Развитие учета и компьютерные технологии




Интенсивное внедрение в сферу управления промышленным производством компьютерной технологии обусловили дальнейшее развитие исследований в области хозяйственного учета. В результате была выдвинуты две концепции интегрированной системы учета:

В процессе интеграции прекращают самостоятельное существование оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета.

интеграция не устраняет принципиальных различий между отдельными видами учета.

Сторонники первого направления считают, что при компьютерной обработке учетной информации нивелируются различия, положенные в основу выделения отдельных видов учета. Грани между ними стираются. Рассмотрение хозяйственных операций как единого потока во времени позволяет пересмотреть состояние и методологию учета, наметить пути интеграции его подсистем.

Сторонники второго направления рассматривают процесс интеграции не как слияние видов учета, а как образование новых системных свойств и возможностей хозяйственного учета. Стирается различие между отдельными свойствами различных видов учета, но не их существенные отличия.

Процесс интеграции обязательно сопровождается образованием какой-то новой системы, в основе которой лежит диалектическая взаимосвязь интеграции и дифференциации. Этот процесс исключает как слияние трех видов хозяйственного учета, так и самостоятельное их существование. В.Б. Либерман в своей работе "Автоматизированная система обработки экономической информации на предприятии" в 1981 году сформулировал следующие основные особенности интеграции хозяйственного учета в условиях функционирования автоматизированной системы управления предприятием:

хозяйственный единый учет выступает в качестве самостоятельной функциональной подсистемы. На стадиях оперативного, текущего и перспективного управления задачу информации обеспечивает соответственно оперативный, бухгалтерский и статистический учет;

основой системы хозяйственного учета является диалектическое единство дифференциации и интеграции его составных частей - оперативного, бухгалтерского и статистического учета;

необходимость дифференциации видов учета определяется их различиями в целях, функциях и объектах.

С применением персональных компьютеров и компьютерных сетей в теории развития учета возникают новые явления. Бухгалтерский учет значительно увеличивает свою оперативность. Первые автоматизированные системы с использованием персональных компьютеров ограничивались бухгалтерией, к которой присоединялся учет материалов и банковских расчетов. Создаются АРМы, в рамках которых выполняются отдельные функции. Бухгалтерия от ввода проводок до формирования баланса в компьютерном виде существует только для маленьких предприятий. Это было связано с низкой производительностью ПЭВМ с одной стороны, и с ограниченными возможностями программного обеспечения, особенно сетевого.

Создание единой информационной базы предприятия требует от программного обеспечения возможности параллельной работы различных служб. А для того, чтобы такие информационные базы нашли широкое применение, необходимо, чтобы технологии параллельной обработки данных были доступными для широкого круга пользователей. Поэтому до недавнего времени была характерна т.н. "лоскутная автоматизация".

Польза от локальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) была очевидна - упрощалась обработка первичных документов и их первичный анализ. Но одновременно с этой неоспоримой пользой стали все больше и больше выявляться и недостатки. Главным недостатком можно считать несвязность данных. В бухгалтерии "лоскутные" АРМы давали сводные данные в лучшем случае на уровне журналов. Баланс приходилось сводить вручную. Ошибки, связанные с тем, что некоторая сумма была проведена по дебету и не была проведена по кредиту, не только не устранялись, а наоборот, их стало найти еще сложнее.

Это очевидные и всем известные минусы. Есть еще один существенный недостаток, который не так заметен. Он связан с изменением должностных обязанностей. В результате "лоскутной автоматизации" либо бухгалтерия стала дублировать ввод первичных документов (например, складской учет), либо часть функций бухгалтерии передавалась службам, которые формировали первичные документы (кладовщик становился фактически бухгалтером). При такой организации работы оперативный учет фактически был замещен бухгалтерским.

Разделение учета (кладовщик) и контроля (бухгалтер) необходимо для получения достоверной информации о хозяйственных процессах. И это один из принципов построения системы бухгалтерского учета. Понятно, что самого себя контролировать очень сложно.

С организаций учета прямо связаны возможности и эффективность оперативного контроля. Одно дело, когда он приближен к центрам контроля, совсем другое - если учет централизован и от этих центров отделен. Разделение учета на оперативный и бухгалтерский дает возможность повысить эффективность оперативного управления и избежать излишней централизации хозяйственного учета. Централизация учета создает информационную недостаточность там, где непосредственно решаются главные задачи эффективного использования ресурсов, т.е. в производственных подразделениях. Она порождает дублирование учетных работ в цехах и отделах предприятия.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации предполагает приближение учетной информации к местам принятия решений. Идеально для этих целей служит создание системы хозяйственного учета на основе единой информационной базы предприятия. Ввод первичных документов осуществляется в тех подразделениях, в которых они формируются. Дальше информация при необходимости проходит дополнительную обработку, дополняется в соответствующих службах. В бухгалтерию поступают не только первичные документы (в электронном виде) связанные с некоторой хозяйственной операцией, но и бухгалтерские проводки, соответствующие этой хозяйственной операции.

Примером может послужить упрощенная цепочка действий различных служб по отгрузке продукции. Отдел сбыта выписывает накладную на отгрузку. При этом автоматически прослеживается наличие оплаты у покупателя. Сформированный в электронном виде документ при отпуске продукции на складе просматривает кладовщик. Если необходимо, вносит изменения, например, по форме упаковки и подтверждает отпуск продукции со склада. При этом автоматически формируются соответствующие проводки, которые сразу же может проверить бухгалтер на предмет целесообразности и законности.

Автоматизация всегда упрощает учет. Для того, чтобы она еще и облегчала его очень важно правильно организовать систему автоматизированного учета, правильно включить ее в общую систему хозяйственного учета на предприятии. Для повышения эффективности и производительности при автоматизации учета, очень важно соблюдать следующие принципы:

создание единой информационной базы, в которой собираются данные всех видов учета - оперативного, текущего и перспективного.

Однократный ввод исходных данных в местах их формирования, преемственность и дополнение информации.

Разграничение прав доступа к информации.

Это позволяет

сократить количество рутинных операций

сосредоточить функции управления в центрах принятия решений и за счет этого достигать согласованности действий в учете, контроле, регулировании и экономическом анализе на всех уровнях управления

осуществлять широкое и целесообразное делегирование полномочий и ответственности не только в отношении руководителей подразделений, но и работников учета, которые призваны осуществлять контроль за целесообразностью и законностью операций

координировать работу учетного аппарата, совершенствовать систему информационных связей внутри предприятия

Правильная организация информационной базы позволяет значительно сократить рутинную работу бухгалтеров по вводу первичных данных, благодаря увязке бухгалтерского и оперативного учета на уровне программных средств. Необходимые сведения по движению материалов, финансов, формированию заработной платы могут быть получены из единой информационной базы.

Очень важным достоинством такого подхода является работа нескольких служб с одним и тем же первичным документом. Это способствует повышению оперативности и достоверности. Средства разделения доступа позволяют не только ограничить просмотр и изменение информации, но и контролировать действия всех исполнителей. Кроме естественного повышения ответственности за свои действия, у работников начинают формироваться навыки работы в команде, умение согласовывать свои действия с действиями других для достижения общих целей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди отдельных видов хозяйственного учета центральное место занимает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой предприятия - бухгалтерией. Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами хозяйственного учета имеет ряд особенностей:

является сплошным и непрерывным во времени, т.е. осуществляется сплошное наблюдение хозяйственных процессов и явлений; строго документирован. Это означает, что каждая операция должна отражаться в бухгалтерском учете только на основании документов, что придает ему юридически доказательную силу; использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, например, систему счетов, двойную запись операций на счетах, бухгалтерский баланс, калькулирование и др.; применяет все три вида измерителей - натуральные, трудовые и денежные, но особо важную роль играет денежный измеритель, так как он обеспечивает получение обобщающих показателей; организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

Как видим, бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, назначение которой в управлении хозяйством заключается в измерении, обработке и обобщении учетно-экономической информации, выраженной в стоимостных измерителях. Такая информация используется внутренними и внешними пользователями отчетной информации для выработки управленческих решений. Цель бухгалтерского учета - формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет имеет две стороны - практическую, которая очевидна всем и теоретической, необходимой для объяснения первой и выявления возможностей использования бухгалтерского учета для достижением каждым предприятием наилучших хозяйственных показателей. Бухгалтерская практика изначально инициирует формулирование целого множества взаимосвязанных обобщенных понятий, но, став совокупностью, обобщенные понятия трансформируются в практические действия бухгалтерских работников и пользователей бухгалтерского учета.

Существует бесчисленное множество определений бухгалтерского учета. Это множественность вызвана как амбициями авторов данных определений, а с другой стороны - сложностью определяемого объекта.

Совершенно очевидно, что нет, и не может быть определения, которые исчерпывающе раскрыло бы суть определяемого объекта.

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:

- формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными;

- размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Метод бухгалтерского учета - ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Учет является системой, которая измеряет, параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.

Под учетом понимают отражение (фиксацию) на бумажных, магнитных и иных носителях информации фактов (явлений, событий) в общественной жизни и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений для последующего использования полученной информации в практических и научных целях.

Приносит ли наш бизнес прибыль? Надо ли нам открыть новую линию по производству женской одежды? Достаточны ли объемы продаж, чтобы гарантировать открытие нового филиала? Большинство правильных ответов на подобные деловые вопросы содержатся в бухгалтерской информации. Руководители, принимающие решения используют эту информацию для составления практичных бизнес планов, в то время, как новые программы влияют на деловую активность, бухучет следит за финансовым пульсом компании. В течение определенного временного цикла бухгалтерия измеряет, результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству.

Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики. Все большее количество людей используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях, в домашнем хозяйстве, бизнесе и в организациях всех типов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: