На строительстве мостов используют обычные средства наземного транспорта - железнодорожный и автомобильный подвижной состав. Тип и марку транспортного средства в каждом конкретном случае подбирают с учетом массы, габаритов и условий перевозки груза.
Значительную трудность составляет перевозка по местным и временным автомобильным дорогам таких крупногабаритных грузов, как балки и блоки железобетонных и металлических пролетных строений, секции свай-оболочек большого диаметра и др. Для этого приходится приспосабливать существующие автомобильные прицепы-тяжеловозы и трейлеры грузоподъемностью до 60-70 т, предназначенные для перевозки строительной техники, а в некоторых случаях создавать специальные транспортные средства.
Например, имеются прицепы-балковозы Р-6333 грузоподъемностью 63 т Тайшетского РМЗ и ПТ-75 грузоподъемностью 75 т Золотоношского РМЗ (Украина), предназначенные для транспортировки железобетонных балок автодорожных мостов длиной до 33 м (рис. 55).
Рис. 55. Прицеп-балковоз ПТ-75:
1 - тягач К-701; 2 - тележка прицепная; 3 - перекрестные тросовые тяги; 4 - перевозимая балка; 5 - платформа (скоба)
Кроме того, специальные тележки-балковозы могут входить в комплект консолыю-шлюзовых кранов и др.
Специфическими для мостостроения являются работы на акваториях рек. В строительстве мостов применяют разнообразные плавучие средства для перевозки грузов с причалов к месту сооружения опор или с берега на берег реки. В отдельных случаях используют временные наплавные мосты. Кроме того, плавучие средства могут использоваться для установки на них сухопутных кранов и копров (см. п. 6.5 и приложение).
Применяют плавучие средства двух основных типов: баржи речного флота и сборно-разборные плашкоуты из инвентарных понтонов. Как правило, мостостроители используют арендуемые баржи. Инвентарные понтоны - собственные или арендуемые средства.
|
Баржи бывают самоходными и несамоходными [26]. Несамоходные баржи и плашкоуты из понтонов транспортируются буксирами.
Для водных путей страны типичны баржи-площадки (рис. 56) с грузоподъемностью 300, 600 и 1000 т. Ранее их строили большими сериями. Прочность палубы, как правило, достаточна для погрузки техники.
Рис. 56. Баржа-площадка грузоподъемностью 300 т:
а - продольный разрез корпуса; б - план палубы (ДП - диаметральная плоскость); в - схема полпалубного набора; г- сечение корпуса по поперечной ферме; 1 - упоры для толкания баржи буксиром; 2 - поперечные фермы; 3 - рамные шпангоуты; 4 - подпалубные уголки жесткости; 5 - карлингс; 6 - бимс; 7 - флор (поперечная балка днища); 8 - кильсон (продольная балка днища)
Рис. 57. Бункерная баржа для перевозки каменных материалов:
а - вид с борта; б - продольный разрез корпуса; в - вид сверху; г - план набора днища (нижняя часть); д - поперечный разрез по рамному шпангоуту; с - то же, но холостому шпангоуту; 1 - транец; 2 - фальшборт; 3 - поперечная переборка; 4 - раскосы продольной фермы; 5 - кнехты; 6 - грузовой бункер; 7 - карлингс; 8 - кница (узловая фасонка); 9 - рамный шпангоут; 10 - бимс; 11 - пиллерс (стойка); 12 - кильсон; 13 - флор; 14 - холостой шпангоут; 15 - скуловой лист обшивки
Открытые и бункерные баржи (рис. 57) составляют вторую по распространенности группу. Грузоподъемность их колеблется в пределах от 1000 до 4500 т, хотя встречаются суда и меньшего тоннажа - 150…600 т. Прочность трюмных барж обычно зависит от целости поперечных переборок, распорок и комингсов.
|
Палубные баржи и лихтеры (баржи с грузовыми стрелами) имеют люки не на всю площадь трюмов. Прочность палуб, как правило, сильно ограничивает вес устанавливаемого груза.
Для сборки транспортных и иных плашкоутов применяют инвентарные металлические понтоны закрытого типа (табл. 20).
Понтоны первых трех марок в табл. 20 предназначены для мостостроения, а последние три конструкции могут заимствоваться из имущества мостовых парков для временных и краткосрочных наплавных мостов.
Таблица 20