) поздняя нейрула
10.Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?
1) бластуле
2) гаструле
3) нейруле
4) зиготе
11. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют
1) эмбриогенезом
2) филогенезом
3) онтогенезом
4) ароморфозом
12. Определите правильную последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца.
1) личинка → взрослая особь → куколка
2) куколка → личинка → взрослая особь
3) личинка → куколка → взрослая особь
4) куколка → взрослая особь → личинка
14. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:
1) яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое насекомое
2) яйцо ® куколка ® личинка ® взрослое насекомое
3) взрослое насекомое ® яйцо ® личинка
4) взрослое насекомое ® личинка ® куколка ® яйцо
15. Установите последовательность этапов эмбриогенеза у ланцетника.
1) | впячивание группы клеток внутрь бластулы |
2) | формирование третьего слоя зародыша |
3) | появление эктодермы и энтодермы |
4) | образование систем органов |
|
ТЕСТ «Эмбриональное развитие»
1. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют
1) эмбриональным
2) постэмбриональным
3) с полным превращением
4) с неполным превращением
2. Гаструла – это стадия развития зародыша
1) однослойного
2) двухслойного
3) многослойного
4) четырехслойного
3. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоночных животных. |
А) образование бластомеров в процессе дробления зиготы Б) закладка зачаточных органов зародыша В) слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы Г) развитие нервной пластинки Д) формирование зародышевых листков | ||||||||||||
4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов? А. Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют постэмбриональным. Б. Явление, при котором в процессе эмбриогенеза один зачаток влияет на другой, определяя путь его развития, называется эмбриональной индукцией. | ||||||||||||
| ||||||||||||
5. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.
|
6. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него?
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕСТ «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»+ ПОВТОРЕНИЕ 1. Каким животным свойственно прямое постэмбриональное развитие? 1) земноводным 2) млекопитающим 3) чешуекрылым 4) жёсткокрылым
6. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трёх отличий.
7. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют 1) эмбриональным 2) постэмбриональным 3) с полным превращением 4) с неполным превращением 8. Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток? 1) бластула 2) двухслойная гаструла 3) ранняя нейрула 4) поздняя нейрула
9. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:
1) яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое насекомое
2) яйцо ® куколка ® личинка ® взрослое насекомое
3) взрослое насекомое ® яйцо ® личинка
4) взрослое насекомое ® личинка ® куколка ® яйцо
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.
22. Рассмотрите предложенную схему строения молекулы АТФ. Запишите 23. Сколько аминокислот необходимо для синтеза полипептида, если кодирующая его часть иРНК содержит 108 нуклеотидов? В ответе запишите только соответствующее число.
24. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Ядро клетки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1)В большинстве клеток эукариот имеется одно ядро, существуют также многоядерные и безъядерные клетки. (2)В ядре неделящейся клетки различают: ядерную оболочку, кариоплазму, хроматин, ядрышко. (3)Ядерная оболочка образована одной мембраной. (4)В ядерной оболочке имеются поры, через которые осуществляется связь между ядром и цитоплазмой. (5)Кариоплазма является внутренней средой ядра, в которой осуществляются химические реакции. (6)Ядрышки – это места скопления информационных РНК. (7)Хромосомы – это комплексы молекул ДНК и тРНК.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Для каких целей используется искусственное оплодотворение в селекции растений и животных
2. Какой способ размножения изображён на рисунках 1 и 2. Назовите виды этого способа размножения у представленных организмов. В чём особенность наследственной информации потомства?
1 2
3.
Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
![]() |
5. Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: АУГГЦУУУУГЦААУА. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на вирусной РНК. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, закодированных в найденном фрагменте ДНК, а также антикодоны тРНК, которые транспортируют эти аминокислоты. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является только цепь ДНК, которая комплементарна вирусной РНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)