Руководство выполнением выпускной квалификационной работы




7.1 Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель. Назначение руководителя осуществляется на основании приказа, подготовленного согласно требованиям СМК-О-СМГТУ-39-16 Государственная итоговая аттестация по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (версия 5).

7.2 Для руководства отдельными разделами выпускной квалификационной работы, связанными с использованием математического аппарата обработки данных, а также в тех случаях, когда тематика выпускных квалификационных работ носит межкафедральный или междисциплинарный характер, могут назначаться консультанты.

7.3 Руководитель ВКР помогает студенту сформулировать объект, предмет исследования, выявить его актуальность, научную новизну, разработать план исследования, в процессе исследования проводит систематические консультации.

7.4 Подготовка ВКР студентом и отчет перед руководителем реализуется согласно календарному графику работы. Календарный график работы студента составляется на весь период выполнения ВКР с указанием очередности выполнения этапов и сроков отчетности студента по выполнению работы перед руководителем.

7.5 По завершении ВКР руководитель вычитывает работу и представляет письменный отзыв (Приложение Д).

 

Структура выпускной квалификационной работы

8.1 Текстовая часть выпускной квалификационной работы студента должна содержать следующие основные элементы:

- титульный лист (1-я страница ВКР);

- задание на выполнение ВКР (2 и 3 страницы);

- отзыв руководителя ВКР (4 страница);

- реферат (5 страница);

- содержание (начинается с 6 страницы);

- введение;

- основную часть (теоретическую и практическую главы);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

 

Требования к содержанию и оформлению структурных элементов выпускной квалификационной работы

Общие требования

9.1.1 Оформление ВКР выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 и ГОСТ 2.105. Страницы текста ВКР и включенные в работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.

9.1.2 Рекомендуемый объем ВКР:

- для обучающихся по программе бакалавриата составляет 55-65 страниц текста формата А4 (без учета приложения);

- для обучающихся по программе специалитета - 65-90 страниц текста формата А4 (без учета приложения);

- для обучающихся по программе магистратуры - 80-100 страниц текста формата А4 (без учета приложения).

Объем ВКР может быть скорректирован выпускающей кафедрой индивидуально для каждой работы (но не более 120 страниц).

Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами (тем же шрифтом, каким выполнен текст ВКР), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номера страницы без точки проставляют (включая отзыв руководителя) в центре нижней части листа. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц ВКР.

9.1.3 Текстовая часть ВКР должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль 14). Текст ВКР следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, отступ первой (красной строки) – 1,25 мм., выравнивание основного текста по ширине.

Основную часть ВКР следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста ВКР на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Каждый раздел необходимо начинать с новой страницы.

Разделы основной части работы должны иметь порядковые номера в пределах всей ВКР, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Наименование разделов записывается ПРОПИСНЫМИ буквами полужирным шрифтом без точки с выравниванием по центру.

Наименование подразделов записывается с прописной буквы полужирным шрифтом без точки с абзацного отступа с выравниванием по ширине. Наименование пунктов записывается с прописной буквы полужирным шрифтом курсивом без точки с абзацного отступа.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Нельзя заканчивать заголовок союзом, наречием, предлогом, прилагательным.

Между разделом и подразделом, подразделом и текстом соблюдается полуторный интервал, т.е. пустая строка не вставляется.

Если в названии раздела или названии подраздела текст располагается в несколько строк (более двух), то между строками должен быть одинарный интервал. Между текстом первого подраздела и названием второго подраздела следует два полуторных интервала, т.е. вставляется одна пустая строка.

Если основная часть ВКР не имеет подразделов, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номера раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

9.1.4 Демонстрационные листы в виде схем, графиков, фотографий являются дополнительными элементами и служат для наглядного представления материала ВКР при его публичной защите. Демонстрационный материал частично или полностью может быть представлен с помощью мультимедийного оборудования. В случае замены демонстрационных листов презентацией студенту необходимо подготовить раздаточный материал, представляющий собой копии презентации для всех членов государственной экзаменационной комиссии в формате А4.

9.1.5 Законченный вариант выпускной квалификационной работы, наряду с бумажным носителем, должен быть представлен на электронном носителе данных ЭВМ.

9.1.6 Опечатки, описки, графические неточности, повреждения листов ВКР, и помарки не допускаются.

9.1.7 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Сокращение русских слов и словосочетаний в ВКР оформляются в соответствии с требованиями по ГОСТ 7.12.

9.1.8 В тексте ВКР должны применяться термины, обозначения и определения, установленные стандартами по соответствующему направлению науки, а при их отсутствии - общепринятые в научно-практической литературе.

9.1.9 Не допускается применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; применять произвольные словообразования.

9.1.10 При многократном упоминании устойчивых словосочетаний в тексте работы следует использовать аббревиатуры или сокращения. При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: «профессиональное самоопределение (ПС)»; «эмоциональное выгорание персонала (ЭВП)», а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру. Сокращение русских слов и словосочетаний в ВКР оформляются в соответствии с установленными требованиями.

9.2 Титульный лист, задание, отзыв, рецензия, реферат, содержание

9.2.1 Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с типовой формой, установленной в МГТУ. Форма титульного листа представлена в Приложении Б, В.

9.2.2 Задание на выпускную квалификационную работу оформляется руководителем в соответствии с типовой формой, представленной в Приложении Г.

9.2.3 Отзыв руководителя на ВКР представляется руководителем в объеме одной страницы текста, в соответствии СМК-О-СМГТУ-39-16.

Клише отзыва руководителя на ВКР представлен в Приложении Д.

9.2.4 В рецензии на ВКР (только для работ специалистов и магистрантов) должны быть освещены следующие вопросы: соответствие работы избранной теме, ее актуальность, степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, достоверность и новизна, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов исследования в соответствующей сфере деятельности. В рецензии также отмечаются недостатки работы, если таковые имеются. В заключительной части рецензии дается мнение рецензента о соответствии выпускной квалификационной работы требованиям ФГОС, рекомендация ее к защите, общая оценка работы.

Рецензия должна быть подписана рецензентом с полным указанием его фамилии, имени, отчества, ученого звания, ученой степени, места работы, занимаемой должности и заверена по месту работы рецензента. Состав рецензентов определяется заведующим кафедрой из числа специалистов производства и научных учреждений. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники вузов, если они не работают на данной кафедре.

Помимо общих критериев оценки ВКР руководитель и рецензент должны учитывать также критерии, предусмотренные программой ИГА, поскольку она раскрывает еще и требования к квалификационной характеристике выпускника. Пример оформления рецензии на ВКР представлен в Приложении Е.

9.2.5 Реферат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 и размещается на отдельной странице. Заголовок «РЕФЕРАТ » оформляется прописными буквами полужирным шрифтом с выравниванием по центру страницы Объем реферата не должен превышать одной страницы.

Реферат должен содержать:

- Сведения об объеме ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников.

- Перечень ключевых слов.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

- цель исследования;

- объект и предмет исследования;

- гипотезу исследования;

- задачи исследования;

- методы или методологию проведения работы;

- результаты работы и их новизну;

- рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов работы;

- область применения;

- теоретическую и практическую значимость работы;

- прогнозные предложения о развитии объекта исследования.

Если ВКР не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Реферат ВКР должен быть кратким и точным, следует избегать сложных грамматических оборотов.

9.2.6 Содержание включает введение, наименование всех разделов (глав), пунктов (параграфов), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР. Заголовок «СОДЕРЖАНИЕ » записывают ПРОПИСНЫМИ буквами, полужирным шрифтом с выравниванием по центру страницы. Пример оформления содержания представлен в Приложении Ж.

Введение

9.3.1 Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа студента-выпускника.

Заголовок «ВВЕДЕНИЕ » записывают прописными буквами полужирным шрифтом с выравниванием по центру страницы. Рекомендуемый объем «введения» 2-3 страницы.

Во введении обязательном порядке необходимо:

- раскрыть актуальность темы;

- охарактеризовать проблему, к которой относится тема, изложить историю вопроса, дать краткую оценку современному состоянию теории и практики;

- сформулировать цель исследования;

- обозначить объект и предмет исследования;

- сформулировать гипотезу исследования;

- представить задачи исследования;

- раскрыть практическую и теоретическую значимость исследования.

Формулировка проблем исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено.

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Вот почему важно четко и точно определить проблему: что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы, имеются ли эти знания в науке на сегодняшний день. Если они есть, то насколько полны и достаточны. Иначе говоря, исследователь должен быть глубоко убежден в том, что он начинает работу там, где есть действительно неизведанное, существенное “поле” научного поиска.

В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта), которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность исследования заключается в потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.

Актуальность темы определяется степенью исследовательности проблемы в отечественной и зарубежной литературе. Принято называть имена ученых, внесших крупный вклад в решение данной проблемы. Следует отметить, насколько она изучена в целом, насколько равномерно изучены отдельные стороны, аспекты. Особо выделяются малоизученные и неизученные вопросы, противоречия, как в понимании явления, так и имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования могут быть:

1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое «белое пятно» в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.

4. Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.

5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Важно различать теоретическую и практическую актуальность (значимость) темы.

Теоретическая значимость исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Примеры формулировок:

- «Апробированный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей личностного самоопределения лиц пожилого возраста».

- «Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной дезадаптации».

Таким образом, психологическое исследование можно считать актуальным в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Цель исследования – желаемый конечный результат, который позволит разрешить обозначенную проблему. Результат может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении.

Перечислим основные виды целей психологического исследования.

- Определение характеристик явления. Основанием для постановки такой цели работы обычно могут быть обнаруженная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент или противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

- Выявление взаимосвязи психических явлений. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: их тесноты, направленности, устойчивости; общей структуры взаимосвязей и т.д.

- Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело теоретическое и практическое значение. В тоже время оно было и остается довольно сложным видом исследования. Проведение исследований, ориентированных на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).

- Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования при такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия явлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

- Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущности явлений данного класса, выводит новые термины, связывая их между собой.

- Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описания в литературе к настоящему времени. Это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, придания им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области более высокого уровня обобщенности, расширением области определения понятия.

- Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обновление и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией.

- Создание методики. Необходимость разработки новой методики может быть обусловлена многими причинами. Новые методики имеют несомненную ценность, если они позволяют: повысить точность измерения надежность; дает более дифференцированную или более общую, полную, характеристику качеств; сократить время обследования; расширить контингент испытуемых (по возрасту, уровню образования, состоянию психического здоровья, развития и т.д.); облегчить обработку результатов (упростить, алгоритмизировать). Рекомендовать методику к широкому применению в различных сферах практики можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок, определены необходимые психометрические характеристики.

- Адаптация психодиагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде. Адаптированная методика должна проходить те же психометрические проверки, что и любая новая методика, включая проверку на валидность (соответствие предназначению). Нередко объем работы по адаптации соизмерим с разработкой новой методики, а процесс адаптации весьма схож с процессом создания оригинальной методики. В первую очередь это относится к вопросникам или методикам использующим вербальный стимульный материал.

Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды как носители психики (группы людей) или сами психические явления.

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, имеющихся в наличии исследовательских средств, которыми располагает психолог. Он формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования.

Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать психологические явления и их стороны: психологические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные характеристики отдельных явлений, взаимовлияние между ними, взаимосвязи между психологическими и физиологическими явлениями.

Задачи исследования - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования. Могут быть поставлены задачи достижения нового знания отдельных эмпирических фактов, воспроизведения системы факторов, их взаимосвязи, получения целостной картины изучаемого психического явления (процесса, состояния, образования, свойства) в виде модели или теоретической схемы.

Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. Есть общие задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования, и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные разворачиваются с помощью комплекса неосновных задач, заданий и требований к этапам и процедурам исследования.

Намечая логику исследования, необходимо сформулировать ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

По мнению В.И. Загвязинского, в психологическом исследовании целесообразно выделять три группы задач:

- историко-диагностическая группа задач – связанна с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психологических оснований исследования;

- теоретико-моделирующая группа задач – связанна с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов, модели структуры, функций и способов его преобразования;

- практически-преобразовательная группа задач – связанна с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации психологического процесса, его предполагаемого преобразования, а также разработкой практических рекомендаций.

Гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата исследования.

Слово «гипотеза» (с греческого hypothesis - “основание, предположение”) - означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.

Гипотеза возникает из потребностей общественной практики, отражает научные абстракции, систематизирует имеющиеся теоретические представления, включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру.

По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные.

Простые гипотезы по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т. е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат.

Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

Психологическая гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям:

- логической простоты;

- вероятности;

- широты применения;

- концептуальности;

- научной новизны;

- верификации.

Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований.

Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности.

Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других явлений.

Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.

Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика. В психологии наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем.

Опираясь на эти требования можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования:

– она не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше);

– в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений;

– гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

– требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота;

– соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.

Основная часть

Основная часть выпускной квалификационной работы должна включать в себя как теоретическую (первая глава), так и практическую (вторая глава) части исследования.

9.4.1 Теоретическая часть ВКР

Первая глава содержит результаты теоретико-методологического анализа изученных специальных источников (того, что сделано уже другими учеными). Содержательно она раскладывается на несколько параграфов (как правило, 3-4 параграфа).

Материалы этой главы основываются на тщательном анализе специальных публикаций по изучаемой проблеме отечественных и зарубежных авторов (монографий, статей в научных журналах, сборников научных трудов, реферативных журналов, материалов научных конференций и форумов различных уровней: международных, всероссийских, межрегиональных, региональных и др., различные научные работы выставленные в Интернете).

Выпускник при анализе работ различных авторов должен не только понять их содержание, но и осмыслить его, основываясь на взаимодействии трех составляющих: теория-методология-технология.

При анализе теоретико-методологических оснований различных исследований не допускается переписывание из учебников, учебных пособий и других учебно-методических источников. Автор ВКР должен проанализировать основные тенденции, сложившиеся в современной мировой психологии, развития ее теории и практики, а также их отражения в конкретной области психологического знания.

Результаты, полученные на основании использования разных теоретико-методологических подходов и технологических процедур различными авторами, должны быть соотнесены между собой. Это является одним из оснований для определения принадлежности автора к научным направлениям и научным школам в психологии.

Именно этот аспект анализа степени изученности избранной для ВКР проблемы, лежит в основе определения теоретико-методологических оснований собственного исследования, а также определения его научных атрибутов (объект, предмет, цель, задачи, гипотезы). При этом не следует забывать, что методология – это представление (осмысленное на философско-концептуальном и предметном уровне), разделяемое большинством или группой ученых относительно наиболее общих характеристик изучаемого явления. Формируя методологические основания ВКР, за основу можно взять ту или иную психологическую парадигму (теорию и методологию научной школы и др.), в рамках которой выпускник будет проводить свое исследование.

Более того, опираясь на определенные и избранные выпускником теоретико-методологические основания будущей ВКР, формируется и эмпирический исследовательский инструментарий адекватный цели работы, способный решить поставленные в ней задачи, проверить (подтвердить/не подтвердить) выдвинутые гипотезы.

Стиль изложения этого раздела ВКР аналитический. В этой связи, не является достаточным просто описать мнения различных авторов. Анализируя их, необходимо выделить общее и частное, конкретные результаты и предположения, установленные закономерности, тенденции или их отсутствие и др. Важно также оценить, с позиций собственной точки зрения, адекватность сформированного и использованного эмпирического инструментария, организации и проведения эмпирического или экспериментального исследования, корректность применения методов сбора, обработки и анализа собранного материала и др., обратить внимание на авторские интерпретации полученных ими результатов. Таким образом, обсуждаемый раздел, т.е. первая глава ВКР, завершается общими выводами, в которых отражены следующие аспекты:

- результаты анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме ВКР, показывающие то, что уже сделано другими исследователями в этой области и каково состояние изученности заявленной в ВКР проблемы на современном этапе.

- выявленные методологические и теоретические предпосылки на основе которых автор ВКР излагает свои теоретические положения, концептуальные схемы, операционализирует основные понятия, категории, осуществляет собственное исследование.

 

9.4.2 Практическая часть ВКР

Название второй главы близко (но не тождественно) формулировке темы, с прибавлением фразы типа «Результаты анализа…». Вторая глава полностью посвящена собственным исследованиям выпускника. Она так же должна содержать ряд параграфов (в количестве 3-5), которые логично представляют исследование: ход и полученные результаты должны быть соотнесены с гипотезами работы (доказывая их правомерность), проанализированы, осмыслены, обоснованы и интерпретированы. Во второй главе ВКР первым параграфом под номером 2.1 будет следующая примерная формулировка «Организация эмпирического исследования».

Программа эмпирического исследования включает:

1. Научные атрибуты эмпирического (экспериментального) исследования. Разработка их формулировок принципиально совпадает с правилами, указанными в предыдущем разделе, но их содержание относится только к эмпирической части работы. Научные атрибуты (предмет, объект, гипотеза, задачи и т.п.) не нуждаются в повторе (дублировании), если они, представлены во введении ко все ВКР не предполагают изменений в контексте выполнения эмпирической части;

2. Краткое изложение концептуальных теоретико-методологических оснований проводимого в ВКР исследования;

3. Операционализация базовых категорий и понятий, используемых при формулировке темы, с целью понимания их содержания, употребляемого в ВКР;

4. Расчет выборки испытуемых, ее описание и анализ;

5. Обоснование конструирования эмпирического инструментария (отбор психологических методов и методик сбора эмпирического материала, способов его обработки и анализа), в том числе, результаты его пилотажной апробации. В целом, инструментарий эмпирического исследования должен:

- соответствовать целям и задачам ВКР;

- быть адекватным теоретико-методологическим основаниям работы;

- апробированным в пилотажном исследовании;

- позволяющим получить достоверные научные результаты;

- отвечать требованиям и возможностям современной психологии как в использовании процедур сбора информации, так и ее анализа, осмысления, интерпретации результатов.

6. Описание процедуры психологического исследования.

Параграф 2.2и все, необходимые в последующем, параграфы второй главы, как правило, отражают:

- проведение запланированных работ, сбор исследовательского материала.

- обработка, описание, осмысление и интерпретация результатов.

- иллюстрация полученных результатов по тексту второй главы ВКР, в качестве которых могут выступать таблицы, схемы, рисунки, графики и др.

- результаты применения полученных выпускником научных результатов в психологической практике.

- разработка пакета материалов подготовленных выпускником для практического использования в области осуществленной психологической поддержки, помощи, психологического просвещения, диагностики и в других форм практической психологии.

- формулирование выводов, которые поднимают полученные результаты на новый уровень осмысления, а не простой констатации фактического состояния исследуемого феномена.

Часть информации (объемные таблицы, расчеты и пр.) помещается в приложения к работе. Типичная ошибка состоит в том, что в Приложениях не прикладываются матрицы первичных данных (количественных результатов).

Формы и способы применения полученных научных результатов в психологической практике (выбирается студентом в зависимости от ООП).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: