Основные требования к знаниям, умениям студентов




К концу учебного периода студенты должны:

знать:

• основные выразительные средства искусства графики;

• характеристики эстампа и краткие исторические сведения его развития;

• характеристики видов графики, их свойства, общность и различия;

• графические техники, их систематизацию по способам печати, и описанию их характерных особенностей;

уметь:

• пользоваться графическими материалами и выразительными средствами искусства графики;

• использовать знания композиции для создания учебных и творческих работ;

• использовать в практической работе знания технологических процессов, последовательностей действий в прикладной графике;

• анализировать изображение.

 

2. Историческое развитие искусства графики.

Термин «графика» в своем современном значении сформировался сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX веков. Но графическое искусство, в той или иной форме, присутствовало в истории человечества многие и многие столетия. По сути дела, с графических изображений начинается вся история изобразительного искусства, также как и письменности.

Рисунок 1.‑ «Охота на оленей». Неолит Рисунок 2 ‑ Пиктографические изображения на китайских ритуальных бронзовых сосудах (2-е тыс. до н.э.)

Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества – в эпоху неолита и в бронзовом веке (рис. 1). Ещё до того, как древний человек обратился к скульптуре и живописи, он создал первые изображения, положившие начало искусству графики. По характеру своему они были графическими, выцарапывались на стенах пещер, на скалах, на костяных пластинах и орудиях труда. Художественного значения (в современном понимании) они, скорее всего не имели, носили информационный, констатирующий характер, т.е. посредством изображения люди фиксировали не только образы реального мира, но и свое отношение к миру. Со временем такие рассказы в рисунках усложнялись, пытаясь выразить определенные понятия и повествуя о чем-либо, превратились в рисуночное пиктографическое письмо (рис. 2). долгое время служившее средством общения между людьми, заменяя собой письменность.

В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определённые понятия и повествования, фиксировалось осмысленное жизнеописание. Постепенно, с развитием речи в знаковом письме начинали фигурировать не только понятия, слова, но отдельные слоги и звуки. Начертание их шлифовала скорость письма, многократное повторение освобождало от лишних деталей.

Письменность сформировалась к четвертому тысячелетию до нашей эры в Египте и Шумере почти одновременно, на смену пиктограммам пришло идеографическое письмо. (Египетские иероглифы: Египетское иератическое письмо (от греч. hieratikos - жреческий); Египетское демотическое письмо (от греч. demotikos - народный)).

Шумерская письменность называется клинописью. Значки наносили, вдавливая клинообразную палочку в сырую глину.

С развитием скорописных форм письма рисунок все более заменялся условным знаком: иератическое письмо упрощало иероглифы, а ему на смену приходило еще более упрощенное демотическое письмо.

Письменность как вид деятельности и средство передачи информации, как графическое выражение речи, языка, и искусство графики имеют одни условия и предпосылки возникновения имеют общее начало по функциональному признаку. При этом развитие письменности непосредственно способствовало развитию шрифтовой графики, книжной графики, и, следовательно, развитию графического искусства в целом. Кроме того, это родство, при анализе языка графики, позволяет проводить параллели с языком словесным.

В последующие эпохи искусство и наука использовали разнообразные возможности графики во вспомогательных целях. Архитектурные проекты, рисунки и чертежи в механике, подготовительные рисунки в живописи, эскизы в декоративно-прикладном искусстве, схемы и графики в научных дисциплинах - все это несет в себе графическое начало. Этот прикладной характер использования позволил графике все это время развивать ремесленную и технологическую базу, включающую на данный момент массу графических техник, приемов, манер, что позволяет современному графику решать сложнейшие творческие задачи.

Механическая и химическая обработка металла, печатные формы из камня и дерева, линолеума и картона, гипса и пластика, краски масляные, типографские, акварельные, оттиски единичные и сотенные тиражи авторских листов ‑это все графика.

 

1 Пиктографическое письмо - (от лат. pictus - нарисованный и греч. grapho - пишу) (рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. П.п. не является средством фиксации к.-л. языка, т.е письмом в собственном смысле. Известно со времен неолита.

2 Идеограмма - (от греч. idea - идея, образ и грамма), письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме, например в древнеегипетской, китайской иероглифике. грамма - (от греч. gramma - черта, буква, написание), часть сложных слов, означающая запись, изображение (например, радиограмма, картограмма). Идеографическое письмо - (то греч. idea - идея, образ и grapho - пишу), принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.

3 Иероглифы - (от греч. hieros - священный и glyphe - то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма. Термин «И.» применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей (например, китайское и японское письмо).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: