Психоаналитический подход




Понятие гендерной идентичности в традиционном психоанали­зе отсутствует. В своей теории 3. Фрейд использовал только термин «психосексуальность», которым подчеркивал неразрывную связь сексуальной и психической жизни. Он рассматривал половое разви­тие не как одну из сторон психического развития, а представил его главным стержнем, движущей силой развития психики и формиро­вания личности мужчины и женщины.

Психоанализ утверждает универсальные мужские и женские свойства, а также механизмы и стадии (психосексуальные) форми­рования мужского и женского характеров, которые диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского по­ведения характерны решительность, активность, агрессивность, соревновательность, рациональность, стремление к достижениям, творческой деятельности. Для типично женского поведения харак­терны пассивность, нерешительность, слабые социальные интересы, конформность, зависимость, отсутствие стремления к достижени­ям, высокая эмоциональность, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти. Личность развивается гармонично тогда, когда следует вышеописанным моделям.


Однако Фрейд считал, что эти качества не заданы биологически, но формируются в процессе индивидуального развития, в результате взаимодействия ребенка с родителями и идентификации с ними.

Понятие «идентификация» было введено Фрейдом для обозна­чения тех процессов во взаимоотношении с родителями, в результа­те которых ребенок принимает мужскую или женскую роль. Иденти­фикация (отождествление) — бессознательный процесс, благодаря которому индивид (ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя отождествляет (напри­мер, мать или отец).

Развитие мужской личности. Для объяснения процесса форми­рования личности мужчины Фрейд использовал понятие «Эдипов комплекс». Идея Эдипова комплекса возникла из трагедии Софокла «Царь Эдип». Фрейд рассматривал трагедию как символическое опи­сание одного из величайших конфликтов душевной жизни человека. Миф, по мнению Фрейда, символизирует неосознанное желание ре­бенка обладать родителем противоположного пола и устранить ро­дителя своего пола. На начальной стадии половой идентификации дети имеют мужскую ориентацию.

В младенчестве у мальчика возникает первичная идентифика­ция (к 1,5 годам), которая выступает примитивной формой его эмо­циональной привязанности к матери и которая берет свое начало от материнской груди. Впоследствии она уступает место вторичной идентификации (с отцом), которая обладает амбивалентностью и яв­ляется предпосылкой развития Эдипова комплекса. «Оба отношения существуют некоторое время параллельно, пока усиление сексуаль­ных влечений к матери и осознание, что отец является помехой для таких влечений, не вызывает Эдипова комплекса». Это комплекс бессознательных представлений и чувств, заключающийся в половом влечении к матери и стремлении физически устранить отца.

С момента рождения мать является для мальчика главным источ­ником удовольствия и удовлетворения всех его эротических желаний. Поэтому он хочет обладать ею и выражать к ней свои чувства, как это делают взрослые мужчины. Воспринимая свою мать как собственность, мальчик узнает однажды, что она лишает его заботливости, любви, на­правляя их на отца. Но он воспринимает отца как опасную фигуру, конкурента, который препятствует его желанию получить генитальное удовольствие. Таким образом, отец становится его главным соперни­ком. С этих пор отношение к отцу принимает враждебную окраску и превращается в желание устранить его и заменить собой.

В то же время ребенок догадывается о своем более низком по­ложении по сравнению с отцом (его пенис меньше) и понимает, что отец не будет терпеть его чувства к матери. Соперничество вызывает чувство страха, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца в сочетании с объектным влечением к матери составляют для мальчика содержание комплекса кастрации (Эдипова комплекса).

Комплекс вызывает чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Он дает ребенку две возможности удовлетво­рения своих влечений, активную и пассивную. В первом случае маль­чик может как мужчина поставить себя на место отца и относиться как он к матери, тогда отец становится препятствием на его пути. Во втором случае он может стремиться занять место матери и быть любимым отцом, тогда мать становится излишней.

Разрешение Эдипова конфликта происходит путем подавления сексуальных влечений к матери и принятия отца как Эго-идеала, и затем идентификации с этим идеалом в процессе развития Супер-эго. Идентификация с отцом дает мальчику набор моральных норм, ценностей, установок, моделей полоролевого поведения, показыва­ющих, что значит быть мужчиной. Идентифицируясь с отцом, маль­чик может удерживать мать как объект любви заместительным пу­тем, так как он теперь обладает теми же качествами, которые мать ценит в отце.

Разрешение Эдипова конфликта предполагает также разрушение первичной идентификации с матерью. Мальчик должен сформировать свою мужскую идентичность путем отделения от матери и формирова­ния чувства- самости как чего-то независимого, автономного и инди­видуального. Это достигается с помощью отрицательных реакций — мизогинии, эмоционального отчуждения от женщин и утверждения своего мужского превосходства, универсальная персонификация ко­торого — культ пениса/фаллоса.

Согласно взглядам Фрейда, юноша должен «посвятить себя задаче отхода от родителей, после решения которой он может перестать быть ребенком. Задача состоит в том, чтобы отделить свои либидонозные желания от матери, использовать их для выбора по­стороннего реального объекта любви и примириться с отцом, если он оставался с ним во вражде, или освободиться от его давления, если он в виде реакций на детский процесс попал в подчинение к нему» [106, с. 399]. Таким образом, мужественность характера юноши-подростка укрепляется благодаря исчезновению Эдипова комплекса и реорга­низации инфантильного Эго-идеала на более зрелый и мужествен­ный. А усиление идентификации с отцом рассматривается как более нормальный процесс, позволяющий достичь мужественности.

Неразрешенный Эдипов конфликт проявляется во взрослой жизни мужчины и-препятствует его душевному равновесию. Это выражается в сниженной активности и избегании успеха из страха превзойти в чем-то своего отца из-за боязни возмездия за «Эдипов триумф». С позиций гендерного подхода классическая психоаналити­ческая концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс половой идентификации и не учитывает другие факторы. Ее главной слабостью признается утверждение биологической детер­минации психологических различий между мужчинами и женщина­ми, причем противопоставляемых друг другу.

Основанная на соединении соборности и самобытности россий­ская святость породила феномен, который может быть назван «со­циальным Эдипом», представляющим бессознательную идентификацию с социальным отцом, выступающим в роли главы России.

Развитие женской личности в классическом психоанализе имеет иной характер. Фрейд полагал, что развитие маленькой девочки во взрослую женщину происходит сложнее и труднее, чем у мальчиков. Это связано с тем, что девочка с течением времени должна поменять объект привязанности (в Эдиповом конфликте). Как и у мальчиков, первым объектом любви для девочки является мать, поэтому ма­ленькая девочка — это как бы маленький мужчина, так как ее жела­ния направлены на мать. В связи с этим Фрейд задает два важных вопроса: «Как в Эдиповой фазе девочка от привязанности к матери переходит к привязанности к отцу или из своей мужской позиции в биологически определенную ей женскую?» и «От чего умирает силь­ная привязанность к матери?». Ответ Фрейд находит в комплексе кастрации, который, по его мнению, является ведущим в развитии женственности, но имеет другое содержание, чем у мальчиков.

Комплекс кастрации возникает у девочки, когда она узнает, что у нее нет пениса, как у отца или брата. Комплекс переживается ею как своеобразный сплав страха и зависти к мужскому половому органу. В связи с этим девочка начинает проявлять враждебность по отноше­нию к матери, которая родила ее без пениса или наказала за какой-то проступок, отняв у нее его, и направлять свои либидонозные жела­ния на отца. Фрейд также утверждал, что иногда девочки начинают обесценивать свою женственность, считая себя и свой вид «дефек­тивным». Отсутствие заветного органа переживается как «нарцисси-ческая травма» — базовое чувство неполноценности. Все дальнейшее развитие и становление женщины подчинено этому факту, вызывая стремление компенсировать, возместить утраченное, дабы «скрыть дефект гениталий».

Комплекс кастрации разрешается символическим путем: от пе­ниса к ребенку (сыну), которого девочка желает получить от отца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: