1. Вн (время неудач) – вопросы №№ 5, 13, 20, 21, 29, 33, 42, 46 – проверяют, сколь постоянными Вы считаете причины своих неприятностей.
0 – 1 Вы весьма оптимистичны
2 – 3 умеренно оптимистичны
4 слабый пессимизм
5 – 6 весьма пессимистичны
7 – 8 глубокий пессимизм.
2. Ву (время успеха) – вопросы №№ 2, 10, 14, 15, 24, 26, 38, 40 – определяют постоянство в объяснении хороших событий.
7 – 8 Вы очень оптимистично настроены
6 умеренно оптимистичная оценка
4 – 5 промежуточный показатель
3 умеренный пессимизм
0 – 2 весьма пессимистично.
3. Шн (широта неудачи) – вопросы №№ 8, 16, 17, 18, 22, 32, 44, 48 – «пространственный пессимизм» - объяснение неудачи конкретными причинами или распространение беспомощности на многие сферы деятельности.
0 – 1 очень оптимистично
2 – 3 умеренно оптимистично
4 средний показатель
5 – 6 умеренно пессимистично
7 – 8 весьма пессимистично.
4. Шу (широта удачи) – вопросы №№ 6, 7, 28, 31, 34, 35, 37, 43 – оценка оптимизма с позиции широты для хороших событий.
7 – 8 весьма оптимистично
6 умеренно оптимистично
4 – 5 промежуточный показатель
3 умеренный пессимизм
0 – 2 весьма пессимистично
5. Ян (Я – неудача) – вопросы №№ 3, 9, 19, 25, 30, 39, 41, 47 – оценка персонализации в плохих условиях (признание собственной вины в неудачах)
0 – 1 очень оптимистично
2 – 3 умеренный оптимизм
4 средний показатель
5– 6 умеренно пессимистично
7 – 8 очень пессимистично
6. Яу (Я – успешность) – вопросы №№ 1, 4, 11, 12, 23, 27, 36, 45 – персонализация в хороших условиях (констатация своих заслуг)
0 – 2 очень пессимистичная оценка
3 умеренно пессимистичная
4 – 5 промежуточная оценка
6 умеренно оптимистичная оценка
7 – 8 очень оптимистичная оценка.
Приложение 2.
Образец заполненного бланка ответов
Группы вопросов | |||||||||||
1 – ВН | 2– ВУ | 3–ШН | 4–ШУ | 5– ЯН | 6–ЯУ | ||||||
вопрос | балл | вопрос | балл | вопрос | балл | вопрос | балл | вопрос | балл | вопрос | балл |
Сумма баллов |
|
Приложение 3.
Определение уровня рефлексивности (А.В.Карпов)
Инструкция: Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений методики. В бланке ответов напротив номера утверждения отметьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа: 1 - абсолютно неверно; 2 - неверно; 3 - скорее неверно; 4 - не знаю; 5 - скорее верно; 6 - верно; 7 - совершенно верно.
Ф.И.О.______________
Дата________________
Возраст_____________
№ | Методика определения уровня рефлексивности | Вариант ответа |
Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить. | ||
Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову. | ||
Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор. | ||
Совершив какой-то промах, я долго не могу отвлечься от мыслей о нем. | ||
Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. | ||
Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. | ||
Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение. | ||
Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною. | ||
Я часто ставлю себя на место другого человека. | ||
Для меня важно в деталях представить себе ход предстоящей работы. | ||
Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана. | ||
Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. | ||
Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки. | ||
Как правило что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты. | ||
Я беспокоюсь о своем будущем. | ||
Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью. | ||
Порой я принимаю необдуманные решения. | ||
Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. | ||
Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя. | ||
Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. | ||
У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу представить, какого поведения ожидают от меня окружающие. | ||
Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор. | ||
Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. | ||
Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть. | ||
Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами. | ||
Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. | ||
Редко бывает так, что я жалею о сказанном. |
Обработка результатов
|
|
Из 27 утверждений 15 являются прямыми (номера утверждений: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 – обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов. Для получения итогового балла суммируйте в прямых утверждениях цифры, соответствующие ответам будущих специалистов, а в обратном – значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.
В зависимости от полученной общей суммы интерпретируйте полученные данные в соответствии с ключом.
Ключ для обработки методики | |
Уровень выраженности | Суммарный количественный критерий (баллы) |
Перспективный | от 140 до 172 и выше баллов |
Проксимальный | от 114 до 139 баллов |
Ретроспективный | от 27 до 113 баллов |
Приложение 4.
Образец заполненного бланка ответов
№ | Методика определения уровня рефлексивности | Вариант ответа |
Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить. | ||
Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову. | ||
Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор. | ||
Совершив какой-то промах, я долго не могу отвлечься от мыслей о нем. | ||
Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей. | ||
Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях. | ||
Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение. | ||
Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною. | ||
Я часто ставлю себя на место другого человека. | ||
Для меня важно в деталях представить себе ход предстоящей работы. | ||
Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана. | ||
Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач. | ||
Я довольно легко принимаю решения относительно дорогой покупки. | ||
Как правило что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты. | ||
Я беспокоюсь о своем будущем. | ||
Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью. | ||
Порой я принимаю необдуманные решения. | ||
Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. | ||
Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя. | ||
Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить. | ||
У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу представить, какого поведения ожидают от меня окружающие. | ||
Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним разговор. | ||
Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки. | ||
Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть. | ||
Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами. | ||
Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым. | ||
Редко бывает так, что я жалею о сказанном. |
Ключ для обработки методики | |
Уровень выраженности | Суммарный количественный критерий (баллы) |
Перспективный | от 140 до 172 и выше баллов |
Проксимальный | от 114 до 139 баллов |
Ретроспективный | от 27 до 113 баллов 104б. |
Приложение 5.
Основные понятия
Атрибуция – (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении.
(И. А. Мещеряков)
Атрибутивный — высказывание о свойствах. В частности, в А. категорическом высказывании утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого свойства (напр., «человек разумен», «животные не имеют сознания»).
(И. А. Мещеряков)
Атрибуция каузальная (англ. causal attribution, от англ. attribution — приписывание, наделение + лат. causa — причина) — атрибуция относительно причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации.
(И. А. Мещеряков)
Атрибуция черт –приписывание партнеру по общению определенных индивидуальных особенностей. Черты, которыми человек наделяет партнера, группируются в его сознании вокруг нескольких измерений.
(О.А. Гулевич)
Внутренняя атрибуция (атрибуция диспозиционная) (англ. disposional attribution) — частный случай атрибуции, объяснение причин своего или чужого поведения, а также описание и понимание др. людей исходя из их личностных качеств.
(И. А. Мещеряков)
Внешняя атрибуция (атрибуция ситуационная) (англ. situational attribution) — частный случай атрибуции, нахождение причин своего или чужого поведения в факторах ситуации (что, как правило, подразумевает их неподконтрольность человеку). При А. с. наиболее часто причины наблюдаемого поведения усматриваются в случайности (для объяснения как удачи, так и неудачи), везении или невезении, сложности (самой ситуации, поставленной задачи, сопутствующих обстоятельств), во внешних воздействиях, помехах, действиях др. людей и пр.
(И. А. Мещеряков)
Стиль – метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. это человек (афоризм).
(С.И. Ожегов)
Атрибутивный стиль –привычный способ объяснения себе причин различных событий, в том числе своего собственногоповедения и деятельности.
(М. Селигман, Л.М. Рудина)
Рефлексия – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.
(И. А. Мещеряков)
Оптимизм –привычный способ объяснения себе причин различных событий, в том числе своего собственногоповедения и деятельности.Оптимист присваивает проблемам кратковременный характер, конкретизирует причины неудач, ссылкается на непредвиденность возникших обстоятельств.
(М. Селигман, Л.М. Рудина)
Пессимизм –привычный способ объяснения себе причин различных событий, в том числе своего собственногоповедения и деятельности. Пессимист рассматривает проблемные ситуации как распространенные (генеральзованные) на многие сферы деятельности «социального актера-пессимиста» и пролонгированные, продленные во времени, а также возлагание вины за возникшие неприятности на себя (персонализация), приписывая к ним в качестве источника личную «ущербность» и «несостоятельность» (М. Селигман, Л.М. Рудина).