При анализе выстрела в случае неблагоприятного попадания стрелы следует определить причину. Для этого стрелок должен мысленно восстановить всю картину обработки выстрела. При этом не следует отключаться от стрельбы (поворачиваться, смотреть на тренера, зрителей или других стрелков, сходить с места и т.д.). Ошибки в плохом попадании могли произойти в случае нарушения того или иного элемента техники, при неправильном тактическом решении, неполадок в материальной части, психологической неподготовленности. Если ошибка установлена, то рассмотреть, каким путем можно ее ликвидировать и принять решение на ее исправление. Если причина ошибки известна, то необходимо выполнить следующий выстрел, обращая внимание на все элементы, которые могут привести к некачественному выстрелу и после вторичного анализа найти причину появления ошибки и принять соответствующее решение.
При качественном выстреле в действиях стрелка может появиться элемент успокоенности, что нередко приводит к срыву. В этом случае стрелок должен суметь собраться, не расхолаживаться и постараться использовать ту технику, которая привела его в прошлом к хорошим результатам.
Техника и тактика органично взаимосвязаны; достоинство пробоин - это в конечном итоге способность стрелка технически грамотно действовать при любых, даже самых неблагоприятных воздействиях объективных и субъективных условий соревнований.
Каждая стрела может принести стрелку победу или поражение. Надо стараться стрелять так, чтобы тот выстрел, который стрелок делает в данный момент, был победным - независимо от того, какой это выстрел - первый или последний.
В методике обучения стрельбе из лука одним из важных звеньев является работа над ошибками в технике выполнения выстрела. Эта проблема недостаточно отражена в научно-методической литературе. В данном разделе предпринята попытка рассмотреть некоторые типичные ошибки, их взаимосвязь и влияние на результат стрельбы.
|
Понятие термина "ошибка"
Двигательной ошибкой в технике принято считать отклонение результата действия от запрограммированного.
Затруднения и ошибки могут возникать на самых разных этапах подготовки стрелка из лука как в процессе начальной, так и углубленной подготовки, а также на этапах совершенствования двигательного навыка. Кроме того, ошибки зависят не только от действия лучника, но и от тренера. Следует отметить, что понятие "двигательная ошибка" динамично: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка подчас мелкая, а то, что для мастера мелкая, для новичка вообще не ошибка. Поэтому, избавившись как будто от ошибки, стрелок по мере повышения уровня мастерства вновь встречается с необходимостью преодолеть ее в менее выраженных проявлениях, в соответствии с возросшими требованиями к качеству выполнения выстрела.
По своему характеру ошибки распределяются на 4 группы:
Ошибки позы.
Ошибки кинематического характера (отклонение движений по характеристикам пространства и времени).
Ошибки динамического характера.
Ошибки ритмического характера.
По степени выраженности:
1. Грубые - отклонение от заданной техники, искажающее основную структуру движений (вызывает цепь ошибок) и ведущей к сильному снижению результата.
|
2. Значительные - отклонение от заданной техники, которое хотя и не вызывает заметного искажения основной структуры движений, но при этом явно снижает количественный результат двигательного акта.
3. Существенные - наиболее важные в двигательном акте.
4. Мелкие, несущественные.
По степени значимости (в каком месте двигательного действия допущена ошибка):
1. Главные - в основных элементах техники.
2. Второстепенные - в подготовительных движениях.
По ожидаемости:
1. Типичные (встречаются у большинства стрелков, вероятность появления самая большая).
2. Характерные (ошибки индивидуального порядка, характерные только для данного спортсмена, зависящие от его индивидуальных особенностей).
3. Случайные.
По частоте проявления:
Частые.
Систематические.
Периодические.
Одиночные.
Причины возникновения и методы обнаружения ошибок и исправления их
1. Недостаточное овладение двигательными навыками и опыта самоанализа по выявлению ошибок.
а) недостаточное развитие физических и специальных качеств;
б) дефекты в методике обучения (несоблюдение последовательности обучения; неправильный подбор средств и методов и т.д.);
в) несоответствие поставленной двигательной задачи возможностям стрелка.
2. Влияние психогенных (субъективных) и физиологических факторов.
3. В результате сбивающих факторов (объективных), таких, как метеоусловия, внешние помехи, плохое обеспечение и т.п.
4. Подбор материальной части.
Средства и методы обнаружения и исправления ошибок
Самоконтроль.
Визуальный контроль со стороны тренера.
|
Технические средства срочной информации.
Специальные физические упражнения.
Восстановительные мероприятия.
Обнаружение и предупреждение ошибок
Ошибкам в технике стрельбы из лука часто свойственна "многоэтажность": одна влечет за собой другую, создавая причинную цепь, нередко разветвленную. Например, ошибка в динамике, т.е. в напряжении мышц и их взаимодействии может вызвать кинематическую (в скорости, ускорении), геометрическую (в позе, амплитуде движения и т.д.). Эти "производные" ошибки, в свою очередь, могут служить причиной возникновения ошибок различного типа.
"Многоэтажность" (причинная иерархия) двигательных ошибок - одна из главных трудностей при их анализе с целью устранения. Ведь в глаза часто бросаются довольно далекие последствия той ошибки, которая лежит в основе причинной цепи (назовем ее "ошибкой-основанием").
Такой причинно-следственный анализ технических ошибок очень важен в деятельности тренера, так как зачастую исправление происходит не во всех звеньях, а лишь в близлежащих к проявлению или ярко выраженных, оно носит не долгосрочный характер и может привести к повторному проявлению ошибки. Если же ошибка будет исправлена во всех звеньях, вплоть до "ошибки-основания", с использованием правильно подобранных средств и методов, вероятность появления ее вновь снижается или исчезает вовсе.
Важное значение в борьбе с ошибками в технике имеют:
Аналитическая оценка ошибки состоит в установлении ее примерной величины (мелкая, грубая и т.д.), значения для выполнения действия, размера и направления отклонения усилий от запрограммированных, возможности и сложности коррекции. Следует стремиться к максимальной объективизации оценки.
Оценка значения ошибки в большей степени должна зависеть от индивидуальных возможностей спортсмена, от условий поставленной двигательной задачи. Тренеру аналитическая оценка нужна для улучшения процесса управления техникой спортсмена.
Констатация наличия двигательной ошибки чаще всего осуществляется через определение несоответствия конечного эффекта выполненных действий двигательной программе.
Если спортсмен обычно выполняет двигательное действие без рассматриваемой ошибки, то когда она появляется, он замечает это по изменениям в привычных двигательных ощущениях. Простейший анализ ощущений позволяет в общих чертах определить характер ошибки и ее локализацию.
Распознавание ошибки - ее идентификация: как бы узнавание ее, определение ее соответствия всем признакам той или иной ошибки, уяснение того, что это есть та самая ошибка. Это очень важно.
Ведь, приняв одну ошибку за другую, можно, безусловно, пытаться выправить ее неадекватными средствами. При этом действительная ошибка может усугубляться, а ее проявление маскируется.
В этом случае полезен обмен мнением между тренером и спортсменом относительно допущенной ошибки.