Название тьюторской практики
Квазипрофессиональная деятельность в разработке индивидуально-личностной траектории студента
Субъект практики
Бенгардт Анастасия Александровна, Ветхова Марина Юрьевна руководители практики, коллектив педагогов-психологов сопровождающих отдельные аспекты практики, студенты психологи 5 курса, студенты старшекурсники, сопровождающих организационное исполнение.
Студенты вторых курсов, обучающиеся по программам бакалавриата курсов, студенты третьих курсов обучающиеся по программам специалитета и двойного бакалавриата естественно-технологического факультета ФБГОУ ВПО «ЧГПУ», которые готовятся к прохождению педагогической практике в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) в качестве вожатых и, возможно, в качестве руководителей кружковой деятельности, то есть к работе с детьми на уровне отряда, дружины, к профессиональному взаимодействию с коллегами и руководством. Они должны быть готовы к организации личного индивидуального профессионального пространства, индивидуального воспитательной траектории ребенка в лагере.
Организация социально-образовательной среды
В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности в ситуации неопределённости выбора и переходах по этапам профессионализации (Н.Г. Кононова).
В системе подготовки будущего учителя педагогическая практика занимает важнейшее место, так как она является связующим звеном между его теоретическим обучением в вузе и самостоятельной педагогической деятельностью в школе. В процессе обучение в вузе студенты на многих дисциплинах являются участниками квазипрофессиональной деятельности, то есть деятельности основанной на моделировании, создание реальных педагогических условий (Вербицкий А.А), отрабатывая полученные знания, умения и навыки на практика, формируя профессионально значимые компетенции на практике. Однако педагогическая практика позволяет не только их реализовать, но и определит зоны риска, нуждающиеся в доработке, повторной проработке.
|
Педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях является важным элементом в системе педагогических практик студента педагогического ВУЗа. Обучающая функция педагогической практике в ДОЛ реализуется через обогащение деятельностного компонента, актуализации и апробации знаниевого компонента, а также возможностью реализовать индивидуальный профессиональный запрос. В ходе педагогической практики происходит формирование и отработка профессионально значимых качеств, компетенций. Воспитательная функция педагогической практики в ДОЛ реализуется через планирование избыточной воспитательной деятельности отряда дающих возможность взаимодействия с детьми разного возраста, индивидуального подхода в ходе летней оздоровительной компании к запросам ребенка любого возраста внутри отряда. Это требует от вожатого проявления таких профессионально-значимых качеств как гибкость, мобильность, креативность, критичность и т.д.
Индивидуализация процесса процесса профессионального становления будущего педагога требует применение практики тьюторского сопровождения при формирования компетенций в условиях квазипрофессиональной деятельности.
|
Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление студенту возможности продвижения по индивидуальному образовательному маршруту, в ходе моделирования деятельности в условиях ДОЛ, организацию формирования педагогической копилки учитывая индивидуальные особенности личности студента.
Организация тьюторского сопровождения
В ходе нашей работы мы определение работы, необходимое для достижения цели:
- применение и углубление знаний, умений и навыков полученных в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла;
- приобретение умений профилактического просвещения детей в детском оздоровительном лагере;
- овладение умениями психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление личностных особенностей детей и особенности организации отряда;
- развитие умений конструировать, моделировать и реализовывать систему воспитательной работы в отряде, опирающуюся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности детей;
- овладение основами методики работы с родителями детей разного возраста в структуре ДОЛ;
- становление индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя, развитие педагогического мышления и творческих способностей.
На этапе реализации индивидуальной образовательной программы тьютор вместе с тьюторантом анализирует результаты обучения, координирует работу тьюторанта, обсуждает необходимость и возможность внесения тьюторантом дополнений в индивидуальную педагогическую копилку, проводит консультации.