Да чтобы выжить. Просунуться в так называемое «бутылочное горлышко» естественного отбора. Мы ведь обсуждаем возможность зарождения человека современного вида на мелких островах Океании. А численность населения острова ограничена размерами острова. Поэтому то численность большинства из островных народов Полинезии никогда не превышала и сейчас не превышает нескольких тысяч человек. На небольшом атолле могло прокормиться только несколько десятков (максимум сотен) особей. Отсюда и каннибализм, отсюда и рыбная ловля. Рыба очень расширяет пищевой рацион по части белков и животных жиров.
Но главный риск составляли ураганы и цунами. Обычные штормы усложняют жизнь на островах, но их можно переждать. А вот цунами или ураган.. Пусть они случаются не часто, но они могут просто снести с островка всю растительность, или даже вообще смыть остров. Даже если часть племени сумеет переждать такой ураган, они обречены на голодную смерть. Что бы выжить и размножиться человеку жизненно необходимо было освоить океан – научиться расселяться на соседние острова. На близкий остров можно просто добраться вплавь. А если соседний остров далеко на горизонте, километров за 15-20? Можно и не доплыть, тем более если в море есть течение.
Человек придумал примитивную лодку-плот много десятков тысяч лет назад, даже раньше чем лук. Плавучие свойства древесины и лодку знают практически все народы Земли. Даже сухопутным племенам периодически приходится переправляться через реки. А вот аборигены восточной Полинезии и Австралии лука не знают. Хотите сказать, что знали, но забыли за ненадобностью. Неверно. Лук хорош для охоты на птиц, и меланезийцы (соседи полинезийцев) его очень активно для этого используют.
|
Ловкие руки смогли сделать лодку. Свободные и сильные руки смогли грести. Лодка дала возможность нашему предку расселиться по всем соседним островам. И соответственно, размножиться. Но что дальше? А дальше вот что. В плохую погоду соседнего острова может быть и не видно. Или соседний остров может быть удален на 20-40 км, то есть быть недалеко, но за горизонтом, вне прямой видимости. Здесь уже для переезда на «новую квартиру» нашему предку нужно было знать местоположение этого соседнего острова, уметь ориентироваться в океане. Вот тогда и потребовалась умная голова и речь. Как найти в океане остров, которого не видно? Можно проследить за птицами - куда они летят, туда и грести; но гораздо надежнее знать местоположение острова-цели и иметь средство ориентации в океане. Иначе можно болтаться в океане до полного изнеможения. В любом случае нужно сначала собрать информацию: поспрашивать у знающих людей – аксакалов или соседей, если кто-то на соседних островах бывал. Затем нужно информацию обработать: сложить из камней карту островов и запомнить её; или эту карту нарисовать на чем-нибудь. Да неплохо бы запомнить, что там за острова, да какие преграды, течения и ветры на пути. Всё вместе это у моряков называется навигация. Вот вам прямая нужда человека в средстве передачи и хранения информации – жизненно нужна речь и письмо.
Остается обеспечить способ ориентации в океане. Например, компас. Но компас в Океании найти сложно – нет магнитных руд. По рельефу, мхам или растительности, как в лесу, тоже не определишься. Остаются солнце и звезды. Обратите внимание: все археологи отмечают высокие познания древних людей в астрономии. А ведь собрать эти знания, можно только наблюдая за звездами долго, очень долго. И это серьёзный аргумент за островное полинезийское происхождение современного человека. Обезьяны в Африке за звездами не наблюдают; не нужны им звезды. Дорогу от дома до водопоя они и так хорошо помнят, ориентируясь по рельефу местности. А плавать по просторам океана им не приходится.
|
Отмечу ещё один аргумент Каменева – развитое стереоскопическое зрение, позволяющее человеку «на глаз» определять расстояния до ориентиров. Это преимущество на просторе океана, где ориентиров мало. А в джунглях Африки видимость ограничена зарослями, ориентиров множество, и стереозрение такой роли не играет.
Ловкие руки и умная голова позволили человеку научиться сделать острогу, лодку и весло; научиться плести тапу, использовать ракушку как скребок и нож, использовать кокосовый орех в качестве сосуда… Короче, человек стал человеком, расселяясь по просторам Океании. Только там он мог за десятки тысячелетий отточить свои физические и умственные способности, настолько, что бы стать самым многочисленным видом крупных млекопитающих - властелином Земли.