Содержание II главы
Считавшие себя православными иудеи почитали Бога внешнего, плотского творца. По их учению этот внешний Бог сделал с ними уговор. По уговору Бог обещал иудеям помогать им, а иудеи обещали почитать его, и главным условием уговора было соблюдение субботы. Иисус отверг соблюдение субботы. Он сказал: суббота есть человеческое установление. Живой человек в духе своем важнее всех внешних обрядов. Соблюдение обряда субботы, как и всякое внешнее богопочитание, в самом себе заключает обман. Нельзя ничего не делать в субботу. Доброе дело человек должен делать всегда, и если суббота мешает исполнению доброго дела, то значит, что суббота есть ложь.
Другим условием уговора с Богом православные иудеи считали необщение с неверными. На это Иисус сказал, что Бог от людей хочет не жертв, а любви между собою.
Еще условием уговора они считали правила об омовении и очищении. И на это Иисус сказал, что Бог не требует чистоты внешней, а требует только милосердия и любви к людям. При этом Иисус сказал, что внешние обряды вредны и самое церковное предание есть зло. Церковное предание делает то, что люди отбрасывают самые важные дела любви, как, например, любовь к матери и отцу, и оправдывают это церковным преданием.
Обо всем внешнем, обо всех правилах прежнего закона, определяющего те случаи, в которых человек оскверняется, Иисус сказал: знайте все, что ничто не может осквернить человека извне; оскверняет человека только то, что он думает. После этого Иисус пришел в Иерусалим, тот город, который считался священным, и в храм, в котором православные считали, что живет сам Бог, и сказал, что жертв Богу приносить не нужно, что человек важнее храма, что нужно только любить ближнего и помогать ему.
|
Потом Иисус сказал еще, что поклоняться Богу не нужно ни в каком особенном месте, а нужно служить отцу делом и духом. Дух нельзя видеть и показать. Дух есть сознание человеком своей сыновности духу бесконечному. Храм не нужен. Храм истинный есть мир людей, соединенных любовью. Он сказал, что все внешнее богопочитание не только ложно и вредно, когда оно содействует делам зла, как богопочитание иудеев, предписывающее убийства и допускающее пренебрежение родителей, но оно вредно потому, что человек, исполняющий внешние обряды, считает себя правым и освобождает себя от дел любви. Он сказал, что только тот человек стремится к добру и творит дела любви, который чувствует свое несовершенство. Чтобы делать дела любви, надо считать себя несовершенным. А внешнее богопочитание вводит в обман самодовольства. Все внешнее богопочитание не нужно и должно быть отброшено. Нельзя соединить дел любви с исполнением обрядов и нельзя в виде внешнего богопочитания творить дела любви. Человек — сын Бога по духу и потому должен служить отцу духом.
Матф. XII, 1; Марк. II, 23; Лук. VI, 1. Случилось, что раз в субботу Иисус шел с учениками через поле. Ученики проголодались и дорогой рвали колосья, растирали в руках и ели. А по учению православных, Бог установил с Моисеем завет о том, чтобы все соблюдали субботу и в субботу ничего бы не делали. По учению православных, того, кто работал в субботу. Бог велел побить камнями.
Мф. XII, 2. Увидали православные, что ученики трут колосья в субботу, и говорят: так не годится делать в субботу. В субботу нельзя работать, а вы растираете колосья. Бог установил субботу и велел за нарушение казнить смертью.
|
7. Иисус услыхал это и говорит: если бы вы понимали, что значат слова Бога: хочу любви, а не жертвы,— вы бы не обвиняли за то, в чем нет вины.
8. Человек важнее субботы.
Луки XIII, 10. Случилось в другой раз в субботу, что, когда Иисус учил в собрании,
11. подошла к нему больная женщина и просила помочь ей.
12. И Иисус стал пользовать ее.
14. Тогда православный староста церковный рассердился за это на Иисуса и сказал народу: в законе Бога сказано: есть шесть дней в неделе на то, чтобы работать.
Лук. XIV, 3. А Иисус на это спросил православных законников: что же, по вашему закону нельзя и помогать человеку в субботу?
6. И они не знали, что ответить.
Мф. XII, 11; Лук. XIV, 5. Тогда Иисус сказал: обманщики! разве каждый из вас не отвязывает скотину от яслей и не водит поить в субботу? И если у кого завалится овца в колодезь, ведь побежит всякий и вытащит, хотя и в субботу.
Мф. XII, 12. Человек ведь много лучше овцы. А говорите, что человеку нельзя помочь. Что же, по-вашему, надо делать в субботу — доброе или злое? Спасать душу или губить? Добро надо делать всегда, и в субботу.
Мф. IX, 9. Увидел раз Иисус откупщика за сбором. Откупщика звали Матфеем. Иисус заговорил с ним, и Матфей понял его, полюбил его учение, и позвал к себе в гости, и сделал ему угощение.
10. Когда Иисус пришел к Матфею, пришли приятели к Матфею — откупщики и неверные, и Иисус не погнушался ими и сел сам и ученики его.
11. И вот православные увидели это и говорят ученикам Иисуса: как же это ваш учитель ест с откупщиками и заблудшими? А по учению православных, Бог велел не общаться с неверными.
|
12. Иисус услышал это и говорит: тому, кто хвалится здоровьем, не нужно лекаря, а тому, кто болен, нужен.
13. Поймите, что значат слова Бога: любви хочу, а не жертвы. Мне нельзя учить перемене веры тех, которые считают себя православными, а я учу тех, которые считают себя заблудшими.
Матф. XV, 1; Марк. VII, 1. Пришли к Иисусу православные законники из Иерусалима.
Матф. XV, 2; Марк. VII, 2. И увидали они, что ученики его и сам он едят хлеб неумытыми руками. И стали православные законники осуждать его за это.
Матф. XV, 3. Потому что сами они строго ведут по церковному преданию, как мыть посуду, и, если не вымоют, не станут есть.
Марк. VII, 4. И также с торгу ничего не станут есть, если не вымоют.
5. И спросили его православные законники: отчего же вы не по церковному преданию живете и неумытыми руками берете и едите хлеб?
Матф. XV, 3. И он отвечал им: как же вы-то по своему церковному преданию нарушаете заповедь Божию?
Марк. VII, 10. Бог сказал вам: чти Отца и мать.
11. А вы выдумали, что всякий может сказать: я отдаю Богу то, что отдавал родителям.
12. И тогда можете не кормить Отца и мать. Так-то церковным преданием разрушаете заповедь Божию.
Матф. XV, 7. Обманщики! правду сказал про вас пророк Исаия;
8. «За то, что народ этот только на словах припадает ко мне и языком почитает меня, тогда как сердце его далеко от меня.
9. И за то, что страх его передо мной — только человеческое повеление, которое он выучил наизусть, за это я над народом этим сделаю удивительное, необыкновенное дело: мудрость его мудрецов пропадет и разум его разумников померкнет. Беда тем, которые заботятся о том, чтобы скрывать свои желания от Вечного, и которые делают свои дела во мраке».
Марк. VII, 8. Так и вы, оставляете то, что важно в законе, то, что заповедь Божия, и соблюдаете свое человеческое предание — чашки обмывать.
14. И Иисус созвал весь народ и сказал: слушайте все и понимайте.
15. Ничего нет такого на свете, чтобы, входя в человека, могло бы поганить его, но то, что выходит из него, вот это поганит человека. Пусть будет у тебя в душе любовь и милосердие, и тогда все чисто будет.
16. Старайтесь понять это.
17. И когда он вернулся домой, ученики спросили его, что значат эти слова.
18. И он сказал: неужели и вы не поняли этого? Разве вы не понимаете, что все внешнее, плотское не может осквернить человека?
19. Потому что входит к нему не в душу, но в брюхо. В брюхо входит, а из задницы с калом выходит вон.
20. Только то может осквернить человека, что из человека, из души его выходит.
21. Потому что из души человека выходит зло: блуд, похабство, убийство, воровство, корысть, злоба, обман, наглость, зависть, клевета, гордость, всякая дурь.
23. Все это зло из души человека, и оно только может осквернить человека.
Иоан. II, 13. После этого подошла пасха, и пришел Иисус в Иерусалим и вошел в храм.
14. В притворе храма стояла скотина: коровы, быки, бараны — и были сделаны садки с голубями, были за лавками менялы с деньгами. Все это нужно было, чтобы подавать Богу. Убивали и подавали в храм. В этом была молитва иудеев, так, как их учили православные законники.
15. Иисус вошел в храм, свил кнут, и повыгнал всю скотину из притвора, и голубей всех повыпустил, и деньги все рассыпал.
16. И велел, чтобы ничего этого не носили в храм.
17. Он сказал: пророк Исаия сказал вам: дом Бога не храм в Иерусалиме, а весь мир людей Божиих. А пророк Иеремия тоже сказал вам: не верьте лживым речам о том, что здесь дом Вечного, не верьте этому, а перемените свою жизнь и не судите лживо, не угнетайте странника, вдову, сироту, не проливайте безвинной крови и не приходите в дом Бога и не говорите:
теперь мы спокойно можем делать пакости. Не думайте, чтобы вертеп разбойников мог быть домом Отца.
18. И заспорили иудеи и говорят ему: ты говоришь, что наше богоугождение неправильно; чем ты это докажешь?
19. И, обратившись к ним, Иисус сказал: разорите храм этот, и я в три дня взбужу новый, живой храм.
20. И иудеи сказали: как же ты сделаешь сейчас новый храм, когда этот строился сорок шесть лет?
Матф. XII, 6. И Иисус сказал им: я говорю вам про то, что важнее храма.
7. Вы бы не говорили этого, если бы понимали, что значат слова пророка: «я, Бог, не радуюсь вашим жертвам, но радуюсь вашей любви между собой». Живой храм — это весь мир людей, когда они любят друг друга.
Иоан. II, 23. И тогда в Иерусалиме много людей поверили в то, что он говорил.
24. А сам он не верил ни во что внешнее, потому что знал, что все в человеке.
25. Ему не нужно было, чтобы кто-нибудь учил его о человеке, потому что он знал, что в человеке — дух.
Иоан. IV, 4. И пришлось раз Иисусу проходить через Самарию.
5. Проходил он мимо села самарийского Сихар, подле того места, которое дал Иаков сыну своему Иосифу.
6. Был там колодезь Иаковлев. Иисус уморился от дороги и сел у колодезя.
8. А ученики его пошли в город за хлебом.
7. И приходит от Сихара женщина за водой. Иисус попросил у нее напиться.
9. Она и говорит ему: как же так, ты просишь у меня напиться? Ведь вы, иудеи, с нами, самарянами, не общаетесь.
10. А он и говорит ей: если бы ты знала меня и знала то, чему я учу, ты бы не говорила этого, а подала бы мне пить, а я бы дал тебе воды жизни.
13. Кто твоей воды напьется, тот опять захочет пить.
14. А кто моей воды напьется, навсегда будет доволен, и эта моя вода приведет его в жизнь вечную.
19. Женщина поняла, что он говорит про божественное, и говорит ему: я вижу, что ты пророк, хочешь научить меня.
20. Но как же тебе научить меня божественному, когда ты иудей, а я самарянка. Наши на этой горе молятся Богу, а вы, иудеи, говорите, что только в Иерусалиме дом Бога. Нельзя тебе научить меня божественному, потому что у вас одна вера, а у нас другая.
21. Иисус и говорит ей: поверь мне, женщина, пришло уж время, что не на этой горе и не в Иерусалиме люди будут молиться отцу.
22. Потому что, если молятся Богу, то молятся тому, кого не знают, а если молятся отцу, то молятся тому, кого нельзя не знать.
23. Пришло время, что настоящие почитатели Бога будут почитать не Бога, а Отца в духе и делом. Таких отцу нужно почитателей.
24. Бог — это дух, и почитать его надо в духе и делом.
25. Женщина не разобрала, что он сказал ей, и говорит: слыхала я, что посланец Божий придет, тот, кого называют помазанник. Он тогда все расскажет.
26. Иисус и говорит ей: это я, тот самый, что говорит с тобой. Ничего не жди больше.
Иоан. III, 22. После того пришел Иисус в Иудейскую землю и там жил с учениками и учил.
23. В то время Иоанн учил людей подле Салима и купал в реке Эноне,
24. потому что Иоанн еще не был посажен в темницу.
25. И зашел между учениками Иоанна и учениками Иисуса спор о том, что лучше: очищение ли Иоанново в воде, или учение Иисусово.
26. И пришли к Иоанну и сказали ему: вот ты очищаешь водой, а Иисус только учит; и все идут к нему. Что ты скажешь о нем?
27. Иоанн сказал: человек сам собой не может ничему учить, если Бог не научит его.
28. Кто говорит земное, то земное и есть, а если кто говорит от Бога, то — от Бога.
32, 33 и 34. Доказать ничем нельзя: от Бога ли слова, которые говорят, или не от Бога. Бог — это дух; его нельзя мерить и нельзя доказать. Кто поймет слова духа, тем самым и доказывает, что он от духа.
35. Отец, любя сына, все передал ему.
36. Кто верит в сына, тот имеет жизнь; а кто не верит в сына, тот не имеет жизни. Бог есть дух в человеке.
Лук. XI, 37. После этого пришел к Иисусу один православный и зазвал к себе завтракать. Он вошел и сел за стол.
38. Православный заметил, что он не умылся перед завтраком, и подивился.
39. Иисус и говорит ему: вы, православные, снаружи все моете: а внутри-то чисто ли у вас? Будь милостив к людям, и все чисто будет.
Лук. VII, 37. И пока он сидел в доме у православного, пришла женщина городская, она была неверная. Она узнала, что Иисус в доме у православного, и пришла туда же и принесла склянку с духами.
38. И стала на колени у ног его, заплакала и слезами обливала его ноги, вытирала волосами и поливала духами из склянки.
39. Увидел это православный и подумал себе: едва ли он пророк. Когда бы он точно был пророк, он бы узнал, какая такая женщина омывает ему ноги, он бы узнал, что это — неверная, и не позволил бы ей дотрагиваться до себя.
40. Иисус догадался, обернулся к нему и говорит: сказать тебе, что я думаю? — Скажи,— говорит.
41. Иисус и говорит: вот что: два человека считали себя должными одному хозяину: одни пятьсот денег, а другой пятьдесят.
42. И не было чем отдать ни тому, ни другому. Хозяин и простил обоим. Ну, как по твоему разуму, какой будет более любить хозяина и ухаживать за ним?
43. Тот и говорит: известно, тот, кто больше был должен.
44. Иисус показал на женщину и говорит: так-то ты и эта женщина. Ты считаешь себя православным и потому малым должником; она считает себя неверною и потому большим должником. Я пришел к тебе в дом, ты не дал мне воды ноги умыть; она слезами умывает и волосами отирает мои ноги.
45. Ты не поцеловал меня, а она целует мои ноги.
46. Ты не дал мне масла голову помазать, а она дорогими духами мажет мне ноги.
47. Тот, кто считает себя православным, тот и не будет делать дел любви. А кто считает себя неверным, тот и будет делать дела любви. А дела любви избавляют от всех заблуждений.
48. И сказал ей: да, ты избавилась от твоих заблуждений. И сказал Иисус: все дело в вере в то, кто каким считает себя. Кто по вере своей считает себя добрым, тот не будет добр; а кто по вере своей считает себя дурным, тот хорош.
Лук. XVIII, 10. И еще Иисус сказал: пришли раз в храм молиться два человека; один — православный, другой — откупщик неверный.
11. Православный так молился: благодарю тебя, Господи, за то, что я не такой, как другие: не скряга я, не обманщик, не распутник, не такой негодяй, как этот откупщик.
12. Пощусь два раза в неделю и из имения десятину отдаю.
13. А откупщик стал поодаль и не смел на небо глянуть, и только бил себя по груди и приговаривал: Господи! оглянись на меня, негодного.
14. Что же? ведь этот был лучше православного, потому что, кто возвышается, тот принизится, а кто принижается, тот возвысится.
Лук. V, 33. После этого пришли к Иисусу ученики Иоанна и говорят: отчего мы и православные постимся много, а ученики твои не постятся? А по православному закону Бог велел поститься.
34. И сказал им Иисус: пока жених на свадьбе, никто не печалится.
35. Только когда нет жениха, тогда печалятся.
36. Если есть жизнь, то не должно печалиться. Нельзя соединить внешнего богопочитания с делами любви. Нельзя соединить старого учения — внешнего богопочитания — с моим учением — дел любви к ближнему. Соединять мое учение с старым все равно, что отодрать лоскут от новой одежи и нашить на старую. И новую разорвешь, и старую не починишь. Надо принять или все мое, или все старое. И, приняв мое учение, нельзя удержать старое: очищение, посты, субботы.
37. Как нельзя новое вино вливать в старые мехи, а то разорвутся мехи и вино вытечет.
38. Но вино новое надо вливать в мехи новые, и то и другое цело будет.
Мф. IV, 14,16. И на Иисусе исполнилось пророчество Исаии:
народ был во тьме и вдруг увидел свет. Люди жили во мраке смерти, и для них воссиял свет.
18. И сбылось другое пророчество Исаии: вот оно, дитя мое возлюбленное. Душа моя на него радуется. Потому что в нем дух мой, и он возвестит народам правду.
19. Он не спорит и не кричит, и голоса его не слыхать на улицах.
20. Для того, чтобы правда восторжествовала над ложью, он соломинки не перервет и ночника не задует. В его учении надежда людей.
25. И много народа шло за ним.
Мф. VIII, 1. И он ходил по городам и селам, возвещая истинное благо.
ГЛАВА III
НАЧАЛО РАЗУМЕНИЯ