КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СЕМЬИ
Категория 1: Функционирование ребенка
Самозащита
Низкая восприимчивость к ЖО | Восприимчивость средней степени | Высокая восприимчивость к ЖО |
У ребенка есть возможность использовать разнообразные источники поддержки (взрослые/родственникам/друзья), и он их использует Ребенок может и хочет делиться своими тревогами, касающимися его безопасности, со взрослыми Ребенок активно защищается, или предпринимает какие-либо действия, чтобы избежать возникновения опасных для него ситуаций Ребенок может и хочет быть подальше от источника опасности, может и хочет защитить себя Ребенок со всем вниманием относится к работникам социальных служб, рассматривая их в качестве людей, способных позаботиться о нем, поддержать и защитить, рассчитывает на их помощь и защиту. | У ребенка недостаточно развита способность объяснить свои потребности, обстоятельства его жизни, или его словарный запас небогат. Ребенок физически или вербально вмешивается в семейный конфликт Ребенок выглядит встревоженным, даже будучи под защитой соцработника (приемная семья, т.п.) Ребенок не выказывает открытого страха перед семьей или соцработником, но считает, что они неспособны помочь ему и защитить. | Ребенок изолирован от окружения, у него нет доступа к взрослым/родственникам/друзьям, которые могли бы ему помочь Ребенок неспособен и/или не хочет делиться своими тревогами со взрослыми Ребенок принимает плохое к нему обращение/обвинения в свой адрес без возражений или неспособен (физически или эмоционально) выйти из сложившейся ситуации Ребенок выражает чрезмерный страх в отношении соцработников и домашнего окружения |
|
Физическое/Когнитивное/Социальное развитие
Низкое влияние ЖО/Отсутствие влияния/развитие согласно возрасту | Влияние средней степени /Проблемы в развитии | Значительное влияние ЖО/ Проблемы в развитии |
Социальное, когнитивное и физическое развитие ребенка соответствует возрасту (определяется во время оценки безопасности). Отставание в развитии (если и имеется) не имеет никакого отношения к ЖО с ребенком. Количество детей и уровень их развития таковы, что родители не справляются со своими обязанностями, но при необходимости они находятся под наблюдением соцработника Количество детей и/или уровень их развития требует повышения контроля, но родители обладают достаточными навыками, чтобы справиться с ситуацией | У ребенка наблюдается какое-либо отставание в развитии вследствие плохого с ним обращения. Ребенок находится на таком уровне развития, что остро нуждается в заботе родителей. Количество детей и/или уровень их развития требует повышения контроля, но родители не обладают достаточными ресурсами, чтобы контролировать этот процесс | У ребенка наблюдается значительное отставание в развитии вследствие плохого с ним обращения. Количество детей и/или уровень их развития осознан самими родителями и/или они находятся под наблюдением соцработника по настойчивому требованию родителей |
|
Эмоциональная/поведенческая деятельность
Низкая зависимость от семьи | Средней степени зависимость от семьи | Высокая зависимость от семьи |
Поведение ребенка/темперамент «легкий» (т.е. обычно он легко адаптируется, может справиться с изменениями в обычном порядке жизни без депрессии, его легко удовлетворить, утешить в беде) Уровень развития ребенка соответствует его возрасту, и на данном этапе ему не нужна неотлучная помощь родителей Ребенок обычно идет навстречу просьбам и указаниям родителей Ребенок оправился от отставания в социальном, эмоциональном, когнитивном или физическом плане, и на данный момент его возможности соответствуют возрасту Ребенок способен контролировать свое поведение и эмоции в большинстве ситуаций, последователен в своих поступках У ребенка наблюдаются хорошие навыки копирования, и он демонстрирует гибкость и быстро восстанавливает здоровое физическое и душевное состояние | Ребенок родился недоношенным. У ребенка есть заболевание, требующее особого родительского ухода. Ребенок ведет себя вызывающе или нарушает порядок У ребенка наблюдается отставание в развитии, которое влияет на уровень способности ребенка действовать самостоятельно Ребенка обычно трудно удовлетворить, или он требует повышенного внимания. Ребенок страдает от колик, постоянно плачет, часто подавлен Ребенок дерзок и не подчиняется авторитету, сопротивляется попыткам родителей ограничить его поведение У ребенка наблюдаются некие нарушения, но влияние их можно классифицировать как средние, и они не так заметны У ребенка есть симптомы некой душевной травмы, но влияние ее можно классифицировать как среднее, и он может контролировать свои эмоции и поведение в некоторых ситуациях. | Ребенку чрезвычайно необходима особая забота и уход вследствие хронического заболевания или сильного отставания в физическом, психическом, социальном плане. Ребенок нуждается в полном и постоянном родительском внимании/заботе Ребенок чрезвычайно непослушен, ведет себя крайне вызывающе У ребенка наблюдаются частые приступы гнева, он отказывается следовать просьбам родителей или открыто бросает им вызов Поведение либо условия, которые в общем-то могут быть оценены как средние, представляются родителям чрезвычайными. Ребенок с трудом формулирует свое чувство привязанности, демонстрирует неповиновение, проявляет неспособность/отказ устанавливать близкое общение, совершает насильственные действия в отношении других, выказывает внешнее расположение к чужим, недостаточно осознает происходящее, недостаточное развитие причинно-следственного мышления, плохие отношения с ровесниками, деструктивен, нуждается в том, чтобы быть под наблюдением (контролем). |
|