Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 19 глава




 

Несмотря на подчеркнуто непристойный характер, Ярилин праздник отмечался в России повсеместно еще в начале ХХ века, правда, не в одни и те же дни. Вот доподлинные свидетельства современников. В Костроме отправляли похороны Ярилы во Всесвятское заговенье. Старик, одетый в изодранное платье, нес в гробу куклу Ярилы в виде мужчины с выпяченными наружу естественными частями. Пьяные женщины провожали куклу с рыданиями, а потом зарывали в землю. В Галиче и Кинешме Костромской губернии представителем Ярилы выбирали старика, упаивали вусласть и забавлялись над ним. (Все это отголоски древних дионисийских необузданных празднеств, непременным атрибутом которых было бесконтрольное употребление опьяняющих напитков.) Девушки устраивали вокруг пьяного деда, персонифицирующего Ярилу, веселые хороводы.

 

В Тверской губернии в первое воскресенье после Петрова дня девушки и парни собирались плясать и веселиться в честь Ярилы. Матери охотно отпускали своих дочерей на это гуляние поневеститься. Женихи высматривали невест, а невесты женихов. Общение носило более чем вольный характер. Во время разгула любовью занимались под ветвистыми деревьями. В некоторых местностях Казанской губернии поселяне обоего пола плясали в честь Ярилы на полях, где перед этим окропляли скот священною водою.

 

В Воронеже в Ярилин день люди всех возрастов и обеих полов, нарядившись, как в самый большой праздник, собирались с рассветом дня за городом на большой площади. Всеобщее разгулье выражалось в песнях и плясках. Из числа мужчин выбирали Ярилу, наряжали его в пестрое платье, украшали цветами, лентами и бубенчиками, лицо нарумянивали. Дети возвещали шествие Ярилы барабанным боем. Начинался всеобщий разгул, который обычно завершался страшным кулачным боем (заметим, что кулачный бой -одна из древнейших ритуальных игр индоевропейцев)36.

 

Русский корень "яр" происходит от древнеарийского "ар" и обнаруживает свои следы в глубинах тысячелетий и в культурах различных народов: арии, Арджуна (один из главных героев "Махабхараты"), Иран (русифицированное название страны: первоначально Арьянам - "страна ариев"); Аргус -древнегреческий тысячеглазый великан, персонифицирующийзвездное небо; Арес - древнегреческий Бог войны; Ярри -хеттский Бог войны; Эрос (Эрот) - древнегреческий Бог любви,одно из четырех космических первоначал.

 

Эрос и Ярила - разнозвучащие имена (с единой корневой праосновой) общего праиндоевропейского Божества, почитавшегосянашими далекими прапредками в те стародавние времена, когда ипротоэллины и протославяне были слиты в единый пранарод сединым языком и верованиями. Лишним подтверждением тому служитпроисхождение имени Геры - древнегреческой Богини, супруги Зевса. Яростно-мстительная и необузданно-вспыльчивая натура Геры - точное воплощение ее первобожественной сущности,связанной с яростью как космическо-природно-человеческой стихией. Но и само имя Геры первоначально звучало как Яра. Славянские имена Ярослав, Ярополк, Яровит генетически являются однокоренными имени Гера; точно так же и имя самого знаменитого древнегреческого героя Геракла генетически является однокоренным имени Ярилы и созвучным (фонетически и семантически) славянскому Ярославу.

 

Нет сомнения, что имена и древнегреческого Ареса (сына Геры), и хеттского Ярри возникли из одного и того же языкового и мифологического субстрата. Хетты - исчезнувшийиндоевропейский народ, живший во 2-м тысячелетии до н.э. в Малой Азии, на территории современной Турции. Русское и общеславянское слово "хата" ("дом") родственно аналогичному понятию в хеттском языке: корень входит в название самого народа - с учетом чередования гласных "о" и "е", а столица Хеттского государства именовалась Хата. Рядом с хеттской в Месопотамии существовала и развивалась шумерская и аккадская (ассировавилонская) культура. Шумерийцы говорили на языке, происхождение которого точно не установлено. Язык ассирийцев и вавилонян был семитским. Поэтому исключительный интерес представляет сходство и несомненное родство имен индоевропейских Богов войны, хеттского - Ярри (Иарри) идревнегреческого Ареса с акадским богом войны Эрром (Ирром). В конечном счете последний оказывается генетически родственным русскому Яриле.

 

Космическая сущность бога Ярилы обнаруживается при проекции календарно-обрядовых функций на природно-циклические процессы, которые, как известно, обусловлены космическими причинами: движением Земли вокруг Солнца при вращении самой Земли, что создает соответствующую картину звездного неба, движением Солнца относительно других звезд и наоборот, скрытых галактических факторов, и растянутых во времени соответствующих физических процессов, неизбежно влияющих и на земную жизнь.

 

Власть Богов над пространством и временем предполагала управление циклическими изменениями в природе: сменой времен года, месяцев, недель, суток, дня и ночи - что все вместе ипорознь увязывалось с круговоротом движения Солнца, Луны,планет и звезд. Отсюда вытекают и более обобщенные, по существуфилософские представления о "вечном возвращении", т.е.возрождении времени, и циклических круговоротах во Вселенной.

 

Все это в конечном счете привязывалось к космогоническому природотворческому акту, и в зависимости от биокосмических ритмов строились как летоисчисление, так и вся хозяйственно-бытовая жизнь: сельские работы, охота и рыболовство, водная навигация, праздники и обычаи37. В свою очередь исчисление суточного, недельного, месячного и годового времени возможно лишь на солнечно(лунно)-световой основе: световые циклы - объективный базис всякого календаря.

 

В индоевропейских языках есть группа понятий для обозначения годовых и вообще - временных циклов, в основекоторых лежит древнейший корень "яр" ("йар", "аэр")38. Онобразует древнеиранское (авестийское) слово "год", лежит воснове древнегреческого понятия, означающего "время года", ибезо всяких изменений воспроизводится в современном немецкомязыке: "йар" (Jahr) "год". В древнерусском языке слово "яра" означало лишь одно время года - весну, но вреконструированном прославянском языке этим словом обозначалсяцелый или, как говорили в народе, круглый год (кстати, одно източных определений цикличности времени и изменений в природе).

 

Отсюда и происходит имя древнерусского весенне-солнечного ижизнеродного божества Ярилы - хозяина времени и зачинателягода. Весной начинается пробуждение природы и отсчет новогоестественного жизненного цикла, устроителем и распорядителемкоторого выступает Ярило.

 

Современное русское слово "год" также древнейшего происхождения. Его лексическая основа восходит к санскритскому многозначному слову "gу", в первую очередь служащему дляобозначения понятий "бык" и "корова" (это значение сохранилосьв современном русском языке "говядина", образованного отустаревшего ныне "говядо", означавшего всякую крупную рогатуюскотину - быка, вола, корову), а также в производном от "говядо" и ставшем бранным слове "говно". Но санскритское "gу" означает также "звезды" и "лучи света" (и крометого, "речь" - откуда русское "говорить"), что, несомненно,раскрывает его космические корни и делает понятнымастрально-циклическое происхождение самого слова "год".

 

С неотвратимым воздействием неведомых космических сил (в том числе и астрально-природных циклов) связано понятие "рок", имеющее временнуе происхождение (ср.: "срок"). В древнерусском языке оно означало не только "судьбу" (как это имеет место в современном языке), но и "год" (в украинском языке это значение сохранилось и поныне). Этимологически понятие "рока" восходит к санскритскому слову "rac", где оно означает в первуюочередь "созидать", "творить", "создавать", "устраивать", "упорядочивать", что в целом соответствует пониманию Космосакак упорядочивающего начала. Но космическая сущность рокапредполагает наличие в нем неких непреодолимых законов в виденеизбежной судьбы. Роковая предопределенность - это вовсе небожеское предначертание. Это - несравненно большее, глубинноеи непостижимое. В мифологической традиции против рока и судьбыбессильны любые Боги. Вселенская неотвратимость рока определяетжизнь людей и ход истории. Как и другие космически насыщенныекатегории, рок связан с речью или ее эквивалентами. Само слово "речь" является производным от однокоренного ему слова "рок" (ср.: "реку", т.е. "говорю", "пророк"). К этому же лексическомугнезду примыкают слова "рокот" и "рык".

 

Известна и смягченная трактовка образа Ярилы, сближение его с Богами солнечного пантеона и даже отождествление с Солнцем, как это сделано в весенней сказке А.Н.Островского "Снегурочка". Великий русский драматург опирался на нижегородскую трактовку языческого мифа о Яриле - Боге Солнца,любви и плодородия. Дожившая до наших дней легенда гласит: встародавние времена Земля пребывала во мраке и стуже, но пришел Бог Ярила и озарил ее своим светом, согрел своим теплом. Тогда-то и родился из недр Земли Человек. Был он сначала несмышленышем, пока не просветил его разум Ярила своей молнией. С тех пор и стал человек властелином во Вселенной39.

 

В своем беллетризованном переложении древнерусских легенд и преданий Островский использовал образ и другого славянского Божества - Леля, придав ему чисто человеческие черты. О Леле слышали очень многие, но подробностей не знает толком никто. Бесспорно лишь одно: Лель - Бог любви. Далее мнениярасходятся. Одни уподобляют его мальчику, наподобие греческого Эрота или римского Амура-Купидона; вырастая, Лель превращается в Полеля. Другие склоняются к признанию в далеком прошлом развитого культа Бога любви, сведения о котором оказались начисто утраченными. Третьи вообще считают Леля литературным вымыслом, берущим начало от мифологов польского Возрождения и Просвещения.

 

Действительно, прямых летописных свидетельств о Леле не сохранилось, есть лишь косвенные - фольклорные илингвистические. Например, хорошо всем знакомый припев русскихи других славянских песен "люли-люли" восходит к первоформе "ой, лелю!", где "лелю" - звательный падеж от имени Лель.

 

Его-то, Бога любви, и призывают поющие и танцующие. Точно так же русское слово "лелеять" означает высшее проявление любви и нежности.

 

Древним народом, заложившим вместе с пеласгами и эллинами основу греческого этноса, были лелеги. Страбон называет лелегов кочевниками, по пути их передвижения всюду оставались курганы. Они были союзниками троянцев и разделили с ними горечь поражения. В наименовании народа "лелеги" явственно проступает имя Бога Леля. Данная корневая основа обнаруживается и в других словах, в частности - в названиях птиц: русск. "лелек, лелька"- козодой; укр. "лелит" - сова; польск. "лелит" - сова, сыч; турецк. "lдilдk" - аист. Хорошо известны также русские женские имена Леля и Ляля, и их вовсе не обязательно трактовать, как уменьшительные от общеевропейского имени Елена.

 

Несомненные функции животворящего плодородияобнаруживаются и у знаменитого русского "скотьего Бога" Велеса (Волоса), покровителя стад и символа неотделимогоот их количества богатства. Относительно происхождения его на первый взгляд простого имени за последние два столетия было выдвинуто немало версий40. Однако, несмотря на оригинальность некоторых соображений, не приходится особенно сомневаться в тесной связи имени Велеса со смысловым и лексическим гнездом, куда входят слова "велеть", "повелевать", "великий" и их дальнейшие трансформации "воля", "владение", "власть", "вельми" и т.д. В конечном счете Волос-Велес оказывается семантически сопряженным с понятиями "вол" ("бык") и "волот" ("великан"). Кроме того, совсем неслучайным представляется и корень "лес" во втором слоге имени "скотьего Бога". Возможно прочтение "в[еликан] лес[а]" - или "лесной великан". Не исключено, чтоздесь оказались наложенными друг на друга несколько смыслов. Любопытно, что от имени Бога Волоса образовано одно изрусских народных наименований созвездия Плеяд - Волосыни.

 

Волосыни - дочери Волоса-Велеса. Тем самым обнаруживается космоургическая и звездно-творительная сущность "скотьего Бога". Одновременно прослеживаются параллели с другими образами индоевропейской мифологии. Как известно, эллинская история Плеяд насыщена самыми неожиданными событиями и перипетиями. Уже говорилось, что одна из семи Плеяд была титанида Майя - мать Гермеса. Нелишне однако напомнить: сами Плеяды - дочери титана Атланта. А раз в более поздней славяно-русской версии Плеяды-Волосыни - дочери Волоса-Велеса, то значит, в отдаленном прошлом, на стадии нерасчлененных еще культур, у Атланта и Велеса был единый праобраз. Целью настоящей главы не является разработка темы легендарной Атлантиды и ее сопряжения с Гипербореей. Тем не менее мысль о былой тождественности великана Атланта и волота Велеса напрашивается сама собой.

 

Единение с Вселенной осуществлялось для русских людей не только в мире жизни, но и в мире смерти, через который пролегала дорога в мир бессмертия. По представлениям наших предков, связь человека с космической стихией после смерти усиливалась, поскольку он естественным образом переходил из одной жизни в другую - более высокую, переселяясь из земнойсреды обитания в неземную - космическую. Для этого умершему, всоответствии с незыблемым ритуалом, создавались все необходимыеусловия: сооружалось жилище-хоромина (гроб или подземный сруб);давался "в дорогу" набор необходимых предметов (высокороднымусопшим - еще и животные, а в ряде случаев - умерщвленныеслуги и наложницы); разжигались погребальные костры, помогающиедуше умершего переселиться в мир иной (в дохристианские временапредки славян и руссов сжигали усопших или погибших напогребальном костре или в погребальной ладье - в современномпохоронном обряде отголоском древних традиций служит огоньпоминальной свечи), насыпались на местах захоронений курганы (их имитацией и поныне остается надмогильный холм).

 

Древние ритуальные курганы, сохранившиеся повсюду на просторах Евразии, подверглись доскональному изучению учеными и представляют собой огромный интерес с точки зрения исторической космогонии и астроархеологии. В этих "пирамидах степей", как и в настоящих пирамидах Востока и Америки, закодированы древнейшие представления об устройстве Вселенной и о пути, по которому человек переселяется в мир небожителей. Вопреки расхожему мнению, курганы и пирамиды предназначались вовсе не для того, чтобы не тревожить усопших, уберечь их от возможного покушения со стороны живых (большинство египетских пирамид, как известно, были опустошены еще в древности - ни колоссальныеглыбы, ни изощренные лабиринты и ловушки не могли послужитьпомехой для еще более изощренных грабителей). Действительныйсмысл кургана (пирамиды) - приблизить погребенного к небу,воздвигнуть мост для общения со Вселенной. Курган - этостартовая площадка в Космос, но не для живых, а для умерших.

 

Археолог Ю.А.Шилов, автор увлекательной книги "Космические тайны курганов", раскрывает представления наших пращуров о Вселенной и судьбе человека в земной и последующей жизни на богатом фактическом материале, в том числе по результатам археологических раскопок курганов группы Высокой могилы, в которых он сам участвовал. Автор именует обнаруженных погребенных прапредков "космическими странниками" и даже "пракосмонавтами", ибо водруженные над ними курганы действительно можно назвать прямым трамплином в Космос.

 

Прежде всего курган Высокой могилы, относящийся к доскифским древнеарийским временам (автор разделяет точку зрения ряда ученых о прародине индоевропейцев в Прикубанье и Причерноморье41, имеет крестообразную форму: в черноземный круг вписан желтогрунтовой крест (рис. 117). Крест, как древнейший символ, олицетворяющий Солнце, встречается повсеместно в сотнях вариантов в десятках разнообразных культур. Выше говорилось о его происхождении. Археологическим подтверждением повсеместного распространения древнего креста в местах расселения праславян являются его многочисленные изображения на керамике, а также в виде рисунков, выдолбов, резных камней и кости. И вот -крестообразный курган.

 

От Солнца-кургана Высокой могилы отходят двенадцать лучей, по числу месяцев года. Это и символ Вселенной, и своего рода календарь. Дороги-лучи были ориентированы, и каждая из них связана с определенной датой (зимней, весенней, летней, осенней). Само погребение находится в зимнем секторе Солнца-Вселенной. Погребение - сенсация: в головах нашегопредка - семиколесная (!) повозка (число "семь" священно врусской, славянской и других индоевропейских культурах, впрошлом оно имело также и магический смысл). Каждое из семиколес повторяет одно из направлений тех дорог, которые связаныс весной и летом (что символизирует переход от смерти-зимы квесне-воскресению). Этот переезд на магической семиколеснойповозке осуществляется в пламени погребального костра позвездным путям, под покровительством Солнца (общеарийский образогненной колесницы)42.

 

Русский народ свято верил, что жизнь каждого человека продолжается и после смерти. Представления о загробной жизни -это не дань позднейшей христианской традиции, а древнейшиеверования, корни которых уходят в глубины тысячелетий. Славянеиспокон веков признавали, что душа имеет самостоятельное бытие,может отделяться от тела после смерти, некоторое времяпребывать на месте, где произошла смерть, а затем переселятьсяв "мир иной". Отсюда все древние традиции, связанные спохоронами и проводами покойников, а также сохранившиеся по сейдень обычаи отмечать девятый и сороковой день после смерти (когда душа окончательно расстается с прежним местомпребывания).

 

По представлениям славян, душа может временно покидать тело и во время сна. Так, сербы и черногорцы убеждены, что в каждом человеке обитает дух, которого они называют "ведогонь", и что дух этот может покидать тело, объятое крепким сном. Природа души - огненная. Потому-то по древнейшимпредставлениям считалось, что она улетает в небо вместе спламенем погребального костра. Как жизнь невозможна без света итепла, так и душа - частица того небесного огня, котораясообщает очам - блеск, крови - жар и всему телу - внутреннюютеплоту43.

 

Улетая в небо, душа сливалась со звездной стихией - продолжением стихии огненной, поскольку древние индоевропейцысчитали звезды искрами небесного огня. В народных преданияхдуша сравнивалась со звездою, как и с пламенем, а смертьуподоблялась падающей звезде, которая, проходя сквозь воздушноепространство, как бы угасает. Тем самым жизнь человека стойкосвязывалась с небесными звездами, где она продолжалась послесмерти и длилась до скончания веков.

 

Древнерусская языческая вера, уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации и мировой культуры, рухнула и исчезла с лица Земли под ударами новой религии, уступив место библейской картине мира и системе христианских ценностей. Но Русские Боги не сгинули в небытие – они сохранились в русском духе и тех его неповторимых чертах,которые делают русского человека непохожим на любого другого.

 

Традиции и обычаи, сложившиеся многие тысячелетия назад, также вошли в плоть и кровь народной жизни. Они впитываются русским человеком с молоком матери и передаются от поколения к поколению. Другое дело, что каждое новое поколение распоряжается этим неисчерпаемым духовным богатством по-своему и не всегда достойно.

 

Рокот веков.

Топот подков.

Марина Цветаева

 

Вся жизнь цивилизованного и нецивилизованного человека неотделима от окружающей его Вселенной, пронизана связью с ней от рождения до смерти. Русский народ здесь не исключение. Более того: необъятные просторы русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового сделали русского человека особенно восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений. Именно данная особенность позволила одному из главных русских космистов Н.Ф.Федорову говорить о том, что ширь русской земли порождает ширь русской души, а российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, нового поприща для великого подвига русского народа. А это вселенское поле деятельности не имеет границ!

 

Среди тысяч и тысяч находок, обнаруженных недавно при раскопках "русской Трои" - Аркаима, особенно впечатляет одна- фигурка нашего древнего предка, устремившего задумчивый взор в небо (рис. 118), в Космос, туда, где ходят дневное и ночные светила, где попеременно рождаются день (свет) и ночь (тьма), где распростерла свои бесконечные крылья сама Вселенная. Не приходится сомневаться, что наших далеких пращуров обуревали те же мысли, которые сравнительно недавно были в концентрированном виде сформулированы в "Завещании" Павла Флоренского: "...Почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря- выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится". С этими пронзительными словами вполне созвучночетверостишие замечательного философа и поэта Арсения Чанышева, написанное чеканным классическим слогом и перекликающееся с "Завещанием" Флоренского: Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!

 

Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод.

 

В каждой пылинке громадный мир заключен. Бесконечность Стала наглядной... Как жалок день, что прошел в суете! Думается, аркаимский звездный мечтатель на 4 тысячи летпредвосхитил вдохновенные слова русских космистов. Воистину его образ - овеществленная "память сорока веков", о которой когда-то пророчески писал Валерий Брюсов! Но исчерпывается ли обозначенным сроком возраст космизма вообще и русского космизма в частности? Ведь человечество по своему происхождению космично изначально. Оно - закономерный продукт эволюции Вселенной. Жизнь на Земле галактик. Homo sapiens - Человек разумный - это всегда Homo cosmicos - Человек космический.

 

Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента рождения зависела от того, что написано в "небесно-звездной книге". Вселенское мироощущение впитывается русскими чуть ли не с молоком матери. Каждый хотел бы родиться под счастливой звездой. Всю жизнь в нашей душе звучит древний оберег-заклинание, ставший впоследствии словами известного романса: "Гори, гори, моя звезда..." Гаснет она - обрываетсянить жизни, и человек умирает. Выдающийся мифолог, собиратель иисследователь русского фольклора А.Н.Афанасьев отмечал: "Каждыйчеловек получил на небе свою звезду, с падением которойпрекращается его существование; если же, с одной стороны,смерть означалась падением звезды, то, с другой, - рождениемладенца должно было означаться появлением или возжением новойзвезды, как это засвидетельствовано преданиями индоевропейскихнародов. В пермской губернии поселяне убеждены, что на небестолько же звезд, сколько на земле людей"44.

 

Поразительно, но свыше двух тысяч лет до этой записи, сделанной в пермской глухомани, подобные же взгляды высказывал Платон: число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде (Тимей, 41е). В свою очередь, мысль, сформулированная Платоном, вполне соответствует "звездной философии" египтян, изложенной, к примеру, в так называемых "Драматических текстах".

 

Вера в небесно-космическую предопределенность человеческой жизни на всех ее этапах была присуща всем славянским народам. По стойкому убеждению русских, украинцев, белорусов, южных и западных славян Солнце, Луна, Земля, звезды принимали деятельное участие в судьбе человека, определяя в том числе и счастье или несчастье в супружеской жизни. Женитьба и замужество, в представлении славян да и других народов, заранее предопределена и даже записана в воображенной небесной книге. Юноша в мужья и девушка в жены предназначаются Судьбой -неотвратимым небесно-космическим Роком. От имени неотвратимой Судьбы возникли и понятия "суженый", "суженая", имевшие магическое значение; само слово заставляло юношу и девушку покоряться судьбе45.

 

Представления о жизненносности космических сил, взаимопроникновении их и жизни человеческой, обусловленность ее высшими "небесными" законами - неотъемлемая часть, ядронародного мировоззрения, передававшегося от поколения кпоколению вместе с языком, вековыми традициями и тем русскимдухом, который и составляет отличительную черту всей нации.

 

После распада единой праиндоевропейской этнической и языковой общности из нее выделились самостоятельно народы -носители новых языков и культур (данный процесс занял многотысячелетий). Но каждый народ (впоследствии - нация) продолжалхранить в своем мировоззрении остатки былых представлений иверований. Арийское наследство, принесенное славянами (а вдальнейшем - русскими) на евразийскую почву, сохранялось вформе стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению И.Е.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм. "Язычник, - отмечал Забелин, -яснее всего постигал и понимал одну великую истину, что жизнь- есть основа всего мира, что она разлита повсюду и чувствуется на каждом шагу, в каждой былинке... Во всем живоммире господствует и повсюду является такое же человеческое существо, как он сам. Он сознавал, что весь видимый мир от былинки до небесного светила одухотворен тою же человеческой душою, ее мыслью, ее чувством, ее волею"46. Отсюда: не только животные и растения, но и самые камни мыслили, чувствовали, говорили таким же понятным каждому человеческим языком.

 

Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе,- это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознаниянеразрывного с ним единения. Недосягаемая всеобъемлющая Вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил. Пробуждение этих защитных функций природно-космического Универсума достигалось с помощью разного рода магических обрядов и действий. Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир - от Солнца и звезд до листика и травинки -оказывался одушевленным и одухотворенным, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком.

 

Христианство с трудом преодолевало (и никогда до конца не сумело преодолеть) веками и тысячелетиями формировавшееся космическое мировоззрение народов, населявших Россию. Несмотря на драконовские меры и инквизиторскую политику, церкви никак не удавалось вытравить то, что дается самой природой. Ни инородцы, ни русское население никогда не расставалось с вселенско-языческим отношением к окружающему миру, подразумевая себя его неотъемлемой частичкой. Дьявольской называет анонимный и первый русский космологический трактат XII века "Слово о силах небесных" неискоренимо-стойкую веру людей "в Солнце, и в Месяц, и в Звезды, а иныя в рекы, и в источники, и в древа..., и в огнь, и в звери, и в иныя вещи многразличныя"47.

 

Мифологическое сознание не есть нечто нерасчлененное, аморфное - таким оно предстает по прошествии веков итысячелетий, когда на нет сходит его прежнее идеологическоезначение, влияние на повседневную жизнь утрачивается, а остаткиранее господствующего мировоззрения оседают в фольклоре.

 

Безусловно, современному человеку трудно судить, к какому именно неведомому прошлому принадлежит тот или иной сказочный или эпический образ (особенно если речь идет об архаичных пластах). Но положение не безнадежно - тем более иных путейдля установления истины нет. Фольклор - это закодированнаяв устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа. Задача проницательного читателяи слушателя - научиться расшифровывать этот код.

 

Стоит посмотреть под этим углом зрения на жалкие осколки некогда величественного и неприступного монолита - и вбессвязных или случайных на первый взгляд образах песен,сказок, былин, загадок, пословиц, заговоров, заклинаний и т.п.проступают отзвуки данных эпох и верований. Кому не известны,скажем, хрестоматийные причитания, перекочевавшие в детскийфольклор: Костры горят горючие, Котлы кипят кипучие, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати.

 

Для современного человека, оторванного от исконных древних корней, это - всего лишь плач братца Иванушки, обернувшегося козленочком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: