Осведомлённость как внутренний мир материи.




 

Что, если неживая материя обладает некоторым основным видом восприятия, которое более развито у живого? Если мысленный эксперимент Чалмерса представляет философского зомби, который может выглядеть и действовать как человек, но при этом не обладает внутренним миром, квалиа, то почему бы не представить обратное: возможна ли философская материя, которая обладает квалитативным восприятием - картиной мира, осведомлённостью, но лишена знания об этом, самостоятельного поведения и не способна к заквалитативной деятельности? Если такая материя возможна, то тогда квалитативное восприятие окружения становится неотъемлемым для всех видов материи, а более сложное поведение формируется как развитие примитивного квалитативного восприятия при усложнении структур из материи, в частности, в мозге с его нейросетями.

Значит, осведомлённость материи о том, что расположено вокруг неё, и "знание" - как действовать, может быть результатом особого устройства материи, дающего ей доступ к окружению, и такому квалитативному "восприятию" окружения. Такая осведомлённость тогда лежит в основе взаимодействия, она проста, механистична и неосознаваема материей.

 

Если такая философская материя возможна, то тогда физика станет описывать её квалитативную часть и неосознаваемую осведомлённость, взаимодействия на этом уровне; психология станет тогда говорить о надквалитативных явлениях, об осознаваемой осведомлённости, которые возникают наслаиваясь на основной квалитативный уровень, используют его качества и обеспечиваются структурным усложнением материи - это все обобщения, алгоритмические решения, связанные с вычислениями нейросетей или других вычисляющих материальных структур. Звучит такая формулировка крайне непривычно, сперва кажется, что в ней перепутано местами всё, что можно представить, но если подумать, то открывается глубокая логика данного подхода.

 

Нам недоступно внутреннее состояние других людей, зверей, живого - "какого это - быть летучей мышью?", но нам так же недоступно и состояние камня, планеты, звезды или электрона, а потому вопрос следует переформулировать так: какого это - быть не мной?

Одинаковое незнание содержания внутреннего мира других существ, и даже неживой материи, ставит их в один ряд. Следовательно, существует возможность наличия внутреннего субъективного мира у всех других образований, но проверить это мы не можем, потому остаётся опираться только на "если мне доступно, то может и другим тоже". Основное отличие живого и неживого здесь, как мы помним, такого, что в одном случае это осознаваемая осведомлённость, потому что есть соответствующие структуры для осознания - нейросети, а во втором - неосознаваемая, потому что осознавать простой материи нечем, она слишком проста.

 

 

Как представить себе такое устройство материи, чтобы качества стали её частью?

 

Если живое может двигаться по своей воле в результате осведомлённости об окружении, то способна ли неживая материя на произвольные перемещения в пространстве? Нет, движения материи подчинены законам природы, а значит, если квалитативное восприятие у материи есть, то без определённой организации это не даёт никаких преимуществ - воспринять окружение без возможности его осознать, значит действовать на автомате, несознательно.

Способна ли неживая материя знать окружающее пространство, "ощущать" его и быть осведомлённой об окружении? Да, а иначе как бы мог, например, электрон (звезда, планета, река) действовать по законам природы? Электрон оказывается осведомлён о других зарядах вокруг него, о магнитном поле, способен реагировать на них и изменять в соответствии с ними своё движение.

Как электрон знает об окружении? Сейчас считается, что электрон - точечная частица, т.е. непротяжённая, но как тогда он узнаёт об окружении? Теория говорит о существовании особых частиц посредников - виртуальных фотонов, квантов электромагнитного поля, которые рождаясь и исчезая образуют вокруг зарядов "шубу", окутывают их. Точечные заряды приходят во взаимодействие с помощью "излучения и поглощения" - обмена виртуальными фотонами. С данной теорией не всё гладко и существуют некоторые проблемы: экранирования заряда фиртуальными фотонами, бесконечного заряда точечного электрона и др.

 

Можно ли назвать поведение электрона разумным? С точки зрения реакции электрона на внешние "раздражители" его поведение предельно точно соответствует условиям, оно не случайно или хаотично, но похоже больше на поведение реки, которой уклоны и русло диктуют направление течения. Движение электрона лишено воли и он не может идти туда, куда хочет, однако в некоторых опытах, когда его поведение описывается статистически, у него появляется нечто похожее на выбор: электрон может как пройти в одну сторону, так и в другую в эксперименте с двойной щелью.

Подобное поведение известно также и у фотонов, которые так же проходят, например, через полупрозрачное зеркало. Куда именно пойдёт конкретный фотон мы не можем точно сказать, а можем лишь описать его выбор вероятностью, статистически. Может ли это свойство поспособствовать при усложнении материи как основа появления свободной воли? Тогда бы окружение создавало бы нечто вроде полупрозрачного зеркала, а внутреннее состояние организма склоняло бы чашу весов в пользу одного или другого решения, чем могло бы изменить вероятную статистику с 50-50% в сторону ближе к 100-0%, что равноценно сознательному выбору, производимому по своей воле, зависящей от собственного состояния электрона и его окружения.

Вообще, говорить серьёзно о предопределённости всего и вся в физическом мире крайне сложно, потому что мы не можем даже предсказать положение в следующие моменты времени всего лишь трёх гравитационно связанных тел, не говоря уже о большем количестве. Существуют аналитические решения для симметричных движений тел равных масс, но предсказать, как поведут себя тела отличающихся масс - уже большая проблема, и считается это прямым моделированием. Значит нельзя сказать, что мы можем точно предсказать развитие процессов, а значит, не может быть и полноценный детерминизм как предопределённость и в случае косной материи, и при более сложных живых системах. Но это более относится к вопросу о свободе воле, а пока нас интересует такое свойство как осведомлённость об окружении и можно ли выразить это свойство качествами.

 

Единственный ли способ представления электрона как точечной частицы или существует другой способ его представления?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо пересмотреть существующие знания ещё раз с целью, если получится, найти более подходящее определение или выражение электрона, а значит - материи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: