Первая младшая группа (2-3 года).




Для ребенка 2_3 лет при ознакомлении с новыми незнакомы­ми предметами характерно тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий, ему необходим непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, не­знакомых ребенку предметов в 50 % случаев находится на уровне случайности. Ребенок неспособен видеть издалека приближающие­ся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он на­чинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Кроме того, дети по-разному реагируют на различ­ные виды транспортных средств. Они боятся больших грузовых ма­шин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Память носит непроизвольный характер. Ребенок неспособен понять и запомнить все, что говорят ему взрослые о мерах безопас­ности. Он не ставит перед собой цели что-то специально запомнить, прочность и точность запоминания зависит от эмоциональной ок­раски образа предмета, явления или события.

Основная задача работы с детьми младшего дошкольного возра­ста состоит в том, чтобы познакомить их с простейшими правилами безопасного участия в дорожном движении, создать условия для на­копления ими первичного опыта освоения этих правил.

С детьми 2-3 лет воспитатель проводит работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.

Воспитание у детей умения ориентироваться в ближайшем окружении начинается с первых дней пребывания их в дошкольном учреждении.

При организации непосредственно образовательной деятельности по музыкальному и физическому развитию, большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве: при выполнении упражнений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

В непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: формирование элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади».

Даже самые маленькие дети (до 3 лет) уже могут узнавать и называть то, что они видят во дворе, на улице: дом, машина, тётя, мяч и т.п. В этом возрасте необходимо продолжать учить детей различать предметы, называть их, выбирать по размеру и цвету, выделяя красный, зелёный, жёлтый.

В этот период происходит активное обогащение опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему и, особенно, к средствам передвижения. Необходимо знакомить детей с транспортом, характерным для местности, в которой живут дети. Наблюдать с детьми за транспортом, узнавать и показывать грузовые и легковые машины, автобус, правильно называть их, различать части машины: кабина, руль, кузов, прицеп, колесо.

 

Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта.

Учат различать пассажирский транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, поезд. Дети узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, в НОД, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Учить детей переносить в игры впечатления, полученные на прогулке: шофёры едут на машинах, по улицам гуляют люди; построим улицу, где едут машины. Учить детей в играх общаться друг с другом в соответствии с взятыми на себя ролями: шофёр и пассажир, шофёр и пешеход. Закреплять навыки организованного поведения на улице: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

У ребёнка 2-3 лет восприятие тесно связано с действиями. В раннем возрасте ребёнок без особых усилий быстро и качественно запоминает то, что связано с игрой. Двухлетний ребёнок способен различать основные цвета. Для этого используются игрушки соответствующих цветов. Кроме того, ребёнок по этим цветам определяет свои вещи. Следующий шаг должен быть сделан в сторону усвоения функциональной нагрузки цвета, как соответствующего цвета светофора. В первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Чтобы не только закрепить у детей знания о цвете, но и научить их действовать в соответствии правилами-цветами, можно проводить подвижную игру «Поезд». Игра повторяется несколько раз, пока дети не «приедут домой».

Играя с игрушками, дети 2-3 лет очень любят прятать их, а затем вынимать и показывать. Это можно использовать для закрепления знаний о цветах. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие огоньки зажигаются на макете светофора. В отверстия-круги поочерёдно вставляются цвета. Таким образом, дети усваивают, в каких местах горизонтально или вертикально расположенного светофора может появиться тот или иной цвет.

После таких игр можно предложить детям нарисовать шарики, кружочки - «Глазки» светофора. В задании надо указать, чтобы шарики, кружочки расположились «как на светофоре».

Большое место в ознакомлении детей 3-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.

В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Игры и занятия детей раннего возраста следует постоянно связывать с их наблюдениями на улице. Прежде, чем организовать с детьми игру «Шофёры», следует понаблюдать, как едет машина по дороге. На безопасном расстоянии понаблюдать, как водитель заводит машину, обратить внимание, что машина может ехать вперёд и назад, разворачиваться, и что в этот момент водитель может не заметить ребёнка, который стоит близко к машине. Понаблюдав на безопасном расстоянии, как быстро проезжают машины по дороге, показать дорожки, где ходят люди.

С детьми 3-х лет проводятся целевые прогулки по ближайшим улицам, в ходе которых дети наблюдают, где ходят люди и ездят машины. Эти впечатления они могут закрепить во время постройки из строительного материала на тему «Наша улица». Следует развивать у детей желание сооружать постройки по собственному замыслу и по условиям: гаражи для машин, свою улицу, стоянку для машин.

У детей 2-3 лет в результате общения с родителями, занятий в детском саду должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

- по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

- дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности).

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложность ответов детей данного возраста, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: