КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Творец»
Срок реализации: 24 часа
Возраст учащихся: 5-7 лет
Рассмотрена на заседании методического совета от «___» _____________ 201__ г. Протокол № ____________ | Программа разработана Накушновой Юлией Авхатовной педагогом дополнительного образования ЦДТ №5 |
г. Ульяновск, 2020
I. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Данная программа разработана на 24 часа обучения, предназначена для организации занятий для учащихся в возрасте 5-7 лет и реализуется в отделе декоративно-прикладного творчества – в объединении «Капелька». Программа разработана на основе педагогического опыта с использованием современной методической литературы по данному виду деятельности.
Данная программа имеет художественную направленность. Является модифицированной по степени авторства, краткосрочной, приведена в соответствии с современными требованиями, учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития учащихся в системе дополнительного образования.
Новизна программы Программа реализуется в летний период, во время дистанционного обучения, является краткосрочной и имеет стартовый уровень.
Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. Развитию творческих способностей учащихся способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, живопись.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована учащимися и их родителями в летний период. У учащихся больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей.
Важно научить учащихся передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у учащихся воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Отличительная особенность программы заключается в том, что образовательный процесс осуществляется удаленно, в офлайн режиме посредством социальных сетей и месседжеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка.
Режим занятий: 2раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут. Каждое занятие длится 30 минут, затем перерыв 15 минут. Академический час равен 30 минутам.
Цель и задачи программы
Цель программы создание благоприятных условий для организации досуга и отдыха учащихсячерез раскрытие и развитие творческих способностей в процессе овладения разными видами декоративно-прикладного творчества (рисовании, лепке, аппликации).
Задачи программы:
1. Личностные
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус при оформлении изделия;
- воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, к окружающему миру;
- способствовать творческому самораскрытию ребенка;
2. Метапредметные
- привлечь учащихся к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов, творческих возможностей и способностей;
- развивать мотивацию, интерес к творчеству, самостоятельность, ответственность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
- развивать познавательный интерес, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений;
- развивать творческую активность и фантазию;
- развивать способность самостоятельно выполнять работу и объективно оценивать её;
3. Образовательные (предметные)
- приобщить учащихся к миру красоты, творчества, культуры;
- обучать учащихся умению наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное;
- обучать учащихся технике работы с различными изобразительными материалами в рисовании, лепке, аппликации, ручном художественном труде;
- знакомить учащихся с различными видами и жанрами изобразительного искусства, как средствами отражения и познания окружающего мира.
Содержание программы
Содержание краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Творец» включает в себя описание разделов для дистанционной работы:
- работа с бумагой
- рисунок
- лепка
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела,темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Работа с бумагой. Объемная аппликация «Сирень» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Рисунок. «Деревья с отражением в реке» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Работа с бумагой. Объемная аппликация «Сумочка с тюльпанами» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Рисунок. «Закат на Волге» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Работа с бумагой. Объемная аппликация «Летний зонтик» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Рисунок. «Дельфины в море» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Работа с бумагой. Объемная аппликация «Букет ромашек» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Рисунок. «Одуванчики на лугу» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Лепка. Пластилинография «Жирафы» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Рисунок. «В зоопарке» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. | ||||
Лепка. Пластилинография «Совушка на дереве» | Анализ фотографий работ, высланных по вайберу. |
Содержание
Введение в программу. Общий инструктаж по технике безопасности.
Цель: организовать работу по программе.
Задачи:
Образовательные (предметные): Познакомиться с ребёнком, с уровнем его подготовки к работе.
Познакомить учащихся с учебно-тематическим планом, продемонстрировать образцы некоторых изделий, которые они должны выполнить.
Познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для работы, а также с правилами техники безопасности при работе с ними.
Метапредметные: развивать внимание, память, мышление, интерес к художественно-творческой деятельности.
Личностные: Воспитывать дисциплинированность, доброжелательность в отношениях с педагогом, дружеские взаимоотношения в коллективе, культуру поведения.
Теоретическая часть: Основные разделы изучаемого курса. Необходимые инструменты и материалы. Правила техники безопасности и правила дорожного движения.
Практическая часть: анкетирование учащихся с целью выявления их интересов. Тестирование с целью выявления уровня подготовки к данному курсу. Демонстрация образцовых изделий.
Должен знать, уметь: знать курс обучения, правила техники безопасности, правила внутреннего распорядка; соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности.
Формы подачи материла. Показ фото образцов, инструментов.
Формы контроля: Анализ фотографий работ, высланных по вайберу
Оборудование: образцы изделий, основные инструменты и материалы.
Рисунок
Цель: учитьпостроению художественных композиций.
Задачи:
Образовательные (предметные): Познакомить учащихся с некоторыми особенностями построения художественных композиций.
Развивать интерес к основам композиции, желание создавать свои.
Метапредметные: развивать внимание, память, мышление, интерес к художественно-творческой деятельности.
Личностные: воспитывать любовь к искусству, умение получать положительные эмоции от встречи с прекрасным.
Теоретическая часть: обсуждение вариантов и приёмов создания композиции.
Объяснение роли цвета в композиции, центра композиции и т.д.
Практическая часть: изготовление живописных композиций.
Анализ иллюстраций, репродукций, детских работ, работ педагога. Поэтапное изготовление детьми композиций, с опорой на рисунки и готовые образцы изделий.
Должен знать, уметь: поэтапно изготавливать композиции; соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности.
Формы подачи материла Теоретический материал в форме технологической карты, видеоурока, высланные по вайберу.
Формы контроля. Анализ фотографий работ, высланных по вайберу.
Оборудование. Бумага для рисования, стаканы для воды, акварель, гуашь, кисти №1, №2, №3, рабочая доска, тряпочки, баночки для воды, образцы изделий. Иллюстрации, рисунки, эскизы.
Работа с бумагой
Цель: познакомить учащихся с техникой аппликации
Задачи:
Образовательные (предметные): научить составлять различные виды творческих композиций из цветной бумаги.
Познакомить с инструментами и материалами, необходимыми для работы, а также с правилами техники безопасности при работе с ними.
Метапредметные: развивать внимание, память, мышление, интерес к художественно-творческой деятельности. Развивать творческую фантазию.
Личностные: воспитывать эстетический вкус,
воспитывать дисциплинированность, доброжелательность в отношениях с педагогом, дружеские взаимоотношения в коллективе, культуру поведения.
Теоретическая часть: Инструменты и материалы. Правила работы.
Практическая часть: поэтапное изготовление изделий.
Должен знать, уметь: Правила работы. Поэтапно изготавливать изделия, соблюдать правила внутреннего распорядка, техники безопасности.
Формы подачи материала. Теоретический материал в форме технологической карты, видеоурока, высланные по вайберу
Формы контроля: Анализ фотографий работ, высланных по вайберу
Оборудование. Картон, цветная бумага, обои, ножницы, клей, баночки различной формы.
Лепка
Цель: заинтересовать учащихся предстоящей деятельностью, дать представление о данных видах изобразительного искусства, выработать элементарные навыки работы с изобразительными материалами.
Задачи:
Образовательные (предметные): познакомить ребёнка с некоторыми закономерностями изображения предметов окружающего мира. Заинтересовать учащихся возможностью реализовывать свои замыслы при помощи различных изобразительных техник и материалов. Обратить внимание на необходимость тщательного обследования предметов перед тем, как начать их изображение. Познакомить со свойствами пластилина, способами их приготовления к работе, с инструментами и материалами, необходимыми для работы, с основными приемами лепки из пластилина.
Научить рисовать простейшие предметы, группы предметов, одушевленные и неодушевлённые.
Научить лепить простейшие изделия и строить сюжетную композицию.
Метапредметные: развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, интерес к художественно-творческой деятельности.
Личностные: воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Теоретическая часть: Правила техники безопасности при работе с изобразительными материалами. Инструменты и материалы, необходимые для работы с глиной, пластилином, солёным тестом. Способы приготовления материалов к работе. Основные приёмы обследования предметов и объектов. (Строение, форма, величина, цвет, отношение частей друг к другу.) Расположение на листе бумаги. Основные приемы лепки («шарик», «морковка», «колбаска», «пластина»); последовательность изготовления изделий. Приемы примазывания частей друг к другу и к основе. Понятия: раскатывание, скатывание, сплющивание, расплющивание, вытягивание, примазывание, прищипывание, вдавливание Основные правила росписи вылепленных изделий. Смешивание цветов. Работа тонкими кистями и гуашью. Построение сюжетной композиции.
Практическая часть: Приготовление изобразительных материалов для работы. Анализ образцов изделий, учебных рисунков, образцов педагога. Поэтапное выполнение работы
Должен знать, уметь: Правила техники безопасности. Названия инструментов и материалов. Способы приготовления материалов к работе. Определять строение, форму, величину, цвет предмета, отношение частей друг к другу. Основные приемы лепки («шарик», «морковка», «колбаска», «пластина»); последовательно изготавливать изделие. Приемы примазывания. Поэтапное выполнение работы.
Формы подачи материала. Теоретический материал в форме технологической карты, видеоурока, высланные по вайберу.
Формы контроля. Анализ фотографий работ, высланных по вайберу
Оборудование: доска для лепки, пластилин, стека, палочки, картон.