Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» и носит рекомендательный характер. Адресован субъектам образования, ответственным за организацию воспитательной деятельности обучающихся.
Примерная структура Программы:
· Пояснительная записка.
· Цель, задачи.
· Концептуальные основы (подходы, идеи, принципы).
· Планирование содержания воспитательной деятельности.
· Мониторинг результатов воспитательной деятельности.
Пояснительная записка (примерная)
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Программа разработана в соответствии со Стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Воспитательной компоненты, Методических рекомендаций по реализации Воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Программа ориентирована на реализацию стратегически единой для всех образовательных учреждений страны цели образовательной деятельности – Национальный воспитательный идеал. Предусматривает обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности.
Программа воспитания и социализации, с учетом Воспитательной компоненты, должна решить ряд проблем: выработку и реализацию последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления; создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании; закрепление в содержании образования таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.; создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (Письмо Минобрнауки РФ о разработке Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях).
|
Программа учитывает культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности региона и запрос родительской общественности. Опирается на принцип преемственности, являясь логичным продолжением программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Данная программа предполагает создание единого образовательного пространства школы, в котором интегрирована урочная, внеурочная, внешкольная, семейная деятельность обучающихся и их родителей.
|
Программа предназначена для всех участников образовательного процесса, непосредственно реализующих или создающих условия для осуществления воспитательной деятельности.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
Примечание: Задачи конкретизируются с учетом особенностей образовательной организации и запроса родителей. Примерная формулировка задач предложена ниже.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
|
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Программа опирается на следующие принципы:
· принцип ориентации на идеал
· аксиологический принцип
· принцип следования нравственному примеру
· принцип диалогического общения со значимыми другими
· принцип идентификации
· принцип полисубъектности воспитания и социализации
· принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем
· принцип системно-деятельностной организации воспитания
Планирование содержания Воспитательной компоненты
Примечание: Планирование воспитательной деятельности осуществляется с учетом реализации обозначенных воспитательных задач, содержательных направлений, видов деятельности, конечного результата и может включать следующие разделы (ниже приведены варианты на выбор):
Вариант планирования №1
(в основе планирования – ценностно-смысловые ориентации )
Направление воспитательной деятельности | Воспитательная задача | Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) | Название мероприятия | Форма проведения | Социальное партнерство | Планируемый результат |
Вариант планирования № 2
(в основе планирования – традиции)
Направление воспитательной деятельности | Традиции школы в воспитательной системе класса | Традиции класса | Общешкольные мероприятия (в планировании воспитательной деятельности класса) | Внутриклассные мероприятия | Социальное партнерство | |
по запросу учащихся | по запросу родителей | |||||
В помощь разработчикам «Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты» ниже приводится пример планирования воспитательной деятельности с учетом традиций образовательной организации и класса.
Пример планирования содержания воспитательной деятельности (вариант 1) | ||||||
Направление воспитания | Традиции школы в воспитательной системе класса | Традиции класса | Общешкольные мероприятия (в планировании воспитательной деятельности класса) | Внутриклассные мероприятия | Социальное партнерство | |
по запросу учащихся | по запросу родителей | |||||
Гражданско-патриотическое | Творческие конкурсы плакатов к государственным праздникам | Творческие конкурсы плакатов к государственным праздникам, беседы, экскурсии, краеведческая работа | Оформление экспозиции музея | Кинолекторий «Служение Отечеству» | Часы общения «Я гражданин своей страны», «Мой край – моя малая родина» | Совет ветеранов |
Нравственное и духовное воспитание | Благотворительные акции –акция«Милосердие» | Акции благотворительности – акция «Милосердие», заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики | Благотворительные акции – акция «Милосердие» | Театральные постановки | Уроки этики | Школьная библиотека, музеи, театры |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Ярмарка профессий, трудовые акции | Экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий, презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарка профессий, город мастеров, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции | Неделя профориентации | Презентации «Труд наших родных» | Сюжетно-ролевые, экономические игры | Экскурсии на производственные предприятия |
Здоровьесберегающее воспитание | Спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивная семья» | Встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, прогулки на природе для укрепления своего здоровья, спортивные секции, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивнаясемья», игровые и тренинговые программы | Спортивные соревнования «Будь здоров!», «Папа, мама, я – спортивная семья» | Туристические походы | Прогулки на природе для укрепления своего здоровья, спортивные секции | Спортивные секции, встречи со спортсменами, тренерами |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Уроки добра «Отзывчивости тоже надо учиться», «Сохраним родной край» | Выставки рисунков «Мой край родной, как ты многообразен», «Сохраним родной край», устный журнал, диспуты «Как быть толерантным», уроки добра «Отзывчивости тоже надо учиться», турпоход «Красота родного края» | Уроки толерантности (цикл тематических занятий) | Турпоход «Красота родного края» | Диспуты «Как быть толерантным» | Творческое объединение «Школа юных журналистов» ОЦТДиМ |
Интеллектуальное воспитание | Участие во Всероссийских проектах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Познание и творчество», исследовательские работы | Предметные недели, участие во Всероссийских проектах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Познание и творчество», исследовательские работы, проектная деятельность, участие в предметных олимпиадах | Неделя знаний | Игра «Самый умный», исследовательская деятельность «Хочу все знать» | Научно-проектная и исследовательская деятельность «Юные интеллектуалы XXI века» | Ученые города |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Проведение выставок семейного художественного творчества | Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; посещение музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок, проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров | Проведение выставок семейного художественного творчества | Выставка «Очумелые ручки», ярмарка «На добрые дела», конкурс дизайнеров «Украсим дом», фотовыставка «Из-за угла» | Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры | Экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры |
Правовое воспитание и культура безопасности | Месячник профилактики детского травматизма | Месячник профилактики детского травматизма, уроки ПДД, месячник правовых знаний «Законопослушный гражданин», неделя профилактики «Добрая дорога детства» | Месячник профилактики детского травматизма | Ролевая игра «Защити себя сам» | Правовой всеобуч «Мои права и обязанности», уроки ПДД | Инспекция безопасности дорожного движения, юридическая служба |
Воспитание семейных ценностей | Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», родительские беседы (собрания совместно с детьми) | Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», «Традиции моей семьи», «Искусство рукоделия», «Путешествуем вместе» и т.д., работа над мини-проектами «Моя родословная», «Военная летопись семьи», «Мои обязанности перед семьей»; диалоги с родителями, семейные консультации, где каждый родитель может получить информацию по вопросам формирования позиций личности и осознанию значимости ребенка в семейных отношениях, родительские беседы (совместные собрания с детьми) | Проведение тематических классных часов с участием родителей «Все профессии нужны, все профессии важны», родительские беседы (собрания совместно с детьми) | КТД «Я и моя семья» | Семейные консультации | Родительский комитет |
Формирование коммуникативной культуры | Практикум с использованием тренинговых упражнений | Тренинговые упражнения «Эмпатийное распознавание», «Путешествие»,«Рассказ от первого лица»,«Истории из жизни старого башмака», «Сказка в заданном ключе»,«Колобок и воздушный шарик»,«Изменение сказочной развязки» | Коммунарский сбор (социально-образовательные игры) | Ролевая игра «Мне есть, что тебе сказать», тренинг «Заходите к нам на огонек» | КТД «Вместе – мы сила» | Психолог |
Экологическое воспитание | Экскурсии, проекты | Экскурсии, проекты, устные журналы, экологические сказки, беседы, игры | Экскурсии, проекты | Защита проектных работ «Юный исследователь окружающей среды» | Социально-проектная деятельность «Сохраним родной дом» | Детский областной эколого-биологический центр |