Выводы
Содержат ответы на такие вопросы, как:
соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастной норме,
какова взаимосвязь в развитии психических функций (взаимосвязь различных перцептивных процессов, мышления и речи).
Анализ структуры нарушения (первичный дефект - вторичные отклонения)
Влияние нарушения на развитие личности ребенка
Прогноз развития
Рекомендации
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕБЕНКА
Общие сведения о ребенке
- Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, возраст во время исследования. Дата написания характеристики.
- Сведения о семье (состав, образовательный уровень, профессии членов семьи, в первую очередь - родителей). Взаимоотношения ребенка с другими членами семьи. Наличие глухих в семье. Серьезные заболевания, психические нарушения у родителей и других родственников.
- Анамнез: перенесенные заболевания, общее состояние здоровья в настоящее время.
- Состояние слуха.
- Состояние устной речи.
Внешняя картина личности
- Физическая внешность: вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы, черты лица, бросающиеся в глаза признаки.
- Особенности пантомимики (осанка, походка, жестикуляция, общая скованность или свобода движения, индивидуальные позы).
- Особенности мимики (общее выражение лица, выразительность мимических движений, оживленность и т.д.).
- Поведение по отношению к другим людям (способ установления контакта, характер и стиль общения, позиция в общении, положение в коллективе и отношение к этому, наличие противоречий в поведении и т.д.).
- Поведенческие проявления по отношению к самому себе (своей внешности, к нарушению слуха, здоровью, недостаткам и достоинствам, личным вещам, к будущему).
- Действия в психологически значимых ситуациях (этически важных, при получении задания, в ситуациях конфликта).
- Поведение в ведущей деятельности (в дошкольном учреждении - в процессе предметно-манипулятивной деятельности и сюжетно-ролевой игры; в школе - во время учебной деятельности, в подростковом возрасте - в процессе интимно-личностного общения).
- Примеры высказываний и действий, характеризующих кругозор, интересы ребенка.
Основные черты поведения рассматриваются с точки зрения характерных особенностей данного возрастного периода жизни ребенка.
Особенности познавательной сферы
Данный раздел составляется на основе психолого-педагогического исследования различных психических процессов и личностных свойств.
- Зрительное восприятие (восприятие предметов разной формы, цвета, размеров). Характеристика константности восприятия, его целостности, осмысленности, категориальности. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия. Восприятие изображений.
- Внимание и его свойства (объем, устойчивость, концентрация, распределение, способность к переключению).
- Память (преобладание произвольного или непроизвольного запоминания, уровень развития разных видов памяти - образной, словесной, логической, механической).
- Воображение (живость, активность, уровень развития разных видов воображения - воссоздающего, творческого; вид деятельности, где наиболее ярко оно проявляется - конструирование, изобразительная деятельность, написание сочинений и т.д.).
- Мышление (преимущественное развитие одного из.видов мышления - наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; соответствие развития данного вида мышления возрастным нормам; характеристика уровня обобщений; развитие мыслительных операций и т.д.). Охарактеризовать обучаемость ребенка.
- Речь. Устная и письменная речь ребенка (индивидуальные особенности, умение выражать свои мысли, словарь, аграмматизмы). Использование дактилирования. Мимико-жестовая речь (частота использования, ситуации использования, сфера применения).
Особенности учебной деятельности
- Характеристика успеваемости, поведения, отношения к учебе за предыдущие годы обучения.
- Интерес к различным учебным предметам. Предметы, которые даются легче, которые - труднее.
- Форма речи, преобладающая в процессе учебной деятельности.
- Оценка школьных навыков чтения, письма, счета (для младших школьников); состояние навыка чтения с губ.
- Соотношение разных видов деятельности в жизни школьника: игровой, учебной, трудовой.
- Уровень сформированности учебной деятельности и ее основных компонентов (принятие учебной задачи, планирование, контроль и т.д.).
- Отношение к труду, интерес к разным видам труда.