Кластерный подход (теоретический аспект).




 

В теории и практике мировой экономики в последние десятилетия наиболее пристальное внимание уделяется кластерной стратегии. Кластерная стратегия строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах. По мнению экспертов, применение именно такой политики в Финляндии, привело к первенству этой страны (по итогам 2003-2005 гг.) в рейтингах перспективной и текущей конкурентоспособности. Россия в этих рейтингах заняла лишь 70-е место. Поэтому концепция кластерного развития должна стать основой современной промышленной политики России, в целом, и стратегии развития туристического бизнеса, в частности.

Термин «клaстер» в буквальном перевoде с английского языка означает «расти вместе». Интерес к клaстерам как эффeктивному инструмeнту повышения конкурeнтoспособности появился вo втoрой половине 20 века.

Данное понятие в западной литературе было введено Майклом Портером, профессором Гарвардской школы бизнеса. «Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран». Главным выводом, сделанным Портером, являлось следующее: чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность компаний. (Портер, М. Конкуренция. М.: Издат. Дом «Вильямс», 2001. С.207).

В отечественной и зарубежной экономической литературе обсуждается вопрос о сущности особенностях кластерного подхода. Дискусcия развернулось после ввода М. Портером в научный оборот данного термина для обозначения явлений территориальной концентрации в рамках производственной системы.

Кластерная тематика получила дальнейшее развитие в работах многих экономистов. Ближайший последователь М.Портера, М. Энрайт, выдвинул концепцию региональных кластеров как географически очерченной агломерации взаимосвязанных фирм. (Enrigt M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link. 1995. №5. July-August. P. 24-25) Американский ученый С. Розенфельд полагает, что одной территориальной концентрации критической массы родственных фирм недостаточно для формирования локальной производственной или социальной системы – регионального кластера. Он должен иметь активные каналы «для производственной транзакций, диалога и коммуникации между малыми и средними предприятиями» (Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. 1997.№ 5. Р. 9.)

Другой американский экономист В. Прайс переносит акцент в трактовке кластера и кластерной модели поведения предприятий на государственно-частное партнерство, восстановление доверия между правительством и бизнесом, а также процесс объединения изолированных фирм в предпринимательское сообщество. (Ковалев Ю.П. Кластерный подход к изучению туристской сферы России // Теория социально-экономической географии: синтез современных знаний: Смоленск. 2006. С.101.)

Таким образом, обозначился разброс мнений о том, что представляет собой кластер.

Скандинавские ученые Б. Далум, К. Педерсен и Г. Вилумсен выделили пять типологических признаков кластеров:

1. географические размеры;

2. глубина кластеризации – степень вертикальной интеграции фирм в кластере;

3. ширина кластеризации – степень горизонтальной интеграции кластерных фирм;

4. присутствие НИИ и вузов в кластере, характеризующее уровень его инновационности;

5. структура владения фирм в кластере – соотношение местных малых и средних предприятий филиалов и дочерних компаний ТНК, крупных местных фирм. (Dalum B., Pedersen Ch., Villumsen G. Technological Life of Cycles: Regional Clusters Facing Disruption / DRUID / IKE GROUP. Aalborg, 2002.)

Также есть иное направление исследований кластеров, которое носит методический характер. Так экономисты Э. Бергман и Э. Фезер в работе «Индустриальные и региональные кластеры» (Bergman E.M. and Feser E.J. Industrial and Regional Clusters and Comparative Applications, Regional Research Institute. WVU. – 1999 // https://www.rri.wvu.edu/Webbook), обобщив существующие подходы, выделили шесть методик выделения кластеров на основе экспертных мнений, специальных индикаторов (коэффициент локализации и др.), таблиц межотраслевых балансов для исследования торговли и инноваций, теории графов и опросов. (Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск. 2005. С. 92.)

Эксперты Европейской комиссии по наблюдению за развитием малых и средних предприятий разработали модель жизненного цикла «идеального» регионального (территориального) кластера, которая включает шесть стадий:

1. появление фирм-пионеров, использующих местные специфические навыки производства;

2. формирование сети поставщиков и специализированного рынка рабочей силы;

3. создание организаций, часто правительственных, для поддержки фирм, входящих в кластер;

4. привлечение в кластер новых национальных и иностранных фирм, квалифицированной рабочей силы;

5. образование неявных активов (знаний) фирм, стимулирующих распространение инноваций, информации и знаний;

6. упадок кластера вследствие исчерпания внутреннего инновационного потенциала и закрытости для внешних новшеств. (Regional Clusters in Europe. Observatory of European SMEs. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2002. № 3. Р. 15)

При всем различие трактовок кластера большинство ученых сходятся в том, что кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом признаков, варьирующихся по своим размерам, широте охвата и уровню развития, некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий, а другие кластеры в свою очередь включают как крупные, так и малые фирмы. С учетом позиций М. Портера, делающего упор на связях внутри кластера между его участниками – основными компаниями – производителями, сопутствующими или вспомогательными производствами, а также разными институтами – университетами, исследовательскими организациями и государственными структурами. Кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем просто объединение фирм для совместной деятельности, предполагая глубокую технологическую кооперацию. Фирмы не только кооперируют внутри кластера, но и продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях, что является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. Кластеры влияют на конкурентную борьбу тремя способами: во-первых, посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; во-вторых, посредством повышения способности к инновациям и таким образом, к повышению производительности; в-третьих, посредством стимулирования новых бизнесов, поддерживающих инноваций и расширяющих границы кластера. При формировании кластера производства, находящиеся в нем оказывают друг другу взаимную поддержку. Преимущества распространяются по всем направлениям связей, например, новые фирмы ускоряют темпы своего развития, стимулируют различные подходы к НИОКР и обеспечивают необходимые средства для внедрения новых концепций, возможностей, комбинаций, квалификаций и стратегий, происходит быстрое распространение информации и новшеств, что приводит к распространению конкуренции из одной отрасли кластера в другую. В кластере формируется определенная среда, которая способствует повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. «Таким образом, - пишет М. Портер, - кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». (Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник Московского Университета, Сер. 6. Экономика. 2007. №5. С.45. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс». 2001. С.221.)

В более широком смысле кластеры представляют новый, обеспечивающий дополнительные возможности, способ структурирования и понимания экономики, организации теории и практики экономического развития, а также установления государственной политики. Кластеры делают конкурентоспособность более мощной, а конкуренцию действенной.

Кластеры создают механизм для объединения компаний, правительства и местных институтов для ведения конструктивного диалога по вопросам совершенствования, а также предлагают новый механизм для сотрудничества предпринимательских структур и правительства .(Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс». 2001. С. 259.)

Рассмотрение основных характеристик кластеров представляется важным, так как способствует лучшему пониманию отдельных ключевых моментов для осознания сути кластеров. Анализируя работы посвященный кластерам, ученые (Andreson T., Sorvik J., Hansson E.W. The Clusters Policies Whitebook, IKED. 2004. https:// www. competitiveness.org/ article/241/1/.) выделяют следующий ряд характеристик:

1. специализация;

2. инновационность;

3. множественность участников;

4. жизненный цикл.

С учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров:

1. Дискретные кластеры включают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний – поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций.

2. Процессные кластеры образуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие.

3. Инновационные и «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях.

4. Туристские кластеры формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристских операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других.

5. Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал. (https://www.uecs.ru/marketing/item/423-2011-05-23-10-00-04, Бунаков О.А. 25.04.11 Российская Международная Академия Туризма)

На сегодняшний день концепция развития кластеров используется как ключевой элемент стратегий экономического развития многих стран мира. Так, в частности, полностью кластеризированы датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Успешно функционируют отдельные кластеры в Германии (химия и машиностроение) и во Франции (производство продуктов питания, косметики), в Сингапуре (нефтехимия), в Японии (автомобилестроение) и в целом ряд других стран мира. В процессе развития находятся многоотраслевые территориальные кластеры в США и КНР. Например, ведущие предприятия в «Шанхайской зоне» КНР работают по специальной модели производства, когда предприятия кластера находятся в одном регионе, но при этом максимально используют природный, кадровый и интеграционный потенциалы соседних регионов.

Традиционный кластерный подход используется применительно к промышленному производству. Сравнительно хорошо изучены кластеры в электронике и автомобилестроении Японии и США, химической промышленности Германии, обувной промышленности Италии, лесной и деревообрабатывающей промышленности Швеции и др. В сфере услуг, применение кластерного подхода практически отсутствует. Между тем, кластерный подход играет решающую роль в формировании центров, УСЛУГ!!! в привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности.

Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Одна из главных особенностей состоит в том, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса.

 

Сущность кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него предприятий, которые представляют собой цепочки добавленной стоимости или система накопления стоимости (value system часто переводится как система ценностей). (Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс». 2001. С. 88.)

В туристском кластере накопление стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости поставщиков (транспортные компании), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагенты), в также сами потребители – туристы (Рис. 1). По данным Всемирной туристской организации, во время семидневного пребывания посетителей в отдаленном туристском центре работает от 10 до 20 цепочек. В них задействовано 30-50 разных фирм, начиная с экскурсионного бюро, специализированных магазинов туристкой литературы и страховых компаний и заканчивая сувенирными лавками и пунктами обмена валюты, такси и др. (Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness/ WTO Business Council. Madrid. 2000. P. 71.)

Цепочки поставщиков
Цепочки средств размещения и развлечений
Цепочки каналов сбыта
Цепочки туристов
предшествующая подсистема
Центральная подсистема
Результирующая подсистема
Система накопления стоимости в туристском кластере

Рис. 1. Система накопления стоимости в туристском кластере ( Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness/ WTO Business Council. Madrid. 2000. P. 88. )

Следственно, чтобы быть кластером, группа взаимосвязанных и географически соседствующих компаний должна действовать в определенной сфере взаимодополняя друг друга.

Несмотря на свою «молодость», (популярен с конца 80-х годов 20 века), сегодня кластерный подход известен как наиболее эффективный среди путей развития территории.

Туристские кластеры как интегрированные группы предприятий, организаций, учреждений в сфере туристского бизнеса представляют собой глобальное явление. Они присуще в первую очередь развитым странам, но также наличествуют в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В настоящее время в России идет процесс ряда региональных и локальных кластеров. Этот процесс ускорился в связи с принятием поправок в 2006 году к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и с выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Они образуются в целях создания привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата в стране, эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов и повышения конкурентоспособности туристского и санитарно-курортного российского продукта.

Развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики, что подтверждает анализ мировой хозяйственной практики.

Преимущества кластерного подхода в том, что организации в кластерах обоюдно осуществляют различную деятельность, выстраивают свою стратегию и ежедневные действия, что ведет к возникновению новых возможностей в процессе конкуренции. Они могут действовать более эффективно и оперативно, имея доступ к специализированным активам, поставщикам и потребителям через взаимодействие в рамках кластера. В рамках кластера ведется постоянное усовершенствование посредством обмена знаниями и тесного общения между клиентами, поставщиками и организациями, быстро распространяются инновации. Кластеры формируют бизнес-среду, в которой человеческие ресурсы, технологии, капитал имеют возможность быстро перемещаться, приводя к более эффективным сочетаниям знаний, умений, навыков, капитала и технологий. Во многих случаях ведущие рынки, где требовательные потребители при взаимодействии с поставщиками стимулируют развитие технологий и инноваций, представлены кластерами.

Следовательно, представители бизнеса, органов власти и ученые изыскивают возможности повышения эффективности и конкурентоспособности посредством кластеров.

В России так же активно заговорили об использовании кластерной политики для повышения конкурентоспособности компаний, отраслей, регионов, страны.

Использование кластерного подхода сегодня является одним из ведущих в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований. На федеральном уровне идет формирование механизмов обеспечения финансирования мероприятий по развитию кластеров.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Целью создания кластера УСЛУГ!!! является повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, качества социально-экономического развития региона при создании условий для сотрудничества предприятий сходных отраслей, образующих региональные кластеры, посредством синергетического эффекта. Что подразумевает повышения эффективности работы входящих в кластер предприятий и организаций, стимулирования инноваций и развития новых направлений.

Среди критериев качества социально-экономического развития можно рассматривать повышение темпов экономического роста региона, относительно средних по стране; увеличение региональной добавленной стоимости; усиление значимости профессионализма; повышение жизненного уровня региона относительно средних по стране.

При этом туристский кластер может формироваться как на региональном уровне, так и на муниципальном. Так же имеют место примеры межрегиональных туристских кластеров.

Кластерный подход к развитию туристского сектора экономики, обнаруживает реальные преимущества.

Вот некоторые из них:

1. эффективное взаимодействие бизнеса и органов власти;

2. более глубокое понимание показателей, характеризующих состояние бизнеса, а, следовательно, и тактических задач, необходимых для его успешного развития;

3. возможность стратегического планирования, основанного на реальном, целенаправленном и мотивированном использовании региональных ресурсов.

Применение кластера поддерживает устойчивость социально-экономического развития региона, учитывает интересы всех участников. Предприниматели получают возможность систематизировать возникающие проблемы, выбирать пути, позволяющие преодолевать их с наименьшими потерями. Взаимодействие региональной власти и бизнес-сообщества способствует более действенному продвижению через федеральные структуры подготовленных законопроектов, прохождению на федеральном уровне необходимых отраслевых и региональных преобразований. Благодаря тесным партнерским связям субъекты кластера извлекают более значительные выгоды за аналогичный промежуток времени.

Формирование и развитие кластеров сопровождается возникновением ряда проблем. Среди них можно отметить отсутствие соответствующей инфраструктуры; неспособность кадрового персонала оценить выгоды и конкурентные преимущества при такой форме кооперации; слабая готовность руководства к внедрению преобразований и инноваций; отсутствие практики стратегического планирования в рамках государственно-частного партнерства кластера (не менее 3-х лет).

Проведение комплекса мероприятий, основанных на использовании преимуществ кластерного подхода, разработка и внедрение соответствующей нормативно-законодательной базы существенно упростило бы процедуру организации кластеров на территориях всех уровней (как региональном, локальном, так и стартовом).

Устойчивое развитие туриндустрии, как одной из важнейших отраслей экономики региона, возможно лишь только при реальной поддержке государства, выполняющего роль катализатора государственно-частного партнерства, включающего представителей власти, туристского бизнеса, общественности и науки, чьи усилия должны объединиться в активной работе по нахождению эффективного экономического рычага, способствующего качественному улучшению жизни, за счет внедрения социальных программ и инноваций на региональном уровне.

В этой связи, кластерная политика является ключевым инструментом при решении задач по развитию регионального инновационного потенциала и уровня экономического развития страны в целом.

 

 

Мультипликативный эффект (об истории развития теории мультипликаторов.)

Термин “мультипликатор” впервые введен в 1931 г. английским экономистом Р.Ф. Каном для обоснования организации общественных работ как средства выхода из экономической депрессии и сокращения безработицы. Он продемонстрировал, что государственные затраты на организацию общественных работ не только приводят к созданию рабочих мест, но и стимулируют увеличение потребительского спроса, тем самым способствуя росту производства и занятости в целом по экономике. Несколько позже Дж. М. Кейнс сформулировал теорию мультипликативных эффектов в экономике, выделив (помимо мультипликатора занятости) также мультипликаторы доходов и инвестиций. Суть эффекта мультипликатора сформулирована следующим образом: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальные затраты. В дальнейшем теорию мультипликатора развивали Р.Харрод, Э.Хансен. П.Самульсон, Дж.Хикс и другие экономисты. Наиболее часто встречающийся в литературе способ расчета мультипликатора основан на сопоставлении статистических данных о том, насколько величина исследуемого экономического показателя изменяется в зависимости от динамики другого экономического показателя. Задачи оценки влияния объемов производства и капитальных вложений в рамках одной из отраслей на все народное хозяйство в целом возникают достаточно часто. Например, при определении приоритетных направлений государственной поддержки в условиях бюджетных ограничений. В научной литературе приняты следующие определения ключевых категорий.

Мультипликатор (в макроэкономике) – численный коэффициент, показывающий, во сколько раз изменятся итоговые показатели развития экономики при росте инвестиций или производства в анализируемом виде деятельности. В рамках макроэкономического анализа могут различаться производственные и инвестиционные мультипликаторы.

Мультипликативный эффект – произведение мультипликатора на изменение объема производства, инвестиций и других характеристик отрасли. Отражает эффект от увеличения показателей в анализируемом виде деятельности с учетом его вклада в экономическую динамику. (Это текст Вашей статьи, можно ли на нее ссылаться?)

 

Отрасли, относящиеся к индустрии туризма, посредством кластеров сотрудничают с предприятиями, не относящимися непосредственно к туризму, которые, в свою очередь, стимулируются вследствие развития туротрасли. Таким образом, туризм оказывает значительный мультипликативный эффект на экономическое и социальное развитие и тем самым влияет на диверсификацию экономики. (https://altayzemlia.ru/articles/ocen_st_5.php).

Мультипликатор туризма – это числовой коэффициент, показывающий, во

сколько раз возрастет или сократится валовой региональный продукт в результате увеличения или сокращения расходов туристов. Функционирование туристско-рекреационного комплекса стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, позволяя получить значительный мультипликативный (экономический и социальный) эффект, в рамках развития:

– транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, авиаперевозок);

– агропромышленного комплекса (сельского хозяйства, пищевой промышленности и общественного питания);

– информационно-телекоммуникационных систем, в том числе, Интернет-маркетинга, онлайн-бронирования, телефонной и мобильной связи и т.д.;

– оптовой и розничной торговли, с целью обслуживания туристско-рекреационного комплекса и самих рекреантов;

- энергетических и коммунальных систем в связи с необходимостью качественного и бесперебойного обеспечения ТРК энергией и услугами;

– системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров на основе соответствующих образовательных учреждений. Следовательно, определение подходов к оценке мультипликативного эффекта от развития туризма в регионе актуально и своевременно. (Оценка мультипликативного эффекта от развития туризма в регионе. А.Ю. Даванков, П.Я. Дегтярёв, А.И. Полетавкин Челябинский государственный университет)

Практический учет же его достаточно сложен.

Существует семь видов туристских мультипликаторов, которые могут быть рассчитаны для любой национальной экономики:

1) мультипликатор выпуска;

2) мультипликатор продаж;

3) мультипликатор дохода;

4) мультипликатор занятости;

5) мультипликатор заработной платы;

6) мультипликатор государственных доходов;

7) мультипликатор импорта

(Розанова Т.П. Туристские услуги в системе потребительского рынка национальной экономики. - М.; Изд-рынка. Отчет о НИР, Сходня (Московская область), - С. 97.)

Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.

Так как турпредприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов.

Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции).

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов.

Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.

Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.

(Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г. Математематическое моделирование развития туризма в сфере услуг Трамова A.М. (МЭСИ))

Институтом экономики Карельского научного центра РАН была предложена и апробирована упрощенная методика оценки мультипликативного эффекта, основанная на выявлении доли туризма в ВРП. Данная методика основана на понятии совокупного дохода от туризма как основного показателя, позволяющего судить об экономическом влиянии туризма на экономику региона. Под совокупным

доходом понимается совокупность ежегодных прямых и косвенных выгод, получаемых регионом от туристической деятельности, выраженных в стоимостном виде.

В целях оценки совокупного дохода от туризма используется следующая формула:

M = MT + M1 × 1/ (1-R) = MT + Y × QT × (VT – ZTИ) / X × 1/ 1-R,

 

где (1)

М – совокупный доход (прямой и косвенный, с учетом мультипликативного эффекта)

от туризма в регионе;

МT - объем средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств,

вошедший в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма);

М1 - часть выручки от туризма, оказывающая влияние на ВРП (объем ВРП, вызванный заказами туризма);

VT - объем услуг (выручка) туризма в стоимостном выражении;

Z - объем затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для обслуживания туристов, у других предприятий (себестоимость турпродукта);

Y - валовой региональный продукт;

Х – валовой общественный продукт;

R – коэффициент, отражающий степень замкнутости экономики региона и отражающий связь двух последовательных кругов обращения средств, вырученных от туризма в регионе.

Основой расчетов служит оценка объема средств –

МT, вырученных от туризма на первом круге обращения средств, вошедших в ВРП региона (прямой экономический эффект от туризма). Это показатель расходов туристов, произведенных на рассматриваемой территории.

Таблица – 1 Туристско-рекреационный комплекс и его мультипликативный эффект (образец)

 

Годы ВРП, млн. руб. Объем продукции ТРК, млн. руб. Мультипликативный эффект. ТРК, млн. руб ТРК с учетом мультипликативного эффекта, млн. руб. ТРК с учетом мультипликативного эффекта к ВРП, %
2011, факт/расчет          
2015, прогноз          

 

Косвенные доходы от туризма представляют собой денежные средства, затраченные туристическими фирмами, самими туристами, предприятиями туристской инфраструктуры региона на приобретение производственного оборудования, потребительских товаров

и услуг у предприятий, не относящихся к туристической индустрии. Кроме того, косвенными доходами от туризма для региона является лишь та часть затраченных денежных средств (прямых и общих затрат), которые не уходят за его пределы. Оценить косвенные доходы от туризма позволяет методика определения мультипликатора для сопоставления вклада отраслей в развитие экономики региона.

Следовательно, исходный критерий оценки социально-экономической эффективности производства валового туристского продукта по предлагаемой нами методологии может быть определен двумя величинами: качеством туристского продукта и затратами ресурсов на его производство. (Оценка мультипликативного эффекта от развития туризма в регионе. А.Ю. Даванков, П.Я. Дегтярёв, А.И. Полетавкин Челябинский государственный университет).

В России большое внимание уделяется разработке методики оценки мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства. Поскольку данная отрасль экономики представляет собой одну из приоритетных отраслей, требующую развития и перспективных во многих аспектах, необходимо проводить оценку экономической эффективности ее развития, то есть определить ее влияние (в количественном выражении) на национальную экономику.

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН мультипликативный эффект туризма более чем в 60 странах мира оценивается пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: