ЧИН МИРОПОМАЗАНИЯ ЦАРЕЙ РУССКИХ
“Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле.
Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе.
Чинопоследование начинается молебном о здравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов. Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии (порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храм для встречи Их Императорских Величеств.
При вступлении в собор Императора и Императрицы, один Митрополит приветствует Их и дает Им целовать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святою водою. Их Императорские Величества идут в храм в предшествии Епископов, делают земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и, взойдя на Трон, садятся на приготовленные Им Престолы (седалища) посреди церкви, а Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам.
Во время этого входа поется псалом (100-й): “…милость и суд воспою Тебе, Господи…” Когда Их Величества сядут на Престолы, первенствующий Митрополит (теперь Патриарх – здесь и далее прим. “ПР”) входит на амвон Царского Трона и спрашивает у Государя о Его вероисповедании. Император в ответ на это читает вслух Символ Веры.
После всенародного исповедания Веры Царем начинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения “Царю небесный…” произносится великая ектинья, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; затем поются: “Бог господь…” и тропарь: “Спаси, Господи люди Твоя…” и читаются паремия, Апостол и Евангелие.
|
Паремия (Ис.49,13-19) говорит о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13,1-7) – о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22,15-23) – о подати Кесарю. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Митрополит (Патриарх). При этом облачении Митрополит произносит: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Митрополит осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы “Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство”.
После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь”.
По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет значение Коронования: “Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос…” Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку – державу (небольшой шар – символ подвластной области); причем Митрополит (Патриарх) произносит: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”.
|
После этого Митрополит (Патриарх) говорит Царю о значении скипетра и державы:
“Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия”
Приняв Царские регалии, Император садится на Престол (трон) и, положив скипетр и державу на подушки, поданные Ему сановниками, призывает Государыню Императрицу. Ея Величество встает со Своего Престола, становится на колени пред Государем Императором. Император снимает с Себя корону, прикасается к голове Императрицы и потом возлагает корону на Себя, а на Императрицу возлагает меньшую корону, поднесенную Ему сановником. После Коронования Императрицы на Нее возлагается порфира и цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозванного, и Она садится на Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетие Их Императорским Величествам (как бывает на Царских часах). После многолетия Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа: “Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем…”
Чин Коронования оканчивается молитвою, произносимою Митрополитом (Патриархом), с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: “Тебе Бога хвалим”. Вслед за этою песнею начинается Литургия.
|
Во время литургии совершается чин Миропомазания.
Император при начале службы снимает с Себя корону. По прочтении Евангелия, она подносится к Их Величествам для целования. По окончании пения причастна, Император передает сановнику Свою шпагу и походит в порфире к Царским вратам, которые в это время открываются, а Императрица, идя за Ним, останавливается между троном и ступенями пред Алтарем.
Из Алтаря выходят два Митрополита. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Государя Святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: “Печать Дара Духа Святаго”; другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой миропомазанные места. Приняв Святое помазание, Государь отходит и становится с правой стороны Царских врат против местной иконы Спасителя.
Тогда подходит к Царским вратам Государыня Императрица. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Ее Святым миром только на челе, с произнесением слов: “Печать Дара Духа Святаго”, а другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой место помазания. Приняв Миропомазание, Императрица отходит и становится в левую сторону Царских врат против местной иконы Богоматери.
По окончании Миропомазания Их Величества приобщаются Святых Христовых Тайн.
Для этого Митрополит (Патриарх) вводит Императора через Царские врата в Алтарь и здесь, у Престола, приобщает Его Святых Тайн, как Помазанника Божия и Верховного покровителя Христианской Церкви, по чину священнослужителей, то есть дает ему в руку часть Тела Христова и потом преподает Ему из чаши Кровь Христову. Императрица же приобщается Святых Тайн у Царских врат обыкновенным для мирян порядком.
По Причащении Их Императорские Величества садятся на свои Престолы и здесь, по прочтении благодарственных молитв и возглашении многолетия, принимают всеподданнейшие поздравления от духовных и светских особ с совершением Коронования и Священного Миропомазания”.
“Учение о богослужении Православной Церкви”, Санкт-Петербург, 1908 г.
«По Чину Дванадесятых праздников совершается служба: в дни рождения и тезоименитства Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, в день восшествия на престол Его Императорскаго Величества Государя Императора, в день Священного Коронования Их Императорских Величеств, в дни рождения и тезоименитства: Ея Императорского Величества Государыни Императрицы-Матери и Его Императорскаго Высочества Наследника. Дни эти называются высокоторжественными».
По книге Платона Архиепископа Костромскаго «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской.», г. Москва, 1892 г.
Молитва за Царя
Господи Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния благочестиваго Государя нашего Императора (имя рек), огради его на всех путях его Святыми Твоими Ангелы, да ничтоже успеет враг на него и сын беззакония не приложит озлобить его.
Исполни его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо народа своего. Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нем радующееся на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
СПб., 1909 год.
Божественное происхождение власти
Верховная власть в государстве необходима. Сам Бог установил ее. «Несть власть, еще не от Бога, сущия власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Она необходима для общаго блага и для прекращения нарушений порядка и удержания от преступлений. «Им же несть управление, падают яко листвия» (Притч. 11, 14).
Обязанности подданных к Государю
«Подданные должны иметь к своему Государю: любовь, как к отцу, владыке и защитнику своему (см. 5 заповедь), и для Него не щадить не только имуществ, сил, здоровья, но и самой жизни, иметь к Нему благоговейное сердечное почитание и всецелую преданность, и обнаруживать оныя всегда и везде. Ибо Сам Бог поставил и облек Его властию и достоинством; он Божий слуга; кто чтит Бога, тот не может не почитать Царя: Бога бойтесь, Царя чтите (1 Петр. 2, 14. Дан. 4, 22). Должно оказывать покорность и послушание не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но и по совести, т. е. и там где нет за нами надзора. Потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5). Подданные должны молиться за Государя, чтобы Господь сохранил Его и даровал Ему силы в прохождению великого служения Его, вложил в сердце Его благое попечение о Церкви и о всех подданных (1 Тим. 2, 2. сл. Помянник и молитву Василия Великаго по освящении Святых Даров). Должно оказывать уважение и покорность властям чрез Него поставленным. Наконец не должно позволять ни себя, ни другим легкомысленных суждений о распоряжениях и действиях верховной власти. Ибо злословящие высокия власти подлежат Страшному Суду Божию (Иуд. 7, 8, 2. Петр. 2, 10)».
По книге Платона Архиепископа Костромскаго «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской.», г. Москва, 1892 г.