Культура Челябинска в конце XIX – начале XX веков




 

В конце XIX-начале XX вв. город в социокультурном развитии переживал значительные перемены, связанные с модернизацией страны и урбанизацией региона с присущими этому процессу закономерностями и российской спецификой. Развитие Челябинска приобрело форсированные темпы с проведением через него Транссибирской железнодорожной магистрали и превращением города в крупный транзитный центр и «ворота в Сибирь». Значительно увеличилось население Челябинска, став пестрым в социальном, этническом и культурно-бытовом отношениях, что существенно видоизменило его социокультурный портрет. Изменился внешний облик города: появились каменные строения («двух - и трехэтажные громады»), аптеки, автомобили, электротеатры, телефон, электрическое освещение, фотография. Трансформировался образ жизни, одежда и быт жителей ранее захолустного городка[140].

Однако прогресс в культурно-бытовой сфере был не столь стремителен, как в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей в начале века (В. А. Весновский, А. Нечаева, В. Н. Гартевельд, А. А. Яблочкина). Челябинск начала 20 в. они сравнивали с «Зауральским Чикаго», с «далеким западом Америки». Но с другой стороны, отмечали дистанцию в культурном развитии между Челябинском и Екатеринбургом и Пермью – уральскими городами с устоявшимися культурными традициями[141].

Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 до ок. 50 % к 1917 – результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Современники и ведомственные источники информации свидетельствовали о большой тяге к знаниям во всех слоях населения, особенно непривилегированных. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска. Появлялись новые интеллектуальные запросы и занятия, наряду с традиционными формами увеселений и развлечений, присущими крестьянской и мещанско-купеческой среде.

В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х гг. 19 в. балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр. Скорее всего, что до начала 20 в. эти формы массовой культуры вполне удовлетворяли потребности невзыскательной мещанской и крестьянской публики.

Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е гг. 19 в. в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В концу XIX в. сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на пл. Южной около Народного дома[142].

В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни – торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы.

Жизненные ценности горожан и культурный статус Челябинска того времени наглядно проявляются в названиях улиц и торговых вывесках. Улица Христорождественская (ныне ул. Цвиллинга) в XIX в. стала главной улицей города. Здесь располагались основные административные здания и предмет гордости горожан – Христорождественский собор. Основной торговой улицей была Уфимская (ныне ул. Кирова). Она соединяла Троицкую и Соборную площади. Азиатская (ныне ул. Елькина) и Ивановская улицы (ныне часть ул. Труда) пестрели вывесками ремесленников и торговцев: «Самый свежий кондитерский товар из Уфы», «Готовое европейское платье парижского мастера Стерледева», «Венский шик мадам Акулин» и др. [143].

Экскурсия по старым улицам города оживляет и дополняет наше восприятие дореволюционного Челябинска, помогает осмыслить своеобразие культуры того времени. Первым общественно-культурным учреждением города стало железнодорожное собрание, основанное на системе членства и взносах. Собрание располагало зрительным залом, помещением для бильярда и карточной игры, буфетами.

Проблемы культурного развития Челябинска, как и всей российской провинции, находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы, культурно-просветительских начинаний снизу, из рядов интеллигенции, которая задавала определенный тон и ритм общественной жизни, вырабатывала ценностные установки и реализовывала их. В Челябинске конца 19 в. проживали 88 специалистов с высшим образованием и 733 со средним. Официально значились на юридической службе 10 человек, в учебно-воспитательной сфере – 65, в медицинско-санитарной – 82, к науке и литературе имели отношение 17.

К началу XX в. город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессионный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией – увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 – евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костёл, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульмане – каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит.

Происходили радикальные изменения в светском образовании – фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища). В начале 20 в. появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные. При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме – музей наглядных пособий; городская дума около 20 % бюджета выделяла на народное образование[144].

В конце XIX в. более 40% горожан (из них 1/3 – женщины) были грамотны (в ср. по России 17,4%). Средние учебные заведения становились подлинными очагами культуры – так, в реальном училище имелась богатая библиотека, спортивный зал, ученический хор, преподавалась музыка, изобразительное искусство. Преподаватели: выпускники ведущих российских университетов, Сорбонны, Московской консерватории, Строгановского художественного училища – составляли цвет общества. Широкое распространение получила просветительская работа – народные чтения, лекции и беседы на научные и популярные темы, собиравшие сотни слушателей. Эта атмосфера породила традиционное для развивающейся культуры явление – дети купцов шли в науку, в сферу умственного труда. Так, И. М. Крашенинников (сын чел. купца), будучи студентом Московского ун-та, пытался создать в Челябинске научное общество и естественноисторический музей, в чем ему помогали преподаватели реального училища. Числ. лиц, занятых умственным и интеллектуальным трудом в Челябинске, в начале века росло, умножая творческий потенциал города. Именно из этой социокультурной среды рекрутировались энтузиасты-общественники, утверждавшие основы культурных традиций и удовлетворявшие во многом эстетические и духовные потребности населения. Особую значимость приобрела эта самодеятельность в регионах, где отсутствовали земские структуры.

Распространенным явлением начала XX в. стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.)[145]. Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911). Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки.

Другими общественными организациями Челябинска были общества: “Дошкольное воспитание”, санитарного попечения, помощи голодающим, проводившие аналогичные культурно-образовательные мероприятия. Как и в других провинциальных городах, в Челябинске общепризнанным культурным центром считался Народный дом, открытый в 1903 уездным комитетом попечительства о народной трезвости, предназначенный для организации мероприятий, отвлекающих население от «неумеренного употребления крепких напитков». В Народном доме работал кружок любителей словесности, который организовывал лекции на литературные темы, пытался выпускать рукописные и печатные журналы. При Народном доме существовали воскресные курсы, на его сцене выступали заезжие гастролеры и местные любители театра[146].

С 1903 в Челябинске при городском общественном собрании существовало Музыкально-драматическое общество, объединившее местных любителей драмы и оперы. В 1909 в него вступил народный хор, организованный по инициативе податного инспектора Михайловского и нацеленный на пропаганду народной и, прежде всего, струнной музыки. Силами общества в городе культивировались такие «разумные развлечения», как организация гастролей, постановка спектаклей, концертов, детских утренников. В 1910 в структуре общества появились хоровое и мусульманское драматическое отделения.

Челябинск не был исключением из других провинциальных городов, где в отсутствие профессионального театра рождалось любительское движение по созданию самодеятельных театров. Тем более что приезжие театральные труппы (частная антреприза) работали сезонно, часто меняя состав и репертуар, не всегда утруждая себя заботой о качестве спектаклей и не считаясь с мнением публики. Большим открытием для челябинских театралов начала века стала опера – жанр искусства, на который музыкальные просветители тех лет возлагали большие надежды в борьбе против «одичания и огрубления общественных вкусов». С 1907 в Челябинске существовал любительский симфонический оркестр, руководителем которого был Г. Д. Моргулис.

С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя. Особый интерес к кинематографу проявила молодежь, получившая возможность расширить свой кругозор и обрести новую сферу общения.

В начале XX в. в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительской деятельности имели челябинские газеты: “Голос Приуралья” (1906-16), “Приуралье” (1907-09), “Приуральский край” (1906-07), “Приуральское слово” (1912), “Жизнь Приуралья” (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии. Особо следует выделить содержание литературно-художественной части “Голоса Приуралья”, который прочно придерживался реалистических позиций и отторгал декадентские новации в искусстве.

Частная периодика стала вовлекать горожан в орбиту влияния рекламы, как бы открывавшей новые горизонты жизни и мира вещей и призывавшей к иным стандартам потребления и оформления внешнего облика человека, его досуга и быта[147]. С 1912 начали выходить “Известия Челябинского общества потребителей рабочих и служащих” и “Наш союз” – издание местных кооператоров и потребителей. С появлением в 1913 в Челябинске земских учреждений возможности культурно-просветительской работы расширились: новые органы активно занимались вопросами внешкольного образования, устройства библиотек-читален, народных чтений, воскресных школ. В 1916 челябинцы впервые наслаждались классическим балетом. В цирке выступали известные артисты. Появился 1-й местный профессиональный писатель А. Г. Туркин, чье творчество высоко оценил В. Г. Короленко. Среди предпринимателей процветали благотворительность и меценатство (семья Покровских). Культурная инициатива наряду с традиционными сферами проявлялась в области не вполне органичной торгово-транспортному центру – в науке, причем на стыке с краеведением: Н. К. Минко на собств. средства проводил первые профессиональные археологические изыскания, участвовал в организации Челябинске филиала УОЛЕ.

 


Заключение

 

Итак, свою историю Челябинск ведёт с XVIII века. 13 сентября 1736 года на берегу реки Миасс основана сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. Откуда появилось название «Челябинск»? Учёные придерживаются разных точек зрения. Наиболее распространённая версия, что имя городу присвоено по названию урочища Челяби, где и была основана крепость. Со временем поселение становится центром крупной Исетской провинции. В 1781 году Челябинск получает статус уездного города. Долгие годы он остаётся захолустным городком. Основным занятием жителей было хлебопашество. Торговля, экономика, культура развивались крайне медленно. Тем не менее, в первой половине XIX века в городе формируется прослойка купцов и ремесленников, благодаря которым Челябинск занимает своё место в ярмарочной торговле Урала.

Новый этап в развитии города связан с пуском движения по Самаро-Златоустовской железной дороге в 1892 году. Через несколько лет установлено железнодорожное сообщение с городами Сибири и Екатеринбургом. Город становится узловой станцией для трёх дорог, промежуточным пунктом передвижения, своеобразными воротами Сибири. Вокруг железнодорожного вокзала возникает переселенческий городок с собственной церковью, больницей, хозяйственными постройками, жилыми бараками. Границы города расширяются. Эти перемены способствуют бурному развитию в городе предпринимательства. За короткое время Челябинск превращается в один из крупных торговых центров страны. В нём действуют почти полторы тысячи торгово-промышленных заведений. Развитие получают образование и медицина. За десять лет население Челябинска увеличивается более чем втрое и к 1917 году достигает 70 тысяч человек. Октябрьская революция открывает новую страницу в истории города.

Интенсивно стали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская гимназия, реальное училище, торговая школа. Был возведен Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро смог войти во всероссийский и даже на мировой рынок. В городе действовало приблизительно 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже оборудования и машин. В 1919г. в городе были окончательно восстановлены органы власти, был создан Революционный комитет, а также проведены выборы в партийные комитеты. Челябинск стал центром в 1919г., был создан по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии. В 1934г. город стал считаться областным центром Челябинской области. В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупных в стране промышленных центров. К 1919г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

В первой трети XIX в. в Челябинске начали свою работу школы и для городских сословий. Согласно Уставу учебных заведений, под ведомых университетам, в каждом уездном и губернском городе должно было быть хотя бы одно уездное училище к 1804., а в больших городах по два и более. Они организовывались для того, чтобы приготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание. Торжественное открытие уездного училища было 27 июля 1833г. Главным смотрителем нового учебного заведения стал Н. В. Жуковский, его заместителем П. Просвирин. Уездное училище существовало ещё до революции, но в свою очередь оставалось одним из наиболее престижных учебных заведений. Через время за уездным в Челябинске открылись и другие учебные заведения в 1839г.

Челябинск в настоящее время — один из крупных промышленных мегаполисов. Челябинск - это деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.

Развитие города не стоит на месте, и постоянно Челябинск становится более удобным и благоустроенным, сохраняя при этом свое историческое своеобразие и уникальный природный ландшафт. В его современном облике есть заслуга всех поколений горожан, начиная с казаков и крестьян, купцов и ремесленников, врачей и педагогов старой Челябы. Свой вклад оставили и строители промышленных заводов-гигантов, которые начали расти в 30-е годы, и труженики легендарного Танкограда в годы войны, когда город днем и ночью производил боевые машины, давал стране уголь и продовольствие. Наши земляки знамениты своими научными открытиями, спортивными победами, достижениями в сфере культуры и искусства. Челябинцы по праву могут гордиться своими традициями.

Можно смело утверждать, что основа тех колоссальных изменений, которые произошли на протяжение XX и начала XXI столетия в жизни Челябинска, была заложена в конце 19-начале 20 веков.

 


Литература

 

Андреева Т. А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократическими революциями (1907–1916) // Народное образование на Урале в 18 – нач. 20 вв. Свердловск, 1990.

 

Боже В. Челябинское общество попечения о начальном образовании // Календарь знаменательных и памятных дат, 1998. Челябинская область. Ч., 1998.

 

Весновский В. Весь Челябинск и его окрестности (1909) // Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов. Ч., 1997.

 

Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов / Сост. В. С. Боже. Ч., 1997.

 

Из челябинского фольклора / Публ. В. С. Боже // Городской романс. Ч., 1996.

 

Протасов В. Записки челябинского старожила // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1996. Вып. 1;

 

Рушанина Н. П. Воскресные школы на Урале в начале XX века // Одиннадцатые Бирюковские чтения: Тез. докл. Ч., 1994.

 

Смирнов Д. Любимый город спал спокойно: Штрихи к портр. староуезд. Челябинска // Деловой Урал (Ч.). 1999. 15 янв., 14 мая, 18 июня, 16 июля, 6 авг.

 

Туркин А. Челябинская жизнь // Там же; Исторические чтения. Вып. 5. Материалы науч. конф. “Культура Челябинска: поиски и находки” (1998) / Ред. - сост. Э. Б. Дружинина. Ч., 2000.

 

Чернавский Н. М. Материалы к истории Челябинска. Ч., 1993.

 

Юсупов М. Р. Культурно-просветительная деятельность Челябинского земства // Исторические чтения: Материалы науч. конф. … Ч., 2000. Вып. 5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: