Графика – искусство, в основе которого контраст тоновых отношений, цвет в графике может включаться в композицию, но не является главным.
Основными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.
Линия –это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные.
Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью.
Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в формировании пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.
Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).
Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.
|
Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и оперировать цветовым богатством, доступным только одной живописи. И все же искусство графики использует цвет и решает проблемы цветовых отношений в своих произведениях. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике условны, символичны. В графике цвет используется как ассоциативный символ, как ключ к более богатой трактовке черного, белого и серого. Кроме того, при работе с основным в графике черным цветом на белой бумаге различают множество оттенков черного – от самых теплых до холодных. Бумага также никогда не бывает абсолютно белой и однородной по фактуре, практически всегда имеет лёгкий цветовой оттенок. График подбирает, в каждом отдельном случае, цвет и фактуру бумаги, используя ее отличительные качества в своих целях.
Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значимым, возлагая на себя роль цветового идентификатора, цветовой ассоциации произведения. При участии двух-трех цветов (редко больше) в графическом произведении актуализируется проблема меры, силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, проблема взаимодействия соседних цветов, возможных наложений их друг на друга в случае печати одного графического листа с нескольких матриц, печатных форм.
Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено задачами графики как искусства и как вида деятельности, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является его связь с процессами печати, также то, что главным материалом для создания и тиражирования графических произведений является бумага.
|
Печатная форма, с которой производится печать, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений. Следовательно, важнейшим качеством искусства графики является массовость. Кроме того ясность и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства.
В заключение необходимо отметить, что рисунок, несомненно, является фундаментом графики и частью ее. Многоликость и многозначность рисунка бесконечна. Учебный рисунок - необходимый этап в подготовке художника-графика к общению с искусством глобальным, иносказательным, ассоциативным – искусством графики.
Итак, основные особенности искусства графики сводятся к следующему:
- графика – такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными выразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень;
|
- цвет в графике применяется более ограниченно и условно;
- изобразительный язык графики отличается лаконичностью в применении художественных средств;
- основным материалом, на котором исполняются и тиражируются произведения графики, является бумага;
- значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с возможностью тиражирования произведений;
- создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах;
- относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.
Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы (виды): станковая графика, книжная графика, прикладная графика. Отдельной группой можно считать компьютерную графику. Современный человек каждый день сталкивается с видами графики: - это дорожные знаки и указатели, плакаты и афиши, книги и этикетки, упаковка товаров и реклама, газеты и журналы. Появление компьютера только упрочило позиции и значение графического мышления. Используя компьютер, как инструмент, художники создают графику любого назначения. Компьютерная графика, обладая уникальными возможностями, способна решать задачи, любого уровня сложности. Созданные художниками персонажи переплетаются в современном кино с игрой актеров настолько искусно, что мы уже иногда не видим границу, а только лишь догадываемся о ней.
Вопросы для контроля знаний.
1. Отличительные черты графики от других видов изобразительных искусств.
2. Графика как учебный предмет - цели и задачи.
3. Графика как вид изобразительного искусства.
4. Историческое развитие искусства графики.
5. Основные выразительные средства графики.