С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ»




 

 

Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» и носит рекомендательный характер. Адресован субъектам образования, ответственным за организацию воспитательной деятельности обучающихся.

 

Примерная структура Программы:

· Пояснительная записка.

· Цель, задачи.

· Концептуальные основы (подходы, идеи, принципы).

· Планирование содержания воспитательной деятельности.

· Мониторинг результатов воспитательной деятельности.

 

Пояснительная записка (примерная)

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Программа разработана в соответствии со Стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Воспитательной компоненты, Методических рекомендаций по реализации Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Программа ориентирована на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривает обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности.

Программа воспитания и социализации, с учетом Воспитательной компоненты, должна решить ряд проблем: выработку и реализацию последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления; создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании; закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.; создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (Письмо Минобрнауки РФ о разработке Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях).

Программа учитывает культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности региона и запрос родительской общественности. Опирается на принцип преемственности, являясь логичным продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Данная программа предполагает создание единого образовательного пространства школы, в котором интегрирована урочная, внеурочная, внешкольная, семейная деятельность обучающихся и их родителей.

Программа предназначена для всех участников образовательного процесса, непосредственно реализующих или создающих условия для осуществления воспитательной деятельности.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

Примечание: Задачи конкретизируются с учетом особенностей образовательной организации и запроса родителей. Примерная формулировка задач предложена ниже.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Программа опирается на следующие принципы:

· принцип ориентации на идеал

· аксиологический принцип

· принцип следования нравственному примеру

· принцип диалогического общения со значимыми другими

· принцип идентификации

· принцип полисубъектности воспитания и социализации

· принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем

· принцип системно-деятельностной организации воспитания

Планирование содержания Воспитательной компоненты

Примечание: Планирование воспитательной деятельности осуществляется с учетом реализации обозначенных воспитательных задач, содержательных направлений, видов деятельности, конечного результата и может включать следующие разделы (ниже приведены варианты на выбор):

 

Вариант планирования №1

(в основе планирования – ценностно-смысловые ориентации )

Направление воспитательной деятельности Воспитательная задача Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) Название мероприятия Форма проведения Социальное партнерство Планируемый результат
             
             
             

Вариант планирования № 2

(в основе планирования – традиции)

Направление воспитательной деятельности Традиции школы в воспитательной системе класса Традиции класса Общешкольные мероприятия (в планировании воспитательной деятельности класса) Внутриклассные мероприятия Социальное партнерство
по запросу учащихся по запросу родителей
             

 

В помощь разработчикам «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» ниже приводится пример планирования воспитательной деятельности с учетом традиций образовательной организации и класса.


Пример планирования содержания воспитательной деятельности (вариант 1)
Направление воспитания Традиции школы в воспитательной системе класса Традиции класса Общешкольные мероприятия (в планировании воспитательной деятельности класса) Внутриклассные мероприятия Социальное партнерство
по запросу учащихся по запросу родителей
Гражданско-патриотическое Творческие конкурсы плакатов к государственным праздникам Творческие конкурсы плакатов к государственным праздникам, беседы, экскурсии, краеведческая работа Оформление экспозиции музея Кинолекторий «Служение Отечеству» Часы общения «Я гражданин своей страны», «Мой край – моя малая родина» Совет ветеранов
Нравственное и духовное воспитание Благотворительные акции –акция«Милосердие» Акции благотворительности – акция «Милосердие», заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики Благотворительные акции – акция «Милосердие» Театральные постановки Уроки этики Школьная библиотека, музеи, театры
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Ярмарка профессий, трудовые акции Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий, презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарка профессий, город мастеров, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции Неделя профориентации Презентации «Труд наших родных» Сюжетно-ролевые, экономические игры Экскурсии на производственные предприятия
Здоровьесберегающее воспитание Спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивная семья» Встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, прогулки на природе для укрепления своего здоровья, спортивные секции, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивнаясемья», игровые и тренинговые программы Спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивная семья» Туристические походы Прогулки на природе для укрепления своего здоровья, спортивные секции Спортивные секции, встречи со спортсменами, тренерами
Социокультурное и медиакультурное воспитание Уроки добра «Отзывчивости тоже надо учиться», «Сохраним родной край» Выставки рисунков «Мой край родной, как ты многообразен», «Сохраним родной край», устный журнал, диспуты «Как быть толерантным», уроки добра «Отзывчивости тоже надо учиться», турпоход «Красота родного края» Уроки толерантности (цикл тематических занятий) Турпоход «Красота родного края» Диспуты «Как быть толерантным» Творческое объединение «Школа юных журналистов» ОЦТДиМ
Интеллектуальное воспитание Участие во Всероссийских проектах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Познание и творчество», исследовательские работы Предметные недели, участие во Всероссийских проектах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Познание и творчество», исследовательские работы, проектная деятельность, участие в предметных олимпиадах Неделя знаний Игра «Самый умный», исследовательская деятельность «Хочу все знать» Научно-проектная и исследовательская деятельность «Юные интеллектуалы XXI века» Ученые города
Культуротворческое и эстетическое воспитание Проведение выставок семейного художественного творчества Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; посещение музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок, проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров Проведение выставок семейного художественного творчества Выставка «Очумелые ручки», ярмарка «На добрые дела», конкурс дизайнеров «Украсим дом», фотовыставка «Из-за угла» Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры
Правовое воспитание и культура безопасности Месячник профилактики детского травматизма Месячник профилактики детского травматизма, уроки ПДД, месячник правовых знаний «Законопослушный гражданин», неделя профилактики «Добрая дорога детства» Месячник профилактики детского травматизма Ролевая игра «Защити себя сам» Правовой всеобуч «Мои права и обязанности», уроки ПДД Инспекция безопасности дорожного движения, юридическая служба
Воспитание семейных ценностей Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», родительские беседы (собрания совместно с детьми) Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», «Традиции моей семьи», «Искусство рукоделия», «Путешествуем вместе» и т.д., работа над мини-проектами «Моя родословная», «Военная летопись семьи», «Мои обязанности перед семьей»; диалоги с родителями, семейные консультации, где каждый родитель может получить информацию по вопросам формирования позиций личности и осознанию значимости ребенка в семейных отношениях, родительские беседы (совместные собрания с детьми) Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», родительские беседы (собрания совместно с детьми) КТД «Я и моя семья» Семейные консультации Родительский комитет
Формирование коммуникативной культуры Практикум с использованием тренинговых упражнений Тренинговые упражнения «Эмпатийное распознавание», «Путешествие»,«Рассказ от первого лица»,«Истории из жизни старого башмака», «Сказка в заданном ключе»,«Колобок и воздушный шарик»,«Изменение сказочной развязки» Коммунарский сбор (социально-образовательные игры)   Ролевая игра «Мне есть, что тебе сказать», тренинг «Заходите к нам на огонек» КТД «Вместе – мы сила» Психолог
Экологическое воспитание Экскурсии, проекты Экскурсии, проекты, устные журналы, экологические сказки, беседы, игры Экскурсии, проекты Защита проектных работ «Юный исследователь окружающей среды» Социально-проектная деятельность «Сохраним родной дом» Детский областной эколого-биологический центр

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: