Формирование умений и навыков:. Методика использования классной доски.




Изучение новых понятий и способов действия (на него отводится 30% времени – 15 минут).

Учитель должен незаметно подойти к этому этапу урока, используя различные методы и приемы (частично-поисковая ситуация и т.д.). Новый материал творчески осмысливается на примерах. Дети должны подойти к решению неизвестного (сравнение, обобщение, выводы). После этого выводы к решению учащихся сравниваются с учебником, продумывается вид самостоятельной работы.

3.Практическая деятельность учащихся – 70% времени.

Формирование умений и навыков:

1. умение формировать вопрос, отвечать на него;

2. сознательное применение знаний на практике, виды и типы самостоятельных работ, фронтальных и дифференцированных с активизацией мыслительной деятельности;

3. обратная информация (карточки, фронтальная проверка).

Методика использования классной доски.

Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо.

Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. Иногда оказывается возможным убрать таблицу или репродукцию, освободив место для построения рисунка на классной доске. Учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его.

Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Особое внимание надо уделить пояснительным рисункам, например показу закономерностей построения изображениям круга в перспективе, выражения в рисунке конструкции формы, правил передачи объема предмета средствами светотени. Начинающие педагоги, как правило, дают рисунок очень маленького размера, и с задних парт он плохо различим, вспомогательные линии построения не видны, а, следовательно, объяснения учителя не подкрепляются наглядным изображением.

Все эти моменты надо заранее предусмотреть в конспекте урока и сделать для себя ряд эскизов композиционного использования классной доски.

Обратим внимание еще на один момент — на эмоциональную силу воздействия педагогического рисунка. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству. Чтобы добиться такого эффекта, можно воспользоваться следующим методом: подготавливая классную доску к уроку, учитель намечает точками габариты и пропорции будущего изображения, а затем, уже во время урока, по этим ориентирам быстро воспроизводит рисунок. Можно наметить и осевые линии, вокруг которых потом будет возникать изображение. Особенно тщательная подготовка классной доски требуется перед уроками, связанными с занятиями по композиции, где нужны очень убедительные и выразительные рисунки, схемы композиционного построения, богатство композиционных вариантов.

В общеобразовательной школе, где дети еще не подготовлены к самостоятельной творческой работе, учителю надо с особой тщательностью продумывать каждый этап урока, и классная доска является здесь незаменимым подспорьем.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Правила безопасности при работе с данными материалами и инструментами в данных условиях выполнения задания. Также можно обозначить(или напомнить) основные элементы, этапы ведения работы.

Текущий инструктаж.

Фронтально: анализ ведения работы в общем(часто встречающиеся ошибки в работах) и в частностях: индивидуальный подход.

Подведение итогов

- Итог урока: обобщает то, что узнали нового, интересного. Это дается для обобщения и развития памяти.

- Оценка знаний: оцениваются знания учащихся с комментированием. Выставляются отметки.

Выделяют и другие этапы урока:

- организационный этап,

- этап проверки домашнего задания,

- этап контроля и всесторонней проверки знаний,

- этап подготовки к усвоению нового материала,

- этап усвоения новых знаний,

- этап закрепления новых знаний,

- этап первичной проверки понимания нового материала,

- этап повторения пройденного материала,

- этап обобщения и систематизации новых знаний,

- этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

Изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и других литературных источников. Эти номера Вы проставляете во второй и третьей колонках таблицы после текста в полном соответствии с теми номерами, которые Вы присвоили своим чертежам и литературе в двух последующих разделах конспекта: рисунки и литература.

IX. РИСУНКИ И СХЕМЫДЕМОНСТРАЦИЙ: в этот раздел Вы помещаете схемы установок демонстрационных экспериментов, чертежи - все, что помогает Вам быстро восстановить в памяти практическую часть урока и ход решения основных задач. Все рисунки и схемы должны быть пронумерованы в определенной временной последовательности (рис.1, рис.2,...). Именно на эту нумерацию следует ссылаться при включении, например, нескольких демонстраций в этап раздела ход урока.

X. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту план-конспекта там где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои план-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках [1,3].

Цели урока могут быть следующие:

Обучающие

1. Сообщение новых фактов.

2. Введение новых понятий, категорий.

3. Изучение новых явлений.

4. Организация усвоения нового материала.

5. Изучение закона или закономерностей.

6. Обучение новому способу действий.

7. Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.

8. Установление новых связей между понятиями закона и других процессов применения для получения нового знания.

9. Углубление сущности известного понятия, закона и других процессов, его применения для получения нового знания.

10. Совершенствование, расширение известного знания.

11. Отработка навыков, закрепление известного способа действий.

12. Изучение устройства механизма, таблицы.

13. Ознакомление и систематизация знаний.

Развивающие

включают факторы умений использовать приемы:

1. анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

2. сравнивать;

3. обобщать;

4. переносить знания в новую ситуацию;

Воспитательные:

1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.

2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.

3. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.

4. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

5. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.

6. Воспитание культуры пространственного мышления.

7. Воспитание культуры конструктивного мышления.

8. Воспитание культуры речи.

9. Воспитание положительных мотивов обучения.

10. Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.

11. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Структура урока ‑ Растовцев Н.Н.

Структура уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе имеет следующие структурные элементы: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов.

Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и до содержаний. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью; на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции знакомятся с элементами художественного конструирования; на уроках — беседах об искусстве они узнают о замечательных произведениях архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

При организации любого урока: рисование с натуры, беседа, декоративное или тематическое рисование, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: