Теория социального научения




Авторы теории К. Басси и А. Бандура утверждают, что полоро-левое поведение человека в значительной мере формируется поло­жительными и отрицательными подкреплениями из внешней среды. В развитии полоролевого поведения многое зависит от родителей, которым ребенок пытается подражать, и подкреплений, которые они дают ребенку: положительное за соответствующее полу поведение, от­рицательное за несоответствующее. К трем годам тендерная идентифи­кация упрочивается. Ребенок с уверенностью относит себя к мужскому или женскому полу (это называется тендерной идентификацией). В это время он начинает замечать, что мужчины и женщины выглядят и ве­дут себя по-разному, интересуются разными вещами. Результатом тако­го наблюдения является подражание своим тендерным моделям.

В дальнейшем тендерную идентификацию обуславливают два механизма — дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление озна­чает вознаграждение за поведение, соответствующее тендеру, и на­казание — за несоответствующее.

В обществе до сих пор сохраняются традиционные представле­ния об иерархическом соотношении тендерных ролей, поэтому диф­ференциальное усиление в отношении мальчиков является более сильным, чем в отношении девочек. Данные ряда исследований сви­детельствуют о том, что мальчиков родители чаще подвергают физи­ческим наказаниям, а более частые и сильные наказания воспитыва­ют и большее сопротивление — качество, считающееся «мужским».

Дж. Мастере в ходе исследований выявил, что ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстракт­ным образом. Данное утверждение в большей степени относится к мальчикам, которым в процессе усвоения мужской роли необходи­мо отделиться от матери и сформировать мужскую идентичность при отсутствии эмоционально близких отношений с отцом. Образ мужественного/женственного поведения создается ребенком на ос­новании наблюдения за соответствующим полу поведением. Причем важным здесь является не сам пол того, кому подражает ребенок, а информация о том, что поведение человека соответствует его полу.

К 7 годам дети достигают гендерной константности, понимая, что тендер необратим. В это время вступает в силу процесс диффе­ренциального подражания — выбор соответствующих ролевых моде­лей и подражание их поведению. Гендерная константность побуждает мальчиков и девочек искать соответствующих социальных контактов, чтобы почерпнуть больше информации о соответствующем их полу поведении, которую они находят в группах сверстников.

У мальчиков такие группы имеют строгий и устойчивый иерархиче­ский порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых и неред­ко ведут себя антисоциально. Стиль общения в них связан с необходимо­стью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулин­ности, ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости, подчеркивать достижения и высокие притязания. Именно в таких однополых группах у мальчиков формируются близ­кие межличностные отношения, на которые они опираются как на ис­точник мужских ролевых моделей и сферу реализации мужских качеств.

Басси и Бандура обнаружили, что сначала полоролевое поведе­ние маленьких детей контролируется извне, социальным давлени­ем — действует механизм подкрепления. Затем ребенок выстраивает собственную систему стандартов поведения. Он начинает контроли­ровать свое поведение, используя санкции, которые применяет к себе, то есть поощряет себя за достижение соответствия эталонному образцу мужественности/женственности или наказывает за неудачу. Этот механизм Бандура называет самоподкреплением.

Несмотря на то, что дети получают информацию от представи­телей обоих тендеров, они склонны воспроизводить в поведении именно те модели, которые соответствуют их гендеру. Д. Пери и К. Баси обнаружили, что дети наблюдают, насколько в поведении людей их пола встречаются те или иные виды деятельности, а за­тем используют эти знания для построения собственного поведе­ния. По их мнению, ребенок, вероятнее всего, станет имитировать поведение взрослого, если считает, что эта модель точно отражает правильное полоролевое поведение. Именно поэтому дети тех, кто демонстрирует выходящие за рамки гендерно-ролевых стереотипов поведение, могут освоить поведение, типичное для своей гендерной роли. Наблюдая за другими взрослыми, они приходят к выводу, что поведение их родителей нетипично, и поэтому не имитируют его.

Освоение тендерной роли — это процесс, который продолжается всю жизнь и отражает влияние внешних обстоятельств и пережи­ваемый опыт. На протяжении всего жизненного пути материалом для построения гендерно-ролевой идентичности служит вся система того, что в той или иной культуре связано с понятиями «мужествен­ность» и «женственность».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: