И И и М П
Раздел 1 – Методика преподавания изобразительного искусства
Лекция № 7
Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству
Вопросы:
1. Процесс обучения изобразительному искусству. Формы организации художественного обучения.
2. Организация урока изобразительного искусства. Типы уроков изобразительного искусства.
3. Обще дидактическая схема планирования урока по изобразительному искусству. Подготовка учителя к уроку. Требования к уроку изобразительного искусства.
4. Основные структурные элементы урока.
1. Процесс обучения изобразительному искусству. Формы художественного обучения.
Обучение изобразительному искусству - это целенаправленный, заранее запроектированный процесс педагогического общения, в ходе которого осуществляется художественное образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта изобразительной деятельности и познания. Это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение художественных знаний, изобразительных умений и навыков, формирование эстетического мировосприятия, развитие художественных способностей обучаемых, развитие учащихся, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями процесса.
В обучении изобразительному искусству происходит развитие изобразительных способностей школьников, их личностных качеств, формирование и совершенствование системы знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству, осуществляется их воспитание. Обучение изобразительному искусству как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью художественное развитие последних, формирование у них художественных знаний, изобразительных умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу изобразительной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание изобразительного искусства», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Процесс обучения изобразительному искусству - одно из основных понятий методики. Охватывает деятельность учителя и учащегося в ее временном развертывании. Первая предполагает: знание учителем своего предмета, умение организовать познавательную деятельность класса и каждого отдельного ученика, знание современных методов и приемов обучения и воспитания, средств обучения, задач и целей воспитания, умение реализовать их. Вторая предполагает: активность каждого учащегося, его интерес к изучаемому предмету, овладение познавательными (общеучебными) умениями и навыками, овладение системой знаний, умений и навыков по предмету «Изобразительное искусство», применение полученных знаний, умений и навыков в жизни. Во времени процесс обучения. распределяется на период обучения в школе с I по 1V класс.
Таким образом, процесс обучения складывается из системы уроков изобразительного искусства, изобразительной деятельности учащихся на других занятиях и во всей учебно-воспитательной деятельности школы, из заданий для самостоятельной работы, занятий в группах продленного дня и внеклассных занятий и факультативов.
Единство, взаимосвязь всех элементов процесса обучения создает систему обучения изобразительному искусству, которая отражена в программах, в учебном плане школы, в методах и средствах обучения.
Формы художественного обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Принято выделять урок изобразительного искусства как основную форму художественного обучения.
Различают формы:
1. по количеству обучаемых:
- массовые (предметный вечер, неделя изобразительного искусства, конкурс и др.),
- групповые (урок, занятие кружка, факультатива, экскурсия и др.),
- микро групповые (работа на уроке изобразительного искусства в составе малых групп, дополнительные занятия и др.),
- индивидуальные (индивидуальные и репетиторские занятия на продвинутом и углубленном уровне обучения);
2. по месту организации обучения:
- школьные - классные (уроки, работа в мастерских) и внеклассные (факультативные занятия, кружки, студии, выставки, конкурсы),
- внешкольные (домашняя самостоятельная изобразительная деятельность, экскурсии, кружки, студии, выставки, конкурсы);
3. по длительности учебных занятий:
- классический урок (45мин);
- спаренное занятие (90мин) в классах углубленного изучения изобразительного искусства, в профильных классах: спаренное укороченное занятие (70мин);
- «уроки без звонков» произвольной длительности (пленэрное, студийное занятие);
4. по степени сложности:
- простые (беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, «бой эрудитов» и др.),
- составные (урок, конкурс, вечер, конференция, КВН),
- комплексные (дни открытых дверей, неделя изобразительного искусства, дни защиты юных художников, неделя книги об изобразительном искусстве и т.д.).