Министерство образования и науки РФ
Читинский институт (филиал)
ФГБОУ ВПО
«Байкальский государственный университет
Экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ
ВАРИАНТ № 8
Выполнил: студент заочного формы
Обучения
Коваленко Анастасия Николаевна,
Г.Чита, ул. Новозаводская, д.46,
№ ЗЮР-15-037
Проверил: доцент
Кафедры ГПД ЧИ ФГБОУ
ВПО «БГУЭП»
Ф.И.О.
ЧИТА - 2016
Государственная власть в Российской Федерации: понятие, предназначение. Органы государственной власти, их компетенция.
Любое общество живёт и функционирует, подчиняясь определённым правилам, которые обеспечивают его гармоничное и целостное развитие. Чтобы общество следовало этим правилам, они должны иметь силу и обладать возможностью наказать за нарушение исполнения. Обеспечивать такое подчинение правилам призвана власть.
Общесоциологические трактовки понятия дают нам такое определение: власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле [10, 56].
Долгое время общество жило родо-племенными отношениями, но развитие привело к возникновению частной собственности, классовых различий, новых институтов, а значит, появился новый вид властных отношений, который предназначен поддерживать порядок за счет механизма господства-подчинения. Поэтому помимо общественных и социологических трактовок должно существовать понятие власти в аспекте государственности, которое бы показывало отношения между государством и его народом, между аппаратом управления и категорией подчинения. В юридической науке эта власть называется государственной. Согласно Большому юридическому словарю, государственная власть – это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц или делегирована либо санкционирована им, то есть осуществляется от его имени, по его уполномочию и по поддержке [5, 147].
Каждое конкретное государство имеет свои источник власти и способ её реализации, в Российской Федерации, согласно статье 3 Конституции, единственным источников власти является её народ, который осуществляет власть посредством органов государства и органов местного самоуправления.
Юридической литературой признано понимание органа государственной власти как звена государственного аппарата, посредством которого осуществляется определённые государственные функции и исполняются некие властные полномочия [4, 472].
Исходя из определения, мы можем выделить характеристики, которые позволяют определять, будет ли являться органом государственной власти то или иное учреждение. Стандартно выделяются следующие характеристики органа государственной власти, он:
1 - создаётся и действует от имени государства: Российской Федерации или субъекта РФ. Например, глава 4 Конституции РФ раскрывает порядок выбора и деятельности Президента РФ, определяет его как главу государства и позволяет выступать от имени государства;
2 - действует на основе законов и других нормативно-правовых актов. Так, полномочия, организация и порядок деятельности Правительства РФ определяются федеральным конституционным законом;
3 - выполняет свойственные только ему задачи и функции. Согласно ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
4 – характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью. Например, в ст. 10 Конституции РФ говорится, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;
5 – наделён властными полномочиями. Согласно 115 статье Конституции РФ, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации;
6 – обладает собственной компетенцией, под которой понимается совокупность предметов ведения государственных органов и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов государственной власти призвана узаконить самостоятельность конкретного органа власти, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями, а так же призвана исключить возможность превышения власти тем или иным органом, избежать вторжения в сферу деятельности других органов власти. Определяется компетенция Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами Российской Федерации и её субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениях об органах и другими нормативными правовыми актами.
В своей совокупности государственные органы власти в Российской Федерации образуют единую систему, которая многосложна и состоит из разнообразных звеньев, иерархически соподчинённых друг другу.
Разнообразие органов государственной власти принято классифицировать [15, 302]:
1 – По уровню своей деятельности:
а) федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а так же федеральные органы исполнительной власти и суды РФ);
б) органы субъектов РФ (образуемые субъектами органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами РФ самостоятельно)
2 – По характеру выполняемых задач:
а) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;
б) органы исполнительной власти, для которых исполнительно-распорядительная форма деятельности является основной в целях исполнения законов;
в) органы судебной власти, уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона;
г) органы контрольной власти, деятельность которых заключается в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности;
3 – По срокам полномочий:
а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;
б) временные, которые создаются на определённый срок;
4 – В зависимости от правовой основы образования, создаваемые на основе:
а) Конституции РФ;
б) федеральных конституционных законов, федеральных законов;
в) указов Президента РФ;
г) постановлений Правительства РФ;
д) законодательных актов субъектов РФ.
Подводя итог, можно сказать, что все органы государственной власти образуются и действуют в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти, наделённой государственно-властными полномочиями.