Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 3 глава




 

Отсюда и фольклористика как наука призвана в полном объеме собирать и изучать различные проявления жизни народа как элемента исторически сложившейся цивилизации. Ни в коей мере не является она исключительно филологической наукой (или частью таковой), напротив, она становится абстрактной и непонятной в отрыве от этнографии, религиоведения, археологии, социологии и философии истории. Попытка представить русскую сказку, былину, песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во всех нюансах его исторического развития оборачивается искаженным истолкованием этих ценнейших памятников русской культуры, отразивших все основные вехи ее становления.

 

У нас ведь как принято относится к фольклорным произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч лет и донесла она до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Или так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица, Кострома, Иван Купала и др. Здесь соединено все - и остаткиязыческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытныйритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, возникшие вглубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения впоколение, закреплялись в слове и обрядовой символике,демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил,проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи, закономерностяхдвижения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны,других светил и звезд.

 

На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем наука и фольклор. Но если вдуматься - есть между ними однанесомненно общая черта. Это - способ описания ивоспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуютсяодним и тем же универсальным языком символов.

 

Символическую форму имеют и логические абстракции, и философские категории, и художественные образы, и мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в словесно-знаковую, а следовательно - символическую оболочку).

 

Естественные науки предпочитают излагать добытое позитивное знание на символическом языке математики или иным способом -как это имеет место в химических формулах. Может быть, такова вообще природа человека - отражать мир в символической форме?

 

А может быть, сам человек и есть главный символ Мироздания и источник всех прочих символов? Символы не существуют сами по себе, а в качестве таковых они должны быть преломлены через сознание. На Земле человек - главный носитель сознания. Как Микрокосм он создает образ, картину, символ Микрокосма, преломляя его через свое сознание. Следовательно, и сам человек выступает как обобщенный символ Макрокосма.

 

Человек привержен, привязан к знакам и символам как некоторым обобщающим реальным ориентирам, отторгнутым в субстратной форме от него самого (им самим или объективно вычлененных природой). Человек и человечество просто не могут существовать без знаков и символов, представляя и сам Космос в виде глобального небесно-звездного символа. Ибо то звездное небо, что дано человеку в виде зрительных ощущений: набор структурно-организованных созвездий, изменяющих свое положение в течение ночи и перемещающихся среди них по определенным законам Луны и планет (а днем - Солнца), - все это всего лишьрезультат местоположения и размещения самого человека навращающейся планете Земле. Но познает он Большой Космос,отталкиваясь именно от этой картины-символа звездного неба,проникая в глубь Вселенной и открывая ее подлинные законы.

 

Происходит это путем преодоления самоочевидной и чувственно данной картины и построения на основе достигнутых знаний той или иной научной модели, приближающей нас к постижению истины.

 

Космический знак (как и всякий знак вообще) - всегда некоторое вторичное явление, указывающее на некоторую скрытуюпервопричину, далеко не всегда явную и доступнуюнепосредственному познанию. В этом смысле непрерывную смену дняи ночи можно рассматривать как соответствующие знаки,указывающие на подлинную причину - вращение Земли вокругсобственной оси. Точно так же циклическая смена времен года (весна - лето - осень - зима) - следствие движения Земливокруг Солнца, обусловленное высшими космическими силами. Длялюдей же смена дня и ночи или смена времен года может выступатьв форме определенных знаков, проверенных многократным опытом ислужащих точкой отсчета множества других явлений, событий инеобходимых действий. Например, спиралевидный орнамент,пронизывающий историю мировой культуры от самых ее истоков,имеет несомненную космическую кодировку. Вопрос лишь в том:воспринял ли человек этот космический символ самостоятельно илиже сам Космос обладает неведомыми пока каналами, и по нимпередаются и кодируются соответствующие закономерности. Так илииначе, спиралевидные структуры пронизывают не только разумнуюжизнь на Земле, но и ее бессознательные формы (раковинынекоторых моллюсков).

 

Сущность не только людских отношений, но и отношений всего животного мира - в выполнении разного рода обрядностей. Так считал Николай Алексеевич Умов (1846 - 1915) - выдающийся русский ученый-космист, еще в начале 70-х годов прошлого века, задолго до первых публикаций по теории относительности выдвинувший идею о взаимодействии энергии и массы, а также о том, что энергия пропорциональна массе. Уже животные метят мочой и экскрементами занятую ими территорию. И эти метки выполняют функции знаков-символов, обусловливая поведение животных на помеченной территории. А брачная обрядность в животном мире? То же и у людей, но в их жизни обряды, ритуалы, знаки и символы играют абсолютно решающую роль, особенно с появлением письма, искусства и т.п. Говоря в общих чертах, в общественной жизни роль метки играют и некоторые канонизированные тексты - священные писания, законы, конституции, уставы общественных партий, множество регламентирующих правил и запретов. Все это может действовать и в устной форме. Но превратившись в утвержденный и принятый текст (заново упорядоченная письменная система), они обретают самодовлеющую, автономную самостоятельность, выступая в форме некоторого окончательного критерия для действий людей. Быть может, это незыблемый природно-обусловленный естественно-исторический закон. Космическая упорядоченность проецируется на общественные отношения в виде определенного строя, обязательных запретов и алгоритмов действий, облеченных в некие ритуалы. А это, в свою очередь, невозможно без многоцветной и строгой вместе с тем системы символов, включающих языковые и знаковые формы.

 

Такой механизм взаимосвязи между Макрокосмом и Микрокосмом, а также в структуре самого Микрокосма, видимо, запрограммирован в законах природы с самого начала и является ее своего рода самоохранительным началом. Человеку изначально раз и навсегда не дано переступать некоторую запретную границу, он обречен представлять (познавать) глубинные законы материи и Космоса только посредством разного рода символов, включая и мысленные абстракции. Выход за этот символический барьер возможен, но только с помощью теоретического воображения, а оно само по себе также представляет лишь оперирование символами. Воображение питает и фольклорные образы, а также символы-мифологемы.

 

И античный мудрец, и ведийский жрец, и славянский волхв, и современный ученый говорят примерно об одном и том же, пытаясь описать одну и ту же объективную реальность, но используя при этом различные системы символов и построенных на их основе языков. Здесь, кстати, лишний раз подтверждается известный тезис Алексея Федоровича Лосева (1893 - 1988),сформулированный в его классическом труде "Диалектика мифа":всякая наука сопровождается и питается мифологией, черпая изнее свои исходные интуиции17. С точки зрения единыхзакономерностей выражения действительности через символы ипостижения действительности через символы современная наукастоль же мифологична, сколь научна всякая мифология.

 

Современные естественно-математические науки, включающие космологию и ее ответвления, ничто без упорядоченных математических символов. Посредством этих символов создается научная картина мира, с их помощью она и прочитывается. Убрать символы - и останется одна пустота, ничто. Следовательно, итайна космического мышления кроется в символах. Познай их - иты познаешь все.

 

Приятно это кому бы то ни было или неприятно, но следует набраться мужества и признать: человек, познавая действительность, практически никогда не имеет дел непосредственно с этой действительностью, но лишь с набором некоторых символов и кодов, включая собственные ощущения, более чем опосредованно данную действительность отражающими. И безразлично, в какой именно форме искажается объективная действительность, представая в мозгу то в виде мифологических картин и сцен, то в виде поэтических или фантастических образов, то в виде метафизических схем, то в виде математических формул.

 

Таким образом, каналы символизации и алгоритмы кодировки глубинного смысла бытия и его закономерностей одинаковы как для науки, так и для мифологии. Типичны и возможные искажения при обоих способах осмысления действительности. В результате свободного оперирования символами, знаками, образами, словесными догмами, математическими формулами и теоретическими моделями сплошь и рядом возникают некоторые спекулятивные конструкции, настолько далеко отступающие от отображенной в них реальности, что превращаются в прямую противоположность объективной истине. Гете называл это "ложным светом знаний". "Я проклял знаний ложный свет", - так перевел соответствующуюстроку из "Фауста" Пушкин. Не менее определенно высказался Байрон в "Манфреде": наука - "обмен одних незнаний на другие" (перевод Ивана Бунина). Густав Шпет перевел эти слова еще резче:

Наука вся - невежества обмен На новый вид невежества другого.

Столь же безапелляционно высказался о сути псевдонаучного теоретизирования Максимилиан Волошин: "Я призрак истин сплавил в стройный бред".

 

Другими словами, то, что в общественном мнении считается наукой, на самом деле представляет собой сумму более или менее верных взглядов на определенный фрагмент действительности, событие или проблему. Группа интерпретаторов объявляет собственное видение вопроса истиной в последней инстанции и, обладая монополией на владение и распространение информации, всеми доступными средствами старается утвердить в общественном мнении только свою (а не какую-то другую) точку зрения. Однако в процессе естественной смены поколений (в том числе и ученых) ранее господствовавшая парадигма (то есть некоторая теоретическая модель, объявленная эталоном), как правило, претерпевает существенные изменения, а то и отбрасывается вообще. Это хорошо видно на примере разного рода учебников и справочников: казалось бы, именно в них сосредоточена квинтэссенция последнего слова науки. Но нет - сегодня никтоне учится по учебникам, написанным несколько десятилетий назади тем более - в прошлом или позапрошлом веке. Точно так жеспустя некоторое время и на лучшие нынешние учебники (а равно- энциклопедии и справочники) будут глядеть, как на допотопный анахронизм.

 

Безусловно, как существуют научные факты и истины, так были, есть и всегда будут их правильные истолкования, а также новые эпохальные открытия - все, что составляет гордостьчеловеческой цивилизации и обеспечивает ее непрерывныйсоциальный и научно-технический прогресс. Тем не менее общееколичество незыблемых истин, отвоеванных человеком убесконечно-неведомой природы, более чем ограничено, и обретениеих никогда не завершится. В этом, собственно, и состоит суть исмысл научного познания. Все остальное - мифы, беллетристика иоколонаучные легенды.

 

Таким образом, всякий миф, фольклорный образ, имеют под собой такое же реальное основание, как и научный факт. И заложенный в обычных мифах первоначальный смысл поддается строго научному анализу и реконструкции. Итальянский фольклорист Джузеппе Питре (1843 - 1916) проницательнонапутствовал всех, кто прикасается к неисчерпаемой сокровищниценародного творчества и народной памяти: "Философ, законодатель,историк - всякий, кто хочет понять свой народ до конца, долженприсматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также кего поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегдастоит его значение, за буквенным смыслом - смысл тайный,аллегорический, под странным пестрым одеянием сказки кроетсяистория и религия народов и наций"18. Все сказанное относится ик закодированным в мифологических сюжетах и образах сведениям ореальных событиях далекого прошлого, о стародавних общественныхотношениях и нормах поведения, об устройстве мироздания, егопроисхождении и законах, о катастрофах и великих переселенияхнародов. Рассмотрению этого как раз и посвящена настоящаякнига.

 

ЧАСТЬ 1

Как не любить свой край северный, Много ведь чудности в нем, много прелестей: Зимой-то у нас стоят снежочки белые, На земле блестят, будто светлы звездочки, А льды наши зимние блестят, будто браманты, Морозы выигрывают, будто струны серебряные, А ночное сияние очень чудное, очень дивное, Уж мы любим нашу зимушку морозную, студеную.

Марфа Крюкова

Вопрос о глубинных корнях русского народа, других народов Земли всегда волновал русские умы. С него, собственно, и начинается Несторова летопись. Здесь явственно обозначена начальная точка отсчета нового витка истории человечества, последовавшего после глобальной мировой катастрофы, и резкого изменения лика планеты (в Библии данный вселенский катаклизм кратко именуется "потопом"). "По потопе, - сообщает летописец,- трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет"19. В те времена, как особо подчеркивается в Лаврентьевском и другихрусских летописных сводах, "был единый народ". Эти знаменательные слова Начальной летописи по существу представляют собой формулу одного из исходных тезисов настоящей книги, опирающейся на концепцию единого происхождения языков и народов мира.

 

В дальнейшем, согласно древнейшему летописному своду - "Повести временных лет", Иафет стал родоначальником основноймассы европейских народов, включая славяно-русские племена.

 

Данная точка зрения, однако, не является единственной. По-иному излагается предыстория человечества в популярном и достаточно распространенном в средневековой Руси апокрифе, кратко именуемом "Откровение Мефодия Патарского о Мунте сыне Ноевом". Хотя Мефодий епископ Патарский является одним из канонизированных Отцов церкви, принадлежность ему неканонической версии древнейшей истории ортодоксальными богословами отрицается, а само "Откровение о Мунте" включено в индекс отреченных (запрещенных) книг.

 

Как известно, в Библии ничего не говорится о четвертом сыне Ноя, поименованном Мунтом (в некоторых списках апокрифа он назван внуком). Но так как первоисточники библейских текстов давно утрачены, а сами они неоднократно переделывались, -вполне вероятно, что истинный автор Сказания о Мунте, котороевпоследствии Мефодий Патарский включил в свое Откровение,опирался на недошедший до нас первоисточник. В нем весьмалогично представлено послепотопное разделение Земли по четыремстранам света: Симу досталась "восточная страна земля" (Восток), Хаму - "полуденная страна земля" (Юг), Яфету (Иафету) - "западная страна земля" (Запад), Мунту - "полунощная страна земля" (Север)20.

 

По апокрифической версии, именно Мунт и был перво-предком всех северных народов, включая и славяно-русские. Иафет же на каком-то этапе присылал к братцу людей для оказания помощи в строительстве северной град-столицы21. Но Мунт был не только прапредком северных народов и устроителем северных земель. Согласно апокрифу, он стал еще и основателем астрономии как науки и основоположником "острономейной мудрости", то есть, по существу, - космической философии. "Мунт живяше на полунощнойстране, и прият дар много и милость от Бога и мудростьострономейную обрете". Первая книга по астрономии такжепринадлежит Мунту. А составил "сию книгу острономию" Мунтвопреки предостережениям Архангела Михаила22, бросив вызов Божьему посланнику и самим небесам. Тем самым он уравнял силу человеческого разума с космическими силами и положил начало мировому космизму.

 

От древних мифологических сказаний и апокрифов отталкивался в своей концепции Прародины человечества и великий русский космист Н.Ф.Федоров. Эта тема красной нитью проходит через всю его "Философию общего дела". Федоров выделял два центра мировых цивилизаций: 1) вселенский - полярная гора Меру- ось мира; 2) духовный - Памир - "могила праотца" и бывший рай (Эдем), куда, согласно апокрифическим преданиям, Ной вовремя потопа вывез тело (или прах?) первочеловека Адама и где "покоятся забытые предки всех арийских и анарийских племен (Иафета, Сима и Хама)"23. Оба топонима - Меру и Памир - имеютодин и тот же доиндоевропейский корень mr, от него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающееодновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - "меру".

 

Символ Полярной Отчизны - золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати, русская поговорка: "На седьмом небе" - синоним высшего блаженства).

 

Гора Меру считалась центральной точкой бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора прозывалась "столпом в Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О всей твари" так и гласит: "В Окияне стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава до небеси".24 В полном соответствии с общемировой традицией вселенская гора здесь поименована алмазной (адамант - алмаз, вконечном счете это - коррелят льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора означает гору изо льда илипокрытую льдом).

 

От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру и произошло понятие "мир" в его главном и первоначальном смысле "Вселенная" (понятие "Космос" греческого происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно). Священная гора -обитель всех верховных Богов индоевропейцев (рис.14, 15). Срединих - Митра, один из Солнцебогов (рис.16), чье имя созвучно сназванием горы Меру. Из верований древних ариев культ Митрыпереместился в религию Ирана, а оттуда был заимствованэллинистической и римской культурами. Миротворческая роль Митрызаключалась в утверждении согласия между вечно враждующимилюдьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно так ипереводится с авестийского языка - "договор", "согласие". Иименно в этом смысле слово "мир", несущее к тому жебожественный отпечаток (мир - дар Бога), вторично попало врусский язык в качестве наследства былой нерасчлененнойэтнической, лингвистической и культурной общности Пранарода. Ноэто еще далеко не все. Космизм священной полярной горыраспространялся и на род людской: считалось, например, чтопозвоночный столб играет в организме человека ту же рольцентральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя намикрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюдав русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия "мир" - "народ"("всем миром", "на миру и смерть красна", -говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее название горы Меру.

 

Разные авторы помещают Прародину индоевропейцев (ариев) в разных местах: Г.М.Бонгард-Левин и Э.А.Грантовский - в степях Евразии; Т.В. Гамкрелидзе и В.В.Иванов - в Передней Азии, на территории, примыкающей к Кавказу, В.А. Сафронов - в Восточной Европе, Ю.А.Шилов - в Причерноморье, А.И.Асов и Н.Р.Гусева -на Севере и т.д. Между тем есть достаточно оснований считать Север Прародиной не одних только ариев, но и всех народов Земли. Именно гора Меру, упоминаемая еще в Ригведе, и подробно описываемая в "Махабхарате", - вселенский символдоиндоевропейских и индоарийских народов - однозначно указывает на истинную прародину человечества - полярные, заполярные и приполярные области современной Евразии, гдеклимат в те далекие времена (примерная начальная точка отсчета- 40 тысяч лет до новой эры), согласно многочисленным научным данным, был совершенно иным. Оттуда постепенно мигрировалипрапредки современных народов, составлявшие ранее единое целое и говорившие на общем для всех языке. Есть ли тому доказательства? Великое множество!

 

Еще в прошлом веке выдающийся индийский ученый и общественный деятель Балгангадхар Тилак (1856 - 1920)выводил родину древних ариев из приполярных областей.

 

Аргументы, приводимые Тилаком, следующие. В древнейших источниках, например, в Тайттирии-Брахмане (а также в Авесте) описывается Прародина человечества, где Солнце всходит и заходит по одному разу в год, а сам год делится на один долгий день и одну долгую ночь, - что, как известно, соответствуетситуации, фиксируемой в высоких полярных широтах. В Ведах же встречаются такие высказывания: "То, что есть год, - этатолько один день и одна ночь Богов"; "В Меру Боги видят Солнце восходящим только один раз в году". Общие положения подкрепляются более детальными, основанными на точном математическом расчете, свидетельствующем, в частности, что в Ригведе описываются зори более продолжительные, чем они могут быть на юге; там же рассказывается о северном сиянии и летнем поведении Солнца вблизи полюса, когда оно поднимается на максимальную высоту над горизонтом, некоторое время "стоит" на месте, прежде чем начинает опускаться25.

 

Данная концепция вполне совпадает с современными историческими, этнографическими и геологическими предположениями о существовании в далеком прошлом в обширных районах преимущественно Российского Севера огромной приполярной территории Арктиды, изменившей свой природно-климатический облик и в основном исчезнувшей с лица Земли в результате катаклизмов, включая похолодание и оледенение. Земли эти были заселены протоиндоевропейцами, которые вошли в историю под названием гиперборейцев26.

 

Сведения об обычаях и миграциях этих племен сохранились в мировом фольклоре и мифологии. Лучшим подтверждением факта существования Арктиды (помимо геологических данных, полученных при изучении дна Северного Ледовитого океана) являются ежегодные массовые миграции перелетных птиц с Юга на древнюю Северную Прародину и обратно, обусловленные генетически закрепленной памятью, природно-космический механизм которой до сих пор не ясен.

 

Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована во многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти самоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, но становятся понятными лишь в свете представлений о полярном происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко обнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ, проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме. Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360 дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделение окружности на 360 градусов - как символ годичного круговорота Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем,благодаря Богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), былодобавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечныхдней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Всеочень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтяннаблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно - 5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в соответствии с законами природы) возможно только в приполярных областях. В ходе этнической миграции праегиптян на Юг старое летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была произведена коренная реформа календаря.

 

Еще более серьезной корректировки потребовалопервоначальное римское летосчисление. В момент основания Рима и, естественно, до этого события пришлые народы, заселявшие Апеннинский полуостров, начиная с конца III тысячелетия до н.э., пользовались солнечным календарем. Он включал только 10 месяцев и оканчивался декабрем, что дословно и означает "десятый" и, кстати, не воспринимается как нонсенс в современном двенадцатимесячном календаре. Следовательно, до появления в Италии пришлые племена обитали в таких областях, где в течение двух месяцев Солнце не наблюдалось. Такое, как снова нетрудно догадаться, возможно лишь в условиях долгой полярной ночи. Второй после Ромула римский царь Нума Помпилий, которому при помощи нимфы-прорицательницы Эгерии, по словам Плутарха, "открылась небесная мудрость", - исправил анахронизмстарого сумбурного календаря и добавил к имевшимся 10 месяцам еще 2 - январь и февраль27 (год у этрусков, латинов, сабинян и прочих италийских племен начинался так же, как и у древних славян, - с марта месяца).

 

Полярные реминисценции, как бы это ни показалось парадоксальным на первый взгляд, обнаруживаются и в Библии. В Книге Исаии говорится об обители (сонме) Богов на краю Севера, куда стремился один из возгордившихся и наказанных за это сынов человеческих - Денница, сын Зари (Ис. 14, 13). Северные те Боги, по Библии, обитают на священной горе, хорошо известной в индоиранской традиции под названием Меру. В книге Иова подробно и эмоционально описывается полярная ночь: "Ночь та, - даобладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та - да будет она безлюдна; да невойдет в нее веселие! Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить Левиафана! Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит: и да не увидит она ресниц денницы..." (Иов 3, 6-9). В Книге Иисуса Навина содержится ссылка на еще более древнюю книгу Праведного, где описывается поведение Солнца в приполярных областях: "Стояло Солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день" (Нав. 10, 13). Данный фрагмент практически полностью соответствует строкам Ригведы: "Свою колесницу Бог Солнца остановил посреди неба", где также в метафорической форме описывается полярный день.

 

А есть ли полярные мотивы в древнегреческих мифах? Не могут не быть, если только прапредки эллинов пришли с Севера и принесли с собой ядро тех сказаний, которые, приспособившись к новым условиям и обрастая массой подробностей, приобрели впоследствии привычный для нас вид. Но сквозь оболочку позднейших наслоений нет-нет да и сверкнет Полярная звезда памяти о далеком прошлом. Так, перед битвой с гигантами Зевс велел Солнцу-Гелиосу, Луне-Селене и Заре-Эос не светить на землю. В небе остались только звезды. Здесьявственный намек: гигантомахия (точнее - события ей предшествовавшие) сопряжена с полнощными странами и полярнойночью. Также в легендах о рождении Геракла различные источники единодушно свидетельствуют: когда Зевс соблазнил Алкмену, их первая брачная ночь ознаменовалась тем, что Солнце трое суток не поднималось над Землей. Такое может случиться только в Приполярье или Заполярье. Следовательно, именно там и происходили описываемые события. И именно туда, на родину предков, неоднократно возвращался величайший герой древности Геракл при совершении некоторых из своих подвигов и при освобождении Прометея. Лишь в эпоху расцвета античной цивилизации первичное ядро северных легенд было трансформировано и приспособлено к условиям Средиземноморья.

 

Один из крупнейших представителей сравнительного языкознания и сравнительной мифологии Макс Мюллер (1823- 1900) не без оснований полагал, что в период, предшествовавший образованию современных этносов, каждое словов первоначальном арийском языке было мифом, каждое имя - образом, каждое существительное - определенным лицом и каждый предлог - маленькой драмой. По этой причине многие языческие Боги - индийские, иранские, греческие, германские, славянские и прочие - не что иное, как результат персонификации поэтических обозначений (имен), неожиданных даже для тех, ктоих придумал. Интересно взглянуть под данным углом зрения на скупые сведения древних историков, связанные с преданиями о Гиперборее. Естественно, что в Ведах, Авесте, Библии и других древних книгах не содержится упоминаний ни о Гиперборее, ни о гиперборейцах, поскольку это вообще не автохтонные наименования. Дословно этноним гиперборейцы означает "те, кто живет за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, ктоживет на Севере". В древнерусской географии также было принято разделение мира по ветрам, и территория современной России обозначалась соответственно по направлению северного ветра. "Благословил есть праотец наш Ной, - сказано в "Мазуринскомлетописце", - прадеда нашего Иафета частию земли западного всего и северного и полунощного ветров".28

О гиперборейцах писали многие античные авторы. Одни подвергали сомнению само существование гиперборейцев ввиду отсутствия достоверных фактов. Так, отец истории Геродот, хотя и четко помещает их на крайнем Севере на берегах "последнего моря", опасается домысливать что-либо к известным ему фактам, связанным с регулярным принесением даров в храм Аполлона на острове Делос посланцами гиперборейцев. Напротив, другой гигант античности Плиний Старший пишет о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, живущем у Полярного круга, имеющем древние традиции и генетически связанном с эллинами, а также с культурой и религией всего античного мира - через культ Аполлона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: