Торгово-промышленная жизнь Челябинска в конце XIX – начале XX веков.




Челябинск в конце XIX-начале XX века.

 

Введение

 

Город Челябинск был основан в 1736 году. Происхождение топонима «Челябинск» точно не установлено, но явно восходит к тюркскому корню «челеби» («celebi»), то есть «благовоспитанный» (в другом варианте — «отмеченный богом»). Слово «Челяба» и сейчас используется как неофициальное название города.

Первоначально на месте города была построена крепость Челяба, охранявшая путь из Зауралья в Оренбург. Крепость была размером, примерно, 60 на 160 метров и окружена 3-метровыми стенами с установленными на них пушками. Снаружи стен были устроены заплот и 4-метровый ров. Углы крепости были защищены бастионами. Внутри располагались казармы, склады боеприпасов и продуктов. Возле крепости, по заранее разработанному плану возвели жилые кварталы.

В 1774 году Челябинск стал центром Исетского провинциального управления; в том же году, благодаря действиям воеводы А.П. Веревкина, выдержал осаду пугачёвцев, однако в феврале 1775 года сдан пугачёвцам прибывшим незадолго до этого с подкреплением генералом И.А. Деколонгом. В 1781 году Челябинск сначала был отчислен к Пермскому наместничеству Екатеринбургской провинции, а потом к Уфимскому. С 1804 года Челябинск — уездный город Оренбургской губернии.

До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. Жизнь города коренным образом изменилась с появлением в 1892 году железной дороги: через Челябинск прошла Транссибирская магистраль, а в 1896 году, с открытием железнодорожной ветки на Екатеринбург, станция Челябинск стала узловой. Население города быстро росло, Челябинск стал транспортным узлом и важным торговым центром.

В 1919-1923 город становится центром Челябинской губернии. В 1923-1934 территория Челябинской губернии вошла в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге. В 1934 году город стал областным центром.

Таким образом, с конца XIX-начала XX веков Челябинск стал стремительно развиваться. Это время начала коренных изменений во многих областях жизни челябинцев, играющих важную роль и в жизни современных жителей нашего города. В связи с этим тема актуальна и значима.

 

Цель: изучить особенности развития Челябинска в конце XIX-начале XX веков. Задачи:

 

1) охарактеризовать особенности торгово-промышленной жизни Челябинска в указанное время;

2) выявить характерные черты быта челябинцев рубежа XIX-XX веков;

3) обозначить важные моменты культурной жизни Челябинска конца XIX-начала XX веков.

 

 

Торгово-промышленная жизнь Челябинска в конце XIX – начале XX веков.

 

Новая полоса в жизни города, характеризуемая быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием, открылась с 1892 года с проведением Самаро-Златоустовской железной дороги. Не прошло и десяти лет, как перепись 1897 года показала увеличение состава населения вдвое.

Проведение железной дороги на Сибирь усилило переселенческое движение из внутренней России в Сибирь, вызвав в Челябинске создание в 1897 году врачебно-питательного переселенческого пункта, самого значительного и наиболее оборудованного, занимающего своими постройками около 10 десятин земли. На пункте были устроены зимние и летние бараки, больница амбулатория, аптека, столовая, церковь, баня, прачечная, водогрейка, 2-классная школа и др. Наряду с вокзалом переселенческий пункт являлся крупным учреждением в городе, создавшим большой спрос на припасы. Количество переселенцев с устройством пункта увеличилось до 60000, а в начале XX века оно стало выражаться в сотнях тысяч (до 750 тыс.) [127]. В годы европейской войны, когда транспорт был занят, переселенческое движение прекратилось, заменившись потоком беженцев с западной границы.

Положение Челябинска как передаточного пункта для импорта товаров с Дальнего Востока вызвало учреждение в городе в 1899 году таможни 1-го класса (переведенной из Тюмени). Особенно крупное значение здесь получило чайное дело, и через таможню проходил почти один чай (около млн. пудов).

Развитие торговли чаем повело к образованию в Челябинске обширных базисных складов, каковые имелись здесь от всех главных московских чайных фирм: Вогау, Перлова, Филиппова, Швецова и Грибушина. Вскоре в городе были устроены большие чаеразвесочные: Губкина и Кузнецова, Колокольникова, В. Высоцкого и К° и Попова. Особенно крупное производство чая было в чаеразвесочных Кузнецова и Высоцкого; оборот у них доходил до 10-12 миллионов рублей в год с пропуском до 7-8 млн. фунтов байхового чая. По чайному делу Челябинск занимал после Москвы второе место в России и конкурировал с Одессой.

Важным фактором для развития города стало служить использование колоссального природного богатства – залежей бурого угля.

Наплыв населения создал острый жилищный кризис, благодаря чему началась строительная горячка, обычно в кредит, даваемый квартирантами, причем некоторые лица свои дома сдавали под квартиры, а сами ютились в амбарах и банях, наскоро приспособленных для жилья. Строились главным образом близ вокзала, удаленного в то время на 2 км от города. Служащие дороги и рабочие устраивали небольшие домики, бараки или землянки. Тут же селились мелкие торговцы, которые в целях увеличения торговых оборотов охотно оседали близ вокзала. Постройка шла без всякого плана и даже разрешения. Таким, чисто захватным путём близ вокзала возникла слобода Пригородная (1895 г.), введенная в селитебную площадь города в 1911 году; на казачьей земле в 1911 году появились поселки Шугаевский и Колупаевский в 1906 году на городском выгоне возник Порт-Артур. Никольский поселок с этого времени также разросся и заселился в значительной части пришлым элементом. Новые постройки давали почти половину населения города [128].

С этого же времени начал быстро застраиваться и самый город, где появились целые новые слободы: Дешёвая (1904 г.) и Семёновская (1907 г.) на северной стороне. Для населения этих слобод отводились маломерные земельные участки, а самые слободы были разбиты на небольшие кварталы. На главных же улицах в центре города взамен маленьких деревянных домов были сооружены крупные каменные здания для учреждений, магазинов, контор, гостиниц и проч.

Особенное оживление в этот период приобрела и лучше обустроилась Уфимская, ныне Рабоче-Крестьянская улица, сделавшаяся в XX столетии главной взамен прежних Большой и Сибирской.

О темпе и характере построек можно судить по статистике строений за 1904 и 1908 гг. В 1904 г. у города числилось: жилых домов -102 каменных и 2325 деревянных; лавок – 43 каменных и 348 деревянных, а всего 145 каменных и 2673 деревянных дома. В 1908 году было: жилых 326 каменных (с полукаменными) и 3515 деревянных; лавок: 81 каменная и 421 деревянная, а с нежилыми – 490 каменных и 4837 деревянных. Следовательно, за 4 года увеличение выразилось в 1,8 раза, но особенно обращает на себя внимание увеличение постройки каменных домов (более чем в 3 раза)[129].

Наиболее крупные постройки возникли в 1902-1914 годах. Тогда был построен государственный банк и здание казначейства, Народный дом, реальное училище, казенный винный склад, тюрьма, Красные казармы близ вокзала и Красные казармы на северном выгоне за рекой. Тогда же были построены крупные магазины и дома, в частности, близ моста магазин Шакира Ахметова, сгоревший в 1920 году, и рядом с ним 2-этажный магазин Галеева, а также дома Холодова, Кузнецова, Зайкова, Дядина, Архипова.

С половины 90-х годов Челябинск становится важным торговым пунктом. Главнейшею отраслью становится сбыт хлеба. Будучи центром обширного и богатого земледельческого района, Челябинск вел крупную торговлю хлебом, салом, кожей и проч., снабжая ими заводское население Урала и частью отправляя во внутреннюю Россию через пристани на реке Белой и гужом. С проведением же железной дороги пшеница отсюда стала отправляться кроме внутренних рынков и за границу. В 1896 году в Челябинске было открыто несколько заграничных контор и фирм специально для экспорта пшеницы, например: Луи Дрейфуса (французская), Миллер и К° (английская), а из русских крупную торговлю вели Холодов, Степанов, Крашенинников, Павлов, Кандаков, Чирков и многие другие. Общий вывоз зерновых и хлебных продуктов из Челябинска официально определялся в 25 млн. пудов, более 30 тысяч вагонов.

В 1914 году для потребностей торговли начата была постройка элеватора грузоподъемностью 1 млн. пудов. В 1916 году главный корпус элеватора построен; в 1918-1919 годах были установлены машины, но в первые годы он главным образом обслуживал Наркомпрод и являлся преимущественно зернохранилищем, и только с 1924 года с передачей элеватора госбанку, работает по своему прямому назначению.

Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельскохозяйственными машинами и орудиями, спрос на которые развивался с улучшением земледельческой техники и с приходом к более культурным способам ведения хозяйства. В Челябинске устроен был склад машин «Столь» собственного производства и от американской фирмы «Мак-Кормик», а в 1899 году Столль устроил собственный завод недалеко от станции и вырабатывал плуги и молотилки. Вслед за «Столь» и другие фирмы стали устраивать здесь склады для поставки земледельческих машин и орудий, как собственного производства, так и заграничных: Эльворти, Аксай, Джон Гриевз, Янцен и Нейфельд, Андрианс, Плат и Ланц; кроме того, был организован казенный склад переселенческого правления. Всего в городе было 14 складов.

Завод «Столль» - одно из первых промышленных предприятий Челябинска. Как уже говорилось, он был основан в 1898 на базе торгового склада земледельческих машин и орудий воронежской фирмы «Столль В. Г. и Ко», основателем которой был В. Г. Столль – выходец из служилого дворянства Прибалтики.

В 1896 АО принадлежали открытые в Воронеже механический и трубочный заводы, производившие артиллерийские снаряды, нефтяные двигатели, паровые машины, котлы, чугунное и медное литье, земледельческие машины и орудия, оборудование маслобойных, сахарных и других заводов и мельниц. Правление товарищества в составе Л. Б. Немировского, А. Е. Малкина, В. К. Келер, М. А. Шестакова, М. С. Залтукина, А. М. Слезнина находилось в Петрограде. Основной капитал составлял 3 млн руб. Товарищество имело множество отделений и складов на Урале, в Сибири и Казахстане (в Акмолинске, Атбасаре, Актюбинске, Ташкенте, Хабаровске, Чел. и др. городах).

С превращением Челябинска в крупный железнодорожный узел и ростом его торговой значимости для сельского-хозяйства районов страны фирма в 1898 основала на базе склада для реализации готовой продукции Челябинский механический завод по сборке и ремонту плугов – на то время 1-й и единственный завод такого профиля на Урале и в Сибири. Первой продукцией завода был конный 1-лемешный плуг англо-болгарского типа. В 1899 был построен механический цех, и выпуск плугов увеличился до 100 шт. В 1901 общая стоимость завода равнялась 53682 руб. Заводские помещения состояли «из кирпичного одноэтажного здания длиною 35 сажен при ширине 17 аршин, с паровым и котельным отделениями, из двух складов для материала и орудий, деревянных, крытых железом, длиной в общей сложности 115 аршин при ширине в 15 аршин, сторожевого дома в две комнаты и хозяйственных служб». В конце 19 века здесь работали 114 чел[131]. В годы 1-й мировой войны на заводе было организовано производство снарядов, патронов, гранат. Количество работающих выросло до 500 человек. Огромный урон производству нанесла Гражданская война, завод был почти полностью разрушен. Общая сумма ущерба составила 35 тыс. руб. золотом. В сентябре 1919 предприятие было частично восстановлено. В 1920 объем выпускаемой продукции составил 1880 конных плугов и 300 молотилок. 15 ноября 1922 предприятию было присвоено имя Д. В. Колющенко. В 1930-е гг. завод перешл на выпуск тракторных плугов, затем дорожных машин (с 1946).

В торгово-промышленной жизни города в XX столетии большое значение получило маслоделие. Сначала оно находилось преимущественно в руках частных предпринимателей, скупавших молоко у крестьян для переработки на своих заводах, а потом в деревнях стали создаваться маслодельческие артели, позднее объединившиеся и образовавшие в Челябинске отделение Союза Сибирских маслодельческих артелей и Приуральский Союз маслодельческих артелей. Во время европейской войны, когда экспорт масла упал, союзы сократили свое производство.

Одним из старинных промыслов в Челябинске был кожевенный, но крупное развитие в торгово-промышленной жизни он получил особенно со времён русско-японской войны. На городском северном выгоне устроено было 15 кожевенных заведений, вырабатывавших преимущественно выросток и полувал. Всего вырабатывалось в год 80-85 тысяч кож на сумму свыше 600 тысяч рублей. Сырье для переработки скупалось в городе и уезде, а также в Петропавловске и Троицке, куда оно в большом количестве поступало от киргиз. Выделанный товар направлялся для сбыта помимо местного рынка в Троицк, Кустанай, на Кочкарские прииски, заводы Урала и отчасти в Сибирь.

Торговля скотом и продуктами животноводства раньше имела местное значение, хотя скот и масло продавали в Екатеринбург, Тюмень, Казань. Но с проведением железной дороги стало возможным отправлять в Москву битый скот в вагонах и холодильниках, для чего кроме старинной городской скотобойни устроены частные - Маренова и Лошкарева. В 1908 году на городской скотобойне было убито до 12 тысяч голов различного скота, на бойне Маренова - 16 тысяч, у Лошкарева - около 1000 голов.

В 1900 году близ 2-й версты Омской железной дороги устроен был для скоропортящихся продуктов холодильник с приборами для засолки мяса. В 1920 году этот холодильник сгорел и в 1922-23 гг. было построено новое здание холодильника[132].

Наконец развитие и рост города обусловили собой новую отрасль - лесную. За отсутствием строевого леса его доставляли гожом с Урала, из башкирских земель и из Златоуста веко и заводской дачи; причем в старое время лес доставляли сплавом во время половодья по реке Миасс. С проведением железной дороги лес стали доставлять сначала из Уфы, потом из Верхотурья, станции Ляли, Выи и из Тюмени. Большой спрос на лесные материалы вызвал открытие в городе 7 крупных лесных складов.

Оживление и развитие торговли поставили на очередь учреждение в Челябинске товарной биржи. В 1907 году Биржевой комитет открыл свою деятельность.

Торговое дело вызвало к жизни учреждение банков: Госбанка (1893 г.), Общества взаимного кредита, Русского торгово-промышленного и Агентства Русского для внешней торговли банка. Кроме того, было 14 страховых обществ и 8 транспортных контор[133].

Промышленная деятельность города за этот период сильно поднялась, хотя и в меньшей степени, чем торговля. Прежде всего, соответственно главной продукции района, развилось мукомольное дело и появились крупные паровые мельницы, как-то: Степанова в 7 верстах от города, перестроенная в пароводяную, самая крупная с суточной производительностью до. 12 тысяч пудов муки; Кузнецова в самом городе; Яушева, Петрова и Полякова. Старые водяные городские мельницы (Архиповская и Боровинского) были переоборудованы на паровые и более мощные. Кроме того, в старом городе возникли новые мельницы: Стрельникова (в 1910 г.), Ростова (в 1912 г.), Иванова и Луканина[134].

Для крупчатников особенно выгоден был перелом тарифа на станции Челябинск, дававший накидку на пуд зерна, отправляемого из Сибири, на 8 копеек, что представляло возможность им покупать зерно и перерабатывать его в муку. На мельницах Челябинска перемалывалось зерна до 5 млн пудов в год.

 

В этот же период возникли пивоваренный завод Венцеля (1893 г.), дрожжевой завод Аникина, дроболитейный завод Мартынова, конфетная фабрика Высоцкого и целый ряд прочих мелких промышленных заведений: крупообдирочных, маслобойных, искусственных минеральных вод.

В этот же период возникли и приобрели значение разного рода кооперативы и общества взаимопомощи. Прежде всего открылись коллективы по выдаче денежных ссуд и субсидий: общество взаимного кредита, касса взаимопомощи учителей, ссудо-сберегательная касса чаеразвесочной Губкина-Кузнецова, завода «Столь», служащих Яушева, земских служащих, ссудо-сберегательное товарищество, объединившее кустарей. Затем с 1916 года функционировал союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Этот союз в последнее время (1917г.) имел свою типографию, кожевенный, овчинный и маслобойный заводы, механическую, пимокатную и сапожные мастерские.

Затем организованы были потребительские кооперативы на Михайловском хуторе («Потребитель») и переселенческом пункте («Переселенец»). В самом городе 28 февраля 1909 года было открыто общество потребителей служащих и рабочих и в октябре 1916 года был организован союз потребительских кооперативов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: