Характеристики | Марка крана ЕДК-... | ||||||
Грузоподъемность, т: | |||||||
- на основном крюке | |||||||
- на вспомогательном крюке | - | - | - | ||||
Вылет стрелы, м: | |||||||
- до основного крюка | 5-13 | 5,5-12 | 6-21,5 | 5,5-14 | 6,25-21 | 7-25 | 8-19 |
- до вспомогательного крюка | 8-16 | - | 7-25 | - | - | 8,2-28 | 9,25-22 |
Высота подьема над головкой рельса, м: | |||||||
- главного крюка | 3,5-9 | 6-10,3 | 5,5-18 | 7,5-13 | 6-18 | 9-22 | 4-15 |
- вспомогательного крюка | 3-12 | - | 6,5-22 | - | - | 12-26 | 5-18 |
Основные размеры, мм: | |||||||
- длина основной рамы | |||||||
- длина с платформой | - | - | |||||
- ширина | |||||||
- высота при опушенной стреле | |||||||
Максимальная масса крана, т |
При монтаже пролетных строений железнодорожных мостов и строительстве путепроводов через железнодорожные пути эффективны краны большой грузоподъемности на железнодорожном ходу. Для этих монтажных операций на сети железных дорог России применяют в основном семейство железнодорожных дизель-электрических стреловых кранов типа ЕДК, выпускаемых в Германии (табл. 17). Наиболее часто используют на монтаже пролетных строений краны ЕДК-500, ЕДК-1000 и ЕДК-2000 (рис. 42). Краны имеют по четыре откидных аутригера с гидравлическими домкратами, под которые при монтаже тяжелых конструкций устраивают свайные опоры.
Рис. 42. Железнодорожный кран ЕДК-1000 грузоподъемностью 125 т (а) и грузовысотные характеристики кранов ЕДК (б):
1 - график G = f 1,(L) для главного подъема при работе па выносных опорах с максимальной базой b; 2 - график Н = f 2(L) для главного подъема; R - максимальная сила давления аутригера на опору
|
6.3. Специализированные универсальные краны
В промышленности, строительстве и на транспорте применяется широкий класс козловых кранов, предназначенных в основном для погрузочно-разгрузочных работ на складах. Но это обычно краны невысокой грузоподъемности (5-15 т). Поэтому для строительства мостов еще в 1950-х гг. были созданы специальные козловые краны К-451, К-451М и К-651 грузоподъемностью 45 т и 65 т, которые помимо обслуживания полигонов, баз, складов могут применяться и в технологических целях - для сооружения опор и монтажа пролетных строений с земли и эстакад.
В отличие от стреловых кранов жестконогие деррик-краны - несамоходные и неполноповоротные [24], просты в устройстве и неприхотливы в эксплуатации. Кроме того, их собственный вес невелик. В настоящее время применяют краны отечественного производства УМК-2М, ДК-25-3С, ДК-40/10 грузоподъемностью 25 т и 40 т - для навесного монтажа стальных пролетных строений. Также используют кран МДК-63 грузоподъемностью 63 т, обычно устанавливаемый на плашкоуты (см. п. 6.4). Кроме того, деррик-краны, установленные на временные опоры, могут обслуживать причалы и склады на строительной площадке.
6.4. Специальные краны и монтажные агрегаты
Для строительства мостов созданы и применяются следующие серии отечественных специальных кранов.
Консольные краны. Железнодорожные консольные краны марок ПВК-70, ГЭК-80, ГЭПК-130У предназначены для установки на опоры цельнопролетных или укрупненных блоков пролетных строений железнодорожных мостов длиной до 45 м (см. [24]). Недостаток кранов ПВК-70 и ГЭК-80 состоит в том, что они неиоворотиы, т.е. могут устанавливать блок пролетного строения только по оси пути. Поэтому в настоящее время применяется только кран ГЭПК-130У. Но его недостатками являются: большой собственный вес; нагрузка на ось в рабочем положении до 400 кН и, в связи с этим, повышенные требования к подготовке пути; необходимость в ряде случаев устройства предмостовых тупиков.
|
Кроме того для монтажа балочных пролетных строений длиной до 34,2 м, массой до 52,5 т и блоков опор может применяться облегченный сборно-разборный консольный кран СРК-НЛ-50 (рис. 43). Собственная масса крана составляет 54 т, рабочая нагрузка на ось - не более 200 кН.
Рис. 43. Кран консольный сборно-разборный СРК-НЛ-50:
1 - противовес; 2 - автомобильный тягач на комбинированном ходу; 3 - платформа крана; 4 - ходовая тележка; 5 - пролетное строение; 6, 7 - соответственно главный и вспомогательный полиспасты
Консольно-шлюзовые краны. В отличие от консольных кранов консольно-шлюзовые краны в процессе работы занимают стационарное положение вдоль моста, будучи установлены над опорами. За счет этого они не оказывают значительных воздействий на путь. Созданный новый монтажный комплекс ЖШ-110 для пролетных строений железнодорожных мостов, включающий консольно-шлюзовой кран, лишен основных недостатков консольных кранов (см. [24]). Помимо крана в состав комплекса входит кран-перегружатель ПЖ-63 и транспортные тележки с мотовозом, обеспечивающие механизацию всего транспортно-монтажного процесса.
|
Ранее были созданы и широко применялись различные консоль-но-шлюзовые краны для монтажа железобетонных балок и блоков автодорожных мостов. В результате многолетнего использования и модернизации кранов выделились два параметрических ряда кранов:
краны КШМ-35, КШМ-40, КШМ-63, МКШ-35, МКШ-40, MКШ-63 - для монтажа цельнопролетных балок длиной 21, 24, 33 м;
МСШК-2×50, МСШК-2×60 и др. - для навесного монтажа поперечно-члененных коробчатых блочных пролетных строений.
Консольно-шлюзовые краны распространены и за рубежом, где их применяют в единичном исполнении для определенных конструкций пролетных строений.
При строительстве мостов с небольшими пролетами находят применение агрегаты, совмещающие в себе функции консольно-шлюзового крана, сваебойной и монтажной установки. Например, агрегат АМК-15 предназначен для забивки свай, установки насадок опор и балок пролетных строений длиной до 15 м и массой до 26 т (рис. 44). Основой агрегата является консольная стрела, заимствованная у крана КШМ-63, и копровая стрела - от копра СП-49В под дизель-молот для свай массой до 6 т, длиной до 16 м. Достоинством такого агрегата является работа «пионерным» способом, т.е. с готовой части моста, что не требует вспомогательных устройств.
Рис.44. Схема строительства моста агрегатом АМК-15:
а - забивка свай; б - монтаж пролетных строений; 1 - балка двухсекционная; 2, 3 - опоры соответственно задняя и передняя; 4 - тележка грузовая грузоподъемностью 31,5 т; 5 - траверса грузовая; 6 - путь катания; 7 - копровая стрела; 8 - дизель-молот; 9 - гидроцилиндр
Кабельные краны. Монтажные агрегаты этого типа в мостостроении применяют эпизодически, в основном для строительства виадуков через глубокие ущелья и овраги. Существует целый ряд проектов таких кранов различной грузоподъемности [24].
Специальные монтажные агрегаты. Специальное монтажное оборудование создается, как правило, для единичных потребностей возведения уникальных конструкций. Выпускаемое в единственном экземпляре, это оборудование имеет высокую стоимость в сравнении с серийными общестроительными кранами, поэтому при малых объемах специальных монтажных работ оно становится невыгодным. В таких случаях стремятся приспособить общестроительные краны, но если это невозможно, применение специальных агрегатов становится все же неизбежным.
В процессе типизации, создания гибких технологий машины этого типа также унифицируют. В качестве примеров можно привести специальные агрегаты МА-65 для навесного монтажа сборных железобетонных поперечно-члененных пролетных строений автодорожных мостов, агрегаты МАС-5 и МАС-16 для навесного монтажа стальных решетчатых пролетных строений железнодорожных мостов и др. (см. [24]).
6.5. Плавучие краны
На строительстве мостов плавучими кранами выполняются разнообразные работы: погрузочно-разгрузочные, дноуглубительные, вспомогательные, сооружение русловых опор, монтаж пролетных строений.
Используют плавучие краны следующих видов: 1 - речные и морские самоходные полноповоротные и неповоротные краны; 2 - специализированные сборно-разборные краны; 3 - сухопутные краны различного типа, установленные на плавсредствах.
Самоходные речные и морские краны. Плавучие краны общего назначения выпускаются серийно для производства различного рода портовых работ. Мостостроители привлекают эти краны к выполнению работ по сооружению опор (для этого, как правило, достаточна грузоподъемность крана от 5 до 16 т) и монтажу пролетных строений кранами высокой грузоподъемности - до 1000 т и более (табл. 18, рис. 45-50).
Таблица 18