Социализации обучающихся




ББК 74.200

ã Мин-во образования

Оренбургской области, 2014

ãООДТДМ, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность...................................................................................................

Нормативно-правовые основания разработки программы........

Цель и задачи программы.........................................................................

Целевые группы и субъекты реализации программы...................

Концептуальные основы............................................................................

Показатели и индикаторы реализации программы.....................

Эффективность реализации программы.........................................

Основные результаты реализации программы..............................

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫвоспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты.................

 

3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Мониторинг эффективности воспитательного процесса в образовательной организации».....................................

Приложение 2. «Макет «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».....

Приложение 3. «Интеграция основного и дополнительного образования в реализации программы (методические рекомендации)»................................

Приложение 4. «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя»...................

Приложение 5. «Информационная поддержка воспитательной деятельности (образовательные сайты)».........................................

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

 

Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить: «им решается участь человека» (В.Г. Белинский), «…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель).

Изменение экономического и социокультурного ландшафта в нашей стране в последние десятилетия в значительной мере ослабило внимание к воспитательной деятельности, к формированию духовно-нравственных ценностей и мировоззрения личности. Негативные тенденции, проявляющиеся в детской, подростковой и молодежной среде, свидетельствуют о необходимости усиления участия всех образовательных организаций, всех общественных институтов и заинтересованных структур в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для образовательной системы Оренбуржья.

Активно предпринимаемые государством меры по модернизации российского образования затронули не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменили отношение к самому процессу и результатам воспитания. Воспитательная деятельность в Федеральных государственных образовательных стандартах рассматривается как обязательная компонента педагогического процесса; она является частью основной образовательной программы, охватывает все составляющие образовательной системы школы и направлена на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на гармонизацию интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышению осознания ответственности личности за принимаемые решения и осуществляемые действия.

Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в последних документах, под воспитанием понимается «создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».

Сформулированные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» национальные ценности и нравственный воспитательный идеал должны стать целевыми ориентирами и быть положены в основу разработки воспитательных систем, формирования воспитывающей среды, реализации воспитывающего потенциала современного урока, создания программ и проектов воспитательной деятельности. Воспитательная компонента деятельности каждой школы Оренбуржья должна являться составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации и призвана расширить и углубить Программу воспитания и социализации обучающихся, став ее неотъемлемой частью. В свою очередь Программа воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС является обязательной структурной единицей общеобразовательной программы, реализуемой образовательной организации.

Разработка региональной Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области направлена на формирование позитивной модели поведения обучающихся, обеспечивающей успешную социализацию и адекватное развитие во благо самой личности, общества, государства, мира.

Опираясь на Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, рекомендованную Минобрнауки России, данная Программа имеет существенные отличия, заключающиеся в:

· концептуально-методологическом осмыслении особенностей воспитательной деятельности, учитывающей специфику культурно-образовательного контекста Оренбуржья;

· содержательном наполнении, имеющем инвариантную и вариативную части, позволяющие разрабатывать Программы воспитания и социализации обучающихся на разных уровнях (муниципальном, школьном, классном) с учетом сложившихся традиций и социально-педагогических условий;

· диагностическом инструментарии, позволяющем проводить мониторинг воспитательной деятельности на разных уровнях (муниципальном, образовательной организации, классного коллектива) в рамках неперсонифицированного оценивания личных достижений обучающихся;

· методическом и информационном сопровождении «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты».

При разработке Программы использовался диссиминационный материал передового опыта образовательных организаций и педагогов Оренбургской области.

 

 

Нормативно-правовые основания разработки

Программы

 

· Конституция Российской Федерации;

· Всеобщая декларация прав человека;

· Конвенция о правах ребенка;

· Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

· Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

· Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

· Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);

· Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014–2020 годы» (утверждена Правительством Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп);

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

· Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Минобрнауки России);

· Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ).

 

Цель Программы

 

Укрепление и развитие воспитательного потенциала образовательных организаций Оренбургской области на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Оренбуржья.

 

Задачи Программы

 

1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого школьника-оренбуржца посредством включения его в воспитательное пространство общеобразовательной организации.

2. Содействие формированию воспитательных систем школ посредством разработки системы мер по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.

3. Внедрение инновационных, с учетом и сохранением лучших традиционных, воспитательных форм, технологий и механизмов, способствующих эффективности реализации Программы.

4. Разработка мероприятий по организации взаимодействия систем общего и дополнительного образования на муниципальном уровне с привлечением органов власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодежной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

5. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях.

6. Обеспечение необходимых информационно-методических условий для реализации Программы и поддержки деятельности руководителей районных методических центров и объединений заместителей директоров образовательных организаций и классных руководителей.

7. Проведение мониторинга эффективности региональной программы по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области.

 

Целевые группы и субъекты реализации Программы

 

Приоритетными целевыми группами реализации региональной Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, родители и члены семьи.

Основными субъектами реализации Программы являются:

- организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, педагоги, психологи, социальные педагоги, образовательные организации общего и дополнительного образования, структуры, отвечающие за повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;

- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, образовательные и профессиональные сообщества, попечительские советы;

- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.

 

Концептуальные основы Программы

Методологическим базисом концепции Программы являются взаимообусловленные и взаимодополняемые системно-деятельностный и аксиологический подходы.

Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: Добро, Красота, Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая родина, Семья, Труд, Природа, Творчество. Ценности не ощущаемы, но они «просвечивают» в материальной, социальной и духовной сферах, в любой деятельности, являясь аксиологическим ядром культуры личности, культуры любого сообщества, культуры нации. Согласно аксиологическому подходу, целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру (миру людей, вещей, природы). Тщательное планирование стратегий развития воспитательной системы, тактических целей воспитательных мероприятий и оперативных задач воспитывающих ситуаций позволяет аксиологизировать (наполнить ценностями) процесс воспитания, создать условия для поиска обучающимися жизненных смыслов, выстраивания жизненных перспектив и выбора стратегий и системы личностных ценностных координат.

Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъект собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной деятельности, в том числе и нравственной, и воспитание – это процесс само-деятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентации. Педагог не только демонстрирует культурные образцы деятельности и модели поведения, но и создает условия для приобретения обучающимися жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции) и самостоятельной выработки жизненных ценностей. Он выступает в роли организатора системы воспитывающих ситуаций, в которых обучающийся является активным деятелем. Воспитание, таким образом, рассматривается как со-бытийность детей и взрослых в системном процессе обучения, внеурочной воспитательной деятельности, внешкольной воспитательной работы. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих нравственное действие обучающегося. При этом необходимо понимать, что нравственная деятельность (в отличие от учебной) всегда сопряжена с эмоционально-чувственной сферой личности: ценности не транслируются, ценности переживаются.

 

Основные идеи и принципы реализации Программы

 

В основу разработки Программы положены идеи и принципы, отражающие российский образовательный контекст и национально-региональную специфику социокультурного пространства Оренбуржья.

· Идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций. В Оренбургской области проживают представители более 120 национальностей, что предполагает организацию процесса воспитания как межкультурное и межнациональное общение, формирующее межэтническую и межконфессиональную толерантность, уважение культурных особенностей, традиций, обычаев, убеждений и мировоззрения представителей других народов.

· Идея диалога. Идея реализуется в нескольких аспектах:

– как установка на сотрудничество и ведение консенсусного диалога в многоаспектном и разноуровневом межличностном взаимодействии воспитанников с педагогом, со сверстниками, со взрослыми, с носителями родной культуры и культуры другого этноса;

– как диалог культур: разных этносов, разных поколений, разных субкультур и молодежных направлений;

– как развиваемая познавательная потребность воспитанника в его субъектном постижении истории, культуры, искусства родного края и Отечества в постоянном сравнении – «диалоге культур» прошлого и настоящего;

– как установка на рефлексию и самопознание, диалогическое общение со своим внутренним «Я».

· Идея социального партнерства. Современное образование включает разнообразных субъектов в создание воспитывающей среды за счет привлечения резервов окружения, интеграции ресурсов (интеллектуальных, материальных, духовных) всех заинтересованных лиц. Социальное партнерство как добровольное сотрудничество организуется на основе консенсусного диалога и взаимовыгодного социального обмена (идеями, ценностями, знаниями) с соблюдением интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих воспитательных целей. Социальными партнерами школ в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и др. Родители и семья являются стратегическими социальными партнерами.

· Идея поддержки и укрепления межпоколенческих связей. Изучение устной истории России, Оренбуржья, своей малой родины и семьи, волонтерская работа с ветеранами, развитие музейной педагогики активно способствуют сохранению памяти о великих свершениях поколения дедов и отцов и гордости за них, продолжению культурных традиций старших поколений, формированию уважения, толерантности, гуманистических ценностей. Различные формы сотрудничества представителей разных поколений, разновозрастные команды (в том числе – учеников и учителей) способствуют развитию взаимопонимания, культуры общения, формированию национального самосознания и идентичности, социальных и коммуникативных компетентностей личности.

· Идея социального проектирования. Проектирование как интерактивная форма и метод является эффективным средством не только обучения, но и воспитания. Исследовательские и творческие проекты обладают большим воспитательным потенциалом, однако социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение. Социальное проектирование включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо села, региона, России. Это – социально-ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад школьников в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя.

· Идея командной деятельности. Личность формируется в отношениях, и педагогическая задача есть формирование отношений в совместной деятельности детей друг с другом, со взрослыми и т.д. В основе сотрудничества лежат общие цели, ценности, этические принципы взаимного уважения и доверия, командный дух (чувство «Мы»). Люди, составляющие команду, действуют эффективнее, лучше взаимодействуют, быстрее обучаются, работают стабильно и качественно. Командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность и т.д. Очень важно, чтобы целью команды стала социально значимая деятельность. Применение законов развития коллектива (А.С. Макаренко) позволяет формировать из классных коллективов сплоченные команды с активными органами самоуправления.

· Идея использования социальных практик. Социальная практика как вид деятельности является средством организации активной жизнедеятельности обучающихся, широко зарекомендовавшим педагогическим средством, обладающим большим воспитательным потенциалом. Формами социальных практик являются: практика работы с информацией; проектная деятельность; практика исследовательской деятельности; культурологическая практика; социально-правовая практика; практика творческой деятельности; практика социального проектирования; управленческая практика; социальный экстрим; экскурсионно-экспедиционная практика. Социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения. Разнообразие социальных практик позволяет широко использовать их в воспитательном процессе, в совместной деятельности как эффективное средство социализации.

 

Основными принципами реализации Программы являются:

- принцип разнообразия воспитательных систем, средств, мероприятий, механизмов, стратегий и технологий на основе повышения эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- принцип культуросообразности, базирующийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;

- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- принцип «особой заботы»: создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом.

- принцип природосообразности и природоспособности, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- принцип вариативности воспитательных систем, направленный на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- принцип преемственности в воспитании, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- принцип государственно-общественного управления воспитанием, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- принцип учета духовной составляющей жизни ребенка, проявляющейся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- принцип воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин – как основных, так и дополнительных образовательных программ – в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- п ринцип сочетания традиций и инноваций позволяет, с одной стороны, сохранить целостность и преемственность воспитательного процесса, обеспечить трансляцию ценностей от одного поколения к другому; с другой стороны, гибко реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе;

- принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

Показатели и индикаторы реализации Программы

 

В результате реализации Программы будет обеспечено:

- создание и внедрение новых программ воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях;

- повышение уровня воспитанности обучающихся;

- рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;

- повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;

- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;

- внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся.

 

Эффективность реализации Программы

 

Эффективность реализации Программы определяется как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций.

 

Основными результатами реализации Программы

должны стать:

 

- результаты личностных воспитательно-образовательных достижений учащихся;

- результаты деятельности образовательных учреждений систем общего и дополнительного образования детей;

- результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей;

- результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами.

Главный результат реализации Программы заключается в том, что будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.

 

 

Содержание Программы воспитания и

социализации обучающихся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: