Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 28 глава




 

Логика преемственности поколений - этой важнейшей стяжки биосоциальной эволюции - уникальна. Она коррелирует, но не совпадает с логикой истории. У поколений, сменяющих друг другаи активно взаимодействующих между собой, своя, если так можновыразиться, параллельная история и свои закономерности. Впризматическом зеркале поколений история как

быспрессовывается, ломается, растягивается или теряется. Связьвремен может оборваться между любой парой поколений на любомотрезке истории. Обычно принимается, что астрономический иисторический век вмещает 3 поколения. Следовательно,тысячелетие - это всего лишь 30 поколений. 30 поколенийотделяет нас от введения христианства на Руси и около 100 от Троянской войны. Казалось бы, как мало - просто рукой подать. Но чего только не случилось за это время, выражающееся в такихна первый взгляд смехотворных цифрах!

 

Если наложить на всемирную историю цепочку из сменявших друг друга поколений, то реальное летоисчисление предстанет в виде следующей картины: 5-6 поколений отделяет нас от вторжения наполеоновской армии в Россию и Бородинского сражения, 8 поколений - от Полтавской баталии, 19 - от Куликовской битвы, 23 - от Ледового побоища. И далее вглубь: 48 поколений прошло с момента падения Римской империи (взятия Рима Аларихом), чутьболее 70 - от расцвета Афин, 150 - от начала древнейшего царства в Египте и 1260 поколений - от предположительногоначала процесса расщепления праязыка и единого пранарода (40 тыс. лет до н.э.). Менее 13 сотен поколений - какой каскаднародов, языков, культур возник на Земле! Сколько цивилизаций и формаций успело смениться на планете! Сколько достижений и сколько утрат! Но ничто не исчезает бесследно. Дух жив, пока жив человек. Его необходимо хранить, как хранили огонь в очаге наши предки. И как их, он непременно спасет и согреет.

 

Итак, пришла пора поставить последнюю точку. Неужто решены все проблемы? Напротив - комплексные изыскания только начинаются. Русский Север и Мировая Гиперборея ждут нового Шлимана. В историческом исследовании последней точки не бывает. Может быть только начало нового. И главные открытия, как всегда, - впереди! Разгадка великих тайн продолжается. Мы близки к прорыву. В прошлое!

 

...Дорога через перешеек тянется прямо к священному саамскому Сейдозеру. Она, действительно, как бы мощеная: редкие булыжники и плиты аккуратно утоплены в таежный грунт. Сколько же тысяч лет ходят по ней люди? Или, быть может, десятков тысяч лет? "Здравствуй, Гиперборея! - говорю я. - Здравствуй, Утромировой цивилизации!" Слева, справа наливается мириадамирубинов брусничник. Ровно 75 лет назад здесь прошел отряд Барченко-Кондиайна. Навстречу неизвестности. Теперь идем мы - экспедиция "Гиперборея - 97", четыре человека.

 

Места заповедные. "Снежный человек? Да на него тут кто только не наталкивался, - говорит проводник Иван Михайлович Галкин. - В прошлом году совсем рядом детвору до смерти напугал: загнал в избушку да еще в окна и двери всю ночьтолкался. Пока егеря поутру не подоспели. Но стрелять не стали- человек ведь..." Позже то же самое подтвердили и "профессионалы", по многу лет выслеживающие реликтовогогомоноида. А бабушка-лопарка отреагировала совсем буднично: "Да отец мой одного такого много лет подкармливал". Среди нас тоже оказались "очевидцы". Еще в июне Женя Лазарев пытался в одиночку добраться до Сейдозера через заснеженные перевалы, но наткнулся на непроходимые - рыхлые и почти по грудь -нестаявшие снега. Да еще мороз нежданный нагрянул - градусов эдак под десять. Пришлось повернуть назад. На всем пути,однако, попадались отважному смельчаку следы, похожие на босую человеческую ступню, клочья рыжей шерсти, экскременты, лежки и т.п.

 

Еще не доходя Сейдозера, видим на обочине хорошо обтесанный камень. На нем едва проступают загадочные письмена- трезубец и косой крест. Стоит безветренная солнечная погода: теплынь, как на юге. Через два дня все резко изменится, пойдет холодный проливной дождь, на горы опустятся низкие свинцовые тучи. Но пока вперед - туда, где нас ждет тайна!

 

Вот и Сейдозеро - спокойное, величавое и неповторимое в своей северной красоте. По гребням гор одиноко маячат сейды - священные саамские камни-менгиры. Хорошо разглядеть их удаетсятолько в бинокль или подзорную трубу. На ум тотчас же почему-топриходит миф о Сизифе, который вкатывал на гору тяжеленныйвалун (правда, в античном мифе камень тотчас же скатывалсявниз).

 

Если подняться повыше в горы и побродить по скалам и осыпям, обязательно встретишь пирамиду, искусно сложенную из камней. Повсюду их множество. Раньше они попадались и внизу, по берегу озера, но были уничтожены (разобраны по камешку) где-то в 20 - 30-е годы, во времена борьбы с "пережитками темногопрошлого". Точно так же были изничтожены и другие лопарскиесвятилища - сложенные из оленьих рогов.

 

Прежде чем что-либо предпринять, нужно задобрить духов - невидимых хозяев гор, лесов, озера. Так научилистарожилы-саамы. Белые монеты бросаются Хозяину воды, желтые - Хозяину земли, и мысленно произносится соответствующее заклинание. Иначе - беда. (В 40-х годах здесь почтиодновременно погибли две геологические экспедиции: одну завалило камнями в ущелье, другая утонула на лодке.) Несчастий и неприятностей - даже небольших - никому не хочется, потомусвято соблюдаем все древние и не нами придуманные обычаи. И тем не менее коварство природных стихий вскоре не заставило себя ждать: окончание экспедиции ознаменовалось жесточайшим штормом на озере, и, возвращаясь назад, катер налетел на невидимый подводный камень, поломал винт, и пришлось грести на веслах (проводник, плавая здесь 27 лет и зная каждую мель, ни с чем подобным никогда не сталкивался).

 

Наша первая цель (пока Солнце благоприятствует фотографированию) - гигантское человекоподобное изображение наотвесной скале на противоположной стороне вытянутого на 10 кмозера (см. фото в Прологе). Черная, трагически застывшая фигурас крестообразно раскинутыми руками. Размеры можно определитьлишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначеннойна карте: метров 70, а то и поболее. Добраться до самогоизображения на почти абсолютно вертикальной скальной плоскостиможно разве что со специальным оборудованием.

 

При лобовом солнечном освещении таинственная фигура заметна уже издалека. Менее чем с половины пути она отчетливо из разных точек предстает перед изумленным взором во всей своей загадочной непостижимости. Чем ближе к скале, тем грандиозней зрелище. Никто не знает и не понимает, как и когда появился в центре Русской Лапландии гигантский петроглиф. Да и можно ли его вообще считать петроглифом? По саамской легенде это - Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.

 

Спутники ждут моего объяснения, но я медлю: оно может оказаться еще более неправдоподобным, чем саамское предание. Суть же возможного истолкования такова. "Вспомните, - говорюя, - похожая фигура, но только гораздо меньшей величины есть вмузее атомной бомбардировки Хиросимы: тень человека на бетоннойплите - все, что осталось после ядерного взрыва и сверхмощнойогненной вспышки. Аналогичная картина и здесь, на скале Куйвы.

 

Остается определить, что за существо таких гигантских размеров могло когда-то обитать на земле и каким оружием оно было уничтожено. Ответит на второй вопрос сегодня не представляет особого труда: превратить любую биомассу в бестелесную тень можно с помощью не только ядерной вспышки, но и с помощью лазерного оружия, основанного на принципе ядерной накачки. А еще - при помощи пучка молний.

 

Последнее представить помогает гиперборейская история, события 10 - 20-тысячелетней давности. В мифологическомоформлении искомый сюжет известен как Титаномахия или Гигантомахия. В позднейшей античной традиции оба разных сюжета слились в один. (Борьба Богов и Гигантов запечатлена, кстати, на всемирно известном Пергамском алтаре.) Бессмертная поэма Гесиода донесла до нас некоторые опоэтизированные подробности древней битвы, события которой развертывались в Гиперборее: Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.

 

Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела, И затрещал под огнем пожирающим лес неисчетный.

 

Почва кипела кругом. Океана кипели теченья И многошумное море. Титанов подземных жестокий Жар охватил, и дошло до эфира священное пламя Жгучее. Как бы кто ни был силен, но глаза ослепляли Каждому яркие взблески перунов летящих и молний.

 

Жаром ужасным объят был Хаос...

 

Уточнение одно: таких Титаномахий и Гигантомахий могло быть много, в разных местах и в разное время. Впоследствии все они могли слиться в общий и нерасчлененный образ одной-единственной битвы (подобное, судя по всему, произошло и с индийской "Махабхаратой"). Сыны человеческие на протяжении долгого времени боролись с расой великанов, некогда населявших Землю. Победили люди. Перипетии былой конфронтации нашли отражение в мифах, сказках, былинах, легендах.

 

Итак, вполне возможно, что фигура над Сейдозером - испепеленный огнем молний гигант. Или титан. Титаны, согласнонаиболее архаичным мифам, вообще обитали на Крайнем Севере.

 

Здесь они и остались после Олимпийского переворота, продолжали жить на островах Блаженных (один из географических коррелятов Гипербореи), где царил Золотой век. А то, что события другой великой битвы - Гигантомахии - также происходили вгиперборейских краях, недвусмысленно свидетельствуют античные источники. Перед решающим сражением Боги-Олимпийцы попросили Солнце, Луну и Утреннюю Зарю три дня не показываться на небе. Подобное возможно, но только в приполярных областях. Что и требовалось доказать.

 

Правда, начальник краевого оперативного штаба нашей экспедиции Николай Борисович Богданов склонен поддержать несколько иную (но тоже гиперборейскую) версию происхождения Куйвы, настаивая на "летательной интерпретации": гипербореи -первопокорители воздушного пространства, они владелиневыясненной пока техникой полета, да и плоские вершины Ловозерских тундр (тундры по-саамски - горы) вокруг Сейдозера напоминают посадочные площадки с ориентирами-сейдами. Великанже Куйва - сбитый огнеметательной пушкой гиперборейский самолет, плашмя врезавшийся в скалу и навеки оставшийся на нейв виде "молниевого следа". Описания древних летательных аппаратов, наподобие следа на скале Куйвы, сохранились в Калевале (см.: Пролог).

 

Описанный разговор состоялся поздно вечером по возвращении на базу. А на другой день (это случилось 9 августа 1997 г.) русский офицер Игорь Боев, поднявшись на гору Нинчурт ("Женские Груди") к языкам нерастаявших снегов, на полпути к вершине нашел руины Гипербореи! Целый культурный очаг,выветренный, полузасыпанный скальным грунтом и тысячекратнопроутюженный наледями и сходами лавин. Циклопические руины.

 

Останки оборонительных сооружений. Гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы. Ступени, ведущие в никуда (на самом деле мы пока просто не знаем, куда они вели двадцать тысячелетий тому назад). Стены с пропилами явно техногенного происхождения. Просверленные неведомым суперсверлом глыбы. сохранившихся в церковных архивах песнопения, дабы убедиться, трезубца и цветком, напоминающим лотос (точно такой же знак был на чашеподобном талисмане экспедиции Барченко - Кондиайна, но,к сожалению, в запасниках Мурманского краеведческого музея следы той реликвии не отыскались).

 

И наконец, пожалуй, самая впечатляющая находка. Останки древнейшей обсерватории (и это в безлюдных горах за Полярным кругом!) с 15-метровым желобом, уводящим вверх, к небу, к звездам, с двумя визирами - внизу и вверху. По виду ивозможным функциям он похож на большой, утопленный в землюсекстант знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом.

 

Однако, глядя на обнаруженные развалины, вспоминается прежде всего описанный Диодором Сицилийским храм Аполлона в Гиперборее, имевший не только культовое, но и астрономическое предназначение. Оттуда, по словам античного историка, "Луна видна так, будто бы она близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле". (Здесь явный намек на какой-то неизвестный Диодору прибор, "приближающий" Луну к наблюдателю.) Не исключено, что найденные руины несут на себе и следы вселенского катаклизма, память о котором сохранилась в преданиях многих народов. В том числе и саамов - древнейшихаборигенов Севера, хранителей осколков знаний о седой старине.

 

Согласно лопарской космогонической легенде, "когда злоба людская усилилась", центр земли "дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть". И Юмбел, верховный небесный Бог, спустился на землю... Его ужасный гнев вспыхнул, как красные, синие и зеленые огненные змеи, и люди прятали свои лица, и дети кричали от страха... Разгневанный Бог говорил: "Я переверну этот мир. Я заставлю реки течь вспять; я заставлю море собраться в огромную, как башня, стену, которую обрушу на ваших злобных земных детей и таким образом уничтожу их и всю жизнь".

 

Юмбел вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба пришла морская стена, сокрушая все. Юмбел одним сильным ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир.

 

Теперь горы и возвышенностине могут быть увидены Пейве-Солнцем. Наполнена стонами умирающих людей была прекрасная земля, дом человечества. Не светил больше Пейве в небесах.

 

В лапландском эпосе мир был разрушен ураганом и морем, и почти все люди погибли. После того как морская стена обрушилась на континент, продолжали катиться гигантские волны, и мертвые тела стремительно неслись по поверхности темных вод...

 

В целом найденные нами и обследованные руины напомнили всем заброшенные высоко в южноамериканских Андах каменные индейские города доинкской цивилизации. Но это так - длясравнения, так как памятники доколумбовой эпохи в Новом Светеизвестны очень и очень многим, а найденные экспедицией "Гиперборея - 97" руины гораздо более древней культуры пока неизвестны никому.

 

Почему же так случилось? Ведь, хотя Сейдозеро и относительно труднодоступно, ежегодно здесь бывают сотни людей, а по вершинам и гребням Ловозерских тундр пролегают туристские маршруты. Однако культурогенный уровень оказался вне досягаемости геологов, охотников и туристов. Он находится в "нетипичном" месте, как бы в стороне от традиционных троп, в полукилометре от уровня озера и метрах в 100 - 200 от наиболееудобных путей прохождения. Кругом крутизна, осыпи. Короче,вблизи проходили многие, а сюда практически никто незаглядывал. Нам же помогли точный адресный расчет, природноечутье и удача.

 

Я знал, что найду Гиперборею, и мы ее нашли! Все - точка! Начинается новый отсчет времени. Остается внести необходимые коррективы в писаную историю (а если уж быть совсем точным - заново переписать ее). История России отодвигается на тысячелетия в глубь времен. В принципе можно было бы и возвращаться назад. Но мы еще не реализовали всех замыслов. Очень бы хотелось отыскать таинственный и священный для лопарей проход (лаз) под землю, у которого побывала и даже сфотографировалась когда-то экспедиция Барченко - Кондиайна. Недобрая слава идет об этом в общем-то опасном месте. Приближаясь к нему, люди (в особенности если пренебрегли положенным магическим ритуалом) испытывают чувство повышенной тревоги и страха. Один старожил рассказал: когда он приблизился к загадочному лазу, ощущение было таким, как будто с него живьем сдирают кожу.

 

Точных координат у нас нет - только общее направление: где-то за Щучьим озером, рыбного нерестилища, соединенногопротокой с Сейдозером. И вот, перейдя под проливным дождемтопкое болото, упираемся в крутой скалистый склон горы. Навершине нестаявший и в августе снег. Внизу - непролазныезавалы из деревьев: сходы лавин ровными просеками прорезываютловозерскую тайгу, как бритва, оставляя за собой нагроможденияполоманных, точно спички, могучих стволов. Идти трудно - чтовверх, что вниз, что вдоль по склону. Хорошо, что попаласьлосиная тропа. Но она вывела всего лишь к укромной лежке зверя- красавца здешних мест. Спасаясь от комарья, лоси забираются повыше в горы.

 

Вокруг уникальный ландшафт. Под нами ураноносные и редкоземельные руды. Неудивительно, что именно здесь Барченко начал искать ответ на вопрос, владели ли древние секретом расщепления атомного ядра, что, в свою очередь, вызвало повышенный интерес со стороны органов госбезопасности и личную поддержку Дзержинского. По утверждениям геологов, район Сейдозера представляет собой геотермальную аномалию. Потому-то и микроклимат здесь заметно отличается от других мест Кольского полуострова. Нам довелось встретить даже лозу дикого винограда (о чем не подозревают даже ботаники) - лишнее подтверждение,что в гиперборейские времена климат здесь был совершенно иной,пригодный для возделывания винограда. Однако никаких признаковзагадочного лаза. Так мы его и не отыскали. А назавтра были ужесовсем другие планы.

 

Хотелось внести ясность и в вопрос по поводу болотной пирамиды, вокруг которой в 20-е годы развернулась публичная полемика между Барченко и академиком Ферсманом. Последний отрицал искусственное происхождение чего бы то ни было в окрестностях Сейдозера. Я специально выкроил время, чтобы побывать у спорного пирамидального камня и даже, дабы легче было сравнивать, сфотографировался на нем. Высота - чуть нижечеловеческого роста. Покрыт такой плотной коростой мха илишайников вперемешку с наносным грунтом, что наверху сумелавырасти и закрепиться карликовая березка. Поблизости еще однаплита - правильной геометрической формы, как в горах, где былинайдены гиперборейские руины. На плите пирамидальный камень. В Лапландии камень на камне - это почти всегда сейд.

 

Болото, на котором находятся два пирамидальных знака, пользуется дурной славой. Лопари боятся туда ходить и пугают приезжих. Запреты соблюдаются слабо. Мое первое впечатление совпадает с выводом Ферсмана: пресловутая болотная пирамида естественного происхождения. Но потом все-таки засверлила крамольная мысль: за десятки тысяч лет любой искусственно обработанный камень мог подвергнуться такой деформации и выветриванию, что все следы человеческих рук стерлись начисто.

 

Итак, Гиперборея (точнее - один из ее центров) найдена! Я ни на минуту не сомневался, что так оно и будет! Но вряд ли бы это произошло, если бы нас не взяло под свое покровительство само Провидение. Интуиция и трезвый научный расчет подсказали мне, где и что нужно искать. Вопреки другим предложениям настоял, куда именно нужно ехать, где остановиться и что делать дальше. И не ошибся. Сразу же попал в самую "десятку". Судьбе было угодно дать мне спутников, которые помогли успешно довести до конца задуманное в тиши кабинета дело. Да, видно, так было угодно Богу и благосклонному Хозяину Земли, что не одно тысячелетие ревностно хранил тайны Гипербореи.

 

Приложение 1

Необыкновенное пестроцветие и непохожесть живых и мертвых языков, казалось бы, полностью исключает саму постановку вопроса об их прошлом единстве и общности происхождения. Абсолютное отсутствие археологических данных или письменных источников, похоже, делают всякие рассуждения на эту тему призрачно-зыбкими и лишенными каких-либо научных оснований. На самом же деле все обстоит по-другому: имеются совершенно неопровержимые факты, в истинности которых легко убедиться каждому, каким бы языком он ни владел. И факты эти неумолимо свидетельствуют: все языки мира - и современные, и канувшие в Лету - имеют общий достаточно хорошо просматриваемый фундамент.

 

Суть дела заключается в следующем. Одними из самых древних консервативных лексических пластов в любом языке выступают пространственно-указательные слова, которые в подавляющем большинстве случаев очень слабо менялись с момента своего возникновения и вхождения в речевой обиход. От указательных слов типа русских "тот", "этот", "оный", "там", "здесь" и т.п. произошли личные местоимения - общеизвестный лингвистическийфакт, хорошо прослеживаемый в любом языке. Прямаявзаимозависимость между личными, а также определительными (типа "сам") и возвратными (типа "себя") местоимениями, с однойстороны, и указательными словами, с другой, объясняется скореевсего тем, что название 1-го, 2-го и 3-го лиц одновременносопровождалось указанием на данное лицо (в том числе и спомощью жестов).

 

Отсюда совершенно естественно предположить, что некоторые общие элементы, лежащие в основе личных и указательных местоимений, а также местоименных наречий всех известных языков, и являются теми первичными (архаичными) формами праязыка, которые благополучно дожили до наших дней. Сравнительный анализ более 200 языков практически всех языковых семей (недоступными оказались данные лишь по языкам группы мунда, андаманским и ряда языковых семей индейцев Южной Америки) позволяет выделить четыре таких первоэлемента: [М], [Н], [С], [Т]. Их происхождение вполне уместно возвести к общему праязыку, где смысловое значение названных элементов, быть может, соответствовало различной пространственной направленности, принадлежности или удаленности. Не существует в мире ни одного языка, личные местоимения и указательные слова которого в той или иной степени не основывались бы на четырех перечисленных элементах.

 

Под праязыком следует понимать лишь самый начальный этап формирования языков, относящийся к столь раннему периоду человеческой предыстории, когда человек еще не был человеком в собственном смысле данного понятия. Первичные пространственно-указательные слова и произошедшие от них личные местоимения с течением времени, естественно, изменяли свой первозданный вид. Тысячелетия не могли не оставить отпечаток на первоначальном фонетическом оформлении пространственно-указательных элементов. Из простого сопоставления видна эквивалентность элементов [Т] и [Д]. (Ср., напр., в индоевропейских языках местоимение "ты" = tuиспанск., румынск., ирландск., армянск., литовск., латышск.) = du немецк., датск., норвежск.); или местоимение "мы" вчеркесской подгруппе кавказских языков: te (адыгейск.) = de (кабардинск.). Точно так же следует принятьэквивалентность элемента [С] и элементов [З], [Ж], [Ш], [Ч], [Ц]. Правомочность такого утверждения вполне видна из сравненияуказательных местоимений со значением "этот" в индоевропейскихязыках: сей (русск.) = sa (готск.) = this (английск.) = is (латышск.) = ce (французск.) = co (ирландск.) = зэ (бретонск.) = sдm (тохарск.) = so (авестийск.) = ацы (ж.р.) (осетинск.); и далее - в других языковых семьях: за (арабск.) = ez (венгерск.) = see (эстонск.) =эс (грузинск.) = со (японск.) = cai (вьетнамск.) = чжэ, цы (китайск.) = чо (корейск.) =,su (турецк.) = шу (узбекск.).

 

Хотя в сравнительном анализе можно было бы ограничиться одними указательными словами современных языков, - именносопоставление их с личными местоимениями дает возможность суверенностью говорить о многенезе языков мира. Во-первых, всоставе личных местоимений сохранились в большинстве случаев тепервичные элементы и те формы этих элементов, которые по темили иным причинам были утрачены в указательных местоимениях иместоименных наречиях. Во-вторых, личные местоимения - это,пожалуй, единственная в своем роде категория слов, в которойзапечатлена в доступной для анализа форме история развитияязыка от самых истоков до настоящего времени: если образование 1 лица (дифференциация понятия "я" из древних пространственно-указательных понятий) относится, видимо, ковремени единого праязыка, то выделение 3 лица из указательных местоимений и местоименных наречий во многих современных языках не завершено до сих пор. Наконец, в-третьих, - и это главное- 1 лицо личных местоимений большинства современных языков можно привести к общей схеме.

 

Причина, по которой не всегда удается установить прямую зависимость между указательными словами и личными местоимениями в некоторых отдельно взятых языках, в принципе понятна. С одной стороны, несомненно, что в процессе эволюции первичные элементы праязыка могли развиться (в уже обособившихся семьях) в широкую систему конкретных указательных понятий, включившую в себя и новые основы. Примеры большого числа пространственно-указательных форм в различных языках вполне подтверждают эту мысль. (Так, в эскимосском языке насчитывается 20 указательных местоимений, до десяти указательных форм имеется во многих индейских языках, больше десяти - вмальгашском языке и т.д.) С другой стороны, на определенныхэтапах развития языков отдельные слова и формы, напротив,отмирали. (Например, в русском языке сравнительно недавноперешли в пассивный запас слов разноосновные указательныеместоимения "сей" и "оный".) Генетическая связь междууказательными словами и личными местоимениями становится сразуже очевидной, если сопоставление в плане "указательное слово -личное местоимение" производить не в отдельно взятом языке, а вязыковой семье или группе в целом. Впрочем, в каждой языковойсемье почти всегда находятся языки, в которых взаимосвязь междууказательными словами и личными местоимениями выступаетнепосредственно в данном языке. Для примера можно сравнитьуказательные слова и местоимение "я" некоторых языков:индоевропейские языки:индийская группа - ma - mama (сингальск.);иранская гр. - ан - ман (белуджск.);балтийская гр. - is - а (литовск.), is - es (латышск.);кельтская гр. - ma - me (бретонск.);кавказские языки: вейнахская гр. - ис - со (чеченск.);картвельская гр. - ham - ma (чанск.);алтайские языки:тюркские языки - манна - мин (якутск.);мана-мен (узбекск.);бурушаски языки: se - -za (вершикск.);китайско-тибетские языки: цзай - цза (китайск.);индейские языки:алгонкинско-вакашская гр. - ina - nina (фокс);пенути гр. - un-i' - n-i (майду);нилотские языки: enк - nбnъ (масаи);манде языки: anua - na (ваи);семито-хамитские языки:семитская гр. - хун-ака - 'бн-а (арабск.),хауса-котоко гр. - nan - ni (хауса);папуасские языки: ande - adi (бонгу);мон-кхмер языки: nih-aс (кхмерск.);дравидские языки: antna - n-anu (каннада);малайско-полинезийские языки:микронезийские языки - ine - -ani (науру);эскимосско-алеутские языки: уна-хуана (эскимосск.);тасманийский язык: ni, ne - mi(na);баскский язык: an - ni.

 

Как уже было отмечено, есть достаточно оснований предполагать, что образование личных местоимений 1 лица относится к эпохе существования праязыка. Вероятно, на определенной ступени развития праязыка какое-то указательное слово стало выражать понятие "я". Скорее всего, даже не одно, а два указательных слова составили новое сложное понятие, имевшее, однако, на первых порах лишь конкретное узкое пространственно-указательное содержание. Это тем более объяснимо, что, коль скоро образование личных местоимений 1 лица относится к эпохе примитивного языка, а значит, и эпохе примитивного мышления, - то возникновение нового понятия врядли могло основываться на фонетической дифференциации первичногопонятия, а, вероятней всего, возникло путем механическогосоединения двух уже освоенных элементов. Возможно, что понятие "я" в праязыке выражалось словом, образованным путем соединенияпервоэлементов [М] + [H]. Во всяком случае, остатки такойсложной архаичной формы можно обнаружить в личных местоимениях 1 лица почти всех современных языков. Остатки - ибо несомненно, что дальнейшее развитие отдельных языков,выделившихся из распавшегося праязыка, повлекло за собой в некоторых случаях упрощение сложной формы [М] + [Н], т.е. утрату одного из составляющих элементов [М] или [Н]. В ряде языковых семей отпечаток этого распада отчетливо сохранился до наших дней. Ср., напр., местоимение "я" в финно-угорской группе уральских языков: [М] + [Н] - minд (финск.) = mina (эстонск.) = monn (саамск.) = мон (удмуртск.) =мынь (марийск.); [М] - ам (мансийск.) = ма (хантыйск.); [Н] - иn (венгерск.). То же в языковойсемье банту: [М] + [Н] - mina (зулу) = mi-na (thon); [М] - mimi (суахили); [Н] - nna (sotho) = nne (venda) = i-ni (shona).

 

Трансформация первоэлементов нагляднейшим образом проявляется при склонении личных местоимений в современном русском языке: "я" - "меня" - "мне"...; "мы" - "нас" - "нам"...

 

В других языковых семьях, если и не встречается форм, сводимых к [М] + [Н], то существуют параллельно местоимения, в основе которых лежит или [М] или [Н] самостоятельные, например, в языках койсандских, манде, отчасти - в кавказских. Втюркских языках местоимение "я" в абсолютном большинствеслучаев соответствует формуле [М] + [Н]. В семито-хамитских идравидских языках в основе местоимения "я" лежит элемент [Н].

 

Однако и здесь косвенным путем можно обнаружить утраченный элемент [М], сопоставляя основы единственного и множественного числа, в которых можно установить соответствие. Чередование элементов [М] и [Н] во мн. числе 1 лица языков группы хауса-котоко семито-хамитской семьи и в некоторых дравидских языках раскрывает такую связь. Кроме того, в древнем языке каннада (дравидская семья) для 1 лица ед. числа существовала форма -am (an).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: