Сфера услуг: Экономика : учебное пособие С11 / кол. авт. под ред. Т.Д. Бурменко. — М. : КНОРУС, 2006. — ... с.)




Такая «размытость» границ придавала классификации несколько аморфный характер, и не позволяла ей служить полноценным теоретическим инструментом для практической оценки и планирования новой экономики.


Классификации общественного производства (исторический аспект)

Недостатки её были очевидны и экономистам-современникам, поэтому процесс теоретического «моделирования» экономики продолжался.

Так, в 1940 году, английским экономистом и статистиком, Кларком Колином, была предложена трехсекторная модель общественного производства, вполне соответствующая хозяйственной жизни развитых стран середины ХХ века. Согласно модели, первичный сектор экономики включал добывающую промышленность и сельское хозяйство. Вторичный охватывал обрабатывающие отрасли и строительство. Третичный сектор – сферу услуг. Такая структура общественного производства показала значимость услуг в экономике. (Colin Clark, Conditions of Economic Progress.- London,1940.)

Позднее научно-технический прогресс наполнил сферу услуг новыми направлениями. Это привело к логической необходимости выделения отдельных подотраслей из ранее единого третичного сектора. Тем не менее, в экономической науке на данный момент времени нет единого мнения по поводу значимости конкретных категорий услуг. Большинство авторов отдают приоритет, прежде всего, динамично развивающемуся здравоохранению и образованию; торговле, обеспечивающей пятую часть ВВП и занятости населения; информационной сфере и другим.

Ко второй половине XX века отечественные и зарубежные экономисты так и не пришли к консенсусу по поводу градации общественного производства, объединяя и разделяя сектора экономики по различным критериям. (Ссылка)

Так, согласно концепции американского экономиста и социолога Д. Белла, транспортные и коммунальные услуги, оказывающие физическую поддержку потребителю, были отнесены к третичному сектору; торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью, затрагивающие материальную сферу, отходили к четверичному сектору; пятеричный же объединял моральную сторону вопроса: образование, отдых, исследовательскую деятельность, правительственные учреждения и здравоохранение. (Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973. P. 117.) (Современная западная социология: Словарь. – М, 1990, С.30-31). Несмотря на то, что эта градация получила признание в широких кругах, мы считаем её несколько абстрактной. По нашему мнению, автор распределял сектора сферы услуг по принципу иерархии личностных потребностей и интересов, что уводит нас из сферы – желательно – (экономической логики) математически точных экономических постулатов в область зачастую схоластических и умозрительных законов социологии и психологии. Например, имиджевые услуги, нередко не соответствуют истинным «моральным» потребностям населения и искусственно внедряются в социум по избыточному принципу: причем здесь часто имеет место быть лоббирование интересов отдельных корпораций с целью увеличения доходности их бизнеса. Мы вообще считаем нелепым и откровенно спекулятивным подход, который декларативно облекает деятельность, приносящую вполне конкретный, и, зачастую немалый доход в моральные «одежды», тем самым искусственно придавая им оттенок некоей благотворительности.

Проблему корректной классификации услуг пытались разрешить и другие авторы. Так Дж. Зингельманн в структуре общественного производства выделял шесть секторов, два из них в сфере материального производства, куда помимо традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства были отнесены строительство и коммунальные службы и четыре - в сфере услуг. (Singelmann J. From Agricultural to Service: The transformation of Industrial Employment.Beverly Hills, 1978).Позднее, Марк Порат, в работе «Информационная экономика» (1977 г.), выдвинул идею четырех секторов: сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг и информационный сектор (сектор создания знаний). (Porat M. U. The Information Economy: Definition and Measurement. US Dept. of Commerce. Wash., 1977.)

Это деление, на наш взгляд, наиболее удачно. Оно четко отражает сущность каждого из названных секторов. Развивая идею автора, внутри данной градации можно выделить ряд направлений, таким образом, развёрнутая и конкретизированная нами классификация общественного производства М. Пората будет выглядеть так:

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Промышленность: · Добывающая · Обрабатывающая   Сельское хозяйство: · Растениеводство · Животноводство Сектор услуг: · Бизнес – услуги · (финансы, банки, консалтинг, страхование) · Здравоохранение · Коммунальные · Туризм · Развлечения · Строительство · Юридические и т.д. Информационный сектор: · Образование · Наука · Культура · Консультационные услуги и инжиниринг · Средства массовой информации

Рисунок 2 - Отраслевая структура общественного производства

(развёрнутая версия)

В 90-е годы XX века ряд авторов, в том числе и российские (В. Иноземцев, Г. Батищев), предложили кардинально иной путь к структурированию общественного производства, основанный на двухполюсной системе: «субъект - объектный полюс» и «субъект - субъектный полюс». (В. Иноземцев. РЭЖ, 1997, №11-12, С. 66)

Первый характеризуется высокими показателями выработки (в стоимостном выражении) на одного работника и низкими темпами роста занятости населения и включает традиционные отрасли промышленности, рыболовство, транспортные и коммунальные услуги. Второй свел в один сектор отрасли, где сотрудничество людей основано на межличностном общении. Эти отрасли отличаются уникальностью производимой продукции и услуг, более низкими (в стоимостном выражении) показателями продуктивности и высокими темпами роста занятости, разнообразием производственных процессов и высокой квалификацией сотрудников. Примером таких отраслей могут служить культура и развлечения, образование и наука, производство информации, консультационные и юридические услуги, финансы и денежное обращение, страхование и операции с фондами и недвижимостью, а также государственное управление. В данном методологическом подходе к структурированию общественного производства, как и во всех ранее указанных, есть недочеты и допущения. Так, «субъект-объектный полюс» в любом случае, опосредованно ориентирован на субъекта, то есть на покупателя. Например, в массовом мебельном производстве как минимум учитываются антропометрические характеристики непосредственных потребителей.

Но в целом градация по принципу «субъект - объект» и «субъект - субъект» отражает попытки характеристики экономики с позиции перехода к постиндустриальному обществу, где роль сферы услуг столь велика, что ее по праву называют экономикой услуг, а общество, где сферой услуг занята ведущая позиция – постиндустриальным. Активное формирование такой экономики происходит в настоящее время. Соответственно, развивается и теоретическая база этого процесса.

В связи с этим мы предлагаем свой вариант развёрнутой классификации общественного производства, основанный на принципе значимости его отдельных компонентов в процессе становления постиндустриального общества и доли «вклада» в ВВП развитых субъектов экономической деятельности мирового сообщества.

Промышленность: - добывающая - обрабатывающая
Общественное производство
Сельское хозяйство: - растениеводство - животноводство
Сфера услуг
Бизнес услуги (финансы, банки, консалтинг, страхование)
коммунальные
здравоохранение
Досуг: (развлечения, спорт, туризм)
юридические
транспорт
Услуги связи
Строительство по индивидуальному проекту или индивидуальному заказу
Услуги по защите окружающей среды
Консультативные услуги и инжиниринг
Сектор человеческого капитала: (образование, наука, культура, СМИ)  


Классификация услуг

Как уже говорилось выше, XXI век обещает стать веком постиндустриальной экономики, главным фактором развития которой служит динамично развивающаяся сфера услуг. А это означает, что наибольшую актуальность ныне приобретают учёт, оценка, отслеживание, прогнозирование и планирование бизнес-процессов именно в этой сфере рынка. Весь спектр данных проблем можно разрешить, только опираясь на точные статистические показатели и новейшие методы статистического анализа. Но учёт данных невозможен без корректной классификации услуг, как объектов экономической деятельности. С другой стороны, знание принципов классификации позволяет с большей эффективностью вести аналитические исследования. Кроме того, на основе классификации осуществляется сертификация услуг, позволяющая гармонично вписать каждый из видов подобной деятельности в рамки правового поля. То есть, осуществлять законное регулирование, контроль и «отсев» потенциально опасных видов деятельности. Без корректной классификации невозможна и внешнеэкономическая деятельность в данной сфере, ибо она предполагает гармонизацию национальной классификации услуг с международными классификациями, в качестве оптимизации сотрудничества и обеспечения ему правовой основы.

Таким образом, классификация услуг служит своеобразным теоретической опорной структурой экономической практики. Опираясь на неё разрешается целый спектр прикладных задач, важнейшей из которых мы считаем не только мониторинг развития нового экономического уклада, но, главным образом, формирование обоймы маркетинговых инструментов для определения стратегии и обеспечения гибкой тактики менеджмента услуг, как на региональном, так и на общегосударственном уровне.

Россия входит число государств-участников Соглашения в рамках Парижского союза по охране промышленной собственности составляющих Специальный союз, использующий единую международную классификацию товаров и услуг для целей регистрации знаков. По состоянию на май 2011 года количество стран, подписавших Ниццкое соглашение, составляет 83.

Прообразом МКТУ является Классификация, разработанная в 1935 году Объединенным международным бюро по охране интеллектуальной собственности (Bureau for the Protection of Intellectual Property — BIRPI), являющимся предшественником Всемирной организации интеллектуальной собственности — ВОИС (World Intellectual Property Organization — WIPO).

ВОИС — международная организация, занимающаяся вопросами правового регулирования интеллектуальной собственности.

Международная классификация товаров и услуг была принята Ниццким соглашением, заключенным 15 июня 1957 года государствами-участниками Ниццкой дипломатической конференции.

Практическая ценность МКТУ заключается в том, что она существует на нескольких языках и позволяет идентифицировать (классифицировать) товар или услугу для одинакового восприятия всеми лицами. Для актуализации классификации она постоянно обновляется, пересматривается Комитетом экспертов, в который входят представители всех государств-участниц Ниццкого соглашения приблизительно раз в 5 лет. На сегодняшний день было принято и опубликовано 10 редакций МКТУ, последняя принята в 2011 году и вступила в силу с 1 января 2012 года.

Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги. Заглавия классов МКТУ указывают в самых общих чертах те области, к которым товары и услуги относятся.

Например:

Класс 35 Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба.

Класс 36 Страхование: финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.

Класс 37 Строительство; ремонт; установка оборудования.

Класс 38 Телекоммуникации.

Класс 39 Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий.

Класс 40 Обработка материалов.

Класс 41 Воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Класс 42 Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров.

Класс 43 Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.

Класс 44 Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.

Класс 45 Услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц.

ОКВЭД!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: