Роль сферы услуг в современном обществе




На основе анализа новейших статистических данных, можно с уверенностью сделать вывод, что к концу первого десятилетия XXI века сфера услуг занимает доминирующее положение среди ведущих направлений развития современной экономики. Это характерно не только для лидирующих мировых держав, но и для стран с некогда государственной формой собственности, относительно недавно вступивших на путь рыночных преобразований, к которым относят и Россию.

Следует отметить, в России, в отличие от западных стран, повышение доли непроизводственной сферы в структуре общественного производства происходит, в том числе, и путем сокращения в нем доли материального производства, что отнюдь не ведет к экономическому прогрессу.

Ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов:

1. Научно-технический прогресс позволяет повысить производительность труда и высвободить свободное время трудящимся.

2. Рост доходов населения изменяет структуру потребления, все большую долю семейного бюджета занимают расходы на услуги, в том числе и досуговой направленности (спорт, путешествие, хобби, туризм). (Э. Энгель, 19 век)

3. Интеграция все большего количества людей в единое информационное пространство делает возможным доступ широкому кругу потребителей к широкому кругу услуг

4. Рост уровня образованности населения повышает потребность в услугах различной направленности

5. Рост автоматизации процессов жизнедеятельности людей порождает возникновение сопутствующих этому процессу услуг

6. Общее усложнение искусственной среды обитания человека приводит к потребности в узких специалистах в сфере услуг

7. Более высокая трудоемкость сферы услуг и низкая производительность труда объясняется ограниченными возможностями ее компьютеризации, что связано со спецификой данной отрасли и сильным влиянием человеческого фактора.

(ЭКОНОМИКА СФЕРЫПЛАТНЫХ УСЛУГ, Под редакцией академика Международной академии науки высшей школы, доктора экономических наук, профессора Е. Н. ЖИЛЬЦОВА, КАЗАНЬ, 1996 г.)

Таким образом, научно-техническая революция расширяет не только возможности и потребности общества, но и границы сферы услуг

Приведенные ниже таблицы и диаграммы ярко подчеркивают тенденцию роста доли сферы услуг в ВВП отдельных стран с конца 20 века до настоящего времени.

Таблица 2 - Структура ВВП США, проценты. Источник: Economic Report of the President, 2011, table B-12.

Отрасли и подотрасли хозяйства    
Государственные услуги (оборона, управление) 13.7 13.6
Сельское, лесное хозяйства, охота, рыболовство 2.2 0.9
Добыча полезных ископаемых 3.3 1.7
Обрабатывающие производства   11.2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2.2 1.9
Строительство 4.7 3.8
Оптовая и розничная торговля 13.8 11.3
Транспортировка и складирование 3.7 2.8
Информационные услуги (издательство, СМИ, software) 3.9 4.5
Финансы, страхование, риэлтерские услуги   21.5
Профессиональные и бизнес услуги 6.2  
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, искусство, культура, отдых, развлечения, услуги питания 7.8 12.2
Другие 2.5 2.4

 

Таблица 3 - Структура ВВП Китая, проценты.(2007) Источник: National Bureau of Statistics of China.

Отрасли и подотрасли хозяйства  
Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство 11.3
Промышленность (в том числе: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) 42.9
Строительство 5.5
Оптовая и розничная торговля 7.3
Транспорт, хранение, почта 5.8
Компьютерные информационные услуги, программное обеспечение 2.3
Финансовые услуги 5.2
Недвижимость 4.8
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт, культура, развлечение 4.9
Гостиницы, организации питания, лизинг, бизнес услуги 3.6
Государственное управление и общественные организации 3.4
Другое 3.2

 

Таблица 4 - Структура ВВП Китая, проценты. 2008 год Источник: National Bureau of Statistics of China.

Отрасли и подотрасли хозяйства  
Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство 11.3
Промышленность (в том числе: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) 42.9
Строительство 5.7
Оптовая и розничная торговля 7.7
Транспорт, хранение, почта 5.5
Финансовые услуги 5.6
Недвижимость 4.2
Гостиницы, организации питания, лизинг, бизнес услуги 2.2
Другое 14.9

(табл. 2, 3,4,5, 6,7, 8 рис. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)


Рисунок 6 - ВВП США (1) и валовая добавленная стоимость (2) в отраслях, связанных с производством товаров: сельское и лесное хозяйства, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производст ва, производство и распределение электроэнергии, газа и воды,

строительство (Agriculture, forestry, fishing, and hunting, Mining, Manufacturing, Utilities, Construction), млрд. долл. Источники: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Current Industry Analysis Division; Economic Report of the President, 2011 (данные за 2008 и 2009 гг.)

 

Рисунок 7 - Тенденции изменения составляющих ВВП США: ВДС в обрабатывающих производствах и суммарно в сферах финансовой деятельности, страхования, операций с недвижимостью, аренды и лизинга, оказания профессиональных и деловых услуг, млрд. долл. Источник: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Industry Economic Accounts, Annual Industry Accounts; Economic Report of the President, 2011.

Рисунок 8 - Доля ВДС в обрабатывающих производствах в ВВП некоторых развитых стран, проценты. Для сравнения: линия 1 - суммарная доля ВДС видов деятельности «Финансы, страхование, недвижимость, аренда, лизинг» (Finance, insurance, real estate, rental, and leasing) и «Профессиональные и бизнес услуги» (Professional and business services) в ВВП США, проценты. Источники: расчет по данным U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, Industry Economic Accounts, 2009; UNdata, National Accounts Estimates of Main Aggregates; Economic Report of the President, 2011.

Изменение вклада в ВВП отраслей, связанных с производством товаров и оказанием услуг. За последние десятилетия в ВВП США, других развитых стран существенно уменьшилась доля отраслей экономики, связанных с производством товаров, и увеличилась доля отраслей, связанных с оказанием услуг (рис. 1.426 – 1.429). Эта тенденция в последние годы характерна также для России и Китая (И.Г.Калабеков «Российские реформы в цифрах и фактах», стр 11, к сайтам https://kaivg.narod.ru и https://kaig.ru

Естественным образом основой для развития сферы услуг выступает достаточно высокий уровень экономического развития территориального субъекта общемировой хозяйственной деятельности. Чем более устойчиво, совершенно и эффективно материальное производство, выступающее «хордой» экономики, чем богаче общество и человек, тем разнообразнее роль и значимость сферы услуг. Только в обществе, достигшем достаточно высокого уровня благосостояния своего населения, может быть развита динамичная сфера услуг. (цитируется по Сфера услуг: Экономика: учебное пособие С11 / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2006. —... с.)

Доказательная теоретическая база этого утверждения, основанного на практическом анализе фактической ситуации, достаточно проста и логична. Истоком структурных перемен служит сама эволюция социума,

Усложнение материального производства требует развития широкого спектра услуг, лишь косвенно имеющих к нему отношение, но формирующих качество экономического роста, в том числе образовательных, консультационных, логистических и т.п., изменение, же структуры материального производства связано с увеличением доли услуг в самом производстве. Внедрение новых технологий повысило потребность в высококвалифицированных кадрах, уровне менеджмента и маркетинга.

Это предоставило благодатную почву для развития сферы услуг, поскольку только она может обеспечить наполнение рынка труда подобными специалистами. Сложная техника и оборудование, ныне применяющиеся в материальном производстве потребовали соответствующего технического обслуживания, создания сервисных центров, что также относится к сфере услуг. Автоматизация производственных процессов обусловила существенный рост производительности труда, что привело к высвобождению рабочих мест и переливу рабочей силы за пределы материального производства, в сферу услуг.

Увеличение свободного времени дало возможность духовного роста и физического самосовершенствования, а, следовательно, подчеркнуло необходимость постоянного ускорения развития отраслей, оказывающих образовательные, спортивные, туристские, развлекательные и другие услуги.

Хорошо развитая сфера услуг, как атрибут богатого общества, создает почву для эволюции разнообразных потребностей для оптимального обеспечения жизненных стимулов и интересов отдельного человека и общества. Высокая покупательская способность населения, возможность приобретения тех или иных благ – один из важных факторов, обуславливающих успешность личности и общества в целом, а, следовательно, стимулирует совершенствование структуры и динамичное развитие сферы услуг.

Повышение эффективности материального производства все в большей степени зависит от подготовки и культурного уровня работников, их деловой этики, здоровья, социальной адаптации, качества управления, развития банковской, страховой, аудиторской, юридической и других видов деятельности сферы нематериального производства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в краткосрочном периоде непроизводственная сфера зависит от функционирования материального производства, а в перспективе, наоборот, развитие материального производства, его структура, эффективность во многом обусловлены масштабами и качеством функционирования сферы услуг (состоянием науки, образования, здравоохранения и т.д.).

 

Западные исследователи данного вопроса выделяют два направления:

1. рост доли сферы услуг в экономике связан с неизбежной деиндустриализацией развитых стран и трансформацией их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг»;

2. рост доли сектора услуг в экономике обеспечивается преимущественно за счет увеличения объема предоставляемых производственных и других услуг, так или иначе связанных с производством товаров (транспорт, страховые и финансовые услуги).

(Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А.. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций., 2004, тема 3 сфера услуг)

 

На данный момент это положение нельзя считать всеобщим в связи с тем, что рост доли сектора услуг отражает тенденцию переквалификации рабочих мест, характерную лишь для наиболее развитых стран, находящихся в той или иной стадии формирования постиндустриального общества.

Итак, мы можем отметить основные признаки формирующейся экономики постиндустриального общества:

1. Высокие темпы роста сферы услуг.

2. Кардинальные перемены в промышленности, выражающиеся в сокращении доли добывающей и росте новейших отраслей.

3. Рост производительности труда в аграрно-промышленном комплексе, сопровождающийся уменьшением объемов занятости в сельском хозяйстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: