Каждый урок членится на следующие части.




1. Организация занятий. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале (список отсутствующих староста или дежурный готовит заранее, что дает возможность ускорить проверку), настрой на учебную работу.

Рабочее место должно быть заранее подготовлено, натура все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока. Для организации этого надо широко привлекать дежурных учеников.

Серьезное значение в методике преподавания рисования в начальных классах имеет правильная организация рабочего места учащегося. Учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте. В некоторых школах в кабинетах рисования имеются специальные шкафы, где хранятся рисовальные принадлежности и альбомы учащихся. Перед началом урока дежурные раскладывают по партам карандаши, краски и тетради, разливают в баночки воду для работы красками. Ученик во время урока должен иметь возможность сменить воду.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить. При проверке домашнего задания ученики раскладывают на партах свои работы, а педагог, обходя ряды, просматривает рисунки, делает замечания, отбирает хорошие и плохие работы для показа классу. Оценка законченных домашних работ заносится в классный журнал.

2.Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями — схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

При раскрытии принципов построения изображения учителю необходимо словесное объяснение обязательно иллюстрировать рисунком на классной доске или на специальном планшете, листе бумаги. Доводить рисунок до мелких подробностей нет необходимости. Его цель заключается в том, чтобы помочь детям справиться с наиболее трудными для них задачами, указать им правильный путь построения основной (большой) формы предмета. Учащиеся начальных классов легко могут увлечься деталями, которые будет воспроизводить на доске учитель, и это не поможет, а лишь помешает достижению той цели, которую учитель ставил перед классом.

Показывая на доске последовательность выполнения рисунка, мы идем, как уже говорилось, от схематического к более детальному изображению предмета. Без известной схематизации ученик не может обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это, например, включение листа клена в многоугольную геометрическую фигуру, бабочки — в трапецию, проведение горизонтальных и вертикальных осевых линий и т. д. Все эти вспомогательные линии построения дают возможность правильно начать и вести работу над изображением.

3.Самостоятельная практическая работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка; внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Многие учащиеся, несмотря на предварительные объяснения преподавателя, склонны делать очень мелкие рисунки. В таком случае учитель вторично напоминает о том, как следует компоновать изображение на листе бумаги, а некоторым подсказывает, как лучше расположить рисунок на листе, как положить в длину или в ширину (это зависит от формы рисуемого предмета).

Следует чаще указывать на допущенные ошибки (текущий инструктаж). Педагогу необходимо постоянно учитывать неоднородность состава учащихся: среди них есть более и менее способные, более и менее развитые; одни ученики сразу понимают, что от них требуется, а другим дополнительные индивидуальные разъяснения. Чтобы весь усваивал материал равномерно, необходимо более внимательно относиться к отстающим, следить за их работой, актуализировать их уверенность в своих способностях.

В то же время учитель не должен быть снисходительным к плохим и слабым работам своих учеников. Педагог должен требовать, чтобы рисунки выполнялись старательно, без спешки и не в ущерб качеству изображения.

Как правило, дети младшего возраста очень быстро рисуют. Только учитель закончил объяснение, как учащиеся уже показывают выполненный рисунок. Такая быстрота выполнения объясняется тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий, а работу выполняют по первому впечатлению, бессистемно. Здесь учителю необходимо серьезное внимание обратить на методическую последовательность построения изображения. Обычно дети намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими и очень черными, которые нельзя стереть резинкой. Вместо того чтобы вначале еле-еле прикасаться карандашом к бумаге, они сразу с силой давят на карандаш и тем самым лишают себя возможности вносить исправления в рисунок.

4.Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

По окончании урока учитель собирает все работы, чтобы дома проверить их и на каждой поставить оценку. Класс приводится в порядок: дежурные выносят ведро с водой, если работали акварельными красками, парты вытираются тряпкой и т. д.

Для лучшей организации и проведения занятий, как мы уже говорили, надо предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено: 1) вид занятий; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: а) для учителя, б) для учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока: а), организационная часть, б) объяснение нового материала, в) самостоятельная работа учащихся; г) завершение урока и задание на дом; 7) список использованной литературы.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Каковы основные формы организации учебного процесса в школе?

2. Опишите структуру урока.

3. Раскройте, в каких взаимоотношениях находятся цель и задачи (на примере изобразительной деятельности).

4. Какие структурные элементы урока изобразительного искусства, на ваш взгляд, являются наиболее существенными?

5. Опишите структурные элементы урока изобразительного искусства

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: