На основе анализа новейших статистических данных, можно с уверенностью сделать вывод, что к концу первого десятилетия XXI века сфера услуг занимает доминирующее положение среди ведущих направлений развития современной экономики. Это характерно не только для лидирующих мировых держав, но и для стран с некогда государственной формой собственности, относительно недавно вступивших на путь рыночных преобразований, к которым относят и Россию.
Следует отметить, в России, в отличие от западных стран, повышение доли непроизводственной сферы в структуре общественного производства происходит, в том числе, и путем сокращения в нем доли материального производства, что отнюдь не ведет к экономическому прогрессу.
Ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов:
1. Научно-технический прогресс позволяет повысить производительность труда и высвободить свободное время трудящимся.
2. Рост доходов населения изменяет структуру потребления, все большую долю семейного бюджета занимают расходы на услуги, в том числе и досуговой направленности (спорт, путешествие, хобби, туризм). (Э. Энгель, 19 век)
3. Интеграция все большего количества людей в единое информационное пространство делает возможным доступ широкому кругу потребителей к широкому кругу услуг
4. Рост уровня образованности населения повышает потребность в услугах различной направленности
5. Рост автоматизации процессов жизнедеятельности людей порождает возникновение сопутствующих этому процессу услуг
6. Общее усложнение искусственной среды обитания человека приводит к потребности в узких специалистах в сфере услуг
7. Более высокая трудоемкость сферы услуг и низкая производительность труда объясняется ограниченными возможностями ее компьютеризации, что связано со спецификой данной отрасли и сильным влиянием человеческого фактора.
(ЭКОНОМИКА СФЕРЫПЛАТНЫХ УСЛУГ, Под редакцией академика Международной академии науки высшей школы, доктора экономических наук, профессора Е. Н. ЖИЛЬЦОВА, КАЗАНЬ, 1996 г.)
Таким образом, научно-техническая революция расширяет не только возможности и потребности общества, но и границы сферы услуг
Приведенные ниже таблицы и диаграммы ярко подчеркивают тенденцию роста доли сферы услуг в ВВП отдельных стран с конца 20 века до настоящего времени.
Таблица 2 - Структура ВВП США, проценты. Источник: Economic Report of the President, 2011, table B-12.
Отрасли и подотрасли хозяйства | ||
Государственные услуги (оборона, управление) | 13.7 | 13.6 |
Сельское, лесное хозяйства, охота, рыболовство | 2.2 | 0.9 |
Добыча полезных ископаемых | 3.3 | 1.7 |
Обрабатывающие производства | 11.2 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 2.2 | 1.9 |
Строительство | 4.7 | 3.8 |
Оптовая и розничная торговля | 13.8 | 11.3 |
Транспортировка и складирование | 3.7 | 2.8 |
Информационные услуги (издательство, СМИ, software) | 3.9 | 4.5 |
Финансы, страхование, риэлтерские услуги | 21.5 | |
Профессиональные и бизнес услуги | 6.2 | |
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, искусство, культура, отдых, развлечения, услуги питания | 7.8 | 12.2 |
Другие | 2.5 | 2.4 |
Таблица 3 - Структура ВВП Китая, проценты.(2007) Источник: National Bureau of Statistics of China.
Отрасли и подотрасли хозяйства | |
Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство | 11.3 |
Промышленность (в том числе: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) | 42.9 |
Строительство | 5.5 |
Оптовая и розничная торговля | 7.3 |
Транспорт, хранение, почта | 5.8 |
Компьютерные информационные услуги, программное обеспечение | 2.3 |
Финансовые услуги | 5.2 |
Недвижимость | 4.8 |
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт, культура, развлечение | 4.9 |
Гостиницы, организации питания, лизинг, бизнес услуги | 3.6 |
Государственное управление и общественные организации | 3.4 |
Другое | 3.2 |
Таблица 4 - Структура ВВП Китая, проценты. 2008 год Источник: National Bureau of Statistics of China.
Отрасли и подотрасли хозяйства | |
Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство | 11.3 |
Промышленность (в том числе: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) | 42.9 |
Строительство | 5.7 |
Оптовая и розничная торговля | 7.7 |
Транспорт, хранение, почта | 5.5 |
Финансовые услуги | 5.6 |
Недвижимость | 4.2 |
Гостиницы, организации питания, лизинг, бизнес услуги | 2.2 |
Другое | 14.9 |
(табл. 2, 3,4,5, 6,7, 8 рис. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
Рисунок 6 - ВВП США (1) и валовая добавленная стоимость (2) в отраслях, связанных с производством товаров: сельское и лесное хозяйства, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производст ва, производство и распределение электроэнергии, газа и воды,
строительство (Agriculture, forestry, fishing, and hunting, Mining, Manufacturing, Utilities, Construction), млрд. долл. Источники: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Current Industry Analysis Division; Economic Report of the President, 2011 (данные за 2008 и 2009 гг.)
Рисунок 7 - Тенденции изменения составляющих ВВП США: ВДС в обрабатывающих производствах и суммарно в сферах финансовой деятельности, страхования, операций с недвижимостью, аренды и лизинга, оказания профессиональных и деловых услуг, млрд. долл. Источник: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Industry Economic Accounts, Annual Industry Accounts; Economic Report of the President, 2011.
Рисунок 8 - Доля ВДС в обрабатывающих производствах в ВВП некоторых развитых стран, проценты. Для сравнения: линия 1 - суммарная доля ВДС видов деятельности «Финансы, страхование, недвижимость, аренда, лизинг» (Finance, insurance, real estate, rental, and leasing) и «Профессиональные и бизнес услуги» (Professional and business services) в ВВП США, проценты. Источники: расчет по данным U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Industry Economic Accounts, 2009; UNdata, National Accounts Estimates of Main Aggregates; Economic Report of the President, 2011.
Изменение вклада в ВВП отраслей, связанных с производством товаров и оказанием услуг. За последние десятилетия в ВВП США, других развитых стран существенно уменьшилась доля отраслей экономики, связанных с производством товаров, и увеличилась доля отраслей, связанных с оказанием услуг (рис. 1.426 – 1.429). Эта тенденция в последние годы характерна также для России и Китая (И.Г.Калабеков «Российские реформы в цифрах и фактах», стр 11, к сайтам https://kaivg.narod.ru и https://kaig.ru
Естественным образом основой для развития сферы услуг выступает достаточно высокий уровень экономического развития территориального субъекта общемировой хозяйственной деятельности. Чем более устойчиво, совершенно и эффективно материальное производство, выступающее «хордой» экономики, чем богаче общество и человек, тем разнообразнее роль и значимость сферы услуг. Только в обществе, достигшем достаточно высокого уровня благосостояния своего населения, может быть развита динамичная сфера услуг. (цитируется по Сфера услуг: Экономика: учебное пособие С11 / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006. —... с.)
Доказательная теоретическая база этого утверждения, основанного на практическом анализе фактической ситуации, достаточно проста и логична. Истоком структурных перемен служит сама эволюция социума,
Усложнение материального производства требует развития широкого спектра услуг, лишь косвенно имеющих к нему отношение, но формирующих качество экономического роста, в том числе образовательных, консультационных, логистических и т.п., изменение, же структуры материального производства связано с увеличением доли услуг в самом производстве. Внедрение новых технологий повысило потребность в высококвалифицированных кадрах, уровне менеджмента и маркетинга.
Это предоставило благодатную почву для развития сферы услуг, поскольку только она может обеспечить наполнение рынка труда подобными специалистами. Сложная техника и оборудование, ныне применяющиеся в материальном производстве потребовали соответствующего технического обслуживания, создания сервисных центров, что также относится к сфере услуг. Автоматизация производственных процессов обусловила существенный рост производительности труда, что привело к высвобождению рабочих мест и переливу рабочей силы за пределы материального производства, в сферу услуг.
Увеличение свободного времени дало возможность духовного роста и физического самосовершенствования, а, следовательно, подчеркнуло необходимость постоянного ускорения развития отраслей, оказывающих образовательные, спортивные, туристские, развлекательные и другие услуги.
Хорошо развитая сфера услуг, как атрибут богатого общества, создает почву для эволюции разнообразных потребностей для оптимального обеспечения жизненных стимулов и интересов отдельного человека и общества. Высокая покупательская способность населения, возможность приобретения тех или иных благ – один из важных факторов, обуславливающих успешность личности и общества в целом, а, следовательно, стимулирует совершенствование структуры и динамичное развитие сферы услуг.
Повышение эффективности материального производства все в большей степени зависит от подготовки и культурного уровня работников, их деловой этики, здоровья, социальной адаптации, качества управления, развития банковской, страховой, аудиторской, юридической и других видов деятельности сферы нематериального производства.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в краткосрочном периоде непроизводственная сфера зависит от функционирования материального производства, а в перспективе, наоборот, развитие материального производства, его структура, эффективность во многом обусловлены масштабами и качеством функционирования сферы услуг (состоянием науки, образования, здравоохранения и т.д.).
Западные исследователи данного вопроса выделяют два направления:
1. рост доли сферы услуг в экономике связан с неизбежной деиндустриализацией развитых стран и трансформацией их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг»;
2. рост доли сектора услуг в экономике обеспечивается преимущественно за счет увеличения объема предоставляемых производственных и других услуг, так или иначе связанных с производством товаров (транспорт, страховые и финансовые услуги).
(Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций., 2004, тема 3 сфера услуг)
На данный момент это положение нельзя считать всеобщим в связи с тем, что рост доли сектора услуг отражает тенденцию переквалификации рабочих мест, характерную лишь для наиболее развитых стран, находящихся в той или иной стадии формирования постиндустриального общества.
Итак, мы можем отметить основные признаки формирующейся экономики постиндустриального общества:
1. Высокие темпы роста сферы услуг.
2. Кардинальные перемены в промышленности, выражающиеся в сокращении доли добывающей и росте новейших отраслей.
3. Рост производительности труда в аграрно-промышленном комплексе, сопровождающийся уменьшением объемов занятости в сельском хозяйстве.