Современная аналитическая психология о становлении мужской и женской идентичностей




Автор теории, К.-Г. Юнг, не использовал термин «идентич­ность» в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией.

Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под инди­видуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или «самоосуществление».

В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что внутренние изменения, приводящие к гармонизации Эго (идентичности), осуществляются со­гласно двум (а не одному, фаллическому) альтернативным принципам: маскулинному и фемининному. Маскулинный он называл Логосом (то есть «словом», отсюда, следовательно, рациональность, логика, ин­теллект). Фемининный принцип в концепции Юнга получил название Эроса (изначально любовник Психеи, отсюда связь с чувственностью, иррациональностью, пассивностью, смирением). Цель и процесс ин-дивидуации могут быть описаны только при помощи символов.

Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество пер­сонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент.

Формирование идентичности мужчин. Для описания маску­линного пути используется образ Героя, а для описания феминин­ного — образ Красавицы; эти образы качественно различаются и не могут быть сведены к одному. Герой и Красавица — это метафоры, обозначающие тайный смысл внутреннего процесса индивидуации в архетипической психологии К.-Г. Юнга.

Мифы народов мира явились для Юнга исходным материалом в разработке представлений о коллективном бессознательном. Ми­фологемы — общие темы, которыми пронизаны легенды и сказания самых разных культур, стали для него своего рода ключами к раз­гадке вечных аспектов психического. В силу того, что Герой — это центральная фигура во многих легендах и мифах любой культуры, Юнг ввел его в.психологию. Исследуя различные героические ска­зания, он выделил идентичные элементы в истории Героя: боже­ственное рождение; спуск в подземный мир; героические поступки, которые тот совершает, например битва с чудовищем, выполнение опасного задания; помощь спутников мужского и женского пола либо животного; мотивы искушения, поражения, крушения надежд, смерти и воскрешения. Внутри этих тем Юнг видел, что Герой может быть понят как архетип развивающегося Эго-сознания человека.

Индивидуация — это «самостановление», то есть обретение зна­ний и представлений о себе, которые скрыты в «подземном, темном царстве», той части бессознательного, что лежит внизу, под ясным представлением о себе. Для этого потребуются мужество и смелость Героя, спускающегося в подземный мир, — задача, сопряженная с опасностью, но ее выполнение необходимо, чтобы повзрослеть и пре­успеть в личном и социальном плане.

Внешне формирование мужской идентичности происходит под влиянием противостояний между «Я» и окружающим миром. При­чем этот мир не ограничивается только женщиной (мать, возлюблен­ная, жена); это взаимодействие с объектами и событиями реального мира, где мужчине важно победить — стать Героем. Столкновения с реалиями жизни заставляет мужчину погружаться в содержание бес­сознательного. Трансформации на этом пути неизбежно сопряжены с овладением теневых сторон его бессознательного.

Развивая идею о пути формирования идентичности, О. А. Лав­рова предлагает модель в виде структуры из четырех элементов — топосов.

Топос (букв, место, пространство, обладающее границами) пред­ставляет собой родовое понятие по отношению к видовому понятию архетипа. Центральным элементом модели выступает духовный интегрирующий потенциал или жизненный потенциал — Топос Мудрого старца (сенеке, Мана-личность). Три других топоса представляют собой взаимосвязанные уровни человеческого бытия. Жизнедеятельность (бытие тела), идентичность, соответствующая ему, — топос Младенца (и у мужчин, и у женщин). Телесно-чувственное бытие (бытие души) топос Ге­роя (у женщин — Красавица). Осмысленное, разумное бытие — то­пос Царя (Великая Мать у женщины).

Краткая характеристика пути формирования муж­ской идентичности.

Топос Младенца. Мужчина, пребывающий в состоянии Мла­денца, ищет женщину-Мать, которая должна относиться к нему по-матерински. Он готов стать ее невольником, ведет себя как на­стоящий младенец, требующий тепла, заботы, любви. Женщина на этом этапе трансформации представляется ему чем-то вроде идола, непорочной, независимо от того, как она ведет себя на самом деле. Находясь во власти своих иллюзий, он не в состоянии увидеть ре­альность. Застревание на этой стадии ведет к тупиковому развитию по типу «маменькиного сыночка», «Синей Бороды», «вечного юно­ши». Позитивный исход трансформации — принятие своего оди­ночества, выход из-под родительской опеки, поиск себя и смысла жизни. Архетип: Радостный Играющий Ребенок. Негативный исход: вечная привязанность к женщине-матери, саморазрушение. Архети­пы: Убиенный Младенец, Робот.

Топос Героя. В этот момент трансформации мужчина обретает силу (физическую и интеллектуальную), основанную на опыте пре­одоления. Героическая мифология предоставляет много примеров героического пути, условно делящихся на две группы: ведущие к по­беде и ведущие к поражению.

Общие мотивы позитивного пути таковы: «битва с Драконом» — способность справляться с проявлениями агрессии («побеждать чу­довищ»); «дружба» — обретение друзей, союзников, помогающих в борьбе за восхождение; «любовь» — встреча с избранницей; «спасе­ние, воскрешение» — обретение опыта предательства, обмана, про­хождение испытаний как в отношениях с женщинами, так и с мужчи­нами; «завоевание» — развитие интеллектуальной силы, позволяющей познать и завоевать мир; «царствование» — свадьба, восшествие на царский трон, «обожествление» — снискание Божественной помощи.

На позитивном пути происходит рождение Героя, становление его героических качеств. Мотивы героического пути социальны, это реальные задачи, которые мужчина решает, живя в социуме. Разре­шение этих задач неизбежно приводит его к конфронтации с теневы­ми аспектами собственного бессознательного и интеграции их в со­знание. Негативный путь ведет к гибели Героя. Если для становления


Героя архетипическое направление одно, то для гибели их множе­ство: гибель от одиночества — нарциссизм, гордыня; гибель от пре­дательства (Тессей); гибель от любви (Орфей); проклятие вечных му­чений от собственного коварства, изворотливости (Сизиф).

В случае негативного исхода формируется слабое Эго, внешнее проявление которого можно охарактеризовать следующим образом:

• неспособность к различению границ между собой и миром (жажда всемогущества, обладания и неспособность выдержать аффективного напряжения и адекватно воспринимать реаль­ность);

• отсутствие воли к физической борьбе, агрессии («Я умник»), не­способность постоять за себя, защитить свои взгляды, ценности;

• отсутствие воли к интеллектуальной деятельности, фаллическая завороженность (Мачо);

• отсутствие самокритики (Супермен);

• перевернутая (феминная) полоролевая идентификация. Негативный исход трансформации на данном этапе может быть воплощен в следующих архетипах: Сверхчеловек, Дракон, Мужчина-Красавец.

Топос третий: Царь. На данном этапе трансформации мужчина обретает ответственную жизненную позицию, он «царит», «правит» миром. В это время мужчина становится биологическим отцом, вос­питывает и посвящает сына, которому предстоит выдержать борь­бу с отцом, прежде чем тот согласится передать ему царственный жезл (рпаПоз) к власти, к «Я» и к «Миру». Социальное отцовство (лидерство) воплощается через способность влиять на «сыновей», на социальные процессы. Мужчина обретает позитивные лидерские качества, он не конкурирует, а побеждает, так как уверен в себе, сво­ем успехе. Негативное отцовство и лидерство проявляются в конку­ренции или отказе от борьбы из-за страха потерпеть неудачу. Та­кой мужчина избегает успешных «мужчин-Героев», он комфортнее чувствует себя в присутствии женщин, где много и преувеличенно говорит о своих несуществующих победах.

Топос четвертый: Мудрый старец, Мана-личностъ. Трансформа­ция Мана означает у Юнга интеграцию полярных личностей: дикаря (Трикстера) и Бога. Мудрец обладает самой сокровенной и священ­ной тайной мироздания, которая дает мужчине ощущение внутрен­ней и внешней гармонии, примиряет с несовершенством и способ­ствует дальнейшему развитию. Мудрец является человеку в особо трудные мгновения жизни и открывает дальнейший путь. Трикстер (плут, мошенник), проявляется в аморальном поведении, интригах и других пороках; это теневая форма личности. Он опасен тем, что появляется в тот момент, когда мужчина совершает духовный про­рыв в развитии, стремясь занять место Эго. Осознание Трикстера лишает его власти над Эго. Позитивный исход: самоценное автоном­ное духовное бытие, гармония с миром. Негативный исход: война с миром, отчаяние. В самом печальном случае место Эго занимает Тень и тогда Герой превращается в злого Гения, разрушителя.

Формирование идентичности женщин. Эго женщины обладает си­лой чувственности и душевной красотой, которым противостоит сильный духом Анимус. Только сознательно обращаясь к его ре­сурсам, женщина развивается как целостная и уникальная лич­ность. Эго (Красавица) и Анимус могут иметь теневое, негативное содержательное воплощение. Если Эго воплощает позитивный по­люс архетипа, то в архетипе Анимуса актуализируется негативный полюс. Центральной точкой рождения Красавицы является инте­грация позитивных и негативных полюсов в архетипической форме Эго женщины (Красавицы). В случае, если у женщины формируется негативная Эго-идентификация («Я не женщина», то есть не Кра­савица), то архетипическое содержание Анимуса является главным Эго-ресурсом. Такая женщина либо становится на героический путь индивидуации (то есть мужской), либо развивается по известным сценариям: «синий чулок», «старая дева», «проститутка».

Процесс становления полноценной женской идентичности про­ходит через ряд трансформаций, запускаемых архетипом Красави­цы. Внешним стимулом к обращению к ресурсам Анимуса выступа­ют события социального мира: взаимодействие с реальными людь­ми в окружении женщины. Внешний, социальный план является видимым, переживаемым, осознаваемым и поддающимся осмысле­нию в виде «истории моей жизни». Внутренний стимул — это пере­живания, которые испытывает женщина, и именно он раскрывает скрытый план пути развития женской идентичности. Ниже следует краткая характеристика пути формирования женской идентичности в модели Лавровой.

Топос первый: Младенец. На данном этапе происходит пробуж­дение души, которое сопровождается влечением к грезам и неиз­бежными разочарованиями. Переживаемое в этот период состояние можно характеризовать как нерожденность по аналогии со «Спящей Красавицей». Девушка ждет Принца и представляет его в своих меч­тах в сказочном, ирреальном образе: подвиги «во имя меня», «он возьмет меня (Младенца) на руки» и понесет по жизни. Все эти фан­тазии обычно имеют место в подростковом возрасте. В связи с тем, что для этой стадии характерно грандиозное Эго с изрядной долей нарциссизма, девушки, с одной стороны, идеализируют, с другой — обесценивают своих избранников.

Архетипическими особенностями этого момента становления являются ирреальность в восприятии себя и мужчин, беспомощ­ность, одиночество, нарциссизм (грандиозность), желание быть за­висимой (завоеванной, порабощенной и т. п.) и пассивной. У дево­чек, которые не имели отцов или у которых был негативный опыт отношения с отцом, подобное проявляется в более зрелом возрасте. Старыми девами (в данном контексте — «девочками») становятся те женщины, которые обижаются на мужчин за то, что они не соответ­ствуют их мечте, и перестают вступать с ними в отношения, заранее предвосхищая несоответствие.

Важной задачей этого этапа для женщины является преодоле­ние первой тотальной иллюзии, которая состоит в ожидании от мира удовлетворения всех своих желаний (не всегда понятных ей самой) и подношений подарков, свидетельствующих о грандиозности вла­дычицы. Как правило, женщины-владычицы — это ничего не чув­ствующие куклы, так как на младенческой стадии чувственность еще спит. Им доступно одно наслаждение — удовлетворение собственно­го нарциссизма. При этом они крайне зависимы от мужского внима­ния и опеки.

Опыт первой любви дает женщине возможность пройти транс­формацию от Младенца к Красавице, в ходе которой она расстается с нарциссизмом и иллюзорными представлениями о том, что она является самым дорогим и желанным подарком для мира в целом и для мужчин в частности.

Позитивный результат этой трансформации — принятие мира как непричастного и безучастного к существованию любого чело­века (ни любящего и ни отвергающего); принятие себя как первого лица, ответственного за свою жизнь. Архетипы: Радостный Играю­щий Младенец, Позитивный Внутренний Ребенок.

Негативный исход — нарциссическая персонификация, эгоцен­тризм, ожидание от мира априорной любви, заботы, «нерожден-ность», узкая сфера телесно-чувственного бытия, построение нега­тивной модели себя и мира. Архетипы: Пустота, Негативный Вну­тренний Ребенок, Убиенный Младенец, Кукла.

Топос второй: Красавица. На этой стадии происходит пробуж­дение чувственности, сексуальности, внутренней глубины, которые дают возможность женщине чувствовать себя женщиной (Пре­красной). Неизменные трудности этого момента — приспособление тела к чувственности. Женщине понадобятся определенные усилия научиться получать желаемую разрядку. Собственные эротические фантазии и животные желания приписываются мужчинам («хотят получить от меня только одно»). Главное ожидание: «После этого ты обязан на мне жениться», которое обусловлено социальным табу на акт дефлорации. Если поиск сексуальной любви становится при­вычкой, развитие останавливается.

На данном этапе женщина ищет своего Героя, чтобы остаться с ним. Однако «в случае запрета на собственное очарование... чув­ственность замещается внешним фасадом замужней женщины». Такие женщины стремятся любыми путями выйти за­муж за кого угодно. Партнер в таком случае лишен всякого героиз­ма, и женщина не уважает и не ценит его. В результате оба теряют главное — возможность полноценно развиваться и достигать само­ценности.

Другое испытание на этом этапе выражается в заблуждении, что телесная красота и неповторимый облик есть данность свыше. Жен­щине необходимо понять, что за этим стоят каждодневный душев­ный труд и постоянное творчество.

На этапе Красавицы возможны варианты «консервации», пре­пятствующие полноценной трансформации: «секс-бомба» (женщина с преувеличенной сексуальной персоной); «героиня» (не женщина и не мужчина, то есть принявшая Анимус за себя женщина). В пер­вом случае душевность подменяется сексуальностью, что приводит к разрушению себя и других: мужчин, детей. Во втором эстетически-биологические переживания недоступны для женщины, непонятны или не нужны вообще.

На данном этапе женщина преодолевает вторую тотальную иллюзию — убеждение о том, что мужчины любят только красивых женщин и стремятся только к их телу. Женщине необходимо пере­стать видеть в мужчине Чудовище, насильника и разглядеть в нем человека. Развитие не ограничивается приспособлением тела к про­будившейся чувственности. В этот период происходит переосмысле­ние отношения к себе, миру, в результате Красавица понимает, что эстетически-биологическое существование не дает возможности во­плотить все потенциальные ресурсы женской Души. Необходимо от­вести этой сфере определенное место в своей жизни и идти дальше.

Позитивный исход трансформации — осознание и принятие сексуальности, которая встраивается в общий план Души (душев­ность, определяющая сексуальность). Архетипы: Красавица, Пре­красная Дама.

Негативный исход — лишенная сексуальности и чувственности,^ соперничающая женщина с ограниченной карьерой сферой жизни. Архетипы: Героиня, Чудовище. Другой вариант: увязшая в телесно-чувственных переживаниях женщина, которой неведома конечность сексуальных наслаждений. Архетип: Секс-бомба.

Топос третий: Мать. Данный момент трансформации связан не столько с самим фактом становления матерью, сколько с проявлени­ем материнских свойств души: забота, дарение, принятие, оказание поддержки. На этом этапе проявляются свойства негативной мате­ри — отнимающей, отвергающей, холодной, неспособной полюбить детей. Негативная мать — это тупиковая ветвь на пути формирования - идентичности женщины. В психотерапевтической литературе такая мать называется «невротической матерью». Для нее характерно ам­бивалентное отношение к близким — «то люблю, то ненавижу». Она мечется из одной крайности (сверхпозитивная добропорядочность) в другую (сверхнегативная карающая обвинительница). Воплоще­ние позитивной Матери возможно через осознавание и принятие негативной Матери. В результате женщина становится способной к естественной материнской любви, необходимой для последующего становления самоценности. Женщина, не ставшая биологической матерью, может не менее полноценно прожить данную трансформа­цию в роли социальной Матери.

Третья иллюзия, которую преодолевает женщина, состоит в по­нимании того, что материнская любовь не заменит любовь к муж­чине и что материнская любовь — не единственный удел женщины. Необходимо также освободиться от убеждения о том, что следует «посвящать свою жизнь детям», удушая их своей «любовью». Рас­ставшись с этой иллюзией, женщина будет способна отпустить детей, создав им условия для приобретения социальной и психологической автономии. Сама же найдет для себя возможность для дальнейшего развития.

Позитивный исход трансформации — обретение витальности, жизнеутверждающее бытие. Архетип: Великая Мать. Негативная трансформация идет по пути негативной Матери.

Топос четвертый: Харизматическая женщина, Хтоническая Мать (по аналогии с архетипом Мудреца). Связан с выходом жен­щины на духовный уровень. Душе предстоит много потрудиться, чтобы получить удовлетворение от внутренней гармонии и пережи­вания наполненности. Достижение этого состояния сопровождается страданиями. Если женщине удастся выйти из них живой и найти внутренний источник полноценного духовного бытия, трансформа­ция завершится позитивно. Если она потеряет веру, она обречена стать ведьмой (теневая сторона архетипа Хтонической Матери). Со­гласно мифологическим представлениям, ведьма прекрасна только днем (в Персоне, в самосознании). Ночью (в Тени, в бессознатель­ном) она безобразна.

Как известно, с каждой трансформацией сила теневой части бессознательного становится больше предыдущей, поэтому тре­буется больше усилий, чтобы удержать источник жизни и света. Талантливая и одаренная женщина, прошедшая долгий Путь, но упустившая знание Ведьмы в себе, скорее всего, будет ею в жизни. Идущая навстречу Ведьме, развивающаяся женщина и противосто­ящая ей, скорее всего, обретет всю ее мощь и трансформирует ее при помощи созидающей силы Духа. Достижение иден­тичности Харизматической женщины открывает свободу творчества и собственного пути. С одной стороны, оно позволяет воплотить все ресурсы Эго. С другой — предъявляет большие требования и сопря­жено с большими усилиями.

Четвертая тотальная иллюзия, которую следует преодолеть женщине, состоит в том, что ее воистину безграничные возможно­сти имеют пределы, а собственная уникальность не дает права пре­зрительно относиться к другим, кто не достиг подобных высот в сво­ем развитии. Ощущение невероятной силы искушает: «Мне дано!» Из этого, однако, не следует право на исключительность и избран­ность. Напротив — мой крест тяжелее многих (кому много дано, с того много и спросится).

Позитивный исход — самоценное, автономное духовное бытие. Архетип: Харизматическая женщина, Хтоническая Мать. Негатив­ный исход — отчаяние и разрушение. Архетип: Ведьма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: